![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тренинг личностного роста
Данный тип тренинга решает задачи, характерные для социально-психологических тренингов. Однако его главной целью является развитие личности. Тренинг состоит из шести занятий, каждое из которых решает специфическую задачу (Прутченков А.С., 1993). Позиция психолога на протяжении всех занятий — это позиция доброжелательного и понимающего друга, помогающего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия. Для этого психолог организует обсуждение и принятие правил групповой работы, знакомит с ее целями и задачами, следит за их выполнением. Объясняя цель проводимого упражнения, подробно излагает инструкцию, дает необходимые разъяснения, отвечает на вопросы. Психолог постоянно отслеживает динамику группы и эмоциональное состояние ее участников, а в случае необходимости оказывает им психологическую поддержку. После каждого занятия подводятся итоги и дается домашнее задание. содержание занятий 1-е занятие 1. Знакомство (заполнение визиток, самопрезентация). 2. Правило группы. • 3. Мои добрые дела. 4. Рисунок музыки. 5. Контраргументы (мои достоинства и недостатки). 6. Контроль индивидуальности (высказывания участника о себе, мнение группы о его индивидуальности). 7. Кто я? (опрос проводится на каждом занятии и сохраняется). 8. Ласковое имя. 9. Итоги (обратная связь). 2-е занятие 1. Привет, индивидуальность! 2. Поговорим о дне вчерашнем. 3. Скажи мне, кто твой друг. 4. Ласковые имена. 5. Мои сильные стороны. 6. Моя эмиграция (кто пожалеет и кто обрадуется). 3-е занятие 1. Вы меня узнаете? 2. Мой девиз. 3. Интервью. 4. Автопортрет. 5. Карусель встреч. 6. «Я» крупным планом. 7. Домашнее задание и «Брачное объявление». 4-е занятие 1. Моя любимая игрушка в детстве. 2. Брачное объявление. 3. Без маски (неоконченные предложения о правилах общения). 4. Отверженный (причины отвержения в присутствии отвергаемого). 5. Мои слабые стороны. 6. Домашнее задание «Я глазами группы*. 5-е занятие 1. Зоопарк (идентификация с животными). 2. «Я» глазами группы. 3. Я тебя понимаю (экстрасенс). 4. Последняя встреча (что сказать друг другу). 5. Домашнее задание (перспектива). о-е занятие 1. Твое лучшее качество. 2. Привет, шщивидуальность! 3. Взаимохарактеристики. 4. А что дальше. 5. Анализ анкет (обратная связь; и самоанализ списков «кто Я 6. Пожелания психолога членам группы. В целом в работе со старшеклассниками психолог может использовать большинство средств из своего арсенала психологической помощи взрослым и подросткам. Возможно, он обратит особое внимание на изучение их личностных проблем, формирование временной перспективы. (Толстых Н.Н,. Дубровина И.В., 1997), кризис идентичности и развитие «эго» (Эриксон Э., 1997), неадаптивной активности личности (Петровский В.Л., 1996). Мы продемонстрировали методические подходы к решению лишь отдельных проблем. Контрольные вопросы 1. Какие психологические трудности старшеклассников составляют задачи работы школьного психолога? 2. В каких случаях может использоваться оргдиалог и тренинг личностного роста? 3. Можно ли использовать методику Н.Н. Толстых в новой парадигме профессиональной консультации? Темы для семинарских занятий 1. Старшеклассник как объект психологической помощи. 2. Методика психологической помощи старшеклассникам. Задания для самостоятельной работы 1. Составьте психологический портрет одного из старшеклассников в аспекте психологической помощи. 2. Проведите оргдиалог по правилам общения в своей группе, сделайте анализ эффективности методики. 3. Разработайте методику одного из занятий предлагаемого сценария тренинга личностного роста. Литература Абульханова-Славская К.Л. Стратегия жизни. М., 1996. Ананченко М.Ю., Овсянкин П.Е. Курс «Лидерство» в школе. Архангельск, 1995. Гордон Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход // Клиентоцентрированная терапия. М., 1997. Кон И. С. Психология ранней юности. М.. 1989 Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М., 1990. Прутченков Л.С. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов М., 1996. Пряжников Н.С. Подростковая профконсультация: в поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. 1996. № 1. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М, 1989. Франкл В. Человек В поисках смысла. М., 1995
Раздел III МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» И ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ
|