Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление войсками в бою






Управление войсками в бою представляет собой процесс получения определенной информации (боевой задачи, данных об условиях обстановки), принятия или уточнения решения, доведения его до исполнителей и контроля за подготовкой к бою и выполнением поставленных задач. Этот процесс в разных формах и различном объеме многократно повторяется при подготовке и в ходе боя, начиная с момента получения боевой задачи и кончая достижением намеченной цели действий.

Основные мероприятия по управлению войсками осуществляются чаще всего параллельно в нескольких инстанциях, то есть каждая нижестоящая инстанция включается в выполнение данных мероприятий почти одновременно с вышестоящей, с небольшим отрывом по времени, начиная работу на основании предварительных боевых распоряжений. Иногда мероприятия по управлению войсками осуществляются на различных уровнях последовательно: нижестоящее звено приступает к работе после завершения ее вышестоящим звеном, или при сочетании параллельного и последовательного методов работы органов управления нескольких инстанций.

Независимо от применяемых методов работы органы управления всегда должны предоставлять непосредственным исполнителям (подразделениям, частям) достаточное время для качественной подготовки к выполнению принятых решений.

Сбор и обработка данных обстановки. Постоянное знание обстановки, в которой протекает боевая деятельность войск, является обязательным условием успешного руководства войсками в бою.

При сборе данных обстановки особое внимание обращается на получение сведений о средствах ядерного и химического нападения, элементах систем высокоточного оружия, действиях авиации и других высокоподвижных средств поражения противника, о радиоактивном и химическом заражении местности. Поскольку в условиях быстроменяющейся обстановки полученные сведения быстро устаревают и даже могут ввести командира в заблуждение, необходимые для [118] управления данные следует собирать в минимально короткий срок и без промедления доводить до командира и других должностных лиц, принимающих участие в управления войсками.

Сбор данных производится прежде всего командиром, но поскольку всю необходимую информацию он собрать не в состоянии, ему помогают в этом офицеры штаба и другие должностные лица. Каждый из них собирает данные, необходимые для выполнения возложенных на него функциональных обязанностей, всеми доступными способами и из различных источников.

Данные обстановки могут быть получены путем наблюдения командира и других офицеров за действиями противника и своих войск, осмотра или непосредственного обследования местности и местных предметов. Большое значение имеют также получение по техническим средствам связи докладов и донесений от подчиненных (в том числе от разведывательных подразделений) и информации от вышестоящего командира или штаба и соседей, заслушивание устных докладов подчиненных при личном общении с ними, изучение письменных и записанных на магнитную ленту документов, полученных от подчиненных подразделений и частей и соседей, подаваемых ими зрительных и звуковых сигналов. К числу важных способов получения данных обстановки относятся допрос пленных и перебежчиков, опрос местных жителей, изучение документов и различных материалов, захваченных у противника.

Полученные данные обстановки имеют различную степень достоверности, точности и полноты. Поэтому, прежде чем докладывать командиру, их обычно тщательно обрабатывают: отсеивают ложные и сомнительные, систематизируют и обобщают не вызывающие сомнений, уточняют и перепроверяют вероятные. Исключение составляют сведения о средствах ядерного, химического нападения противника, его высокоточном оружии, авиации и других высокоподвижных средствах поражения, которые докладываются командиру немедленно, без обработки, в том виде, в каком они получены от источника информации. При докладе командиру, как правило, излагаются оценка данных и практические предложения.

Чем полнее и достовернее командир будет знать обстановку, тем меньше просчетов допустит он при принятии решения, тем успешнее применит средства поражения, эффективнее использует в бою подчиненные подразделения и части. Командиру при подготовке и в ходе боя могут потребоваться [119] самые разнообразные данные о противнике, своих войсках, соседях, радиационной и химической обстановке, местности, метеорологических условиях, состоянии погоды, экономике района боевых действий, социально-политическом составе в настроении населения и т. д. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы к моменту принятия решения командир располагал как можно большим количеством данных о той обстановке, в которой подразделениям и частям предстоит действовать.

