Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый вопрос. Определение общения и его условия. Общение как деятельность. Потребность в общении и её развитие.






Общение – это объективное взаимодействие социальных индивидов. Дюркгейм скажет: единица анализа общества есть взаимодействие между по крайней мере двумя людьми. Взаимодействие суть объективный факт. В экономике, социологии тоже рассматривают взаимодействие между социальными индивидами, но там оно объективно, существует даже, когда люди не знают друг друга. Это взаимодействие социальных позиций. А для психолога взаимодействие требует личного контакта, взаимной активности субъектов. Общение понимают как отношение между людьми. Необходимость понимания людьми друг друга.

У Роджерса группы открытого общения. Открытое – значит откровенное. И открытое есть условие взаимного понимания людей. У Роджерса есть термин интерперсональное знание. Есть знание субъективное и оно может быть неверным (мнение о каком-то предмете, человеке и т.д.). Объективное знание по Роджерсу совокупное мнение экспертов. Можно собрать мнения специалистов, обобщить и в результате возникнет объективное знание. Но даже оно может быть неверным, коллективной ошибкой. И только интерперсональное знание Роджерс считает адекватным, как результат взаимного понимания людей.

В группах есть элементарное упражнение. Один участник сказал что-то другому (мнение, отношение и т.д.). Адресат сообщения должен его повторить. Повторяет и возможно первый скажет, что он совсем не то имел ввиду. И первый уточняет мысль, высказываясь иначе. И так до тех пор, пока люди не поймут друг друга.

Если общение это деятельность, то она целостна, не сводится к сумме составляющих её действий, к сумме целей индивидов. У общения как деятельности всегда есть особое новое качество, которое возникает в процессе. Им может быть и сам факт интимной беседы, особое эмоциональное состояние субъектов, некий новый способ действия, новый способ понимания реальности. Общение нужно не только для вступления в отношения, но и чтобы по новому воспринимать окружающий мир.

Общение – это взаимная активность по крайней мере двух индивидов, понимающих друг друга, в результате которой появляются новые качества. Интерперсональное знание, эмоциональные состояния, способы поведения и, наконец, новое восприятие и понимание реальности.

Общение как деятельность. Первый ответ: общение суть необходимое условие любой деятельности человека. И поэтому само общение деятельностью не считают. Второй ответ: если общение это деятельность у неё есть особый мотив, за которым стоит соответствующая потребность. Конечно, общение технологическое требование к любой совместной деятельности. Скажем, игроки в футбол или хоккей общаются друг с другом и это есть условие. Но вот одна из команд забивает гол и что видим. Футболисты или хоккеисты осуществляют бессмысленную для технологии деятельность (ударяют друг друга по плечам, радуются и т.д.).

Потребность в общении и её развитие[335]. Как всякая потребность имеется две стороны объективная и субъективная. Две составляющих комплексной структуры выделил ещё Джемс, а разъяснил Маслоу. Первый аспект – это объективная необходимость индивида в принадлежности своему социальному целому. Субъективный эквивалент именуется чувством сопричастия группе, своему обществу. Леви-Брюль: существовать для человека значит быть сопричастным.

Бывает человек принадлежит обществу, но не принят им. Второй аспект - объективная необходимость быть принятым, признанным в обществе, потребность быть замеченным (в чувствах, поступках и т.д.). Субъективный эквивалент сформулировал Маслоу как чувство самоуважения.

Есть факты когда дети попадали к животным и их социальное и психическое развитие было существенно замедленно. Едва ли возможно жить человеку не среди себе подобных. Сюда же относятся факты детского госпитализма[336]. Дефицит общения является гибельным для человека. Дети в домах для сирот от 50 до 90% погибали, формально от разного рода заболеваний, но суть в том, что причиной подверженности заболеваниям был дефицит общения. Комплекс оживления[337] – эмоциональная реакция на лицо взрослого человека. Это и есть первый крайне важный эмоциональный контакт, обычно с матерью, но может быть и с другим взрослым человеком.

Каково предметное содержание потребности в общении. Ответ дают популярные эксперименты Харлоу– опыты с матерчатой мамой. 2 группы для контроля, третья основная. Первая группа воспитывается в обычных условиях со своими матерями. Вторая – в полной изоляции[338]без матерей. Третья – в искусственных условиях, когда мать подменяется копией. Были муляжи из проволоки, картона, других материалов. Оказалось, что новорожденный[339] детеныш предпочитает определенную сенсорную стимуляцию. Проволочный муляж должен быть обтянут пушистой ворсистой материей. Необходимость телесного сенсорного контакта. Конечно, успешнее развивались со своими матерями. Трудности были в сенсорной изоляции. А воспитанники матерчатой мамы были в промежуточном положении. С возрастом детеныши отходили на всё большее расстояние от мам, но время от времени возвращались чтобы потереться и зарядиться эмоциональным зарядом. Чем старше детеныш, тем больше расстояния, на которые он отходит. Мать есть помимо прочего условие познания окружающей среды. Через какое-то время животные экспериментальной группы стали отставать в своем развитии даже от тех, кто был в изоляции. Реальная мать как бы подталкивает детеныша к обследованию, к познанию окружающей среды. Реальная мать активна, а матерчатая – пассивна. Обеспечивает эмоциональную поддержку, но не стимулирует к контакту с окружающими. То что является условием развития может стать причиной его задержки[340]. Мать есть условие, мир, но этот мир со временем должен расширяться. Если мать не выведет, то будет излишняя эмоциональная опека и она станет преградой, причиной задержек развития.

Следующим социальным целым является семья ребенка. Здесь можно было бы адресоваться к классикам психоанализа, где существует понятие семейная триада. Условием психического развития является заполненность этой триады, чтобы будущая социальная жизнь имела конкретизацию, свои эталоны. Если в семьи отсутствуют родители, то и дальнейшие представления о мужчине или женщине могут стать размытыми. Любой взрослый человек может заполнить недостающее место. Ребенок в детдоме ожидает любого взрослого как своего потенциального родителя. Это первый положительный аспект, который затем может смениться негативным. Если ребенок так и не находит человека, который бы заполнил указанные места, он не принимает других людей, относится к ним негативно, попадает в условия социальной изоляции. Для мальчиков семейная триада комплекс Эдипа, для девочек – комплекс Электры.

Семейная триада возможный источник личностных проблем. Это условие первого рождения личности и иногда оно выходит не удачным. Отец для мальчика – это конкретный образец мужской социальной роли, материал для эмоциональной идентификации. С другой стороны как всякий ребенок мальчик стремится и к эмоциональному контакту с матерью. Фрейд рассуждал предельно: если мальчик стремится стать как отец (стать отцом), значит стать мужем матери. И тогда отец начинает восприниматься как соперник, как препятствие на пути эмоционального общения с матерью. Амбивалентное отношение к отцу и блокада эмоционального контакта с матерью. Если этот комплекс не разрешен, то и в дальнейшем начальник на работе (учитель, любой руководитель, старший товарищ) психологически является для человека копией отца. Бывает взрослая женщина конфликтует с матерью, не замечая того, что она ведет себя точно так же как мать. Семья это и условие социального развития и возможное препятствие ему. Надо выйти из семьи, в которой родился, чтобы создать собственную.

По Юнгу один из архетипов возникает, когда человек перестал бороться с тенью. На пути встречается архетип анимы или анимуса. Анима – представление мужчины о женщине, анимус – женщины о мужчине. А если человек уже взрослый и давно женат, но по Юнгу с анимой (анимусом) контакта пока не было. Данные архетипы должны выражать собственное представление, независимое от той семьи, в которой родился и вырос. Если встречи с этим архетипом не было, то жена мужчины – это психологическая копия матери. И можно сказать, что он находится у жены под каблуком. Может быть ему там очень удобно и хорошо и тогда не надо трогать, но такая ситуация суть преграда для социального и дальнейшего личностного развития. Ну и девушки могут искать психологическую копию отца – это тоже остатки не преодоленных семейных связей и идентификаций.

