Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Торможение условных рефлексов, его виды
Различают безусловное и условное торможение условных рефлексов. Безусловное торможение является врожденным, может проявляться в любом отделе ЦНС. Различают безусловное торможение: - внешнее - возникает, если в коре большого мозга во время осуществления условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный участок возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Данный вид торможения не нуждается в выработке - условный рефлекс тормозится сразу, как только подействует посторонний, чрезвычайно сильный раздражитель. У младших школьников тормозятся условные рефлексы связанные с письмом, если на учеников подействует достаточно сильный посторонний раздражитель. Таким раздражителем может быть крик учителя, чувство голода, переполнение мочевого пузыря, воспаления определенного участка. Такая форма взаимодействия между нервными центрами позволяет сосредоточить внимание на более важном в данный момент событии; - запредельное - проявляется при чрезмерном увеличении силы или времени действия условного раздражителя. При этом условный рефлекс резко ослабляется, или полностью исчезает. Запредельное торможение защищает нервные клетки от истощения. У школьников запредельное торможение наблюдается тогда, когда учитель объясняет учебный материал слишком громким голосом. Условное (внутреннее) торможение - характерное лишь клеткам коры большого мозга, возникает при определенных условиях и наступает не сразу, а производится постепенно. Различают условное торможение: 1) угасающее - возникает в том случае, когда условный раздражитель многократно не подкрепляется безусловным. Угасанием можно объяснить непрочность знаний учебного материала, если он не закреплялся повторением, временную потерю навыка игры на музыкальном инструменте. Угасание лежит в основе забывания. У детей угасающее торможение происходит медленно, потому их трудно отучить от вредных привычек; 2) запаздывающее - оно развивается, если безусловный раздражитель давать с опозданием после условного. Например, если после многократного повторения включения колокольчика еду давать не через 1-5 сек., а через 2-3 мин., то и слюна будет выделяться через 2-3 мин. У детей запаздывающееторможение производится с трудностями под воздействием воспитания и тренировки. Первоклассник тянет руку, вставая из-за парты, пытаясь привлечь внимание учителя, трудно приучить его сдерживать свои желания; 3 ) дифференцировочное - организм отличает условные раздражители близкого качества. Производится в результате подкрепления одних условных раздражителей и неподкрепления других. Благодаря ддифференцировочно му торможению младшие школьники в процессе учебы различают звуки, цвета, оттенки, форму предметов, животного, растения, из многих предметов выбирают тот, который нужен. Это дает возможность им усвоить правильное написание букв, фиксировать результаты наблюдений и тому подобное. Уже с первых дней жизни ребенка начинает производиться дифференцирование. Это помогает ориентироваться в окружающем мире, вычленять из него раздражители значимые, сигнальные; 4) условный тормоз - если у собаки произвести слюноотделительный условный рефлекс на свисток, то свисток будет вызывать выделение слюны, а комбинация свисток-свет - нет, поскольку эта комбинация двух раздражителей не будет подкрепляться кормлением. В данном случае свет выступает в качестве условного тормоза. Процесс учебы связан с выработкой у школьников условных тормозов. Например, слово " нельзя" тормозит условные рефлексы, нежелательные на определенном этапе учебы; 5) охраняющее торможение - развивается в результате усталости после длительной работы. Направлено на сохранение нервных структур от функционального истощения и морфологического разрушения. Память - одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма. Память складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранения и воспроизведения информации, Процесс запечатления в ЦНС поступающей информации может быть двух видов: произвольный и непроизвольный. Произвольное запечатление оказывается более эффективным. Стимулы, имеющие большое биологическое и социальное значение, фиксируются значительно эффективнее независимо от их физической силы. Сохранение следов является центральным звеном в системе памяти. В процессе накопления и хранения приобретенной информации в ЦНС происходит ее сложная переработка. Различают следующие виды памяти: наследуемую (генетическую) и ненаследуемую (индивидуальную), образную (которая воспроизводит образ объекта), эмоциональную (когда ситуация вызывает эмоции, характерные для происходивших ранее событий), словесно-логическую (свойственную только человеку). По времени сохранения информации различают: непосредственный отпечаток сенсорной информации (сенсорная память), кратковременную и долговременную память. Непосредственный отпечаток сенсорной информации обеспечивает удержание следов в сенсорной памяти не более 500 мс. Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может сознательно контролироваться, но зависит от функционального состояния организма. Время сохранения образа внешнего мира неодинаково для различных органов чувств (длительно сохраняются зрительные образы). Непосредственный отпечаток сенсорной информации является начальным этапом переработки поступивших сигналов. Количество информации, содержащейся в нем, избыточно и высший аппарат анализа информации определяет и использует лишь наиболее существенную ее часть. Кратковременная память обеспечивает удержание ограниченной части поступившей информации, позволяет воспроизводить какую-то ее часть и тем самым некоторое время использовать определенное количество информации. Долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченый объем, сохраняет огромное количество информации без искажения. Информация при необходимости может легко воспроизводиться. Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воспроизведение, заключающееся в воспроизведении из долговременной памяти ранее приобретенной информации, имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания, а иногда и значительных умственных усилий. Под забыванием понимают невозможность воспроизведения приобретенной информации, которая, тем не менее, при определенных обстоятельствах может воспроизводиться. Существуют несколько теорий, рассматривающих физиологические механизмы кратковременной памяти. Согласно теориг реверберации импульсов субстратом, хранящим поступающую информацию, является нейронная ловушка, образующаяся из цс пи нейронов, что обеспечивает длительную циркуляцию возбу> г дения по таким кольцевым связям. Если импульсация будет п вторно поступать к тем же нейронам, то возникает закреплен! ' следов этих процессов в памяти. Отсутствие повторной импульсс ции или приход тормозного импульса к одному из нейронов ц-почки приводит к прекращению реверберации, т.е. к забывание Электротоническая теория памяти основана на том, чт кратковременная память может быть объяснена специфическими явлениями, развивающимися при прохождении нервных импульсов через синапсы и развитии в них электротонических потенциалов, которые регистрируются в течение нескольких минут и даже часов и способны облегчить прохождение импульсов через определенные синапсы. Сильное раздражение нейронов часто приводит к явлению посттетанической потенциации, которая выражается в нарастании возбудимости этого нейрона и развитии длительной импульсной активности после прекращения раздражения. Физиологические механизмы долговременной памяти не могут базироваться на циркуляции импульсов или изменениях электрофизиологических характеристик отдельных нейронов. При различных воздействиях на организм (гипоксия, наркоз, охлаждение, электрошок) разрушаются кольцевые реверберационные связи и снижается возбудимость нейронов. Но при этом огромное количество информации сохраняется в долговременной памяти в неизменном виде. Согласно анатомической теории запоминание и хранение информации осуществляется за счет образования новых терминальных волокон, изменения их размеров, развития шипикового аппарата на дендритах нейронов. Глиальная теория основывается на изменениях глиальных клеток, которые окружают нейроны и могут синтезировать особые вещества, облегчающие синаптическую передачу или повышающие возбудимость соответствующих нейронов. Согласно биохимической теории, происходит активирование ферментативных процессов при образовании медиаторов или перестройке мембраны нейронов. Активация нейрональных процессов сопровождается интенсификацией белкового обмена. Для хранения и воспроизведения информации необходимы специфические белки, торможение синтеза белка приводит к нарушению или прекращению формирования долговременной памяти. В механизмах долговременной памяти участвуют молекулы ДНК и РНК нейронов головного мозга. Мотивации. Источником активности животного и человека являются потребности. Мотивации - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Их делят на три основные группы: биологические мотивации, которые свойственны человеку и животным; социальные мотивации, свойственные человеку и частично животным; духовные - свойственные только человеку и связанные с интеллектуальными потребностями. Основной причиной возникновения биологических мотиваций является отклонение основных констант внутренней среды организма, т.е. биологические мотивации формируются на основе биологических потребностей - голода, жажды, полового чувства и др. Так, например, при снижении в крови уровня питательных веществ, возбуждаются хеморецепторы, информация от которых поступает в латеральные ядра гипоталамуса (центр голода). Эти ядра могут раздражаться и непосредственно кровью, в которой снижено содержание питательных веществ. Возбуждение от них передается в кору головного мозга - возникает чувство голода. Возбуждение постепенно захватывает все большие и большие участки коры, что обеспечивает формирование пищевого поведения.
|