Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности
Первый вопрос. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальные роли и их присвоение (1: 42) Деятельность[218]– философская категория, пришедшая к нам в страну благодаря трудам Маркса. Деятельность пока заменяет бытие. Любая профессиональная деятельность или общение. Это слово иногда в этой теме возможно будет заменять словом «поведение». Слово регуляция можно подразделить на внешнюю и внутреннюю. Вторая в этой теме не интересна. В отличие от внешней, приходящей от людей предметов и др. В 6 теме будем говорить о внутренней регуляции. Слово социокультурная значит, что в этой теме мы говорим прежде всего о социальном индивиде. Но ничто не мешает социальному индивиду быть личностью. В этом вопросе мы сотрудничаем с социологом и социальным психологом. Современная социология возникла во Франции в начале ХХ в., основателем был ученый Э.Дюркгейм, который выделил понятие социального фактора. До него считалось, что наши коллективные представления (язык на котором говорим, моральные нормы которые соблюданием, юридические) являются результатом общественного договора (это пошло от философа Руссо). Он же сказал, что социальные факты не зависят от конкретного индивида и как бы навязаны ему, должны быть им присвоены с необходимостью. Социолог и психолог по образованию философ Люсьен Леви-Брюль. Известен за введение термина первобытного сознания (первое бытие человека как социального индивида). Он сказал о коллективных представлениях в первобытных отсталых заброшенных обществах. Коллективное представление есть единство познавательных (интеллектуальных), аффективных (эмоциональных) и волевых (моторных) компонентов. То есть для первобытного человека иметь какое-то представление – это одновременно испытать сильную эмоцию и быть готовым к какому-то действию. Лучше назвать такие представления убеждениями[219]. В социологии ценность[220], в психологии установка[221], убеждение, мировоззрение[222]и т.д. В начале 20-х появляется теория социальных ролей. Если по Шекспиру мир театр, то люди в нём актеры. Если социальная жизнь (например, по Бёрну) это игра[223], то значит надо играть какую-то роль. Поначалу эта теория казалась необычной, сегодня она общепринята и научна. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальная позиция – это объективное место в общественной организации, которое может и должен занять человек. Профессиональное место, семейная позиция, то есть что-то заданное человеку извне. Даже если человек её не займет позиция всё равно будет существовать. Три различения применительно к социальным позициям: 1) Долговременные и кратковременные. Долговременные например профессиональная, семейная, воспитательная. Кратковременные скажем пешеход на улице, покупатель в магазине, зритель в театре. 2) Каждая позиция в принципе имеет противоположную или контрапозицию. Например, в долговременных мать и дочь, отец и сын, муж и жена, профессионал и дилетант предполагают друг друга, какое-то социальное взаимодействие. В кратковременных пешеход и водитель, зритель и актер, покупатель и продавец. Вывод, что каждый человек сочетает несколько позиций. Например, быть отцом своего ребенка и одновременно пешеходом и профессионалом и т.д. Иногда между позициями могут возникать конфликты. 3) Наличие или отсутствие специальных общественных институтов. Например, врачей надо долгое время обучать. А тому, как стать мужчиной или женщиной нигде не учат. Это сложнейший путь социализации[224]. Норма – это объективное правило, позволяющее занять позицию. И если нормы нигде не записаны, то говорят о социальных стереотипах[225]. Нигде не записано что такое мужчина или женщина, а стереотипы фемининности и маскулинности есть. Это очень устойчивые стереотипы. А стереотип женской красоты например един для всего мира. Женщины, которые называют себя феминистками скажут, что грузчик в порту тоже женская профессия. Хотя чаще считают, что женщина это домохозяйка, а муж это трудяга. Необходимо ввести термин социального ожидания – это требование, которое предполагается соблюдаемым тем, кто занимает социальную позицию. Он реально может не соответствовать требованиям, но от него их требуют. Например, от врача ждут соблюдения правила «Не навреди». Три группы социальных ожиданий: 1) Наличие внутренних убеждений, ценностей, установок. Это требование самое важное, обряд посвящения или инициации. Например, юноша долго выносит мучения чтобы, наконец, принести клятву на верность своему обществу. Или, например, клятва Гиппократа у врачей. Это требование характерно для долговременных позиций. 