Принятие или уточнение решения. Решение командира определяет порядок использования в бою имеющихся сил и средств, содержит отправные данные для разработки всех мероприятий, связанных с управлением подразделениями и частями. Определяемые в решении замысел боя, боевые задачи войскам, главные вопросы взаимодействия и всестороннего обеспечения, основы организации управления дают полное представление о том, что, где, когда и как необходимо сделать, чтобы ценой минимальных усилий выполнить к установленному сроку полученную задачу. Решение командира — основа управления: в соответствии с ним осуществляются все мероприятия по подготовке боя и руководству подразделениями и частями в ходе его.

Пока командир не принял решения и не довел его до подразделений и частей, их подготовка к бою не может проводиться достаточно конкретно и целеустремленно. Поэтому от быстроты принятия решения во многом зависят полнота и качество подготовки войск к бою, а если решение принимается в ходе боя, то и степень достижения намеченной цели. Решение на бой должно быть принято в предельно сжатые сроки, с таким расчетом, чтобы подчиненные успели разработать и осуществить все мероприятия по подготовке к выполнению боевой задачи.

Если в ходе боя возникает необходимость в уточнении решения или принятии нового решения, сделать это нужно быстро, в соответствии с теми изменениями в обстановке, которые потребовали уточнения или изменения решения. Более того, решение должно не только отвечать сложившейся обстановке, но и учитывать вероятное развитие событий, приниматься или уточняться в срок, обеспечивающий его проведение в жизнь.

Принятие решения — сложный творческий процесс, действия подразделения, части являются выполнением определенной доли замысла старшего командира, поэтому решение непременно включает определение цели боя, то есть конечных результатов действий подчиненных войск. Чтобы [120] обеспечить успешное достижение намеченной цели, организовать действия войск и направить их усилия на быстрейшее выполнение полученной задачи, решение должно включать определение способов достижения цели боя.

Цель боя вытекает из содержания боевой задачи, поставленной старшим командиром, способы ее достижения — из оценки тех условий, в которых предстоит выполнять полученную задачу. Следовательно, решение принимается на основе уяснения полученной задачи и оценки обстановки. Если в ходе боя изменения в обстановке вынуждают к принятию нового решения, а боевая задача остается прежней, решение принимается на основе оценки обстановки. Однако в любых случаях принятие решения должно базироваться на точных расчетах, без этого нельзя рассчитывать на его оптимальность.

Уяснение боевой задачи позволяет получить ясное представление о той цели, на достижение которой старший командир направляет усилия войск, установить, в какой степени его замысел влияет на выбор направления сосредоточения основных усилий и другие вопросы принимаемого решения.

Оценка обстановки позволяет избрать наиболее целесообразные способы выполнения боевой задачи, установить, на что следует направить усилия подразделений и частей, как лучше подготовить и провести бой.

Элементы обстановки взаимосвязаны и нередко противоречиво влияют на выполнение боевой задачи. Кроме того, по своему влиянию на достижение успеха в бою они не равноценны. В одном случае решающее влияние на действия войск будет оказывать противник, в другом — время, в третьем — состояние и обеспеченность своих войск или местность. От командира требуется глубокое понимание обстановки и умение выделить те ее элементы, которые обеспечат в данных условиях принятие наиболее верного, оптимального решения.

При наличии достаточного времени на подготовку боя командир может последовательно и детально анализировать каждый элемент обстановки, сопоставлять полученные выводы с выводами из уяснения задачи и между собой и в результате выявить то важнейшее, что и определит целесообразное применение сил и средств в бою; при этом оценка противника, своих войск, соседей может производиться сразу же с учетом характера местности, на которой они действуют, состояния погоды и других условий. [121]

Если сроки подготовки боя ограничены, а также при принятии или уточнении решения в ходе боя командир в первую очередь с наибольшей полнотой должен оценить основной, определяющий элемент обстановки и уже под углом зрения основных вопросов решения на бой и полученных выводов производить в необходимой мере оценку ее остальных элементов.

