Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Следующий этап подготовки отряда.






Готовит отряд к " огоньку" вожатый весь день. В точение дня вожатый тактично, как бы невзначай, говорит, обращаясь то к одному то к другому ребенку: видишь - это новое и интересное - скажи об этом на " огоньке", ладно? А то я забуду, или еще что, а у тебя хорошо получится, договорились? Если к вожатому обращается с жалобой или предложением кто-либо, то он (если позволяет ситуация) отвечает: " Хорошо, я согласен с тобой, но давай это обсудим на " огоньке" или " Мне это тоже не нравиться, но скажи-ка, ты сегодня об этом на " огоньке", ладна? Результат не замедлит сказаться. Дети начнут видеть мир, рассуждать иногда вслух: " А. я, вот об этом скажу сегодня на " огоньке".

 

Виды:

-Знакомства

-Конфликтный

-Тематический

-Анализа

-Адаптации

Дальше перед описанием огонька будет пометка в какой период смены его лучше проводить 1 этап- орг.период. 2 этап- основной период, 3 этап- закл. период

ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА

Рассказ-эстафета
1 Этап
Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет.
Выговариваются сидящие в кругу по принципу: " все говорят, а чего бы и мне не сказать". Выговаривается вся группа.
Уровень отряда - любой

жетоны

Вожатый перед огоньком нарезает из цв. бумаги различные фигурки, складывает их в оформленный конверт/шапку. На огоньке ребятам предлагается вытащить по желанию какое-то кол-во жетонов. Дальше вожатый объявляет: «У кого сколько жетонов, тот столько фактов и рассказывает о себе»

Пакет откровений
1 этап.
Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами.
Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.
Уровень отряда - любой

Музей любимых вещей
3-4 день смены.
Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке.
Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.
Уровень отряда - высокий.

Этот огонек можно проводить в 2-х вариантах: А- Вожатый заранее приготавливает вещи и раскладывает их вокруг свечи, ребенок по желанию берет из общей кучи 1-3 вещи и рассказывает, почему он ассоциирует эти вещи с собой. Б- дети сами на огонек приносят свои вещи.

Гороскоп
2-3 день смены.
Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.
Уровень отряда -- низкий.

Фонарщик
3-4-5 день смены.
Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике.(Жили-были первобытные люди, охотились, ловили рыбу, а вечером собирались в своей пещере перед огнем поболтать и обсудить, кто залил больше мамонтов, но вот налетели кариозные монстры и захотели похитить огонь. Тогда люди начали его передавать из рук в руки, передавали только самым дорогим и любимым, тем, в ком были уверены, что он не монстр) Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы.
Уровень отряда высокий.
Вариант: " Букет цветов". На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.

Памятный день.
2-3 день.
Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни.
Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ -- эстафета.
Уровень отряда -- любой.

ОГОНЬКИ - ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)

Предназначены для решения каких-то проблем в отряде, проводится без свечи, чтоб ребята видели выражения глаз и лица друг друга

Письмо другу
2 этап (8-11 день).
Участники огонька устно " пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника).
Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.
Уровень отряда -- любой.

Письмо-2

Вожатый просит отряд заранее написать о волнующих их проблемах, но не от собственного лица, а от лица знаменитости(телеведущий, певец, политик и т.д.) Дальше вожатый собирает эти письма и редактирует. Будьте готовы к тому, что дети не напишут письма, тогда вам необходимо иметь свои заготовки, помните, что письма должны отражать реальные проблемы отряда, а не просто взятые со стороны. На огоньке ребята по желанию читают письма и высказываются по проблеме, обсуждая ее. Вожатый подводит итог

Разговор в темноте
3 этап

Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии.
Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.
У/о средний.
Разговор с игрушкой
2 этап).
Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу " письмо другу", но плюс тактильный контакт.
У/о средний, младший.
Ситуативный
(Электрический стул)
Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку).
Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. Хорошо сажать на такой стул проблемных детей.
У/о высокий
Круг молчания - 1
2 этап

Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.
Круг молчания - 2
Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках " Круг молчания" создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например -- огонек о любви и дружбе.(не забываем использование стихов, песен и различных легенд). Возможно использование пакета откровений и т.д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации.
У/о высокий, средний.

Виды тематических огоньков:

Дружба

Любовь

Зож (профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании)

Мечта

Счастье

Добро(Легенда об Иешуа Га Ноцри)

Белая ворона

Огонек страшных историй, легенд

ОГОНЬКИ АНАЛИЗА

Подводят итоги дня, могут проходить как со свечей, так и без

Огонек оргпериода
1 этап
Ответ на вопрос " Что получилось? Не получилось? +/-, замечу, что".Проходит в форме интервью, каждый высказывает свои эмоции, пожелания, надежды и т.д.

Для наглядности в этом огоньке можно использовать карту(ватман делиться на несколько секторов, в каждом из которых пишется тезис: восторг, спасибо, хочу сказать, мне не понравилось, тудно было и т.д.) Ребенок кидает кубик или монетку, куда попадет, о том и рассказыает. Можно давать несколько попыток. Вожатый может по ходу вписывать наиболее интересные высказывания в карту

У/О любой.

Цепочка 2 этап.
Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.
Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.
У/о слабый, средний.

Таким же образом можно составить легенду о своем отряде

Машина времени
2-3 этап.
Игра -- отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.
У/о любой.

Отряд для меня
Финал смены.
Каждый участник огонька отвечает на вопрос " Чем стал отряд для меня за эту смену? ". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

Свечка (анализ дня)
а) 1 этап.
Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу.
Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.
в) 2 этап.
Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.
с) 3 этап.
Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.
У/о средний, высокий.

ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ

Это прощальный огонек, проводится после «Закрытия». Помогает ребятам лучше пережить расставание, настроится на новую жизнь вне лагеря

Живой уголек
Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д. -- " Живой уголек". Высказываются последние пожелания и " Живой уголек" передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.
У/о любой.

Расскажи мне о себе
Финальный огонек.
О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона.
Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.
У/о любой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал