![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Язык носа
Люди, очень привередливые, часто сдвигают кожу на носу, в результате чего возникают поперечные морщинки у корня носа, у некоторых — периодически, у других — постоянно. Психолог назовет это носом знатока. Мышца, управляющая такой мимикой, приподнимает одновременно крылья носа и верхнюю губу, что в свою очередь приводит к образованию двух складок между носом и губами. Такая мимика наблюдается даже у детей, например, если им что-то кажется невкусным или надоедают нравоучения родителей. Крылья носа тесно связаны с эмоциональной стороной жизни человека и прежде всего с его сексуальной сферой, в чем легко убедиться на примере некоторых животных, например, обезьян, лошадей и собак. Крылья носа раздуваются и трепещут в состоянии сексуального возбуждения или агрессии, поэтому иногда возникает впечатление, что кто-то пыхтит от злости. Даже менее яркие эмоциональные состояния способны заставить крылья носа трепетать. У многих людей, способных контролировать свои эмоции, только лишь по этим движениям крыльев носа можно распознать состояние внутреннего возбуждения. " Медные" носы украшают преимущественно лица„закоренелых любителей вина или людей, долгое время употреблявших в пищу слишком много устриц. Врачу, возможно, интересно было бы взглянуть на печень таких людей. Носы очень большие или с искривлениями вследствие несчастных случаев, могут характеризовать людей с психическими нарушениями, особенно если эти люди по своей природе впечатлительны. С другой стороны, по утверждениям пластических хирургов, пациенты в некоторых случаях остаются недовольны результатами даже очень успешной операции. Это позволяет предположить, что длительное психическое страда- ние оставляет стойкий след, от которого не спасает даже скальпель. язык рта Рот не только производит огромные тома слов. но и посылает сигналы, иногда противоречащие этим словам. Однако так же, как и при интерпретации других элементов лица, здесь следует сохранять предельную осторожность. Так, например, слегка приоткрытый рот может указывать на затрудненное дыхание или же на то, что кто-то внимательно прислушивается к чьим-то словам. Также это может характеризовать человека, которому всегда трудно понимать чужую речь. Не подлежит сомнению, что нижняя губа увеличивается при сексуальном возбуждении. Также этому сопутствует вибрация или по крайней мере легкое набухание ноздрей. Нижнюю губу мы также выпячиваем в знак протеста, а также агрессивно приподнимаем подбородок. Некоторые в подобном состоянии опускают голову, как разъяренный бык. Когда мы выпячиваем нижнюю губу, одновременно напрягая подбородок, то выражаем наше разочарование или гнев. Поскольку выпячивание губ не имеет ничего общего с выражением восторга и мы не сжимаем губы при поцелуе, то оно обычно выражает отсутствие понимания, отказ. Как реакция на неожиданное событие, рот широко открывается. Если же такая мимика появляется с опозданием, то может быть притворной. Широко открытый и напряженный рот означает страх, ужас, реакцию на угрозу. Это сопровождается наморщиванием лба. У того, кто рассказывает о чем-то страшном, эти признаки появляются незадолго до решающего момента рассказа. Если он действительно пережил это, то его мимика проявится внезапно и тотчас же. В случае опоздания его можно заподозрить в обмане. Когда мы сознательно опускаем уголки губ вниз, то дополнительно приводим в движение мышцы подбородка. Когда же мы искренне переживаем грусть или озабоченность, то это происходит несознательно. Человека подавлен- пого или депрессивного можно узнать по опущенным уголкам губ и слегка напряженной улыбке, которая призвана скрыть его состояние. Когда мы, предварительно настроившись эмоционально, произносим: " Именно сейчас! ", то выдвигаем губы. Когда хотим скрыть нашу решительность — сжимаем губы. Энергично сжатый рот говорит как о нежелании принимать информацию, так и делиться ею с кем-либо. Так возникает так называемая жесткая верхняя губа, которую англичане называют stiff upperlip. При частом использовании такой мимики губы надвигаются на зубы таким образом, что можно себя укусить. Жесткая верхняя губа означает холодную решимость, граничащую с суровостью. О подобном свидетельствует выдвинутый вперед язык. независимо от того, старается ли его обладатель таким способом скрыть боль или достичь чего-то, что требует усилия. Возможно, он решил не сдаваться и отстаивать свое положение. Жесткая нижняя губа может быть признаком гордости или чувства собственного превосходства. Если вам встретится человек, чья верхняя губа часто или постоянно жестка, это также может означать, что у него просто плохие зубы, которые он прикрывает губой. Такие губы могут остаться у него надолго, даже если он сделает коррекцию зубного ряда. решительно сжитые губы могут быть проявлением кратковременного несогласия или усилия, у людей не слишком разговорчивых такое положение губ может преобладать. В таких случаях речь может идти не столько о молчаливости, сколько о преимущественном избегании новых знакомств и контактов вообще. Сжатые губы с опущенными уголками чаще всего бывают у людей слишком впечатлительных, пессимистов " не от мира сего", у людей упрямых. Если, сжимая губы, мы еще и закусываем их, то почти полностью отгораживаемся от мира. Такие постоянно сжатые губы мы наблюдаем у людей разочарованных в жизни, мучимых какой-то неразрешенной проблемой; если же такая мимика появ- ляется на краткое время — то характеризует человека в состоянии ярости, который старается сдержать свой гнев.
Выразительно сжатые губы могут быть проявлением краткого несогласия или усилия; у людей молчаливых такое положение губ может преобладать. В таких случаях речь может идти не столько о молчаливости, сколько о преимущественном избегании контактов. Такие сжатые губы мы наблюдаем у людей разочарованных в жизни, мучимых какой-то неразрешенной проблемой; если же такая мимика кратко-временна, то характеризует человека в состоянии ярости, который старается сдержать свой гнев. Некоторые при письме шевелят губами, как будто проговаривают записываемые слова. Это наблюдается у людей неопытных в письме и у моторных типов, т. е- у тех, кто должен записать слово или имя, чтобы его запомнить, Возможно, многие из вас вздрогнули бы всем телом, произнося одну из фраз: " Я в самом деле ничего не понимаю! ", " Я не хочу иметь с этим ничего общего'" или " Брр! Как это отвратительно! " В микроварианте мы в таком случае используем одни губы, но это имеет такое же значение в данной ситуации, как если бы мы вздрагивали всем телом. Такое движение мы делаем губами, если хотим сменить тему разговора или " переключиться" на другой канал восприятия, например — с зрительного на кинестетический. Так же поступит человек, который мысленно был где-то далеко и, " отряхиваясь" от легкого транса, возвращается в " здесь и сейчас". Облизывание губ может иметь следующие причины: • они сухие и шелушатся • человек раздумывает над чем-то, что, по его мнению, не было, не есть, и вполне возможно —- не будет так уж плохо. Обкусывание губ — это признак напряженных раздумий, которые однако не привели к решению проблемы или принятию решения. Большинство людей способны лучше контролировать свои глаза, чем выражение губ, которое в свою очередь способно сказать намного больше, чем глаза- Есть лишь одно условие, если вы хотите научиться интерпретировать мимику губ, — нужно быть очень-очень внимательным. К примеру, такая ситуация: ваш собеседник восторженно рассказывает о каком-то человеке или событии, и вдруг на какую-то долю секунды где-то в районе губ или даже только в нижней губе, или в уголках губ. промелькнет выражение разочарования. Иногда там же появляется еле уловимое впечатление, что человек вот-вот заплачет. Но даже этот неопровержимый признак может обозначать злорадство, пренебрежение, жесткую решимость в такой же степени, как и признание своей слабости. И вот уже губы принимают свое прежнее выражение и продолжают произносить восторженные слова. Такие противоречия мы называем инконгруэнтностями. И именно губы способны выразить большее число таких инколгруэлтлостей, чем другие органы. Инконгруэнтности могут, но не во всех случаях, выражать имитацию, игру, притворство. Исключение они представляют в следующих случаях. Мы вполне в состоянии представить себе, что личность состоит как бы из нескольких человек. Для этого нам нет надобности даже прибегать к сравнениям с раздвоенным сознанием шизофреника- Один человек во мне подсказывает, что сейчас самое время встать и приготовиться к работе, а другой советует еще немного полежать. В другом случае тот первый дает мне понять, что я уже вполне сыт, а потому могу отказаться от десерта, а другой нашептывает очень убедительные подтверждения необходимости его съесть. Большинство людей способны лучше контролировать свои глаза, чем выражение губ, которое в свою очередь способно сказать намного больше, чем глаза. При попытке интерпретации выражения губ необходимо однако настроиться на очень внимательное наблюдение: например, кто-то с восхищением рассказывает вам о каком-то человеке или событии, однако на долю секунды появляется разочарование, которое удается уловить в его губах. Иногда в области губ появляется сигнал, указывающий, что человеку хочется плакать.
