Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)






Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются национальными стандартами бухгалтерского учета. Положения разрабатываются и утверждаются Минфином РФ и регламентируют организацию и правила ведения учета, а также порядок подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности. С 1 января 1999 г. во исполнение Программы реформирования в России бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности было введено в действие Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которое состоит из шести разделов.

Раздел 1. Общие положения Определяется порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации; рассматривается понятие бухгалтерского учета; названы объекты и основные задачи бухгалтерского учета; определяется порядок регулирования бухгалтерского учета законодательными, нормативными и правовыми актами, указываются лица, ответственные за их выполнение, устанавливается назначение и содержание учетной политики организации. В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение с главным бухгалтером во главе;

· ввести в штат должность бухгалтера:

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, либо

· специализированной организации, либо бухгалтеру-специалисту;

· лично вести бухгалтерский учет.

Раздел 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета

В разделе сформулированы требования к ведению бухгалтерского учета; установлены правила документирования хозяйственных операций; определено назначение и порядок формирования регистров бухгалтерского учета; указаны способы оценки имущества и обязательств, назначение и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила бухгалтерского учета выявленных при инвентаризации расхождений между фактическими и учетными данными.

Раздел 3. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетностиСостоит из двух подразделов: в первом — изложены основные требования к содержанию, формам, порядку составления. подписи, изменения бухгалтерской отчетности. Все организации составляют бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года по установленным формам (состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов России); во втором — установлены правила оценки статей бухгалтерской отчетности: незавершенные капитальные вложения; финансовые вложения; основные средства; нематериальные активы: сырье, материалы, готовая продукция и товары; незавершенное производство и расходы будущих периодов; капитал и резервы; расчеты с дебиторами и кредиторами; прибыль (убыток) организации.

Раздел 4. Порядок представления бухгалтерской отчетности

Для всех организаций (за исключением бюджетных) определены направления, формы, сроки представления годовой бухгалтерской отчетности; указано, что названная отчетность является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков, других субъектов; определен порядок публикации бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел 5. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности

Согласно этим правилам:

· в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета

· составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся

· на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации; указываются лица, подписывающие сводную бухгалтерскую отчетность, — руководитель и главный бухгалтер, ответственность которых определена законодательством РФ.

Раздел 6. Хранение документов бухгалтерского учета

Организации при хранении документов должны соблюдать следующие правила:

· сроки хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности

· устанавливаются в соответствии с правилами организации государственного архивного дела (не менее 5 лет);

· изъятие первичных документов производится только органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговой полицией, инспекцией;

· ответственность за организацию хранения документов несет руководитель организации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия. На сегодня разработаны, утверждены и действуют следующие положения по бухгалтерскому учету.

План счетов бухгалтерского учета.

Многообразие различных хозяйственных операций, возникающих в процессе поступления и использования имущества, а также источников его образования, требует применения большого количества счетов бухгалтерского учета. Информация, накапливаемая на счетах, должна в полной мере удовлетворять как аппарат управления конкретной фирмы для принятия соответствующих решений, так и внешних пользователей. План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня синтетических счетов, который должны применять и соблюдать все предприятия и организации (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющих учет методом двойной записи. Использование Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций дает возможность осуществлять в учете регистрацию и группировку фактов хозяйственной жизни конкретной фирмы. План счетов бухгалтерского учета дает возможность установить, какой конкретно объект надо учитывать на том или ином счете. Причем если ведение счетов и указание их нумерации является строго обязательным, то использование в текущем учете субсчетов и аналитических счетов такой жесткой регламентации не предусматривает; их можно исключать, объединять, а также вводить новые. Обеспечение таких методологических подходов к применению единого плана счетов создает правовую базу четкой регламентации в организации руководством бухгалтерского учета. Упрощается его ведение, прежде всего за счет типизации отражения в учете однородных хозяйственных операций. Единственное ограничение при проведении данных процедур — соблюдение основных методических принципов ведения бухгалтерского учета, которые изложены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. В Плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. Новый план счетов, введенный в действие с 01.01.2001 г., включает 8 разделов, объединяющих 60 синтетических счетов. Обособленную группу составляют забалансовые счета, состоящие из 11 счетов. Каждый раздел содержит краткую аннотацию, в которой раскрывается назначение счетов, формирующих состав данного раздела. Затем приводится название каждого счета, дается краткая характеристика его применения исходя из экономической сущности учитываемого на нем объекта учета. В заключение приводится типовая корреспонденция счета по дебету и кредиту с другими счетами первого порядка.

Раздел I. «Внеоборотные активы». Счета данного раздела используются для обобщения информации текущего бухгалтерского учета о наличии и движении внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов и пр.).

Раздел П. «Производственные запасы» формирует данные о наличии и движении этих запасов, отклонениях в их приобретении.

Раздел III. «Затраты на производство» включает 7 счетов и формирует информацию о затратах, связанных с уставной деятельностью экономического субъекта, а также с социально-бытовым обслуживанием его персонала.

Раздел IV. «Готовая продукция и товары» включает 7 счетов первого порядка.

Раздел V. «Денежные средства» содержит 7 счетов, на которых обобщается необходимая информация о наличии и движении денежных средств в отечественной и иностранной валюте, принадлежащих экономическому субъекту. Содержание данного раздела формируют счета, на которых отражается наличие и движение временно свободного денежного капитала.

Раздел VI «Расчеты» объединяет счета, на которых накапливается и обобщается информация о всех видах расчетов предприятия или организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов. Раздел включает 13 счетов.

Раздел VII «Капитал» объединяет счета, содержание которых раскрывает процесс формирования и использования собственного капитала организации в отчетном году, а также обобщает информацию о наличии ее непокрытого убытка. Всего счетов в данном разделе 6.

Раздел VIII «Финансовые результаты» состоит из 7 счетов. С их помощью обобщается информация о состоянии и формировании доходов и расходов организации, ее финансового результата за отчетный период.Каждый счет в плане счетов имеет свой номер, шифр (код), состоящий из двух цифр. Например, счет 01 «Основные средства», счет 10 «Материалы» и т. п. К отдельным счетам предусмотрены субсчета с указанием их номера и наименования. Так, счет 10 «Материалы» имеет 9 субсчетов - наибольшее их количество среди других счетов бухгалтерского учета:

10-1 Сырье и материалы;

10-2 Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия конструкции и детали;

10-3 Топливо

10-4 Тара и тарные материалы;

10-5 Запасные части;

10-6 Прочие материалы;

10-7 Материалы, переданные в переработку на сторону;

10-8 Строительные материалы;

10-9 Инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Забалансовые счета

Забалансовые счета в силу своей специфики в плане счетов, как уже отмечалось, выделеныобособленно и раскрывают информацию о наличии и движении имущества, не принадлежащего предприятию. Однако исходя из содержания фактов хозяйственной деятельности, временно находятся в его пользовании или распоряжении. Здесь находятся также счета, на которых ведется учет и контроль за отдельными хозяйственными операциями экономического субъекта, его условных прав и обязательств. Забалансовые счета имеют трехзначную нумерацию. Субсчета к забалансовым счетам не предусмотрены, ибо в этом нет необходимости. На них отсутствует двустороннее движение учитываемых объектов. Поэтому счет закрывается в одностороннем порядке и записи на нем ведутся по простой системе, т. е. только по дебету счета или только по кредиту счета.

10-11.Необходимость и предпосылки гармонизации и международной стандартизации бухгалтерского учета. Международные стандарты финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это система принятых в общественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности. Они определяют общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагают варианты оценки и учета активов, обязательств и операции по их изменению. Основное назначение МСФО - гармонизация учета и отчетности в разных странах. Каждый стандарт состоит из следующих элементов: номер стандарта, его название, цели, сфера применения, порядок учета, основные определения, раскрытие информации, дата вступления в силу. МСФО не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер. Разрабатываются они Советом (Комитетом) по международным стандартам финансовой отчетности. К настоящему времени разработан 41 МСФО: МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»; МСФО 2 «Запасы»; МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» и др. При этом все ранее разработанные МСФО находятся в стадии переработки. Некоторые страны применяют МСФО практически без их изменения, другие страны (в том числе Россия) - в качестве основы для разработки национальных стандартов, внося в них изменения, обусловленные национальными условиями (например, особенностями налоговых систем). Следует отметить, что МСФО ориентированы в основном на использование при составлении консолидированной финансовой отчетности группы организаций. В связи с этим страны ЕС переходят на МСФО, начиная с 2005 г. только в части составления консолидированной отчетности групп компаний, акции которых котируются на фондовых биржах. Бухгалтерская отчетность юридических лиц будет по-прежнему составляться в соответствии с национальными правилами. Страны ЕС имеют право распространять действие МСФО на компании, не зарегистрированные на бирже. В России в соответствии с проектом Закона «О консолидированной финансовой отчетности»необходимость составления отчетности по МСФО распространяется на группы организаций, головные общества которых относятся к открытым акционерным обществам, чьи ценные бумаги допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал