Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обделка из чугунных тюбингов.
Кольцо обделки состоит из элементов-сегментов коробчатого сечения — тюбингов. Для их изготовления отливкой в опоки наиболее широкоприменяют серый чугун марки СЧ-20, обладающий высокой устойчивостью против коррозии и имеющий расчетные сопротивления: сжатию — 180 МПа, растяжению — 60 МПа. В последнее время рассматривается возможность применения высокопрочного чугуна марки ВЧ. Такой чугун имеет повышенные прочностные характеристики благодаря применению графитизирующих присадок. Кольцо обделки (рис. 1.4) состоит из трех типов тюбингов: нормальных H, оба продольных торца которых направлены радиально, ключевого (замкового) К клиновидной формы смежных (скошенных) С, один продольный торец которых, примыкающий к ключевому тюбингу, скошен. Клиновидная форма тюбинга К обеспечивает возможность завершения монтажа (замыкания) кольца изнутри. Для тех же целей, вместо тюбинга К ставят клиновую чугунную прокладку. Угол клина, замыкающего элемента 6–10°. Общее число длинных тюбингов (H, C) в кольце зависит от максимально возможной длины дуги по наружной поверхности тюбинга, которая по условиям механизированной формовки опок для отливки не должна быть больше 200 см. При этом масса тюбинга не превышает 1, 5–2 т, что позволяет получить компактные механизмы для монтажа обделки. Тюбинг (рис. 1.5) представляет собой литое изделие, имеющее плиту-оболочку (спинку) 1 с цилиндрической поверхностью, обращенной к грунту, и четыре борта, окаймляющих оболочку и направленных внутрь кольца: два продольных (радиальных) борта 2, параллельных продольной оси тоннеля, два поперечных (кольцевых) борта 3, лежащих в поперечной плоскости, перпендикулярной продольной оси тоннеля. Борта придают тюбингу жесткость и служат для соединения тюбингов в кольцо и колец между собой. Для этого в бортах предусмотрены болтовые отверстия 5, на 3–4 мм больше диаметра болтов d, с целью облегчения монтажа. Для соединения применяют стальные болты диаметром 20–45 мм. Наружные плоскости бортов подвергают механической обработке прострожкой для обеспечения плотного взаимного примыкания.
Конструктивные особенности тюбинга на криволинейных участках трассы. На криволинейных участках трассы тоннеля могут применяться специальные клиновидные (угловые) чугунные тюбинговые кольца, поперечные грани которых не параллельны, а отклоняются под небольшим углом (25').’Такие кольца, укладываемые в обделку вперемешку с нормальными в различных сочетаниях, позволяют получить необходимое отклонение обделки тоннеля как в плане, так и в профиле. Универсальность клиновидных колец для различных случаев поворота трассы достигается введением в состав кольца четырех ключевых тюбингов, диаметрально-расположенных на противоположных сторонах. Для тех же целей вместо клиновидных колец в последнее время чаще применяют металлические клиновидные прокладки, укладываемые в поперечные швы между нормальными кольцами. Такое решение требует замены болтов на удлиненные, усложняет монтажные работы, но позволяет исключить необходимость изготовления специальных тюбингов для клиновидных колец.
|