Если мне трудно решить, отправиться ли мне в горы или в бассейн или же полежать немного на солнышке, тогда-то во мне и борются эти несколько " субличностей". А вот кто-то увлеченно рассказывает, как провел свой последний отпуск в Андах. Однако время от времени одна из его " субличностей" включает какую-либо негативную информацию, словно нашептывает: " Ну уж не преувеличивай! Далеко не все было так чудесно. Вспомни хотя бы эту отвратительнейшую вонь на рынке в Ла Паз..." Вы, конечно же, не узнаете, что на рынке в Ла Паз стояла вонь, что так не понравилось рассказчику, но во время его рассказа об этом эпизоде, вы заметите в его губах инконкруэнтность. В ответ на вопрос: " Было ли что-нибудь, что вам там не понравилось? " ваш собеседник скорее всего привел бы множество негативных примеров из южноамериканской действительности. Это могло бы выглядеть следующим образом: " Конечно же, есть там и бедность, и грязь, но это мне не мешало". Если же все-таки докучало, то он вам солгал. А если он и в самом деле убежден, что это ему мешает, то, возможно, мы здесь имеем дело с подавлением: в его сознании не осталось и следа об этом негативном впечатлении, но тем не менее оно четко зафиксировалось в его подсознании. Возможно, вы когда-нибудь оказывались в ситуации, когда ребенок рассказывал вам какую-нибудь чудесную историю, например, сказку. Вы хорошо помните его большие глаза, оживленный взгляд и необычную подвижность рта- Подобным образом энергичнее, чем это необходимо при разговоре, некоторые взрослые шевелят губами если считают, что их слова — самые важные, во всяком случае, важнее мнения их слушателей. Поскольку в этом случае форма и содержание находятся в явном противоречии, то есть, банальное содержание преподносится, как нечто в высшей степени оригинальное, то мы вправе предположить, что имеем дело с гордецом или эксцентриком, для которого важно лишь то, что исходит от него самого. Люди избранные, посвященные в магические науки, священники без призвания, часто подают приземленные вещи с пафосом и движениями губ, каких не постыдился бы даже декламатор какой-нибудь из од Улопстока. Некоторые вынуждены, рассказывая о чем-то, сильнее двигать губами только потому, что обычно говорят сквозь сжатые зубы, поэтому губы вынуждены выполнять функцию, которую несет обычно нижняя челюсть. Эту привычку называют " ленивый рот". Но иногда причиной может служить неуверенность, часто неосознаваемая, при высказывании мысли, которая могла бы быть опасна, так как выдала бы невежество говорящего. Другие люди " обходятся" определенным минимумом движений челюсти и рта, поэтому их речь невыразительна. Отметим однако, что здесь не имеется в виду разделение на литературный язык и диалект. Литературный язык может быть невыразителен и скучен, а на диалекте можно говорить, если хотите, очень выразительно. Тот, кто говорит невыразительно, не придает своим словам большого значения, сам того не подозревая. Это можно увидеть на примере профессиональных ораторов, к которым прежде всего относятся политики. Одно из многих возможных определений человека могло бы быть следующим: улыбающееся животное. Смех означает освобождение от какого-то напряжения. Например, во время рассказа какой-нибудь смешной истории напряжение нараста- ет до самого кульминационного момента. Как ранее отмечалось, при искреннем смехе мы сощуриваем веки и подтягиваем уголки губ. При фальшивой улыбке уголки остаются на средней линии губ, глаза не уменьшаются, а наоборот, иногда раскрываются шире, когда, например, мы притворяемся, что веселы или что искренне одобряем кого-то, кто в очередной раз рассказывает всем известную шутку. Мы всегда смеемся на одну из гласных " а", " э", " и", " о", " у". Выбор гласной обуславливается поводом смеха и нашим к нему отношением (к этому поводу).
• Смех на " а"; наиболее открытый и искренний. Рот мы открываем широко, словно хотели бы всем показать свое горло — безо всякой подозрительности.
• Смех на " э".- звучит легко, немного насмешливо, бывает признаком некоторого высокомерия. • Смех на " и"; внезапный вызовсмеха. Часто так смеется тот, кто смеется потихоньку, сам себе посмеивается. • Смех на " о"; выражает недоумение, даже протест. Например, при восклицаниях " Хо, хо! " или " Ого! ". • Смех на " у"; так смеется человек, притворяющийся изумленнымили испуганным. Антропологи считают, что улыбка соответствует звериному оскалу, который впоследствии стал жестом выражения доверия, доброй воли, симпатии, готовности к перемирию, доб- рожелательности. Улыбаясь от страха, мы только растягиваем губы, а улыбаясь из симпатии, слегка приподнимаем уголки губ вверх. Притворная улыбка сродни улыбке ужаса: мы растягиваем губы. не приподнимая уголков. Еще больше растянув губы, мы получим слащавую улыбочку подхалимов или же возвышенных душ. Приближено к улыбке п лутовское выражение лица. Мы растягиваем губы, которые при этом остаются закрытыми, часто дополнительно сжимая их, как бы думая: " это чересчур красиво, чтобы выглядеть реальным". Плутоватое выражение мы принимаем в тех случаях, когда хотим улыбнуться из любезности, а также тогда, когда, осознавая наше преимущество, не хотим проявлять излишнее расположение. Иногда плутоватое выражение может говорить о том, что мы внимательно прислушиваемся к выводам нашего собеседника, что вовсе не означает, что мы с ним согласны. Насмешливая улыбка получается, если во время смеха мы опускаем уголки губ. Неодобрение мы выражаем, асимметрично опуская уголки губ. Оскал — это гримаса улыбки. Иногда бывает впечатление, что из растянутых уголков губ вот-вот покажется пена. Агрессивное оскаливание мы видим у людей разъяренных или у шутников, изображающих гнев. О связи между строением зубов и психикой говорилось уже неединожды. Среди сотен утверждений есть множество не поддающихся проверке, а остальные — просто смешные домыслы дилетантов. Об одном можно высказаться однозначно: тот, кто на нашей географической широте не может похвастаться красивыми зубами, виноват в этом только сам. Ровные, белые, блестящие зубы — это большое счастье и тем большее, если его удалось " доносить" до глубокой старости. Но красивые зубы должны быть у каждого, кто намерен открыть рот. При виде человека, зубы которого не в порядке, мы можем предположить, что он панически боится дантиста. Мне вспоминается один рабочий — боец, который еженедельно убивал несколько быков и волов, кроме того, был боксером-любителем, а зубного вра- ча боялся, как огня. Но в большинстве случаев причина все же — в небрежности, которая может перерасти в равнодушие и нарциссизм. Рискнув, можно даже предположить, что эти " зубные трусы" не слишком рьяно соблюдают гигиену других частей тела. Серьезная коррекция зубного ряда стоит дорого, не смотря на всяческие услуги социального страхования. Но не говорит ли в пользу человека тот факт, что он вкладывает деньги. стараясь по возможности улучшить свой внешний вид? Он предпочитает иметь красивый рот, который везде сможет без стеснения открыть, чем дорогую мебель, автомобили или экзотические путешествия. Замечателен тот факт, что в шоу-бизнесе нет людей с плохими зубами. Они знают этому цену. Чего не скажешь о некоторых политиках, которые могли бы найти таких же хороших дантистов, каких имеют специалистов по развлечениям... Когда мы оказываемся в критической ситуации, которая представляет вызов для нас, мы часто закусываем не только губы, но и язык. Младенец, насытившись материнским молоком, выталкивает грудь движением языка. Эта привычка — в переносном смысле — сохраняется у нас до зрелости. Люди, решающие какую-то проблему или же желающие — вопреки всяким противоречиям — выстоять до конца, избежать поражения любой ценой, закусывают язык.
Психологи сняли скрытой камерой биллиардистов. Мастера практически не " использовали" язык, начинающие же высовывали его при каждом более сложном приеме. Ничто так ярко не свидетельствует о том, что показывание языка равнозначно отсутствию одобрения, как его провокационное и пренебрежительное высовывание изо рта.
|