Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика психокоррекционного процесса
В психокоррекции главным является реализация индивидуального подхода, создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции. С признанием индивидуального подхода тесно связано представление о «личном достижении» (Цзен Н.В., Пахомов Ю.В., 1985), т.е. признание права пациента взять из психокоррекционных возможностей то, что он в состоянии взять, или то, что он захочет взять. «Непланируемость» личностного роста, признание бесконечности и неограниченности этого процесса является одной из главных особенностей прихокоррекции. Задача психолога — создать условия для более полного личностного роста, но ни в коем случае не подталкивать участников психокоррекции к достижению определенных, заранее регламентированных результатов. Поэтому психокор-рекционные приемы должны основываться на естественных движущих силах психического и личностного развития. Такими силами являются деятельность ребенка и система его отношений. В психокоррекции следует использовать те виды деятельности и те системы отношений, которые являются значимыми для участников коррекции, ярко индивидуально окрашены, по отношению к которым имеются острые эмоционально насыщенные переживания. Особое значение имеет психокоррекционный контакт с участниками психокоррекции. Специфичность контакта связана с признанием субъект-субъектных, диалоговых отношений. Специалист становится активным субъектом психологического воздействия, достигает как можно более полного принятия индивидуального облика и личности пациента во всем сложном переплетении сильных и слабых сторон человеческой души. В процессе психокоррекции отношения между участниками коррекции и специалистом строятся по принципу партнерства, когда признается право каждого на ответственность, руководство, поиск, личностный рост, психологическую независимость. Именно такая позиция психолога создает наилучшие условия для реализации всех рычагоь психокоррекционного действия. Специфика психокоррекционного процесса состоит также в его особой динамике. Она может быть описана не прямой, а ломаной линией. Это означает, что в каждом психо-коррекционном процессе есть свои взлеты и падения, ускорения движения и замедления. Это происходит потому, что главными в психокоррекции являются эмоциональные процессы, переживания, а эмоции — весьма подвижные и динамичные психологические образования. Ярко эмоционально окрашенные переживания создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную ситуацию, на близких людей, на систему своих отношений, на свою деятельность. Переворот в сознании, перестройка элементов сознания и самосознания — это результат острых эмоциональных переживаний, которые достигаются в пси-хокоррекционном процессе. Перестройку структур сознания следует рассматривать как творческий процесс, как переход от оперирования закрытыми формулами к использованию открытых формул. Термин «открытие формулы» означает использование таких систем осознания, которые раскрывают в человеке все сильные стороны его души, все личностные достижения. Основная задача психокоррекции — использовать не только доступный, понятный язык, но и убедительный, внушающий, воздействующий, вызывающий эмоциональный отклик. В каждый момент психокоррекции психолог должен быть предельно искренним в своих эмоциональных переживаниях, чтобы его вербальный и невербальный языки соответствовали друг другу. Язык психокоррекции — это еще язык конкретных реальных действий, поэтому все ситуации должны быть не только понятны и доступны участникам, но и психокоррекционно полезными, эмоционально значимыми. Необходимо отметить, что отношения между участниками психокоррекции могут быть описаны как реализация высших форм гуманистического отношения между людьми, как отношения любви человека к человеку. В создании межчеловеческих отношений и состоит главная специфика психокоррекционного процесса.
|