Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура фронтальных логопедических занятий.
Весть комплекс логопедических занятий для детей должен быть нацелен на развитие коммуникативных способностей ребёнка. Все усвоенные им языковые системы должны обязательно включаться в общение. Особенно важно научить детей применять отработанные речевые умения в других ситуациях и творчески использовать полученные на занятиях навыки в разнообразных видах деятельности. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 6-8 человек, дети одного возраста с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учётом дефекта и возраста ребёнка. Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы. Они одновременно выполняют одну работу, одинаковую для всех. Индивидуальные и подгрупповые занятия являются некой подготовкой к фронтальным занятиям. Именно поэтому лексический материал должен состоять из изучаемых и правильно произносимых всеми детьми звуков. Фронтальные занятия в логопедических группах проходят в несколько этапов, которые тесно связаны между собой и взаимообусловлены. На первом этапе закрепляется правильное произношение изучаемого звука. Лексический материал, используемый на данном этапе должен быть разнообразным, насыщенным изучаемым звуком. Однако не должны использоваться дефектные и смешиваемые звуки. На втором этапе происходит дифференциация звуков, как на слух, так и в произношении. Ход овладения произношением должен основываться на активной познавательной работе по наблюдению за звуками речи, словами и т.д. Эти 2 этапа должны идти параллельно друг другу, так как верное воссоздание структуры слов зависит от того, насколько правильно ребёнок воспринимает и произносит звуки, которые имеются в его речи. Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы: 1) оргмомент; 2) сообщение темы занятия; 3) характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам; 4) произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях; 5) произношение звуков в словах; 6) физминутка; 7) работа над предложением; 8) произношение звука в связной речи; 9) обучение элементам грамоты; 10) итог занятия. Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания; физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Физпаузы, например, в которых происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключиться при необходимости на следующее задание. 1. Первый этап занятия — организационный. Его цель — введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а так-же коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда — включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. 2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей — участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи: • уточняется артикуляция — положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука; • показывается «профиль» звука на рисунке; • уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поется или не поется звук (гласные или согласные); • находится образное сравнение звука (звукр — рычание тигра, звук ш — шелестящая листва, звук л' — весенняя капель); • звуки обозначаются цветовыми символами; • определяется их место в Звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить). 3. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. 4. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятий решаются следующие задачи: • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; , уточнение и расширение лексического запаса; • овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов; • развитие слухового внимания и зрительной памяти; овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.
|