Следует учитывать, что противник будет стремиться вскрыть взаимосвязь важнейших условий обстановки с логической неизбежностью принятия командиром определенного решения, а выявив таким образом намерения войск, принять меры, чтобы воспрепятствовать их осуществлению. Поэтому командир должен всегда тщательно продумывать, как ввести противника в заблуждение относительно истинных намерений войск. В целях достижения внезапности он может сознательно разработать некоторые вопросы решения иначе, чем этого со всей очевидностью требуют условия обстановки. Но в таком случае действия сил и средств должны быть настолько хорошо обеспечены, чтобы и при данном решении достигался успех выполнения полученной задачи.

В процессе принятия решения командир может запросить необходимые данные по интересующим его вопросам у начальника штаба, своих заместителей, начальников родов войск и служб. Уточнение отдельных вопросов происходит, как правило, при заблаговременной подготовке боя, особенно когда войска выводятся на новое направление. В ходе боя, когда время на уточнение или принятие нового решения крайне ограниченно, командиру нередко придется обходиться без заслушивания даже своих ближайших помощников. Тем не менее в любой обстановке штаб, начальники родов войск и служб подготавливают данные, которые могут потребоваться командиру при принятии решения.

Командир подразделения всю работу, связанную с принятием или уточнением решения, проводит, как правило, на местности, пользуясь при этом картой. В вышестоящих звеньях управления решение обычно принимается по карте, а в последующем уточняется на местности.

Неполнота данных не освобождает командира от своевременного принятия или уточнения ранее принятого решения на бой. Принятое решение, а при параллельном методе работы замысел боя докладывается старшему командиру и после его утверждения доводится до подчиненных.

В период планирования боя одновременно с принятием решения идет его оформление. Решение оформляется на [122] карте с пояснительной запиской. С помощью этой карты командир осуществляет управление подразделениями или частями при подготовке и в ходе боя, докладывает обстановку и свое решение старшему командиру, информирует соседей. Часть данных из решения командира наносится на рабочие карты других лиц, участвующих в управлении.

Кроме оформления решения командира при планировании боя подготавливаются необходимые расчеты, разрабатываются и оформляются боевые приказы и распоряжения, планы боевого применения родов войск, планы обеспечения боя и другие боевые документы. Планирование осуществляется штабом, заместителями командира, начальниками родов войск, специальных войск и служб на основе решения командира и его указаний по вопросам планирования боя.

Принятие решения — ответственный этап в деятельности командира, требующий от него огромных усилий. Чем выше ранг командира, тем больше мера его ответственности за принятое решение, тем больших знаний, способности предвидеть ход событий, проявления оперативности, решительности, настойчивости, а в необходимых случаях и гибкости требует от него принятие или уточнение решения.

Доведение решения до войск. Принятое или уточненное решение командира должно быть своевременно и точно доведено до непосредственных исполнителей. Если оно доведено с опозданием, то оно может оказаться несоответствующим изменившимся условиям обстановки. Неточно доведенное решение или решение, понятое подчиненными иначе, чем понимает его командир, способно привести к неправильным действиям, к срыву выполнения боевой задачи.

Проведение решения командира в жизнь является результатом деятельности большого числа подчиненных. Подчиненные командиры, руководствуясь указаниями старшего командира, тоже принимают решение и проводят мероприятия по организации боя своих подразделений и частей. Чтобы иметь возможность лучше организовать действие подчиненных войск, каждый командир должен знать решение старшего командира в объеме, необходимом для правильного понимания замысла старшего командира и своей задачи, для лучшей организации боя своего подразделения или части.

Доведение до подчиненных принятого или уточненного командиром решения осуществляется главным образом через постановку или уточнение боевых задач, организации и поддержание взаимодействия, организацию и осуществление [123] мероприятий по политической работе, всестороннему обеспечению боя и управлению войсками.

Постановка боевых задач подчиненным, приданным и поддерживающим подразделениям и частям осуществляется боевыми приказами, боевыми распоряжениями и предварительными боевыми распоряжениями, а уточнение ранее поставленных задач — обычно боевыми распоряжениями.

Боевой приказ содержит основные данные из решения командира, необходимые подчиненному командиру для организации боя. Боевое распоряжение включает лишь тот минимум сведений, без которых он не может целеустремленно, в соответствии с планом старшего командира, организовать действия своего подразделения или части. Предварительное боевое распоряжение содержит данные, позволяющие подчиненному командиру приступить к организации боя параллельно с выполнением этой работы в вышестоящем эвене управления.

Боевые задачи доводятся командиром до войск путем личной постановки их исполнителям, передачи по техническим средствам связи или посредством высылки боевых документов (письменных, графических или записанных на магнитную пленку). Необходимо умело сочетать различные способы доведения боевых задач до войск, сообразуясь с боевой обстановкой. Лучшим способом доведения боевых задач до подчиненных всегда является тот, который в данных условиях обеспечивает максимальную быстроту и точность их доведения. В первую очередь боевые задачи доводятся до тех подразделений и частей, которым требуется больше времени на подготовку к действиям или которые начинают действовать первыми.

Командир подразделения отдает боевые приказы и распоряжения только лично в устной форме и, как правило, на местности. В частях и соединениях основным способом постановки боевых задач являются устные боевые приказы распоряжения, отданные на местности или по карте лично командиром, либо доведенные по его поручению другими должностными лицами с выездом их непосредственно в подразделения и части. При таком способе имеется возможность не только довести до подчиненного командира его задачу и главные вопросы взаимодействия, но также в полном объеме ознакомить его с задачей вышестоящей инстанции, порядком применения ядерного оружия, с задачами соседей, подразделений родов войск, специальных войск и авиации. Это помогает каждому командиру более глубоко уяснить [124] роль своего подразделения или части в решении задачи вышестоящей инстанции, лучше усвоить основы взаимодействия войск в ходе боя.

Если боевые задачи доводятся до исполнителей с помощью письменного боевого приказа или распоряжения, главные вопросы взаимодействия, как правило, включаются в этот боевой документ, а иногда высылаются дополнительно как указания по взаимодействию.

Боевые приказы и распоряжения должны излагаться предельно кратко, но не в ущерб ясности, чтобы обеспечивалось правильное понимание подчиненными своей задачи и исключалась всякая возможность их различного толкования.

Для доведения боевых задач в современных условиях широко применяются формализованные документы, представляющие собой заранее подготовленную типовую форму в виде анкеты или таблицы, в которую внесены необходимые данные, отражающие решение. При использовании формализованного документа значительно уменьшаются объем разрабатываемого текста боевого приказа или распоряжения, затраты времени на его исполнение и передачу по техническим средствам связи.

Организация и поддержание взаимодействия между подчиненными и приданными подразделениями и частями являются предметом особой заботы командира и штаба, а также начальников родов войск, специальных войск и служб. Организация взаимодействия осуществляется не только при подготовке боя, но и в ходе его, если в результате резких изменений обстановки ранее установленный порядок взаимодействия перестает соответствовать реальным условиям ведения боя. В ходе боя взаимодействие должно непрерывно поддерживаться, при необходимости уточняться, а в случае нарушения немедленно восстанавливаться.

Основным содержанием взаимодействия является согласованность действий всех участвующих в бою подразделений и частей родов войск, специальных войск и средств поражения. Эта согласованность — целенаправленная, она достигается в интересах тех общевойсковых подразделений и частей, которые в ходе боя действуют на главном направлении, выполняя в тот или иной момент боя наиболее важные задачи по разгрому противника. Согласование усилий всех сил и средств, участвующих в бою, осуществляется по задачам, направлениям, рубежам, времени и способам [125] выполнения тех частных задач, которые могут возникать перед подразделениями и частями.

Взаимодействие в подразделении организуется командиром непосредственно на местности, в части — обычно на местности на глубину видимости и на макете местности или по карте на всю глубину боевой задачи. При этом командир детализирует в необходимой степени те главные вопросы взаимодействия, которые были доведены при постановке боевых задач, конкретизирует порядок его поддержания и восстановления в ходе боя, указывает сигналы оповещения, управления и взаимодействия.

В условиях ограниченного времени командир организует взаимодействие обычно методом отдачи подчиненным необходимых указаний, которыми он согласовывает их действия при наиболее вероятных вариантах действий противника. При наличии достаточного времени может применяться метод розыгрыша основных тактических эпизодов предстоящего боя с заслушиванием докладов подчиненных об использовании имеющихся у них сил и средств в сложившейся обстановке. Вопросы взаимодействия отрабатываются в наиболее вероятной последовательности развития предстоящего боя и с учетом тех критических ситуаций, которые могут возникнуть. Отработка вопросов согласованного применения сил и средств в каждом из рассматриваемых тактических эпизодов начинается, как правило, с тех общевойсковых подразделений и частей, в интересах которых организуется взаимодействие.

Организуя взаимодействие, командир привлекает к участию в этой работе кроме командиров подчиненных и приданных подразделений и частей основных должностных лиц штаба, начальников родов войск, специальных войск и служб. В результате должно быть достигнуто единое понимание цели боя, боевых задач и способов их выполнения взаимодействующими подразделениями и частями при различных вариантах действий войск исходя из характера возможных действий противника, а также твердое знание сигналов оповещения, взаимного опознавания и целеуказания.

Штаб по указанию командира детально разрабатывает вопросы взаимодействия, увязывает необходимые вопросы с соседями, согласовывает работу штабов, доводит до подчиненных установленные сигналы, порядок ориентирования и взаимного опознавания, организует связь взаимодействующих войск. Вопросы взаимодействия отражаются в плановой таблице взаимодействия, в планах боевого применения родов войск и планах обеспечения боя. [126]

Взаимодействие поддерживается всеми командирами, штабами, начальниками родов войск, специальных войск и служб взаимодействующих подразделений, частей и соединений. Для поддержания взаимодействия они должны не только правильно понимать цель боя, боевые задачи и способы их выполнения, но также постоянно знать обстановку, иметь между собой надежную связь и систематически осуществлять взаимную информацию.

Для своевременного восстановления нарушенного взаимодействия необходимо контролировать соблюдение подразделениями и частями установленного порядка взаимодействия, быстро выяснять причины его нарушения и восстанавливать связь между взаимодействующими войсками. От командира и штаба требуется в короткие сроки определять меры, принятие которых позволит восстановить взаимодействие, и быстро доводить до войск новый порядок их совместных действий в ходе выполнения боевой задачи.

Организация и осуществление мероприятий по политической работе, всестороннему обеспечению боя и управлению войсками направлены на создание и поддержание высокого политико-морального состояния личного состава, на обеспечение действий подразделений и частей в боевом, техническом и тыловом отношении, надежное и бесперебойное руководство войсками в ходе боя.

При подготовке боя командир дает указания по организации политической работы, всестороннего обеспечения боя и управлению войсками, определяя их задачи и наиболее важные мероприятия, а если требуется, порядок и сроки выполнения поставленных задач и проведения важнейших мероприятий. В ходе боя такие указания командир отдает по мере необходимости, когда требуется уточнить задачи политической работы, ранее установленный порядок обеспечения боя или управления войсками или если в результате резкого изменения обстановки их требуется организовать заново. На основе решения и указаний командира его заместители, офицеры штаба и политоргана, начальники родов войск, специальных войск и служб непосредственно организуют намеченные мероприятия и оказывают исполнителям необходимую помощь в их своевременном и полном осуществлении.

Контроль за подготовкой к бою и выполнением поставленных задач. Доведение решения до непосредственных исполнителей еще не означает, что оно в точном соответствие с волей командира будет проведено в жизнь. С момента [127] изменения обстановки и до того, как непосредственные исполнители приступят к выполнению принятого в соответствии с этим решения, проходит определенное время, в результате решение командира может уже не в полной мере соответствовать истинному положению на поле боя. Кроме того, непосредственные исполнители могут встретиться с непредвиденным противодействием противника, с затруднениями, вызванными внезапными изменениями погоды или характера местности в результате применения ядерного оружия, нераспорядительностью должностных лиц, неправильным пониманием своих задач другими исполнителями и т. д. В общем, всегда возможны неожиданности и случайности, которые могут отрицательно повлиять на проведение в жизнь принятого решения.

Вот почему контроль за точным и своевременным выполнением подразделениями и частями отданных им приказов и распоряжений является важнейшим звеном в процессе управления войсками. Если управлять, не интересуясь или не умея следить за исполнением, то, указывал В. И. Ленин, «в военном деле это прямо гибель»{34}. История войн знает немало примеров, когда отсутствие своевременного и действенного контроля приводило к срыву выполнения поставленных задач. В современном общевойсковом бою, одной из характерных черт которого являются быстрые и резкие изменения обстановки, роль контроля по сравнению с прошлым еще более возросла.

Контроль должен быть постоянным, целеустремленным и направляться на предупреждение неточного или несвоевременного выполнения поставленных войскам задач. Особое значение имеют быстрота и действенность контроля, позволяющие немедленно реагировать на выявленные недостатки. При этом главное внимание уделяется проверке выполнения тех мероприятий, которые играют решающую роль в достижении цели боя.

Контроль включает и оказание конкретной помощи командирам и штабам нижестоящего звена управления в устранении выявленных недостатков в организации боя или в руководстве подразделениями и частями в ходе боя. Однако он не должен уподобляться мелочной опеке и подменять подчиненных командиров и штабы в вопросах управления войсками.

Помимо командира контроль может осуществляться его заместителями, офицерами штаба и политоргана, начальниками [128] родов войск, специальных войск и служб. Большую помощь командиру способны оказать партийная и комсомольская организации, особенно по вопросам поддержания высокой боевой готовности войск, соблюдения мер маскировки, правил скрытого управления войсками, радиодисциплины, сохранения военной тайны.

Методы контроля могут быть различными. Лучшим методом контроля является личный выезд командира или по его поручению других должностных лиц непосредственно в войска для изучения деятельности командиров и штабов, действий подразделений и частей в процессе личного общения с исполнителями. Контроль может осуществляться также путем переговоров по техническим средствам связи и изучения боевых документов, представляемых подчиненными. Важное значение имеют такие методы контроля, как наблюдение за действиями войск с воздуха и с наземных наблюдательных пунктов, воздушное фотографирование, прослушивание переговоров и передач, ведущихся по радио- и радиорелейным средствам связи.

В ходе контроля офицеры должны проявлять высокую требовательность и объективность, показывать пример глубоких знаний основ современного боя, знать обстановку и решение командира, вовремя замечать недостатки и быть непримиримыми к ним, уметь оказать помощь командирам и штабам нижестоящего звена управления в их устранении. При необходимости они обязаны показывать образцы личного мужества, решительности и проявления инициативы.

* * *

Дальнейшая разработка и внедрение в войска новейших технических средств позволяют значительно усовершенствовать методы решения задач управления. Все более успешно решаются вопросы, связанные со сбором и обработкой данных обстановки, с принятием, оформлением и доведением решения командира до войск. Реальной становится возможность быстрого производства любых расчетов по применению сил и средств в бою, накопления оперативной информации и немедленной выдачи ее по требованию командира или офицера штаба. Упрощается разработка боевых документов и резко сокращается время на их передачу. Расширяются возможности контроля за действиями войск, за точным и своевременным выполнением ими поставленных задач.

Новейшая техника многократно умножает возможности человека, облегчает его труд, ускоряет всю работу по управлению войсками при подготовке и в ходе боя. [129]

Дальше


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал