Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос о международной правосубъектности физических и юридических лиц.
Западные ученые давно признали свойство международной правосубъектности за физическими и юридическими лицами (особенно транснациональными корпорациями). Отечественные (И.И. Лукашук) упорствуют. В.С. Иваненко предлагает признать, что могут существовать субъекты международного права как с универсальной компетенцией (в том числе по участию в правотворчестве на международном уровне) и субъекты с правореализующей компетенцией. Именно ко второй категории субъектов международного права при таком подходе следует относить физических и юридических лиц.
16. Основные принципы международного права: понятие, признаки, система, место и роль в обеспечении международного правопорядка. Основные принципы международного права – наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом. Признаки:
Система основных принципов международного права:
Основные принципы международного права занимают значительное место и играют важнейшую роль в обеспечении международного правопорядка, их актуальность и способность служить источником вдохновения возрастают по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми (Декларация тысячелетия, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2000г.).
17. Принципы суверенного равенства и сотрудничества государств: нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка. ООН основана на суверенном равенстве всех ее членов (ст.2 (1) Устава ООН). В соответствии с Декларацией 1970г. это означает, что все государства имеют одинаковые права и обязанности, являются равноправными членами международного сообщества, юридически равны, пользуются правами, присущими полному суверенитету, обязаны уважать правосубъектность других государств, их территориальная целостность и политическая независимость неприкосновенны, каждое государство может самостоятельно выбирать и развивать свою политическую, экономическую, социальную, культурную систему, вместе с тем обязано выполнять свои международно-правовые обязательства и жить в мире с другими государствами. Заключительный акт СБСЕ 1975г. добавляет, что исходя из принципа суверенного равенства каждое государство вправе устанавливать свои законы и административные правила, самостоятельно определяет, заключать ли международные договоры, участвовать ли в международных организациях, имеет право на нейтралитет. Устав ООН неоднократно упоминает о сотрудничестве: развитие дружественных отношений между нациями является одной из целей ООН (ст.1(2) Устава ООН), члены ООН оказывают поддержку ООН в ее действиях в соответствии с Уставом ООН (ст.2(5) Устава ООН), Генеральная Ассамблея ООН содействует международному сотрудничеству (ст.13(1)(a) Устава ООН). Декларация принципов 1970г. говорит уже об обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН, в том числе в деле поддержания международного мира и безопасности, установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод, ликвидации всех форм расовой дискриминации. При этом Декларация принципов отмечает, что межгосударственное сотрудничество в экономической, торговой и иных областях должно осуществляться в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Заключительный акт СБСЕ указывает, что в своем сотрудничестве государства стремятся повышать благосостояние народов, обеспечивать реализацию достижений научно-технического прогресса, должны учитываться интересы развивающихся стран. Принцип суверенного равенства государств обеспечивает необходимость согласования их воль при правотворчестве в сфере международного права, при этом принцип сотрудничества не позволяет им самоизолироваться.
18. Принципы территориальной неприкосновенности и нерушимости государственных границ: нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка. Устав ООН запрещает применять силу в том числе против территориальной неприкосновенности государств (ст.2(4) Устава ООН). В развитие этого в Декларации принципов 1970г. отмечено, что не может применяться сила (угроза ее применения) с целью нарушения существующих межгосударственных границ, в качестве средства разрешения территориальных споров. В качестве самостоятельных общих принципов международного права принципы территориальной неприкосновенности и нерушимости государственных границ были впервые выделены в Заключительном акте СБСЕ 1975г. В частности, не допускаются оккупация, захват, узурпация части или всей территории государства, территориальные приобретения в связи с применением силы, не допускаются посягательства на существующие границы, которые объявлены нерушимыми. Венская конвенция о праве международных договоров 1969г. указала, что на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание прекращения договора, устанавливающего границу, или выхода из него (ст.62(2)(a) Венской конвенции о праве международных договоров). На принцип нерушимости границ сослался Международный Суд ООН в 1986г., разрешая пограничный спор между африканскими государствами Буркина-Фасо и Мали. Принципы территориальной неприкосновенности и нерушимости границ позволяют обеспечить мир, заранее признавая незаконными все территориальные приобретения, являющиеся результатом агрессивной войны.
19. Принцип мирного разрешения международных споров: нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка. Принцип разрешения международных споров между членами ООН мирными средствами был закреплен в ее Уставе (ст.2(3) Устава ООН). Декларация 1970г. указывает на способы мирного разрешения споров: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. При этом стороны спора и иные государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить спор, создав угрозу международному миру и безопасности. Суверенное равенство государств в ходе мирного разрешения международных споров выражается в свободном выборе средств урегулирования. Мирное разрешение международных споров позволяет не подвергать угрозе международный мир и безопасность, а также справедливость.
