Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и функции бухгалтерского учета, пользователи учетной информации.






Бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются функции контроля, обеспечения сохранности ценностей, информационная, обратной связи, аналитическая.

Контрольная функция предусматривает проведение предварительного, текущего и последующего контроля за объектами бухгалтерского учета на разных стадиях совершения хозяйственных операций. Предварительный контроль проводится до начала хозяйственной операции с целью планирования результатов. Текущий контроль осуществляется во время совершения хозяйственной операции и обеспечивает ее выполнение с наибольшим эффектом. Последующий контроль проводится после завершения хозяйственной операции и позволяет корректировать полученный результат.

Функция обеспечения сохранности ценностей предполагает проведение инвентаризаций, позволяющих определить изменения, произошедшие в составе объектов учета, а также подтвердить правильность отражения хозяйственных операций.

Информационная функция предусматривает сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в различных измерителях в первичных документах для получения полной картины о состоянии дел на предприятии.

Функция обратной связи заключается в следующем: используя обратную связь, с помощью бухгалтерской информации контролируют выполнение смет, норм, нормативов, устраняют недостатки, выявляют резервы производства.

Аналитическая функция позволяет оценить рациональность использования всех видов ресурсов и обеспечить принятие решений в области экономической политики предприятия.

Основными задачами бухгалтерского учета являются следующие:

v формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении и составление бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям — инвесторам, кредиторам и др.;

v обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

v предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Задачи бухгалтерского учета решаются посредством различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. В отечественном бухгалтерском учете метод рассматривается как взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:

v документирование и инвентаризация как способы первичного наблюдения и контроля за хозяйственными операциями;

v оценка и калькулирование как способы стоимостного измерения учитываемых объектов и явлений;

v счета и двойная запись как способ текущей регистрации и группировки объектов учета в процессе осуществления хозяйственных операций;

v бухгалтерский баланс и отчетность как способы заключительного обобщения текущих записей.

Документирование — способ первичного контроля и наблюдения за хозяйственными операциями. Ни одна запись в бухгалтерском учете не может быть сделана без соответствующего ее оформления документом. Документирование обеспечивает достоверность и точность сведений бухгалтерского учета.

Несмотря на документальное обоснование записей всех операций, между учетными сведениями и фактическим наличием активов и обязательств в хозяйственной практике возникают расхождения. Это связано с ошибками в учетных записях, неточностями при приеме и отпуске материальных ценностей, естественной убылью, хищениями. Для проверки соответствия учетных сведений фактическому наличию имущества и обеспечения реальности учетных показателей в бухгалтерском учете используют способ инвентаризации как необходимое дополнение к документированию.

Оценка — способ денежного выражения (на основе натуральных и трудовых измерителей) объектов бухгалтерского учета. Основные принципы оценки объектов бухгалтерского учета представлены в нормативных документах по бухгалтерскому учету и являются обязательными для всех организаций, что обеспечивает единство оценки.

Калькулирование — расчет себестоимости изготовляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, а также приобретаемых предметов труда. Калькуляция, позволяющая определить фактическую себестоимость объектов, является основой их денежной оценки. Себестоимость продукции (работ, услуг) определяется на основании законодательных и нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и устанавливающих состав затрат на производство и продажу продукции (выполнение работ, оказание услуг), включаемых в себестоимость и прямо влияющих на финансовый результат хозяйственной деятельности организации.

Бухгалтерский баланс рассматривается как способ обобщения и группировки активов и обязательств организации на определенную дату и используется для контроля за наличием и структурой активов и обязательств организации, анализа финансового состояния и платежеспособности организации.

Бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. В отчетности детально в специальных формах рассматриваются различные аспекты хозяйственной деятельности организаций путем отражения состояния и движения всех видов активов, капитала и обязательств.

Бухгалтерский баланс, его строение и содержание.

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имущества организации по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежном выражении.

Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: левая часть называется активом и отражает группировку имущества по составу и размещению, а правая – пассивом и показывает группировку имущества по источникам его формирования.

Строение баланса основано на принципе двойственности как основополагающей концепции бухгалтерского учета. Уравнение двойственности можно представить следующим образом:

Активы = Капитал + Обязательства.

Итог актива равен итогу пассива баланса. Величина этих итогов называется валютой баланса.

Баланс составляется на определенную дату, как правило, на конец отчетного периода, что обусловлено требованиями, предъявляемыми к отчетности, и показывает состояние имущества и его источников на данный момент.

Все имущество в активе баланса и источники его образования в пассиве баланса представлены в сгруппированном виде. Основным элементом бухгалтерского баланса является статья. Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования и обязательств организации. Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы, исходя из их экономического содержания.

Бухгалтерский баланс является основным источником информации для различных пользователей. Он знакомит собственников, менеджеров и различных внешних пользователей с имущественным положением организации.

В настоящее время составляется баланс-нетто, очищенный от регулирующих статей: «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов», «Торговая наценка». В современных условиях значение баланса-нетто возросло, так как он позволяет определить реальную стоимость имущества организации.

Рассмотрим примерную схему бухгалтерского баланса организации (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Бухгалтерский баланс организации

Актив Сумма Пассив Сумма
РАЗДЕЛ I. Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства 80 000 250 000 РАЗДЕЛ III. Капитал и резервы Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль 300 000 5 500 6 000 40 000
Итого по разделу I 330 000 Итого по разделу III 351 500
РАЗДЕЛ II. Оборотные активы Производственные запасы Товары Касса Расчетные счета 10 000 18 000 1 000 12 000 РАЗДЕЛ IV. долгосрочные обязательства  
Итого по разделу IV  
РАЗДЕЛ V. краткосрочные обязательства Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты с персоналом по оплате труда Расчеты по налогам и сборам 8 000 10 000 1 500
Итого по разделу II 41 000 Итого по разделу V 19 500
БАЛАНС 371 000 БАЛАНС 371 000

Возникающие в процессе деятельности организации многочисленные хозяйственные операции не нарушают равенства итогов актива и пассива, в то время как суммы в разрезе отдельных статей и итоги баланса могут меняться. В зависимости от характера изменений статей баланса хозяйственные операции можно разделить на четыре типа.

При операциях первого типа изменяется только состав имущества организации (актив баланса), одна статья актива увеличивается, а другая уменьшается, итог баланса (валюта) остается прежним.

Первый тип балансовых изменений можно представить в виде уравнения

А + Х – X = П.

Пример операции первого типа. Получено в кассу с расчетного счета в банке для выдачи заработной платы персоналу организации 10 000 руб. В результате денежные средства в кассе увеличились на 10 000 руб., а на расчетном счете – уменьшились на 10 000 руб. Обе статьи расположены в активе баланса, следовательно, валюта баланса не изменилась.

Таблица 2.2

БАЛАНС (первоначальный)

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
1. Основные средства 2. Материалы 3. Касса 4. Расчетные счета 50 000 20 000 1000 29 000 1. Уставный капитал 2. Кредиты банка 3. Расчеты с поставщиками и подрядчиками 4. Расчеты с персоналом по оплате труда 60 000 20 000 10 000 10 000
Баланс 100 000 Баланс 100 000

Таблица 2.3

БАЛАНС (после операции первого типа)

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
1. Основные средства 2. Материалы 3. Касса 4. Расчетные счета 50 000 20 000 11 000 19 000 1. Уставный капитал 2. Кредиты банка 3. Расчеты с поставщиками и подрядчиками 4. Расчеты с персоналом по оплате труда 60 000 20 000 10 000 10 000
Баланс 100 000 Баланс 100 000

При операциях второго типа уменьшаются имущество организации (актив баланса) и источники его формирования (пассив баланса) на одну и ту же сумму, равенство итогов баланса не нарушается, валюта баланса уменьшается на сумму хозяйственной операции.

Второй тип балансовых изменений можно представить в виде уравнения

А – Х = П – X.

Пример операции второго типа. Выдана из кассы заработная плата персоналу организации 10 000 руб. В результате денежные средства в кассе уменьшаются на 10 000 руб. и одновременно уменьшается задолженность по заработной плате перед персоналом. Операция вызывает уменьшение и актива (по статье «Касса»), и пассива баланса (по статье «Расчеты с персоналом по оплате труда») на равную сумму – 10 000 руб. При этом равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается, валюта баланса уменьшилась не 10 000 рублей.

Таблица 2.4

БАЛАНС (после операции второго типа)

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
1. Основные средства 2. Материалы 3. Касса 4. Расчетные счета 50 000 20 000 1 000 19 000 1. Уставный капитал 2. Кредиты банка 3. Расчеты с поставщиками и подрядчиками 4. Расчеты с персоналом по оплате труда 60 000 20 000 10 000 -
Баланс 90 000 Баланс 90 000

При операциях третьего типа увеличиваются имущество организации (актив баланса) и источники его формирования (пассив баланса) на равную сумму равенство итогов баланса не нарушается, валюта баланса увеличивается на сумму хозяйственной операции.

Третий тип балансовых изменений можно представить в виде уравнения

А + Х = П + X.

Пример операции третьего типа. От поставщиков поступили материалы на сумму 20 000 руб. В результате запасы материалов увеличиваются на 20 000 руб. Одновременно увеличивается задолженность поставщикам за материалы. Операция затрагивает одновременно и актив, и пассив баланса: в активе происходит увеличение на 20 000 руб. по статье «Материалы»; в пассиве увеличивается на ту же сумму статья «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При этом равенство итогов баланса не нарушается, валюта баланса увеличивается на 20 000 рублей.

Таблица 2.5

БАЛАНС (после операции третьего типа)

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
1. Основные средства 2. Материалы 3. Касса 4. Расчетные счета 50 000 40 000 1 000 19 000 1. Уставный капитал 2. Кредиты банка 3. Расчеты с поставщиками и подрядчиками 4. Расчеты с персоналом по оплате труда 60 000 20 000 30 000 -
Баланс 110 000 Баланс 110 000

Операции четвертого типа вызывают изменения только в составе источников формирования имущества (пассив баланса), одна статья пассива увеличивается, а другая уменьшается, итог баланса (валюта) остается прежним.

Четвертый тип балансовых изменений можно представить в виде уравнения

А = П + Х – X.

Пример операции четвертого типа. Оплачена задолженность поставщикам за счет краткосрочных кредитов банка на сумму 5000 руб. По данной хозяйственной операции задолженность перед поставщиками уменьшилась на 5000 руб., а задолженность по кредитам банка увеличилась на эту же сумму. Обе статьи отражены в пассиве баланса. Итог пассива не меняется и равен итогу активу баланса.

Таблица 2.6

БАЛАНС (после операции четвертого типа)

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
1. Основные средства 2. Материалы 3. Касса 4. Расчетные счета 50 000 40 000 1 000 19 000 1. Уставный капитал 2. Кредиты банка 3. Расчеты с поставщиками и подрядчиками 4. Расчеты с персоналом по оплате труда 60 000 25 000 25 000 -
Баланс 110 000 Баланс 110 000

Следовательно, любая хозяйственная операция не нарушает равенства итогов актива и пассива баланса.

Система счетов бухгалтерского учета, строение и содержание счетов, их роль в учете.

Для получения обобщенных сведений об объектах бухгалтерского учета используют счета, на которых отражаются хозяйственные операции организации, а также фиксируется наличие активов, капитала и обязательств организации, которых эти операции касаются.

Счета бухгалтерского учета – это способ отражения, экономической группировки и оперативного контроля активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций организации. Счет – это классификационный признак, позволяющий идентифицировать объекты бухгалтерского учета (счета " Основные средства", " Касса", " Расчетные счета" и др.). Счет имеет название, соответствующее учитываемому на нем объекту, и кодовое обозначение. Для наглядного отражения изменений (увеличения или уменьшения) в средствах или их источниках счет представляется в виде таблицы, состоящей из двух частей: " Дебет" и " Кредит". Термины " Дебет" и " Кредит" – латинские. В буквальном переводе

" Дебет" означает " он должен", отсюда дебитор – должник или заемщик; " Кредит" означает " он верит, доверяет", отсюда кредитор – заимодавец, т.е. лицо, давшее деньги или ценности другому лицу. Этими же терминами в настоящее время обозначают стороны бухгалтерского учета.

Остаток хозяйственных средств и источников на начато и конец месяца на счете называют сальдо (соответственно Сн и СД

Сальдо – слово итальянского происхождения, означает " расчет" и показывает разницу между дебетовым и кредитовым оборотами.

Изменение хозяйственных средств и источников их образования за анализируемый промежуток времени называется оборотом.

Каждый счет имеет два оборота: дебетовый (Од) и кредитовый (Ок). В конце месяца рассчитывают сумму всех операций, которые прошли по дебету счета, ее называют оборотом по дебету (Ол), итоговая сумма операций по кредиту счета дает оборот по кредиту (Ок). При подсчете оборотов сальдо начальное не учитывается.

Открыть бухгалтерский счет означает записать в таблицу этого счета сумму, характеризующую начальное состояние объекта.

Схема счета (Т-модель счета) представлена в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Схема бухгалтерского счета

Наименование счета

 

 

Дебет Кредит
Сальдо начальное, Сн
Оборот по дебету, Од Оборот по кредиту, Ок
Сальдо конечное, Ск

На счетах бухгалтерского показатели учета отражают следующие

– начальный и конечный остатки (сальдо);

– дебетовый оборот (сумма всех записей по дебету счета);

– кредитовый оборот (сумма всех записей по кредиту счета).

Связь бухгалтерских счетов с бухгалтерским балансом проявляется в том, что начальное сальдо хозяйственных средств и их источников записывается на счете из баланса на начало месяца, затем на основании первичных документов отражаются изменения в объекте учета под влиянием хозяйственных операций. Конечное сальдо хозяйственных средств и источников отражается в балансе на конец отчетного месяца.

В зависимости от того, учет каких средств ведется на бухгалтерских счетах, они делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активными называются счета, отражающие внеоборотные и оборотные активы.

На них отражаются операции, в результате которых происходят изменения в составе средств предприятия. На данных счетах учитываются наличие имущества, его состав, движение. Например, это счета 01 " Основные средства", 10 " Материалы", 50 " Касса", 51 " Расчетные счета", 52 " Валютные счета" и т.д. Остатки (сальдо) по активным счетам могут быть только дебетовыми.

По активному счету фиксируются:

v по дебету (дебетовой стороне) – остатки на начало и конец операций, а также отражаются хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка;

v по кредиту (кредитовой стороне) – хозяйственные операции, которые вызывают уменьшение остатка.

Сальдо на конец отчетного периода активного счета равно сальдо на начало отчетного периода плюс дебетовый оборот минус кредитовый оборот:

Ск = Сн + Од – Ок.

Остаток не может быть отрицательным числом, так как нельзя израсходовать имущество больше, чем его имеется. Сальдо конечное в активных счетах может быть только дебетовым или равняться нулю. Если сальдо конечное равно нулю, то это означает, что данный вид имущества полностью израсходован. Остатки активных счетов показывают в активе бухгалтерского баланса (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Схема активного бухгалтерского счета

Наименование счета

Дебет Кредит
1) Сальдо начальное  
2) Увеличение средств (дебетовый оборот) 3) Уменьшение средств (кредитовый оборот)
4) Сальдо конечное (дебетовое)  

План счетов бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, в основе которого лежит классификация счетов по их экономическому содержанию. Обычно в плане счетов перечисляются счета синтетического учета и субсчета, а также дается перечень забалансовых счетов.

План счетов является основой организации бухгалтерского учета на любом предприятии. Им обязаны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности и различных отраслей деятельности. При этом бюджетные, а также кредитные организации ведут учет, используя свой (отдельный) план счетов.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, а также Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н и действуют в обязательном порядке с 2001 г.

План счетов принят во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.

План счетов бухгалтерского учета определяет круг применяемых в организациях счетов бухгалтерского учета и представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности.

На основе Плана счетов и Инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов включает восемь разделов, объединяющих 62 синтетических счета.

Раздел 1 " Внеоборотные активы" включает счета, на которых ведется учет основных средств (01, 02), нематериальных активов (04, 05), оборудования к установке (07), других вложений во внеоборотные активы (приобретение земельных участков, объектов природопользования, приобретение и строительство основных средств).

Раздел II " Производственные запасы" формирует данные о наличии и движении этих запасов (10, 11, 15), отклонениях в их приобретении (16). Здесь представлены также счета по учету резервов под снижение стоимости материальных ценностей (14) и об уплаченных предприятием суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным производственным запасам (19).

Раздел III " Затраты на производство" представлен счетами, предназначенными для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (в основном производстве (20), вспомогательных (23) и обслуживающих (29) производствах, общепроизводственных (25) и общехозяйственных (26) расходов, брака в производстве (28), по учету полуфабрикатов (21).

Раздел IV " Готовая продукция и товары" включает счета для учета продуктов труда и выпуска продукции. Здесь представлены счета для учета готовой продукции (43), товаров отгруженных (45), расходов на продажу (44), а также выпуска продукции, работ, услуг (40).

В разделе V " Денежные средства" обобщается необходимая информация о наличии и движении денежных средств в отечественной и иностранной валюте, принадлежащих экономическому субъекту. Используются счета по учету денежных средств в кассе (50), на расчетных (51), валютных (52) и других специальных (55) счетах в банках, переводов в пути (57), финансовых вложений (58); учтены также резервы под обесценение вложений в ценные бумаги (59).

Раздел VI " Расчеты" содержит счета для учета дебиторской и кредиторской задолженности, для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (60), покупателями и заказчиками (62), в том числе по авансам выданным и полученным, расчеты с персоналом по оплате труда (70), а также по прочим операциям (73), с бюджетом (68), по социальному страхованию и обеспечению (69), с подотчетными лицами (71), учредителями (75), по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам (66, 67), внутрихозяйственные расчеты (79).

Раздел VII " Капитал" содержит счета, с помощью которых обобщается информация о состоянии и движении собственного капитала предприятия, представленного в виде уставного (80), добавочного (83) и резервного (82) капиталов, нераспределенной прибыли (84). Сюда также включены счета по учету целевого финансирования (86) и собственных акций (81).

Счета раздела VIII " Финансовые результаты" предназначены для учета финансового результата от продажи продукции и товаров (90), прочих доходов и расходов (91). Здесь также представлены счета для учета прибылей и убытков (99), доходов и расходов будущих периодов (97, 98), резервов предстоящих расходов (96), а также по учету недостач и потерь от порчи ценностей (94).

Забалансовые счета составляют обособленную группу, состоящую из 11 счетов.

Забалансовые счета предназначены для учета товарно-материальных ценностей, временно находящихся у предприятия, но принадлежащих другим предприятиям (арендованные средства, материальные ценности, принятые на ответственное хранение, на комиссию, в переработку и т.д.), а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями (счета учета условных прав и обязательств, которые предназначены для обобщения информации о наличии и движении полученных и выданных гарантий в обеспечение обязательств и платежей). На забалансовых счетах учитываются бланки строгой отчетности, списанная в убыток дебиторская задолженность и др.

К забалансовым относятся счета: 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 010, 011.

Преимущества плана счетов бухгалтерского учета, применяемого в России, заключаются в следующем:

v осуществляется централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;

v контролируется правильность ведения учета, отчетности и использования имущества предприятий;

v концентрируется информационный материал в целом по стране, регионам и в разрезе отдельных предприятий, что служит основой для анализа деятельности предприятий на разных уровнях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал