Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы и формы сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза.






Первое соглашение между СССР и Европейскими Сообществами было заключено еще в 1989 году.

24 июня 1994 года на острове Корфу (Греция) было принято рассчитанное на десятилетний срок (с автоматическим продлением) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны.

Данное Соглашение вступило в силу в 1997 году, к нему присоединились вновь вступившие в Европейский Союз государства.

Формы сотрудничества между РФ и ЕС:

  1. Политический диалог (два раза в год встречи Президента РФ с председателем Совета и председателем Комиссии, политический диалог на уровне министров с европейской тройкой, диалог в рамках межпарламентского Комитета парламентского сотрудничества, состоящего из членов Федерального Собрания РФ и Европейского парламента).
  2. Торговля товарами (по общему правилу режим наибольшего благоприятствования в торговле).
  3. Режим, способствующий работе россиян в Европе, а европейцев – в России, аналогично в отношении компаний.
  4. Экономическое сотрудничество.
  5. Культурное сотрудничество.
  6. Финансовое сотрудничество.

Для обеспечения сотрудничества Соглашением о партнерстве и сотрудничестве был учрежден Совет сотрудничества, заседающий ежегодно на уровне министров, в Совет входят соответствующие члены Правительства РФ и еврокомиссары.

Сотрудничество осуществляется по четырем общим пространством (договоренность об их формировании была достигнута на саммите ЕС-Россия, состоявшемся в Санкт-Петербурге в мае 2003 года):

  1. Общее экономическое пространство.
  2. Общее пространство свободы, безопасности и правосудия.
  3. Общее пространство внешней безопасности.
  4. Общее пространство исследований, образований и культуры.

 

51. Содружество Независимых Государств: правовые основы и формы организации и деятельности.

Соглашение о создании СНГ было заключено республиками, ранее входившими в состав СССР (кроме балтийских государств), в конце 1991 года. В 1993 году был принят учредительный акт Содружества – Устав СНГ. Впоследствии был заключен ряд международных договоров, усиливающих институциональную структуру Содружества, в частности, в 1995 году – Конвенция о Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ (хотя соглашение об этом межпарламентском органе было заключено еще в 1992г.).

СНГ служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между его государствами-членами, но при этом не обладает наднациональными полномочиями.

В рамках СНГ заключен ряд важных международных договоров (в частности, минская и кишиневская конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

Среди органов СНГ следует упомянуть Совет глав государств (высший орган Содружества, собирающийся по общему правилу дважды в год), Совет глав правительств, Межпарламентскую ассамблею, Совет министров иностранных дел, Экономический суд СНГ (действует на основе заключенного в 1992г. соглашение о статусе Экономического суда СНГ), Комиссию по правам человека (действует в соответствии с Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека 1995г.).

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет, возглавляемый координатором, назначаемым Советом глав государств. Обеспечение деятельности органов Содружества осуществляет исполнительный секретариат, возглавляемый Исполнительным секретарем СНГ.

 

52. Международно-правовая ответственность: понятие, основания, субъекты, проблемы.

Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность виновного субъекта ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту международного права в результате совершенного международно-правового нарушения. Таким образом, международно-правовая ответственность является особым правоотношением, с одной стороны, возлагающим на правонарушителя обязанность прекратить противоправные действия, ликвидировать или компенсировать последствия правонарушения, а с другой – наделяющее пострадавшего субъекта правом требовать совершения упомянутого.

По определению Комиссии международного права ООН (Комиссия долгие годы занималась кодификацией права в сфере международно-правовой ответственности, в результате чего приняла проект соответствующих Статей, одобренный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН), международно-правовая ответственность – это все виды правоотношений, возникающих в рамках международного права в результате международно-противоправного деяния государства.

Таким образом, основанием международно-правовой ответственности является совершение международно-правового нарушения.

Субъекты международно-правовой ответственности:

  1. Государство как основной субъект международно-правовой ответственности (оно несет также ответственность за действия своих органов, а также лиц, управомоченных осуществлять определенные правительственные функции от его имени).
  2. Иные субъекты международного права (например, международная организация).

Проблемы в сфере международно-правовой ответственности:

  1. Вопрос о международно-правовой ответственности физических лиц (Международный уголовный суд).
  2. Вопрос учета вины при привлечении к международно-правовой ответственности.

 

53. Международно-правовая ответственность государств: виды, формы, проблемы.

Виды международно-правовой ответственности государств:

  1. Политическая (нематериальная).
  2. Материальная.

Формы нематериальной международно-правовой ответственности государств:

  1. Сатисфакция (официальные извинения).
  2. Ограничение суверенитета.
  3. Ограничение юрисдикции.

Формы материальной международно-правовой ответственности государств:

  1. Репарация (возмещение причиненного ущерба, в денежной или натуральной форме), заменила в XXв. контрибуцию
  2. Реституция (восстановление поврежденного имущества и ситуации до момента совершения правонарушения).
  3. Субституция (замена поврежденного имущества с целью восстановления ситуации, существовавшей до момента совершения правонарушения).