2) Наличие технологических знаний и умений. Тот же самый врач может навредить больному, если его плохо научили. Эта группа характерна и для долговременных и для кратковременных позиций. 3) Наличие способов общения и правил их применения. Этика общения. Например, Бёрн, сказавший, что общение – суть игра. В игре необходимо хитрить иначе проиграешь. Наивно стонать о том, что все вокруг лгут или о двойных стандартах. Например, слепоглухонемых[226]детей в 6 лет в сюжетно-ролевых играх учат лгать, потому что умение лгать – это умение хранить тайну. Бёрн отдельный акт общения назвал сделкой и когда мы общаемся, мы дарим что-то своему партнеру, дарим общение. И хотя нигде не написано сколько надо отдавать общения нормы тут всё-таки есть. Страшная пытка – дефицит общения[227]. Или другое – вас кто-то перепутал с другом детства – избыток общения. Социальная роль [228] – это совокупность выполняемых социальных ожиданий. То есть объединили все три группы и сказали, что если все ожидания оправдываются, то мы имеем дело с социальной ролью. Разница позиции и роли. Прежде всего, позиция объективна, а роль субъективна. Роль – это психологический эквивалент позиции. Роль, как правило, шире, чем позиция. Роль является резервом для развития позиции. До какого предела можно развивать позицию. Например, позиция секретаря большого начальника. Позиция – координировать и т.д. А роль полнотелая секретарша восседающая на горе шоколада, рядом томятся пришельцы к начальнику и т.д. Это излишнее расширение. Секретарше будет стыдно за то, что они именно так поняли свою роль. И пример с другой стороны. Позиция генеральный секретарь СССР. А роль – секретарша. И в случае Горбачева роль стала слишком большой и позиция не выдержала. Он сказал «Да вы не представляете что я с вами со всеми могу сделать.» Сравним слова роль и образ «Я». Как себя отличает или нет человек от своей роли. У Юнга есть термин архетип. Одним из архетипов, с которым мы впервые сталкиваемся в бессознательном называется тенью, а защита от него – это персона или маска. Пока человек осваивает роль, он отождествляет себя с маской и маска иногда очень нужна. Но бывает, когда роль освоена и можно над собой немного посмеяться. Есть обряд посвящение, а есть смеховой. Типичное чувство актёра: меня путают с моими персонажами. Юнг бы предложил упражнение: представить себе то, в какой одежде привык появляться на работе. И в течение недели отказаться от этой одежды, не носить. Или дать такую же одежду коллеге. Басилашвили все любит и знают по фильму «Осенний марафон» (роль уставшего ковбоя). Его путали с ролью, чтоб не путали он взял птичье перышко, поместил его себе за ухо и в таком виде неделю везде появлялся и смотрел как реагируют. В кино обычно ходят в верхней одежде. Университет снял вечерний сеанс и некоторые женщины испытывали странное ощущение у гардероба. Верхняя одежда шикарная (шуба и т.д.), а под ней у некоторых домашняя одежда. Механизмы присвоения социальных ролей. На примере половых ролей. Каким образом например мальчик понимает, что он мальчик. Первый ответ даёт бихевиоризм. Социальная роль даётся научением. Поощряют за мальчиковое поведение, а наказывают за его отсутствие. Второй ответ по когнитивной психологии[229]. Толмен говорит о когнитивном (познавательном) научении. И здесь присвоение роли есть результат самокатегоризации, то есть когнитивный психолог предполагает, что у мальчика должно сформироваться представление о стереотипном поведении, которое он будет сравнивать с самим собой. У девочек, например картинка в модном журнале может стать когнитивной категорией, представлением. Третий ответ по психоанализу. Присвоение роли – это результат эмоциональной аффективной идентификации, отождествление себя с кем-то. Значит, на начальных этапах эмоционально идентифицировать себя с образцом. Например, при Эдиповом комплексе полное эмоциональное подражание[230] сына отцу. Стадии присвоения ролей. Можно долгое время исследовать присвоение ролей (лонгитюдное исследование[231]). Можно взять, например, случай, когда при рождении пол[232] ребёнку установили неверно. И воспитывали мальчика как девочку. И тогда необходимо обсудить стадии присвоения ролей на примере психологической смены пола. 1) Ориентационная стадия – это выбор конкретного образца и идентификация с ним. Кто-то из мед. персонала должен сыграть для девочки роль проводника в роль женщины. Никакой муляж не заменит настоящего человека. 2) Имитационная подражательная стадия – процесс буквального подражания образцу. Все виды ожиданий, поведения осваиваются заново. Этот период самый длительный. 3) Трансформационная стадия, преобразовательная – это освоение технологических умений и убеждение, социальных ожиданий и изменение отношения к образцу. Это психологическое освобождение от образца. Второй вопрос. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятие высшей психической функции (Л.С.Выготский) (0: 52) Нас воспитывают как люди, так и вещи. У Дюркгейма был ученик Ш. Блондель: «Первая пеленка ребенка – это саванн его природной индивидуальности.» После оборачивания ребенка в пеленку кончилось чисто природное развитие, теперь оно также и культурное. Пеленка, ложка, игрушка – это культурные предметы. А потом дальше знаки. Так начинается знакомство с миром материальной культуры. Например, первоначально ложка – это заведомо лишний предмет, потому что удобнее есть рукой. Зачем жить культурно, когда можно по природному. Первый этап естественного развития. Ложка это продолжение руки. Каша всё время оказывается за ухом. Второй этап искусственного развития. С помощью взрослого рука подчиняется логике орудия, рука движется неестественно, приучается есть так как велит ложка. Основной культурный запрет. К. Леви - Стросс считает, что первым культурным запретом является так называемый запрет инцеста, запрет кровосмешения. Нельзя заключать браки между братьями и сестрами, внутри своей семьи. Такая семья вымрет, это будет пародия на человека. Почему культурный запрет? Есть общество или семья А и ей надо обращаться за женихом или невестой в другую семью Б. И тогда Леви-Стросс скажет, что если бы не было запрета, то не существовало бы обмена знаками. А этот обмен необходим, так как человек – знаковое существо. Словоблудие можно сравнить с супружеской изменой. Первый психологический запрет. Психология – это наука о душе. Джемс говорит, что есть не только душа но есть ещё и дух. Возможна ли наука о духе? Нет, потому что вместо свободы будет рабство, вместо истины ложь и так далее. Если психология религии с маленькой буквы, то всё нормально, когда изучают религиозных верующих людей. Но если Религия с большой буквы, то есть человек не соблюдает психологической тайну, то надо опасаться такой психологии. Психолог исследователь должен соблюдать правило – психолог обязан быть безрелигиозным. Почему невозможна наука о боге с большой буквы. Потому что в науке о Боге невозможен эксперимент. Единственный возможный эксперимент в такой науке был бы убийством себе подобного, а значит самоубийство (а это запрещено в христианской вере). В науке о духе только люди без высшего образования. «Введение в христианскую психологию» означает «Конец общей психологии». Наука психология может быть только общей. Обратимся только к одной психической функции – памяти. Жане произносит фразу: человеческая память не нужна отдельному человеку. Человеческая – значит смысловая память, связанная с речью. А есть также образная, аффективная и двигательная и др. (эти виды есть и у животных). Выготский говорио: «ребёнок мыслит потому что помнит, а взрослый помнит, потому что мыслит.» У П.