Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Азбука тактики хоккея.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Или практические рекомендации по индивидуальным, групповым и командным действиям и взаимодействиям хоккеистов в различных игровых сочетаниях и ситуациях с шайбой и без неё. Проводимые автором, исследования физической работоспособности хоккеистов второй сборной команды СССР, руководимой В.В. Тихоновым и В.В. Юрзиновым, и многих других зарубежных и отечественных команд способствовали приобретению научно-методического опыта. Автор имеет практический опыт в работе с хоккейными командами мастеров «Судостроитель» г. Ленинград под руководством заслуженного тренера России Быстрова В.А.; «Химик» г. Воскресенск и «Сибирь» г. Новосибирск под руководством заслуженного тренера СССР - Эпштейна Н.С. Данная работа представляет большой теоретический и практический интерес для тренеров и игроков любительских хоккейных команд. Разделяю убеждения автора в том, что упущения в воспитании элементов индивидуального тактического мастерства игроков отрицательно влияют на эффективность и качество командных действий и взаимодействий хоккеистов во время игры. Заслуженный мастер спорта Заслуженный тренер РОССИИ Доцент кафедры хоккея ГАФК им. П.Ф. Лесгафта В.А. Быстров. Рецензия на пособие В.Н. Огулова на тему: «Азбука тактики хоккея» Проблема совершенствования технико-тактической подготовки хоккеистов высокой квалификации продолжает привлекать внимание учёных и тренеров. Это связано с целым рядом причин. Возрастанием конкуренции между ведущими хоккейными державами на крупнейших соревнованиях (чемпионатах Мира, Олимпийских играх), увеличением длительности соревновательного периода, интенсивности и плотности соревновательных поединков. Однако в научно-методической литературе вопросы повышения технико-тактического мастерства хоккеистов высокой квалификации освещены недостаточно. В связи с этим рецензируемое пособие представляет несомненный практический интерес. В нём систематизированы и проанализированы многочисленные данные спортивной тактики в хоккее с шайбой. Рассматриваются основы комбинаторики хоккея, индивидуальные тактико-технические действия и взаимодействия игровых функциональных групп. Изучаются различные варианты командной тактики. Главным достоинством пособия следует признать его практическую ценность. Нет сомнений в том, что он будет с интересом воспринят специалистами хоккея. Заключение. Пособие В.Н. Огулова «Азбука тактики хоккея» после незначительной редакционной доработки можно рекомендовать к изданию. Доктор педагогических наук Профессор Заведующий кафедрой теории и методики ГАФК им. П.Ф.Лесгафта Курамшин Ю.Ф. ОГЛАВЛЕНИЕ. 1. Введение 2. Тактическое астерство 3. Тактико-техническое мастерство хоккеистов 4.Совершенствование индивидуальных действий 5. Совершенствование групповых взаимодействий 6. Совершенствование командных взаимодействий 7. Особенности игры в равночисленных составах 8. Особенности игры в меньшинстве 9. Особенности игры в большинстве 10. Разновидности командной тактики 11. Заключение 12. Приложения ПРИЗНАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТУЛАТА О ПЕРВИЧНОСТИ ОСВОЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ В ХОККЕЕ И ВТОРИЧНОСТИ ИХ ОСМЫСЛЕННОСТИ ПРИВОДИТ К ДИСТРОФИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ИГРОКОВ КАК ОСНОВЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ КОМАНДНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. ЧЕМ СКОРЕЕ МЫ ИЗБАВИМСЯ ОТ ЭТОГО ЗАБЛУЖДЕНИЯ, КАК В ТЕОРИИ, ТАК И ПРАКТИКЕ ОСВОЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИГРЫ, ТЕМ БЫСРЕЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ХОККЕЙ ВЕРНЁТ УТРАЧЕННЫЕ ПОЗИЦИИ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ. Введение. Спортивные игры, в отличие от индивидуальных видов спорта, имеют свою специфическую особенность, выражающуюся наличием и необходимостью индивидуальных, звеньевых и командных действий и взаимодействий, основанных на индивидуальном игровом мышлении. Вместе с тем современный хоккей, характеризующийся значительным увеличением игровой интенсивности, требует от игроков, прежде всего, повышения скорости игрового мышления позволяющей производить большее количество игровых действий и взаимодействий в единицу времени. Для освоения игры в учебно-тренировочном процессе принято выделять отдельно физическую подготовку на земле и технико-тактическую на льду. Техника хоккея это способ выполнения движения, а тактика - осмысленность этих движений. Словосочетание технико-тактическая подготовка утверждает первоначальное освоение техники движений и приёмов хоккея, а затем, на этапе совершенствования, подключения элементов тактики. Однако, такая теория вступает в противоречие не только с логикой игры, в которой игровое мышление, как элемент тактики, управляет техникой движений хоккеистов и их взаимодействиями, но и с законами классической и спортивной физиологии и, по сути, является сдерживающим или тормозящим фактором дальнейшего развития и совершенствования игры. Решающим фактором поведения человека является полезный результат. Для его достижения в Ц.Н.С. (центральная нервная система) формируется группа взаимосвязанных нейронов или функциональная система (П.К.Анохин 1975г.). Эффективность выполнения спортивных движений и приёмов во многом зависят от генетической способности восприятия и переработки сенсорной информации в коре головного мозга. Эти процессы обуславливают как наиболее рациональное выполнение движений или приёмов (техника), так и совершенствование тактического мышления спортсмена (Е.Б. Сологуб2007г.) В процессе освоения игры формируются не только стереотипы движений, но и стереотипы мышлений и их эффективность зависит от качества деятельности функциональной системы включающей: обработку информации, принятия решения и выполнение действия, анализ полученного результата и внесение коррекций. Ведущую и направляющую роль при выполнении каких-либо движений выполняет Ц.Н.С. и сенсорные системы коры головного мозга человека. Если тактика относится к категории сознания и мышления, а техника это наиболее экономичный и эффективный способ выполнения движений двигательным аппаратом человека то логичнее и целесообразнее данный вид подготовки именовать как ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ. Хоккеисты различаются степенью владения элементами тактико-технического мастерства и, в первую очередь, тактического мастерства, т.к. именно оно стимулирует совершенствование освоенных игровых технических приёмов, поиск новых способов обыгрывания соперников, а также инициирует приобретение соответствующих им физических кондиций. Продолжая же систематически и последовательно придавать индивидуальному тактическому мастерству игроков, второстепенное значение, мы будем множить ряды хоккеистов с ограниченными игровыми кондициями и не раскрытыми возможностями. Не умоляя значения каждого вида подготовки в хоккее, наступила пора определиться какой из них ведущий, а какие ведомые. В тяжёлой и лёгкой атлетике понятно - локомотивом являются физико-технические кондиции спортсменов, а в хоккее? Почему Александр Мальцев умудрялся великолепно играть с любыми партнёрами по сборной с листа, а другим это вовсе не удавалось или требовалось время для притирки? В современном хоккее то же самое можно с уверенностью сказать и о Максиме Сушинском, отличающимся, прежде всего, высочайшим индивидуальным тактико-техническим мастерством на уровне импровизации, а также выдающимся дирижёрским талантом созидания во время игры и для игры. Вот, что должно отличать хоккей от перетягивания каната. Вот на кого хотят быть похожими мальчишки и вот, что хотят видеть истинные поклонники игры – хоккейный спектакль в исполнении мастеров, а не побоище! Индивидуальное игровое мышление является основным элементом тактического мастерства хоккеиста, а его эффективность зависит от быстроты переключения зрительного контроля с шайбы на игроков. Если хоккеист видит только шайбу и клюшку то видение поля ограничено периферическим зрением, если же зрительный контроль на игроках, то полноценное видение поля способствует принятию целесообразных решений. Элементы тактического мастерства (зрительный контроль, видение поля, игровое мышление, интуиция) должны воспитываться одновременно с освоением техники хоккея и быть ведущими и направляющими в этом процессе. Если игроком или игроками тренировочное упражнение выполняется механистически или на уровне периферического зрения без подключения игрового мышления, то не происходит совершенствования индивидуальной и командной игры, т.к. формируются неполноценные не только двигательные, но и мыслительные динамические стереотипы. Особенно это касается начального этапа освоения хоккея, т.к. именно в нём происходит закладка техники движений, игровых приёмов и основ взаимодействий. В данном контексте мы рассмотрим классические варианты целесообразных действий и взаимодействий игроков в различных ситуациях, с шайбой и без неё. Особое внимание рекомендую обратить на раздел «Комбинаторика хоккея» т.к. от его освоения будет зависеть эффективность атакующих действий команды Хоккей логичная и рациональная игра, не терпящая лишних действий и, особенно, не обдуманных. Осваивать и играть в хоккей надо осмысленно, чтобы не получить ситуацию басни Крылова «Квартет».
|