20. Принцип невмешательства во внутренние дела: нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка. Устав ООН фактически закрепляет принцип невмешательства, устанавливая, что какие-либо принудительные действия Совета Безопасности ООН в отношении государства могут быть предприняты, если создалась угроза международному миру и безопасности. Декларация принципов 1970г. указала, что ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любого другого государства, при это вмешательство и угрозы, направленные против правосубъектности государства, его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права, нельзя добиваться подчинения другого государства, пытаться лишать народы их национальной самобытности. Соответственно, государство вправе самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную, культурную систему. Принцип невмешательства во внутренние дела позволяет обеспечить суверенитет - неотъемлемое свойство любого государства, являющееся членом международного сообщества.
21. Принцип неприменения силы и угрозы силой: нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка. Устав ООН закрепил, что члены ООН отказываются от угрозы силой или ее применения в своих международных отношениях (ст.2(4) Устава ООН), для предотвращения этого, собственно говоря, и была создана ООН (ст.1(1) Устава ООН). Этот принцип указан первым в Декларации принципов 1970г. Декларация принципов 1970г. указывает, что применение силы, угроза ее применения являются нарушением международного права и Устав ООН, они не должны применяться в качестве средств урегулирования международных проблем, при этом агрессивная война является преступлением против мира, кроме того, не допускается пропаганда агрессивных войн. Угроза силой, ее применение не должны применяться для нарушения государственных границ, международных демаркационных линий (например, линий перемирия). Насильственные действия не должны использоваться государствами для лишения народов их права на самоопределение. Государства не должны организовывать и поощрять иррегулярные силы и вооруженные банды для вторжения на территорию другого государства, аналогично нельзя способствовать гражданской войне или террористическим актам на территории другого государства. Сила может применяться только в соответствии с Уставом ООН, в том числе на основании резолюции Совета Безопасности. Принцип неприменения силы или угрозы силой позволяет отказаться от войны как средства разрешения международных споров, по сути выстроить новый международный правопорядок, обеспечив таким образом международный мир и безопасность, избавить грядущие поколения от бедствий войны (преамбула к Уставу ООН).
22. Принцип равноправия и самоопределения народов: становление, нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка. О принципе равноправия и самоопределения народов говорится в Уставе ООН (ст.1(2) Устава ООН). В дальнейшем принцип самоопределения колониальных народов, включающий право на создание ими независимых государств, был закреплен в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960г., а также в ст.1 международных пактов о правах человека 1966г. Декларация принципов 1970г. установила, что все народы вправе свободно и без вмешательства извне определять свой политический статус, а также осуществлять свое социальное, экономическое и культурное развитие. В связи с этим Декларация принципов 1970г. указывает на необходимость положить конец колониализму. Декларация принципов 1970г. перечисляет формы реализации права на самоопределение народов: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Вместе с тем, Декларация принципов 1970г. в своей преамбуле указывает на то, что всякая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности государства или страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН. Принцип равноправия и самоопределения народов позволили разрушить колониальную систему, способствовал создания десятков новых независимых государств (особенно в Африке и Океании), ставших новыми суверенными и равноправными субъектами международного права.
23. Принцип уважения основных прав и свобод человека: становление, нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка. Принцип уважения основных прав и свобод человека упомянут в ст.1(3), ст.13(1)(b), ст.55(c), ст.62(2) Устава ООН, затем был развит во Всеобщей декларации прав человека 1948г. (ст.2 и др.), пактах о правах человека 1966г. Об уважении основных прав человека говорится также в преамбуле к Декларации принципов 1970г., а также в контексте принципов сотрудничества государств, равноправия и самоопределения народов. В Заключительном акте СБСЕ 1975г. говорится об уважении прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, со ссылкой на Всеобщую декларацию прав человека и Международные пакты о правах человека. Закреплены права национальных меньшинств. Граждане имеют право знать свои права и обязанности. Уважение прав человека направлено на укрепление достоинства, свободное и полное развитие человеческой личности, которая в конечном счете определяет любой правопорядок, в том числе международный. Уважение прав человека и основных свобод является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами.
24. Принцип pacta sunt servanda: нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка. Устав ООН обязывает членов ООН добросовестно выполнять обязательства, принятые на себя по Уставу ООН (ст.2(2) Устава ООН). Венская конвенция о праве международных договоров 1969г. в своей преамбуле подчеркивает, что принципы свободного согласия и добросовестности, а также норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание, кроме того указала, что каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (ст.26). Данный принцип развит в Декларации принципов 1970г., которая устанавливает, что каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также с международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. При этом обязательства государств по Уставу ООН обладают приоритетом (ст.103 Устава ООН). Заключительный пакт СБСЕ 1975г. добавляет, что принцип pacta sunt servanda означает, что государства при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву. Без этого принципа, о котором писал еще Г.Гроций, вообще невозможно существование международного права.
|