Жане была пациентка, которая пережила смерть матери в ужасных обстоятельствах с пьяным отцом. И эта девушка забыла о смерти матери (патология памяти). Это грубейшее нарушение, которое сопровождалось феноменом реминисценции. Человеческой памяти нет, а природная есть. То есть парадоксальная, глупая. Стоило этой девушке увидеть какую-то знакомую деталь, как она начинала выполнять ряд навязчивых движений. Отдельному человеку они не нужны. Эта девушка излечилась тогда, когда ответила на вопрос «Что случилось с матерью?», когда смогла пересказать тяжкое событие. Память по Жане – это социальное действие, рассказ, пересказ, оперирование знаками. Понятие высшей психической функции по Л.С. Выготскому. Важно сообщить слова Тарковского о Высоцком. Андрею Арсеньевичу задают вопрос от зрителя «Ваше отношение к Высоцкому?» «Что вот мне сказать о Володе, только я скажу о нём главное. Говорят о нём, что он поэт. Извините, я сам не поэт. Я знаю например, что Пушкин поэт, а то что делал Высоцкий поэзией не могу назвать, это какой-то другой жанр, не поэт. Говорят Высоцкий певец. Бельканте это пение. А хрип подвыпившего человек не пение. Баз это музыка, а не три-четыре аккорда. Ещё говорят что он актёр. Вот тот самый следователь в сериале Говорухина – это актерский потолок Высоцкого. Итак Высоцкий не поэт, не певец, не музыкант, не актёр. Он просто гений. Высоцкий несомненно сделал искусство, символом которого он являлся. Не понятно что это за жанр. Главное, что Высоцкий запечатлел своё время, остановил его. И если когда-нибудь людям ХХI в. будет интересно, что было в середине века ХХ надо обращаться к Высоцкому.» А.Р.Лурия друг Выготского вставляет в свою книгу слова «Поймите главное, Выготский гений.» Не бойтесь критиковать Выготского, но пусть это будет критика, а не брань. Скажем пишет Выготский про Спинозу (считал что его надо было изучать). Редактор просит написать про Декарта. Выготский берёт у другого автора кусок про Декарта и просит сразу же печатать. В творчестве не бывает плагиата. Выготский озорной человек. Ставили они с Лурией интересные опыты, а к ним к празднику приезжает видный гештальтпсихолог Курт Кофка. Выготский себе позволил тогда экстраполировать результаты, ещё не полученные. Или центральная книга «Мышление и речь». В ней 7 глав. Первые как школьный учебник до четвертой. В пятой интересная методика её надо интерпретировать. Шестая начинает удлиняться. Понятно что он смертельно болен, он надиктовывает на кухне. Седьмая глава – это уже бред. Западные журналисты говорили, что Выготский – это Моцарт в психологии. Наша страна в психологии сильно отстала от запада, но можно позавидовать тому, что у нас есть идеи Выготского. И это гениальные идеи находятся в основном в седьмой главе. Высшие психические функции отличаются от естественных или натуральных. Натуральные функции в принципе непроизвольны. Что-то обращает на себя внимание (грянул гром, вспыхнул свет), запоминается лучше то что обратило на себя внимание, пороги чувствительности острота зрения[233]это что-то натуральное, ручной интеллект шимпанзе. А вот высшие психические функции создаются или когда ребенок, то у него их формируют. Выготский не только основатель отечественной психологии, но и дефектологии. Он говорит: любой органический дефект – это социокультурное, но прежде всего социальное явление. Любой дефект может быть преобразован в качество социального индивида. Нужно только средства найти. Любой дефект – это задача для общества. Когда-то было много лозунгов «Всё для человека, для блага» и остроумный чукча был в Москве и видел, на благо какого человека всё происходит. Есть проблема отношения к инвалидам. В 86 г. впервые показали документальный фильм о зимней олимпиаде для инвалидов. На лицах их было социальное счастье. На западе для инвалидов созданы такие условия, в которых они абсолютно полноценны. Рассмотрим общий закон развития высших психических функций. Методика двойной стимул яции. Основная задача, например, запомнить 20 слов – это первый ряд стимулов. Не заучить, а запомнить, чтобы сразу же воспроизвести. Второй ряд стимулов это средства. Предъявляются слова для запоминания[234]. Когда испытуемому назвали слово, он может взять карточку, как-то связать с ней слово и положить карточку перед собой. В результате, когда предъявили слова перед испытуемым лежит 20 карточек. Продуктивность запоминания при этом повышается, правда смотря в каком возрасте. Группы дошкольников, младших школьников и взрослые студенты. По оси Y продуктивность запоминания слов как показатель выполнения основной задачи. Результаты. В дошкольном возрасте внешние средства практически не повышают продуктивность запоминания. В младшем школьном возрасте внешние средства значительно повышают продуктивность запоминания. У взрослых при высокой продуктивности запоминания внешние средства практически не повышают её. Выводы. Нижние точки называются естественным развитием, а верхние точки обучение. И тогда вывод: обучение должно опираться на определенный уровень естественного развития. Иными словами всему надо учить вовремя. Организм должен созреть. В случае младшей школы обучение направляет естественное развитие и как бы ведёт его за собой. Обучение создаёт зону ближайшего развития[235] – это различие между тем, что ребенок может сделать сам без помощи средств и тем, что ему становится доступно при участии взрослого с использованием средств. В случае со взрослыми Выготский говорит, что средства есть, но они не внешние, а уже внутренние. Процесс перехода от младшего к взрослому Выготский назвал интериоризацией [236](вращивание внутрь) – это процесс преобразования внешних средств во внутренние и создания собственных средств для управления своим поведением. Выготского не правильно поняли, что цветные карточки надо запоминать на всю жизнь. Нет, ребёнок понял что своей памятью можно управлять с помощью средств, после чего он начинает создавать собственные средства. «Маленькая книжка о большой памяти». Кстати, самая большая феноменальная память у первобытных людей. Но на то чтобы запоминать у них уходит весь психический труд, они с помощью этого выживают. У приятеля Лурии была феноменальная эйдетическая память, то есть образная. Это ему мешало работать журналистом, потому что ни одно событие толком не мог пересказать. Попросил Лурию о помощи. Одна деталь наворачивается на другую. И Лурия разработал из этого природного дефекта эйдотехнику. Образы он сделал средствами для запоминания. Журналистом не стал, пошёл на сцену и зарабатывал на хлеб своей памятью. Он ставит себя в начале улицы и ему начинают называть слова, только не абстрактные слова. И он по эйдотехники расставляет предметы по обеим сторонам улицы и всё это образно откладывается у него в памяти. Чтобы назвать предметы он ставил себя в начало улицы и считывал образы. Противоположный интериоризации процесс экстериоризации [237](выведение вовне) – это процесс создания внешних средств для управления даже такими психическими или психотелесными функциями, которые не осознаются. Например, никто не осознает мозговую биоритмику, но можно ею управлять. Если построить адекватные внешние средства. Может ли человек изменить свою мозговую ритмику? Есть психотехника. Биологическая обратная связь. Основной ритм α, состояние расслабленности. Например, ставится перед лицом два экрана или на одном экране два графика (или два наушника). Справа идет синусоида с частотой 8 герц – эталонная. А на левой стороне идет биоритмика этого человека с другой частотой. И тогда его просят попытаться сделать так, чтобы на обоих экранах были синусоиды с одной и той же частотой. Всё что описано в техниках (НЛП и т.д.) работает только в состоянии медитации. Основные свойства высших психических функций: 1) Эти функции социальны по существу, то есть они разделены между людьми. Иногда говорят, социальны по природе (по сущности). 2) Они опосредствованы по характеру, то есть средствами управления собой являются орудия и знаки. 3) Они произвольны по формированию (по процессу формирования; произвольность это результат освоения средств). Например, у ребенка проблема. Не может правильно одеваться на улицу. У него математический талант[238]. На каждую вещь он придумал некую числовую формулу. Лист с формулами вывесили в коридоре. В конце приключения с числами ребенок оказывался одетым. 4) Они системны по своему строению. Каждая эта функция построена как система на материале многих натуральных функций. Вся вышеозначенная концепция называется культурно-историческим[239] развитием высших психических функций. Лекция 13 (12.12.97) (наверх)
|