Следующий уровень где человек входит в социальный мир и контакт со сверстниками. Первые контакты со сверстниками происходят с необходимым участием взрослого. И лишь в подростковом возрасте именно сверстники становятся той социальной средой, которая способствует личностному развитию человека. Подростковый напоминает сразу два быстро сменяющихся периода. Человеку необходимо быть сопричастным социальному целому, необходимо побывать в коллективном «мы». Здесь моделируются простые законы традиционных обществ «мы» и «они».

Знаменитый эксперимент Шерифа о групповых взаимодействиях детей. Дети приехали в летний лагерь. 2-3 дня их не разбивали на отряды и между ними сложились какие-то пусть поверхностные дружеские отношения. Спустя 2-3 дня исследователи предпринимают следующее. Смысл исследования: какие факторы повлияют на образование группы, социальной единицы, коллективного «мы», которое противостоит некоему «они». Так вот оказывается, что роль такого фактора может выполнить все что угодно, любая деталь. Детей проверяли на остроту зрения и сообщили им о том, что теперь их разделили по данному признаку. На самом деле это было не так, разделили совершенно случайным образом. Но сообщение о том, что есть какой-то признак разделения влияет на образование и консолидацию этих групп. Такой консолидации а потом и взаимной вражде способствуют любые соревнования и оформляется группа тогда, когда появляется собственная символика, собственное коллективное название, собственные предметные символы (например, флаг). Прекращали эксперимент тогда, когда дело доходило до уничтожения символики. И группа тоже может быть преградой личностного развития.

Эльконин утверждал о подростках, что подлинная ведущая деятельность это не просто общение со сверстниками. А интимно-личное общение. Обязательно надо побывать в группе и принадлежать ей это необходимо, но нельзя на этом задерживаться иначе так всю жизнь будешь делить на своих и чужих, на наших и ваших и т.д. Среди сверстников подросток ищет друга для интимно-личного общения. На фоне коллективного «мы» создается возможность для второго рождения личности, собственного я.

Человек вышел из подросткового возраста. Это одна из тех потребностей, по развитию которой можно многое сказать о личности. Известны так называемые гурманы общения. Это явно Ноздрёв у Гоголя, когда ясно, что нет природной потребности общаться с такой интенсивностью и нет социальной. Нередко мы находим факты, когда человек намеренно или нет как бы уходит от общения, от социальных контактов. И здесь различают одиночество и уединение. Одиночество, наверное, всё-таки связано с занятием определенной социальной позиции. Общественный изгой, мизантроп (как у Мольера или в Горе от ума), намеренно одинокий человек. А уединение нечто более тонкое. Пруст был по социальным меркам был нарочитый мизантроп. Все дни проводил взаперти и появлялся из дому только ночью. Даже со своими друзьями (которые с уважением относились к его творчеству) общался крайне редко, лишь переписываясь. А в комнате, где он жил и творил вообще не бывал никто. Когда друзья вошли в эту комнату, увидели на столе стопку тетрадей. Это был роман «В поисках утраченного времени». Общался ли Марсель Пруст и если да то с кем в своем уединении? Он общался с человечеством, с потенциальными читателями его романа. Общался и с нами через создаваемый им текст, культурный предмет. Личностное общение – это диалог с помощью культурных предметов и уже не обязательно быть в социальном контакте со своим партнером.

Здесь удобно вспомнить Робинзона Крузо. С одной стороны эта фигура как социальный индивид вроде бы лишена всяких контактов, остров необитаем. Но с другой стороны как личность это несомненно субъект общения с миром культуры. Почему этот маленький герой выжил на необитаемом острове. А именно потому что он активно общался, работал с культурными предметами. Он воссоздавал культуру, как бы находил новые способы применения тем орудиям труда, культурным предметам, которые сумел спасти и благодаря которым выжил.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал