Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ампутация памяти






Олег Верещагин


Я люблю читать выпускаемые сейчас практически всеми издательствами книги по детской психологии.

Иногда даже покупаю их, хотя, в принципе, на этот симпатично оформленный мусор денег жалко, потому что вот уже несколько лет, как я научился предсказывать, о чём будет говориться в очередной книге, не открывая её. Как правило, это круто замешанные на Фрейде советы по трём вопросам:

а) секс;

б) бухло и наркотики;

в) бабки и их зашибание.

Судя по мнению авторов, именно из этих аспектов и состоит психология подростка.

Впрочем, некоторые «перлы» — из особо выдающихся — я, как уже было сказано, всё-таки покупаю. Например, не столь давно попала мне в руки такая неординарная на фоне даже всеобщего убожества вещь. Не буду приводить автора и название, незачем.

Скажу только, что этот автор повершил всех, обильно цитируя откровения своих «подопечных» (он, как и следовало ожидать, детский психолог с дипломами и степенями), имевших глупость (при полном отсутствии ума, чести, достоинства и прочих архаичных качеств), «простирнуть» при нём своё «грязное бельё».

Среди прочих бытовых историй там встретилась слезливая исповедь четырнадцатилетней проститутки, проходившей по пункту «в» (см. выше) и неожиданно (вот странно, да?!) наткнувшейся на клиента-садиста. (Я специально употребляю женский род, хотя «она» — это парень!)

Интерес вызвала не сама исповедь (да флаг вам в руки, как говорят некоторые!), а предупреждающе-заботливое резюме автора книги: мол, девочки и мальчики! Когда изберёте для себя нелёгкую стезю сексуальных услуг, то помните — среди клиентов встречаются злые и нехорошие дяди и тёти! Избегайте их! Есть много других. Нормальных.

В таком тоне выдержаны все разговоры о психологии подростка. И не только на страницах этого издания, «рекомендованного Министерством образования». Это их общий тон, слышимый со страниц книг, газет и журналов, с экранов телевизоров и трибун форумов.

Мол, ну что делать? Вот такие они, наши дети. Так давайте поможем им менее болезненно вписаться в окружающий мир... При этом тот, кто подвергнет сомнению необходимость детей получать знания о «культуре секса» («мастерстве блуда» — перевод на русский язык выполнен О.Н. Верещагиным), о видах наркотиков и их воздействии и изготовлении на родной кухне и тэ дэ — так вот, такой ретроград и мракобес рискует заработать ещё и кличку «тоталитариста», «насильника над детской личностью» (это не над телом, над личностью — это вещь страшная!!!) или даже «фашиста». Это я знаю по себе.

Но даже в доброжелательном ключе возражения звучат опять примерно также: ну, что делать? Ведь они и правда такие, наши дети. Их и правда интересует секс. Они курят почти поголовно (и не всегда табак) и частенько пьют, деньги ставят во главу угла, а больше их ничего особо и не интересует...

И вот тут я готов согласиться. Вышеуказанные пункты в самом деле занимают в мыслях (и даже жизни!) подростков первоочередные места. Не у всех. Даже не у подавляющего большинства (что меня радует и удивляет!), но у большинства — это точно.

Однако, давайте-ка посмотрим, что тут первично, а что вторично...

Подростки плохи, и поэтому мы должны создавать для них определённые установки или МЫ своими внушёнными установками сделали их плохими? Это ещё вопрос...

Вспомните конец 80-х. Как тогда лихо наше Ти-Ви и прочие СМИ отплясались на темах патриотизма, достоинства, служения Отечеству, любви, дружбы и вообще всего, что составляло непререкаемую ценность для целого ряда поколений!

(Кстати, единственный журналист, публично попросивший прощенья у страны за своё участие в той вакханалии — ведущий программы «Однако» Леонтьев. Может быть, это тоже «пиар-ход». Но всё-таки...)

Я не устаю вспоминать, как меня ужаснуло прочитанное в одной из газет письмо девочки, обратившейся в молодёжный раздел с вопросом, можно ли ей продать медали деда?

И ответ какой-то стервочки-журналистки: да за милую душу, только не продешеви и не забудь написать, поделиться опытом, сколько взяла и на что потратила. Читательницы-ровесницы ждут.

Говорят, в таком случае неплохо помогает розга. Когда порют и приговаривают: «Будь человеком! Будь человеком!! Будь человеком!!!» Когда делают больно тебе лично — это хорошо запоминается.

Только пороть надо было журналистку. Чтобы ощутила хоть каплю боли, стоящей за медалями, которые она так лихо посоветовала сбыть с рук...

...Получается, что — внимание! — можно при помощи внушаемых установок добиваться результативного изменения в коллективной психике. А вовсе не обязательно со скорбной миной подстраиваться под разврат.

Но что-то не похоже, будто кто-то в самом деле у нас в стране озабочен вопросом воспитания подрастающего поколения.

Программа «поднятия патриотизма», о которой так много талдычут? Да я чуть со смеху не умер, когда увидел, кто его «поднимает»! Те же люди, которые тогда его «опустили».

Пофамильно и в лицо — за исключением той их части, которая погибла в 90-х, гоняясь по просторам РосФедерации за косяками шальных денег. Не скажу, что мне очень их жаль. Скорее вызывает удовлетворение мысль, что их сожрало ими же выпестованное чудовище по имени «хапок халявный, повсеместный».

Жаль только, что вместе с ними это чудище сожрало и продолжает жрать «без вины виноватых» ребят и девчонок, объединённых под кликухой «тины». И ещё более жаль, что в руках этих людей патриотизм способен лишь опуститься ещё ниже.

Чтобы его поднимать — надо в него верить. А их верой являются прямоугольные зелёные бумажки с портретами невнятных государственных деятелей.

Печальная реальность заключается в том, что мир провоцирует подростков на то, что лицемерно называет «антиобщественными проявлениями» — лгать, блудить, красть, принимать наркотики, убивать.

Провоцирует всем своим укладом, а потом, либо относится к совершёнными ими делам абсолютно наплевательски — в случае, если это не касается интересов «хозяев жизни» (принимать наркотики, торговать собой, погибать в бессмысленных драках разрешается), либо жестоко карает их за то же, на что сам спровоцировал — в случае, если это задевает интересы «власть предержащих» (красть у богатых и вообще у «сильных» или портить их имущество запрещается).

Это создаёт даже не двойственную мораль. Это полностью разрушает психику подростка, его жизненные ориентиры, а в конечном счёте, просто лишает его желания жить.

И частенько, не веря

В уже одряхлевших богов,

Сыновья пропивают награды

Примерных отцов...

ДДТ

Кадры документального фильма. 14-летний подросток (русский, конечно). Окаменевшее, спокойное лицо — не дегенеративное, как у рекламных малолетних «звёздочек». Обычное. Украл пистолет где-то, пытался продать, был задержан.

Отвечает на вопросы коротко. Матери нет. Отец в тюрьме (бывший офицер, спившийся при новой власти). Живёт с бабушкой, тремя младшими братьями и совсем маленькой сестрой. В школу не ходит. Работает — перебирает старые машины в мастерской...

Съёмочная группа в маленькой, убогой квартире. Бабушка рассказывает о том, как заботится внук о младших, как недоедает, чтобы накормить их, как бьётся за каждый рублик... Мальчик лет 12, глядя в сторону, тихо говорит: «Не унижайся». Бабушка отмахивается. Просит помочь внуку.

Вдруг камера дёргается — маленький, лет двух, мальчишка с плачем швыряет в телевизионщиков игрушечным самосвалом, кричит...

Лицо 12-летнего мальчика: страшное, с белыми губами, в глазах — ненависть к благополучным людям, «делающим сюжет»: «Уходите, убирайтесь...» — цедит он и вытесняет собой из квартиры съёмочную группу.

Мальчик украл пистолет и хотел продать, чтобы заплатить адвокату. «Отца надо из тюрьмы вытаскивать». Он ещё не знает, что скоро сам попадёт туда же, что он обречён. Не знает он и того, что денег за пистолет не хватило бы даже на средненького адвоката.

Его укоряют: «Мало ли в какие руки попало бы оружие? Ты понимаешь?» Слова пустые, мёртвые. Он молчит. Во взгляде подростка — стылая тоска. Для него всё, ему сказанное, ничего не значит. Ему нужен отец. Для справедливости нужны деньги. Он пытался их достать. Как мог.

Диалог между журналистом и следователем. «Но он же первый раз, у него приводов не было. Может, надо было пожалеть?» Лицо следователя, его слова: «Пожалеть? Можно бы... Ну, да ничего. Пройдёт через систему — поймёт, что к чему».

От этих слов становится страшно. От небрежности, с которой они брошены. Как брошен в «систему» мальчишка — куском мяса в мясорубку. Злой вопрос возникает в мозгу: а окажись пистолет у сыночка олигарха или хоть средней руки «нового русского» — испытал бы он на себе все прелести «системы»?

Едва ли... «Система» — она для вот таких. Полуголодных обитателей полунищих окраинных трущоб.

Колония. Кем он вернётся оттуда? Верит ли сам следователь в то, что мальчик «поймёт»? Нет, не верит, конечно. Он просто закрыл ещё одно дело. Да какое — о торговце огнестрельным оружием...

Сперва я хотел написать, что неправы оба — и следователь, и журналист.

Холодно-глазый и бездушный выродок-сыскарь — потому, что небрежно, походя, сломал судьбу подростка, обрёк его на физические и душевные муки, разом лишил любого будущего (кроме преступного — никем другим, кроме преступников, ненавидящих всё и вся, из колоний не выходят!).

А журналист неправ, потому что «жалеть» всё-таки нельзя, просто нужно изыскать другое наказание.

Но потом я понял — речь тут вообще не идёт о правоте и неправоте. Речь идёт только об ублюдочном мире, созданном ублюдками для ублюдков.

Этот сюжет неприложим к вопросу о воспитании. Он просто есть. Он сотнями дублируется в наших городах — изо дня в день. Вот и всё.

О том или ином наказании речь может идти, когда нарушены справедливые законы справедливого общества... Или хотя бы общества, стремящегося к справедливости (каким был СССР, что бы о нём не говорили!).

Мальчишка, поджёгший кошку, заслуживает порки. Заслуживает её и тот, кто угнал машину — «покататься». И малолетний вымогатель денег у слабых и младших — заслуживает.

Но здесь-то совсем не то! Здесь нет преступника. Здесь есть жертва государственного, возведённого в ранг закона, произвола, жертва принципа «горе слабому!».

И то, что подобное вообще возможно, показывает насколько глубоко больно наше общество, вынуждающее своих детей идти на преступления, а потом беспощадно карающее тех из них, кто не имеет защиты в виде папиного кошелька.

Каждый раз, слыша о таких — и подобных — историях, я мучаюсь вопросом: кем бы стал очередной погубленный подросток, случись ему жить 20-30-40 лет назад? Космонавтом?.. Военным?.. Врачом?.. Дипломатом?.. Просто хорошим, работящим, счастливым человеком? Меня ужасает это сопоставление.

Мог бы стать. А стал — никем. Номером закрытого уголовного дела.

Напавшие на Беслан были милосерднее. Они мучили свои жертвы всего три дня. Потом просто и неизобретательно начали их убивать. Они не смогли додуматься обречь их на месяцы и годы медленного умирания в «малолетке».

Государство, сделавшее своим фетишем экономику (читай — деньги!) рано или поздно начнёт мерить на них всё. В том числе — и жизни своих детей, их веру, их надежду, их любовь.

А поколение, выросшее в такой ситуации и сумевшее ускользнуть от ловушек законов — с лёгкостью продаст, когда наступит срок, само государство.

 

Ведь на вас поглядишь — просто плюнешь с тоски!

Разучились вы, люди, жить по-людски!

И в глазах-то страх, и в сердцах-то страх,

Перед властью вы — что подножный прах,

Как посмотришь — одно сокрушение!

А человек — венец небесной красы,

Нашей светлой земли украшение!

С. Наровчатов.

 

Государство имеет право наказывать и даже карать. Но лишь тогда, когда оно обеспечило человеку право выбора — кем стать, и он сам решил стать преступником.

Какой выбор был у героя виденного мной репортажа?

Они — наши дети — видят, что выбора у них — нет. И — уверяю вас! — превосходно осознают всю гулкую пустоту слов, которые произносят дяди с экрана, тёти в школах и люди в погонах — о законности, праве выбора и равных возможностях. И реагируют соответственно.

Государство пожинает плоды своего же сева.

В документах по статистике правонарушений графа «самоубийства несовершеннолетних» существует уже десять лет. И показатель, фиксируемый в ней, растёт стабильно весь этот срок...

Я считаю, что государство не имеет морального права говорить о каких-либо положительных подвижках в стране, пока не решена проблема беспризорности.

Я приравниваю к национальной измене покупку спятившим буржуином западного футбольного клуба в то время, как тысячи русских детей находятся в рабстве в цыганских таборах и на различных плантациях.

Я расцениваю, как личное оскорбление каждый построенный особняк, пока в Россию тянутся на секс-туры западные педофилы.

Я не буду считать правительство РФ своим правительством до тех пор, пока оно не примет пакет законов о строжайших наказаниях за преступления против детей и пакет евгенических программ об охране материнства и возрождении нации.

Для меня плевок в лицо каждый разбитый на месте спортплощадки гаражный комплекс и торговый центр.

Я считаю преступниками тех, кто тратит десятки тысяч долларов на банкеты и презентации в стране, где в подвалах ежедневно находят детские трупы с наполненными «моментом» пластиковыми мешками на головах.

Я уверен, что слова о стабилизации — ложь, потому что 40 тысяч детских смертей и исчезновений в год — это правда (нас всех потрясла трагедия в Беслане, но эти три страшных дня унесли всего — простите мне это слово! — сто шестьдесят детских жизней. А «мирное» время уносит без возврата по 110 детей в день! В полтора раза больше, чем Беслан!).

Правительство обязано покончить и с омерзительной практикой узаконенной работорговли, называемой «усыновлением иностранными гражданами». Вывоз детей из России — это убийство страны; каждый усыновлённый за границу ребёнок — капелька крови, выпущенной из жил Отчизны.

Идиотизм и преступность такой практики становятся ясны, стоит вспомнить темпы нашего вымирания!

Таиланд или Бирма могут позволить себе разбрасываться детьми — при их-то темпах прироста населения! А у нас нет ни единого лишнего ребёнка! Тот, кто утверждает, будто есть — государственный преступник и враг народа! Враг народа!!! Никак иначе!

Пока наши дети ютятся по подвалам и закоулкам, пока в школьных туалетах находят шприцы, пока на улицах и в подземных переходах мегаполисов стоят малолетние проститутки, пока закрываются «неперспективные» школы, пока растёт армия полуграмотных, больных, ни во что не верящих «маленьких граждан Российской Федерации», пока мигрируют по стране за теплом и в большие города сотни тысяч беспризорных, пока над матерями издеваются нищенскими подачками «пособий», пока всем богатеям не вменён «налог на будущее», пока продолжается планомерное спаивание молодёжи пивом и оглупление её мерзейшей масскультурной жвачкой в угоду упырям-корпорациям — так вот, пока не исправлено всё это и многое, многое другое для того, чтобы прекратить методичное убийство подрастающего поколения, я не считаю, что Российская Федерация заслуживает названия государства.

Это — шалман, в котором пропивают честь, совесть и будущее своих близких. (И не нашему «всенародному» вещать что-то о «Советском Союзе», который-де оказался «нежизнеспособным». О том Союзе, где не было и следа всей этой мерзости!)

Причём делают это все! Я хочу напомнить родителям в, так называемых, «благополучных семьях».

Вы думаете, что, дав вашему ребёнку велосипед, компьютер, модную одежду, магнитофон и хорошую еду, вы действительно даёте ему всё, что нужно?

Вы глубоко ошибаетесь. Ваша вера в то, что «главное в жизни — это успех, выраженный в деньгах», ой как больно хлестнёт по вам. И уже очень скоро.

И подыхая в обгаженной постели нищего дома престарелых, вы проклянёте своё чадо... хотя проклинать нужно будет в первую очередь себя — за то, что не позаботились вместо велосипеда дать ему честь, вместо компьютера — совесть, вместо тряпок — верность, вместо магнитофона — веру, а вместо хавчика — любовь к Родине.

О, я вижу, как вы посмеиваетесь над моими словами! Но я совершенно спокоен. Я не буду с вами спорить, ибо я — прав.

Да, кстати. У вас вполне может не быть и того убогого будущего, которое я описал. А будет просто канава, куда ваш труп сдвинут бульдозером. Или ба-альшая печь нового крематория, построенного — конечно же! — из самых демократических, самых гуманных побуждений.

Вы готовите ваших сыночков и дочек к роли менеджеров, брокеров, юристов, дипломатов и просто дилеров?

Но такое их количество не нужно даже в России, а не то, что в западном мире, где ценятся наши физики, химики, оружейники и инженеры старой школы, а не та шушера, которая клубится возле фирмищ, фирм, фирмочек и фирмулек.

Такого счастья они и у себя наплодили достаточно. Зачем им наше? А когда в России доворуют остатки, то и все эти наши западноулыбчатые и евроремонтированные фирмы дадут дуба — ибо нечего станет продавать за рубеж, а производить что-то они не способны.

Вершиной, если так можно выразиться, падения русских, как нации, мне представляется разговор двух молодых матерей, услышанный мною летом 2004 года в пригородном поезде.

Они рассказывали друг другу о своих детях и, как водится, перешли в конце концов на их школьные успехи. Одна из женщин с удовольствием рассказывала о своей дочери, перешедшей в шестой класс. Дальше передаю их разговор по возможности verbatim:

1-я женщина (с неудовольствием): Только ей история очень нравится. Я ей говорю — зачем? Ну, я понимаю — математика нужная вещь, информатика, иностранный. А это-то зачем?

2-я женщина (оживлённо): И не говорите. Иностранный сейчас самое важное, английский особенно. Я своему говорю: обязательно учи, как следует... (мечтательно) Вон, в Москве, как какую новую фирму откроют, то сразу берут со знанием обязательно английского и компьютер чтоб знали. Даже охрану и уборщиц. Но уж, зато и платят!..

Я хотел вмешаться. Терпеть не могу влезать в разговоры, но хотел. А потом посмотрел внимательней и понял, что это просто не имеет смысла. В глазах этих женщин (а они обе были моложе меня!) читалась железная решимость.

Как писал Салтыков-Щедрин в «Истории одного города»: «У него был ясный взор, взор, твёрдый, как сталь, взор, совершенно свободный от всякой мысли».

Вот и во взглядах этих женщин отчётливо светилось видение светлого будущего своих детей: для мальчика — охранник (а потом, может, Начальник Охраны!!!), для девочки — сперва уборщица (а там, глядишь, Секретарша Шефа!!!). И всё.

И встань я на этом пути со своей бредятиной об исторической памяти, верности корням и традициям, славе оружия — дамы просто затоптали бы меня — негодяя, заедающего светлое холуйское будущее их детей.

Нам всегда представлялось, что окончание истории — это победоносный вражеский солдат, вошедший в пределы России огнём и мечом. Но это — не окончание, а лишь перерыв. Тяжёлый, кровавый — но перерыв.

Окончание истории — это когда родители перестают понимать, зачем она нужна. И учат тому же своих детей.

В середине 80-х годов Карем Багирович Раш тяжело переживал утрату исторической памяти нашим обществом. С болью в сердце он писал, что никто из опрошенных им людей с высшим образованием не смог ответить ему, в чём слава адмирала Невельского и за что его чуть не разжаловали в матросы.

Мог ли себе представить он тогда, что вырастет поколение, для которого пустым звуком станет не только Невельской, но и Гастелло?! Что народятся на земле русской айтматовские манкурты, говорящие на страшном «пиджн-рашн», сопровождая свои речи обезьяньим подёргиваньем конечностей?

И что старшие — хранители мудрости, знаний, веры!!! — будут поощрять беспамятство, как лучшее средство «приспособиться в жизни»?!

И это — в стране, где апеллирование к памяти предков всегда было последним аргументом, бросавшим людей грудью на копья, пулемёты, танки, в пламя, в бой, навстречу смерти — так яростно и властно, что смерть отступала в ужасе!

Те, кто умело ампутирует нам память, знают, что делают. Безрукий русский солдат может вцепиться в горло врага зубами. Безногий — стрелять из пулемёта. Слепой — по звуку найти вражеский танк и лечь под него с гранатами.

Но беспамятный — даже если он накачан, как Шварцнеггер и откормлен, как элитный боров — всего лишь слуга... нет, холуй, раб!.. своих хозяев. Исполнительный, здоровый, старательный, радостно-преданный.

Такой, не дрогнув, нажмёт на кнопку, взрывая Храм Василия Блаженного, если хозяину понадобится место под супермаркет. Такой без колебаний подожжёт детский сад, если тот помешает хозяину проложить короткую дорогу к особняку. Такой... нет, не могу, не хочу. Противно.

В 20-е годы вместо истории в школах СССР читали курс истории ВКП(б). Считалось, что этого достаточно. Потом — опомнились и вышли на бой с нацистской Германией под стягами Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова.

И о русские полки под этими стягами разбилась страшная, надменная и мрачная мощь Третьего Рейха, пропитанная кровавой историей германских войн и культом свирепых германских воинов.

Мы оказались сильнее духом. Не «просто техникой», это ложь. Технику как раз и создаёт дух. Носители которого сначала ставят в чистом поле станки, начинают на них работать, потом возводят стены и крышу, а уж потом — копают для себя землянки...

Сейчас всё идёт к тому, что в школах вновь введут «краткий курс». Не знаю, чего. Мировой демократии? Биографии Президента? Роли США в развитии мира со времён Древнего Египта? Не знаю!!!

Знаю только, что русской истории в нём места не останется. И когда вновь придёт враг, толпы «демократов» бросятся ему навстречу с радостным воем, готовые выполнять любые желания и прихоти хозяев...

...Где-то живёт двенадцатилетняя девочка, которой нравится история, хотя её мать не видит в ней пользы. И я знаю других мальчишек и девчонок, думающих так же, как та девочка.

И может быть, когда схлынут толпы радостных дебилов, бегущих в стан врага, глазам новых захватчиков всё-таки откроется стена русской рати под святыми хоругвями Святослава Отважного, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова и — да-да! — Иосифа Виссарионовича Сталина.

И тогда враг отступит. Не может не отступить!

Для меня будет честью стоять в той стене плечом к плечу с выросшей дочерью бездумной матери. С подросшими моими ребятами. Со всеми, кто твёрдо знает, что мир — мал, а Россия — велика.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь.

Не горько остаться без крова.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

А. Ахматова.

В России — а наши предки были умнее нас с вами во сто крат — испокон века были почётны лишь три профессии: Воин, Пахарь и Кузнец. (Причём Пахарь и Кузнец обязательно были Воинами.)

Второй и третий — как создающие реальное богатство страны. Первый — как защитник этого богатства. Можно назвать Воина Солдатом, Пахаря Фермером, Кузнеца Инженером — суть не изменится.

В истории нашей страны были периоды, когда наверх выкидывало то торгашей (как во времена НЭПа), то политиканов (как в дни Семибоярщины), то откровенных предателей (как в годы монгольского ига), а то и просто вялую блёклую бездарь-ворюг, как в наши смутные дни.

И тогда кое-кому, наверное, тоже казалось, что главное — научить дочку-сыночка спекулировать мануфактурой или приходить к консенсусу с поляками, или смачно целовать зад очередного хана...

И казалось, что это — навсегда. Но проходило время — и над страной вновь поднималась Святая Троица. Они — Воин, Пахарь и Кузнец.

Неизбежно. Понимаете?

Вот это и есть те профессии, которыми должны овладевать русские дети и дети России.

Наши дети, русские дети, предназначены не для того, чтобы прислуживать в лакеях у богатеев, мыть машины за гроши, обслуживать похотливую западную шваль, гнить заживо в подвалах, бомжевать по помойкам.

Мы — нация воинов.

Наши дети — дети воинов...

...Не столь давно я встретился с одним из ребят, с которыми начинал свою деятельность. Он уже успел отслужить в армии и в разговоре со мной, будучи не «средним человеком», а просто — человеком, способным логично мыслить и делать выводы, печально сказал мне: «А вы знаете, что то, чему вы нас учили, совершенно не совпадает с жизнью?»

Я, признаться, расстроился. Я это знал и знаю. Но одно дело это знать как бы «внутри себя», а другое — услышать от повзрослевшего своего ученика, который смотрел тебе в рот и верил тебе. Обидно, а главное — указывает на полную бесперспективность всех потуг что-то исправить...

Но дальше произошло то, что, собственно, подвигло меня писать эту статью. Он — этот уже не подросток и даже не юноша, а молодой мужчина! — подумал ещё и сказал слова, которые я, обработав «наукообразно», привожу ниже. Они звучали не так, но смысл их был именно таков.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал