Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательные и нормативные документы, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и составление отчетности в банках
Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы четырех уровней. Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются федеральные законы и иные законодательные акты, такие, как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую очередь относятся следующие Федеральные законы (с последующими изменениями и дополнениями): - от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; - от 2 декабря 1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; - от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России); - от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; - от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Важным документом первого уровня также являются: - Гражданский кодекс Российской Федерации. В первой его части закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др. Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка. - Налоговый кодекс Российской Федерации. Первая его часть определяет общие положения о налогах и сборах в России, а вторая - определяет порядок налогообложения организаций и граждан различными видами налогов. Второй уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют: - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых обобщаются базовые принципы и правила ведения бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских операций. - Положение ЦБР от 26 марта 2007 г. N 302-П " О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (с изменениями от 11 октября 2007 г.), которое включает: План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях (далее - План счетов); часть I Правил «Общая часть», которая формулирует основные принципы бухгалтерского учета в банках, определяет состав элементов, подлежащих закреплению в учетной политике кредитной организации, дает ряд общих рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в банках; часть II Правил «Характеристика счетов», в которой содержится инструкция по применению Плана счетов; часть III Правил «Организация работы по ведению бухгалтерского учета», определяющая порядок организации бухгалтерской работы и документооборота, внутрибанковского контроля, бухгалтерской отчетности и др.; Приложение № 10 к Правилам «Порядок учета основных средств, нематериальных активов и материальных запасов»; Приложение № 11 к Правилам «Порядок бухгалтерского учета вложений (инвестиций) в ценные бумаги и операций с ценными бумагами»; Приложение № 12 «Порядок бухгалтерского учета операций: связанных с осуществлением кредитными организациями сделок по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме». Кроме того, к документам второго уровня можно отнести следующие положения Банка России: - от 10 июня 1996 г. № 290 «О порядке ведения бухгалтерского учета валютных операций в кредитных организациях»; - от 21 марта 1997 г. № 55 «О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях»; - от 9 апреля 1998 г. № 23 «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием»; - от 26 июня 1998 г. № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета»; - от 31 августа 1998 г.
25. Аналитический учёт — это система бухгалтерских записей, дающая детальные сведения о движении хозяйственных средств; строится отдельно по каждому синтетическому счёту. В отличие от синтетического учёта ведется не только в стоимостных, но и в натуральных показателях. Между аналитическим и синтетическими счетами существует взаимосвязь: 1. Сумма остатков по аналитическим счетам равна сумме сальдо соответствующего синтетического счета; 2. Сумма оборотов по дебету аналитических счетов равна обороту по дебету соответствующего синтетического счета; 3. Сумма оборотов по кредиту аналитических счетов равна обороту по кредиту соответствующего синтетического счета; 4. Если синтетический счет активен, то и соответствующие ему аналитические счета тоже активны; 5. Если синтетический счет пассивен, то и соответствующие ему аналитические счета тоже пассивны; Исторически сложившаяся система аналитического учета включала в себя следующие основные формы: 1. Лицевой счет. 2. Операционный журнал или сборный лицевой счет. 3. Документы, хранящиеся в картотеках. Лицевые счета являлись основной формой аналитического учета. В них велся ежедневный детальный учет кредитных, расчетных, кассовых и других операций. Применялись различные формы (бланки) лицевых счетов в зависимости от степени механизации учета. Когда бухучет велся с применением клавишных вычислительных машин (КВМ), использовались стандартные бланки лицевых счетов, изготовленные типографским способом в централизованном порядке. Такие бланки состояли из двух частей: лицевого счета и выписки из лицевого счета, которая выдавалась клиенту. Позже, когда бухучет стал вестись на перфорационных машинах (ПВМ), а затем и на ЭВМ лицевые счета печатались на бумаге по форме бланка лицевого счета. Лицевой счет содержал определенные реквизиты, основными из которых были следующие: · номер лицевого счета; · дата операции; · номер документа; · номер корреспондирующего счета; · вид операции; · сумма оборота по дебету; · сумма оборота по кредиту; · сумма остатка (входящего и исходящего). Отдельные счета аналитического учета велись на сборных лицевых счетах или в операционных журналах с хронологической записью операций для обеспечения контроля за использованием денежных средств. В сборном лицевом счете напротив сумм, зачисленных на этот счет, проставлялась в дальнейшем дата списания этой суммы со счета. В ряде случаев в качестве аналитического учета использовались хранящиеся в определенном порядке в картотеках документы. Такими документами были, например, авизо по счетам начальных и ответных межфилиальных оборотов, обязательства по краткосрочным и долгосрочным ссудам, документы по расчетным операциям и др. 26. Исторически сложившаяся система синтетического учета включала в себя следующие основные материалы: 1. Бухгалтерский и кассовые журналы. 2. Сводные карточки. 3. Бухгалтерский баланс. 4. Проверочные и оборотные ведомости. Бухгалтерский журнал предназначен для регистрации всех операций за день, проведенных банком. В нем отражались обороты каждой операции по дебету и кредиту, выводились итоги по балансовым счетам и общие итоги по журналу в целом. При этом общий итог журнала по дебету должен равняться итогу по кредиту. Бухгалтерский журнал использовался для контроля за полнотой отражения банковских операций в бухучете. Кассовые журналы содержат записи документов по приходу и расходу кассы. По окончании операционного дня подсчитываются итоги по кассовым журналам, которые сверяются с данными прихода и расхода оборотной кассы банка. Данные кассовых журналов переносились в бухгалтерский журнал. Сводные карточки открывались по балансовым счетам первого порядка. В сводные карточки ежедневно записывались обороты по дебету, кредиту и остатки на следующий день, подсчитанные по лицевым счетам аналитического учета. Обороты дебета и кредита в сводных карточках сверялись с данными бухгалтерского журнала, а сумма остатков проверялась путем сальдирования остатка на начало дня с оборотами за текущий день. Ежедневный бухгалтерский баланс составлялся по данным сводных карточек. Для этого сводные карточки подбирались по номерам балансовых счетов в возрастающем порядке и на листе бумаги печатались в отдельных колонках для актива и пассива номера счетов и суммы остатков. Правильность составления баланса подтверждается равенством итогов сумм актива и пассива. В сводных карточках подсчитывались итоги оборотов за месяц, которые использовались для составления месячной оборотной ведомости. По сводным карточкам велся подсчет итогов оборотов с начала года. Обороты за год учитывались при составлении годовой оборотной ведомости. В проверочных ведомостях, составляемых на ПВМ, печатались итоги оборотов по каждому действовавшему в течение дня лицевому счету и остатки по всем лицевым счетам, а также итоги оборотов и остатков по балансовым счетам и по ведомости. По данным проверочных ведомостей заполнялись сводные карточки. 27. Документооборот - это «движение документов с момента их создания иди получения до завершения исполнения: отправки и (или) направлении в дело». Управленческая деятельность в любой организации основана на:
1. обработке поступающих официальных документов независимо от способов их пересылки (получения) и видов носителей, 2. производстве документной информации и официальных документов, предназначенных как для внутреннего использования в самой организации, так и для внешнего. Это предполагает наличие технологии обработки. Для преобразования информации поступающих документов в информацию, направленную на достижение результата, служат специальные технологии. Само понятие «технология» используется в промышленном производстве и определяется как система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе. Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать первичный документ, установлен пунктом 2 статьи 9 Закона " О бухгалтерском учете":
Отметим, что в официально утвержденных типовых бланках все обязательные реквизиты уже предусмотрены.
|