Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа 1. Определение художественного и умственного типов людей с помощью тестирования
Цель работы: ознакомиться с методом определения уровня функционирования І и ІІ сигнальных систем Ход работы: экспериментатор записывает на доске слова (9 слов) одного набора и дает задание испытуемому выписать слова в группе таким образом, чтобы в каждой группе было что-то общее. Повторить задание с другими наборами слов. В выводах дать оценку произведенной группировке слов. Например: плавать, орел, бегать, чешуя, овца, летать, перья, карась, шерсть. Исследование выполняется по тестовой методике. Преподаватель на доске выписывает 9 слов, которые студенты должны сгруппировать в 3 группы по 3 слова в каждой и записать в протоколе тремя колонками. Для группировки слов студенты должны выделить какие-либо общие признаки, содержащиеся в этих словах. При обсуждении различных вариантов группирования слов нужно выяснить, какими признаками руководствовался испытуемый: если в основу группировки он положил образные признаки – это результат деятельности Ι сигнальной системы, которая оперирует образами, если понятийные признаки – результат деятельности Ι Ι сигнальной системы. Следует выяснить, на какие группы разделил людей И.П.Павлов по уровню развития у них сигнальных систем. При этом необходимо помнить, что у всех людей без исключения ведущей является Ι Ι сигнальная система.
Например: плавать, орел, бегать, чешуя, овца, летать, перья, карась, шерсть.
Возможны три способа группировки слов:
I — карась, орёл, овца шерсть, чешуя, перья бегать, плавать, летать II — карась, чешуя, плавать овца, шерсть, бегать орел, перья, летать III — беспорядочная группировка слов.
Оценка результатов: I- способ группировки является результатом анализа, когда выделяются общие существенные признаки предметов и обобщения их по этим признакам. В этом случае преобладает вторая(II) сигнальная система. II- способ группировки отражает образное мышление, - предметы и явления обобщаются по их фактическим, наглядным связям, без глубокого анализа. Этот способ свидетельствует о преобладании первой(I) сигнальной системы. Если испытуемый может решить I и II способом, — равновесие сигнальных систем.
Классификация понятий по «мыслительному» и «художественному» типу. 1. Плавать, орел, бегать, чешуя, овца, летать, перья, карась, шерсть. 2. Обоняние, ухо, зрение, звук, глаз, запах, нос, свет, слух. 3. Шофер, трамвай, электричество, пар, машинист, бензин, поезд, автомобиль, вагоноважатый. 4. Гнездо, мёд, мышь, берлога, воробей, хлеб, пшено, медведь, нора. 5. П, 3, 2, Х, Ш, 10. Работа 2. Определение силы и подвижной нервных процессов в двигательном анализаторе(теппінг-тест) Исследование проводится с помощью прибора ДПФИ-1 (дистанционный прибор для физиологических исследований). Испытуемый в течение 2 минут в максимальном темпе должен работать кистью правой руки на телеграфном ключе. Общее количество ударов в единицу времени отражает подвижность нервных процессов в двигательном анализаторе. Разность частоты движений в первый и последний десятисекундный отрезки времени, выраженная в %, выражает динамическую мышечную выносливость и, следовательно, силу возбуждения. Для оценки полученных результатов пользуются таблицей. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕППИНГ-ТЕСТА
|