Проблемы:

  1. Отграничение правовой ответственности от по сути неправовой.
  2. Привлечение к международно-правовой ответственности не может быть средство наживы.

 

54. Международная уголовная ответственность физических лиц: основания, процессуальные формы.

Основание: совершение преступления, признаваемого таким в международном праве (Комиссией международного права ООН принят Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества, существуют отдельные конвенции по геноциду, апартеиду, по международному гуманитарному праву, в 1998г. принят Римский статут МУС).

Процессуальные формы:

  1. В международных судебных органах (Нюрнбергский трибунал, трибуналы ad hoc ООН, Международный уголовный суд).
  2. В национальных судебных органах.

 

55. Международные уголовные суды: порядок организации, юрисдикция, деятельность.

Первые международные уголовные суды были созданы державами-победительницами сразу после окончания Второй мировой войны.

В ст.6 Устава Нюрнбергского международного военного трибунала описывалась его предметная юрисдикция:

1. Преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны (войны в нарушение международных договоров, соглашений, заверений), conspiracy в отношении этого.

2. Военные преступления, то есть нарушения законов и обычаев ведения войны (Гаагские конвенции).

3. Преступления против человечности: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения.

Судьи Нюрнбергского трибунала назначались державами-победительницами на паритетных началах.

В 1993-1994гг. Советом Безопасности ООН были созданы два трибунала ad hoc: по бывшей Югославии и по Руанде – геноцид (Конвенция 1948г.), военные преступления, преступления против человечности. Судьи назначаются Генеральной Ассамблеей ООН по представлению Совета Безопасности ООН.

Римский статут Международного уголовного суда принят в 1998г., вступил в силу в 2002г., принцип комплементарности, территориальная юрисдикция (на территории государства-участника) и персональная юрисдикция (гражданин государства-участника), создана по сути новая международная организация, судьи выбираются Ассамблеей государств-участников МУС.

 

56. Органы внешних сношений государств: правовые основы организации и деятельности.

Органы внешних сношений – государственные органы, посредством которых осуществляются связи государства с другими субъектами международного права:

  1. Внутригосударственные:

Общей компетенции: глава государства, парламент, правительство.

Специальные: министерство иностранных дел, таможенные, пограничные органы и др.

  1. Зарубежные:

Постоянные: дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые и иные представительства, постоянные представительства при международных организациях.

Временные: делегации в органах международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии.

57. Дипломатические представительства: понятие, состав, структура и функции.

Дипломатическое представительство – это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними (см. Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961г.).

Виды дипломатических представительств: посольства, миссии, иные.

Дипломатическое представительство состоит из:

  1. Глава дипломатического представительства (испрашивается агреман, назначается главой аккредитующего государства, вручает верительные грамоты главе государства пребывания).
  2. Дипломатический персонал (обладает дипломатическим иммунитетом в полном объеме).
  3. Административно-технический и обслуживающий персонал представительства (обладает ограниченные функциональным иммунитетом).

Основные функции дипломатического представительства (ст.3 Венской конвенции о дипломатических сношениях):

  1. Представительство аккредитующего государства в государстве пребывания.
  2. Защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан.
  3. Ведение переговоров с правительством государства пребывания.
  4. Выяснение законными средствами условий и событий в государстве пребывания, сообщение о них правительству аккредитующего государства.
  5. Поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, науки и культуры.
  6. Выполнение консульских функций.

 

58. Дипломатические привилегии и иммунитеты: понятие, виды, особенность обеспечения.
Привилегии и иммунитеты – совокупность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции государства пребывания, представляющихся зарубежным органам внешних сношений, а также их главам и сотрудникам.

Виды дипломатических привилегий и иммунитетов (Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера):

  1. Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства:

Неприкосновенность помещений дипломатического представительства.

Неприкосновенность архивов и документов дипломатического представительства.

Неприкосновенность дипломатической почты.

Освобождение от налогов государства пребывания вознаграждений и сборов, взимаемых дипломатическим представительством при выполнении официальных обязанностей.

Использование флага и эмблемы аккредитующего государства на помещениях дипломатического представительства.

  1. Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов:

Неприкосновенность личности дипломатического агента. Может отказаться от дачи свидетельских показаний.

Неприкосновенность места жительства дипломатического агента.

Неприкосновенность документов и корреспонденции дипломатического агентства.

Иммунитет от гражданской и уголовной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев действия в качестве частного лица и случаев отказа от иммунитета, осуществляемого аккредитующим государством.

Свобода передвижения в пределах государства пребывания.

Использование флага и эмблемы аккредитующего государства на резиденции главы дипломатического представительства, его средствах передвижения.

59. Специальные миссии: правовые основы организации и деятельности.

Специальная миссия – временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи (ст.1(a) Конвенции о специальных миссиях 1969г., вступила в силу в 1985г., Россия не участвует).

Дипломатический персонал специальной миссии по общему правилу пользуется дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

 

60. Консульские представительства: понятие, порядок учреждения, виды, функции.

Консульское учреждение – орган внешнего сношения представляемого государства, осуществляющий в государстве пребывания консульские функции, в форме генерального консульства, консульства, вице-консульства, консульского агентства.

Консульское учреждение создается с согласия государства пребывания, при этом определяется его консульский округ (ст.4 Венской конвенции о консульских сношениях), может быть заключена двусторонняя консульская конвенция.

Виды консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство (ст.1(1)(a) Венской конвенции о консульских сношениях).

Консульские функции (ст.5 Венской конвенции о консульских сношениях):

  1. Выдача паспортов и виз представляемого государства.
  2. Осуществление нотариальных действий.
  3. Регистрация актов гражданского состояния граждан представляемого государства.
  4. Передача документов, исполнение судебных поручений.
  5. Надзор и инспектирование судов, зарегистрированных в представляемом государстве.
  6. Консульская помощь и содействие гражданам представляемого государства, в том числе по правовым вопросам в государственных учреждениях государства пребывания.
  7. Расследование происшествий, произошедших на борту судна, зарегистрированного в представляемом государстве, в порту государства пребывания.
  8. Охрана интересов несовершеннолетних и иных недееспособных лиц, являющихся гражданами представляемого государства.
  9. Содействие развитию связей между представляемым государством и государством пребывания.
  10. Иные консульские функции (например, Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г. устанавливает возможность вручения документов и допроса собственных граждан консульскими учреждениями).

 

61. Консульские привилегии и иммунитеты: понятие, виды, особенность обеспечения.

Привилегии и иммунитеты – совокупность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции государства пребывания, представляющихся зарубежным органам внешних сношений, а также их главам и сотрудникам.

Виды консульских привилегий и иммунитетов (Венская конвенция о консульских сношениях):

  1. Привилегии и иммунитеты консульского учреждения:

Неприкосновенность помещений консульского учреждения.

Неприкосновенность консульских архивов и документов.

Освобождение от налогов государства пребывания вознаграждений и сборов, взимаемых консульским учреждением при выполнении официальных обязанностей.

Власти государства пребывания обязаны незамедлительно уведомить консульское учреждение о смерти, аресте гражданина представляемого государства, аварии на судне, зарегистрированном в представляемом государстве.

Использование флага и эмблемы представляемого государства на консульского учреждения.

  1. Привилегии и иммунитеты консульских агентов:

Неприкосновенность личности консульского должностного лица (оно может быть арестовано только в случае совершения тяжкого преступления).

Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех обязанностей, предусмотренных законодательством государства пребывания, в отношении регистрации иностранцев, получения вида на жительство, разрешения на работу для иностранцев.

Консульские должностные лица и консульские служащие обладают иммунитетом от юрисдикции государства пребывания в связи с осуществлением ими консульских функций, за исключением гражданского иска, вытекающего из договора, по которому данные лица не приняли на себя обязательства в качестве агента представляемого государства, иска третьего лица за вред, причиненный несчастным случаев в государстве пребывания, вызванный дорожно-транспортным происшествием, судном, самолетом. В отличие от дипломатических агентов, сотрудники консульского учреждения обязаны давать свидетельские показания.

Освобождение от налогов государства пребывания.

 

62. Международно-правовое регулирование применения силы в международных отношениях. Агрессия: ее понятие и виды агрессивных действий государств.

В соответствии с Уставом ООН, сила может применяться только по решению Совета Безопасности ООН в условиях угрозы международному миру и безопасности, либо в порядке самообороны (индивидуальной либо коллективной), с обязательным последующим информированием Совета Безопасности ООН.

В 1974 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция, содержащая определение агрессии.

Согласно указанной резолюции, агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. В любом конкретном случае определять, являются ли те или иные действия агрессией, должен Совет Безопасности ООН.

Виды агрессивных действий:

  1. Вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, военная оккупация.
  2. Бомбардировка территории или применение любого оружия против территории.
  3. Вооруженная блокада портов или берегов.
  4. Нападение на сухопутные, морские или воздушные силы (флоты).
  5. Применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения.
  6. Действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства.
  7. Засылка государством либо от его имени вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше акта, или его значительное участие в них.

63. Международная безопасность: понятие, система, правовые основы, средства и проблемы обеспечения.

Международная безопасность – система военно-политических отношений государств и других субъектов международного права, направленная на предотвращение применения военной силы в международных отношениях, ограничение и сокращение вооружений.

Система международной безопасности представляет собой систему взаимосвязанных международных договоров и организаций:

  1. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении, в том числе Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке.
  2. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях, в том числе Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия, Конвенция о запрещении военного или любого много враждебного использования средств воздействия на природную среду, российско-американский договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (им была создана для этого даже специальная организация).
  3. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение, в том числе Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении, российско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
  4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного возникновения войны, в том числе двусторонние соглашения о линиях прямой связи, советско-французский обмен письмами о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия, советско-американское соглашение об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок.

Под эгидой основные международных организаций существуют системы коллективной безопасности:

  1. Универсальная система коллективной безопасности: в рамках ООН под руководством Совета Безопасности ООН.
  2. Региональные системы коллективной безопасности (НАТО, Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте, в рамках СНГ).

Основная проблема: военные действия без санкции Совета Безопасности ООН, их предотвращение и недопущение.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал