Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни






Возраст   Зрительные ориентировочные реакции, Адп   Слуховые ориентировочные реакции, Асл   Эмоции и социальное поведение, Э   Движение руки, Др   Движение общее, До   Понимание речи, Пр   Активная речь, Р„   Навыки, Н  
                 
10 дней   Удерживает в поле   Вздрагивает и                          
    зрения   мигает при резком                          
    движущийся предмет   звуке                          
1 мес   Плавное   Прислушивается к   Первая улыбка       Лежа на животе,       Издает      
    прослеживание   голосу взрослого.   в ответ на       пытается       отдельные      
    движущегося       разговор       поднимать и       звуки в ответ      
    предмета       взрослого       удерживать голову       на разговор с ним      
2мес   Длительно смотрит на неподвижный   Поворачивает голову на громкий звук   Быстро отвечает улыбкой на       Длительно удерживает голову, лежа на животе       Повторно произносит отдельные      
    предмет и следит       разговор с ним               звуки      
    за движущейся игрушкой                              
3 мес   Зрительное       “Комплекс   Случайно   Лежит на животе              
    сосредоточение в       оживления” в   наталкивается   несколько минут,              
1   вертикальном       ответ на   руками на   опираясь на              
    положении       разговор с ним   игрушки   предплечья,              
                    опирается ногами при поддержке              
4 мес   Узнает мать   Находит глазами   “Комплекс   Рассматривает,           Гулит   Придерживает  
        источник звука,   оживления”   ощупывает и               руками грудь  
        по-разному   возникает   захватывает               матери во  
        реагирует на   часто, громко   игрушки               время  
        музыку   смеется                   кормления  
5 мес   Отличает близких   Узнает знакомый   Общается с   Четко берет   Переворачивается       Подолгу   Ест с ложки  
    от чужих   голос, различает   другими детьми   игрушку и   со спины на живот,       певуче гулит   кашу  
        речевые интонации       удерживает ее   стоит при поддержке              

 


                 
6 мес   По-разному           Берет игрушки из разных положении, занимается ими   Переворачивается с       Начало   Пьет из блюдца  
    реагирует на свое           живота на спину,       лепета   и чашки  
    и чужое имя           передвигается на              
                животе              
7мес               Разнообразные действя с   Хорошо ползает   На вопрос “где? ”   Подолгу лепечет      
                игрушками       находит          
                        знакомый предмет          
8 мес               Подражает действиям   Самостоятельно сидит, ложится,   По слову взрослого       Ест корочку хлеба  
                взрослого   встает с   выполняет          
                    поддержкой   разученные действия          
9 мес       Пляшет под   Подражает       Ходит при   Знает свое   Повторяет   Приучение к  
        музыку   действиям другого ребенка       поддержке   имя   слоги за взрослым   горшку  
10 мес           Совместные   Осознанные   Ходьба по   Игры          
            игры с детьми   действия с   наклонной              
                предметами в   плоскости              
                зависимости от                  
                их свойств                  
Цмес           Избирательное       Самостоятельно       Первые      
            отношение к детям       стоит, ходит       слова -обозначения      
                            (“кис-кис”)      
12 мес   Различает                   Понимает   Говорит 10      
    предметы по форме, узнает лица на фото                   слово “нельзя”, выполняет поручения   простых слов      

 


СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА. ПЕРЕСТРОЙКА КРОВООБРАЩЕНИЯ У НОВОРОЖДЕННОГО

Сердце у новорожденного относительно велико и составляет 0, 8% от массы тела, что несколько больше аналогичного соотношения у взрослых (0, 4%). Правый и левый желудочки примерно равны. Толщина их стенок около 5 мм. Предсердия и магистральные сосуды имеют несколько большие размеры по сравнению с желудочками.

Увеличение массы и объема сердца наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни и в подростковом возрасте - от 12 до 14 лет, а также от 17 до 20 лет.

Во все периоды детства увеличение объёма сердца отстаёт от роста тела в целом. Кроме этого, отделы сердца увеличиваются неравномерно: более интенсивно до 2 лет растут предсердия, с 2 до 10 лет - всё сердце в целом, после 10 лет увеличиваются преимущественно желудочки.

До 6 лет форма сердца обычно шарообразная, после 6 лет приближается к овальной, свойственно взрослым. До 2-3 лет сердце расположено горизонтально на приподнятой диафрагме: к передней грудной стенке прилежит правый желудочек, формирующий в основном верхушечный сердечный толчок.

К 3-4 годам в связи с увеличением грудной клетки, более низким стоянием диафрагмы, уменьшением размеров вилочковой железы сердце принимает косое положение, одновременно поворачиваясь вокруг длинной оси левым желудочком вперёд, и сердечный толчок с этого времени формирует преимущественно левый желудочек. Проекция верхушки сердца у новорождённого находится в четвёртом межреберьи, к 1, 5-2 годам смещается в пятое. Верхняя граница сердца постепенно опускается.

Границы сердца у детей сравнивают с возрастными нормами по группам: до 2 лет, от 2 до 7 лет, с 7 до 12 лет.


Таблица Границы относительной сердечной тупости у детей различных возрастов

Граница   Возрастные группы  
до 2 лет   2-7 лет   7-12 лет  
Верхняя   II ребро   Второе межреберье   III ребро  
Правая   Правая парастернальная линия   Кнутри от правой парастернальной линии   Правый край грудины  
Левая   На 1, 5-2 см кнаружи от срединно-ключичной линии   На 0, 5-1, 5 см кнаружи от срединно-ключичной линии   На 0, 5-1 см кнутри от срединно-ключичной линии  

 

Размеры сердца больше у мальчиков во все возрастные периоды, за исключением 13-15 лет, когда девочки растут быстрее. После этого возраста масса сердца у мальчиков вновь нарастает более интенсивно. Особенно интенсивно растут левые отделы сердца. Стимулятором роста левого желудочка являются возрастающие сосудистое сопротивление и артериальное давление. Масса правого желудочка в первые месяцы может уменьшиться почти на 20%, что объясняется падением сопротивления в лёгких вследствие выключения артериального протока.

Одновременно происходит тканевая дифференцировка. Миокард у новорождённого представляет собой недифференцированный синцитий. Мышечные волокна очень тонкие, слабо отграничены друг от друга. Слабо выражена продольная фибриллярность и поперечная исчерченность. Большое количество мелких, малодифференцированных ядер. Соединительная и эластическая ткань слабо развиты. В первые 2 года жизни увеличивается толщина и количество мышечных волокон, уменьшается число ядер мышечных клеток при увеличении их размеров. Появляются септальные перегородки и поперечная исчерченность. К 10 годам гистологическая структура сердца аналогична таковой у взрослых. К 14-15 годам заканчивается развитие гистологических структур проводниковой системы сердца.


Коронарные сосуды до 2 лет распределяются по рассыпному типу, с 2 до 6 лет — по смешанному, после 6 лет - по взрослому, магистральному типу. Увеличивается просвет и толщина стенок (за счет интимы) основных сосудов, а периферические ветви редуцируются. Обильная васкуляризация и рыхлая клетчатка, окружающая сосуды, создают предрасположенность к воспалительным и дистрофическим изменениям миокарда. Склероз и инфаркт миокарда в раннем возрасте встречаются очень редко.

У детей раннего возраста сосуды относительно широкие, тонкостенные, мышечные и эластические волокна в них развиты недостаточно. Просвет вен приблизительно равен просвету артерий. Вены растут более интенсивно и к 15— 16 годам становятся в 2 раза шире артерий. Аорта до 10 лет уже легочной артерии, постепенно их диаметры становятся одинаковыми, в период полового созревания аорта превосходит легочный ствол по ширине.

Капилляры у детей хорошо развиты, широкие. Они имеют неправильную форму (короткие, извитые), проницаемость их значительно выше, чем у взрослых. Ширина и обилие капилляров предрасполагают к застою крови, что является одной из причин более частого развития у детей первого года жизни некоторых заболеваний, например пневмоний и остеомиелитов.

К 12 годам структура сосудов такая же, как у взрослых. Дифференцировка артериальной и венозной сети проявляется развитием коллатеральных сосудов, возникновением клапанного аппарата в венах, увеличением числа и длины капилляров.

С возрастными анатомическими изменениями параметров сердечно­сосудистой системы у детей тесно связаны изменения некоторых функциональных показателей.

Скорость кровотока у детей высокая, с возрастом она замедляется, что обусловлено удлинением сосудистого русла по мере роста ребенка и урежением частоты сердечных сокращений.


Артериальный пульс у детей более частый, чем у взрослых; это связано с более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы ребенка, меньшим влиянием на сердечную деятельность блуждающего нерва. Ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие и миелинизируются к 3-4 годам. До этого возраста сердечная деятельность регулируется в основном симпатической нервной системой, с чем частично связана физиологическая тахикардия у детей первых лет жизни:

- у новорожденных 140—160 в 1 мин

- к году 110-120 в 1 мин к 5 годам — 100 в 1 мин

- к 10 годам — 85-80 в 1 мин

- к 12—13 годам — 80-70 в 1 мин

Пульс в детском возрасте отличается большой лабильностью. Крик, плач, физическое напряжение, подъем температуры вызывают его заметное учащение. Для пульса детей характерна дыхательная аритмия: на вдохе он учащается, на выдохе — становится реже.

Артериальное давление (АД) у детей более низкое, чем у взрослых. Оно тем ниже, чем младше ребенок. Низкое АД обусловлено небольшим объемом левого желудочка, широким просветом сосудов и эластичностью артериальных стенок. Для оценки АД пользуются возрастными таблицами АД. У доношенного новорожденного систолическое АД составляет 65 - 85 мм рт. ст. Примерный уровень максимального АД у детей 1-го года жизни можно рассчитать по формуле: 76 + 2n, где n — число месяцев (76 - средний показатель систолического АД у новорожденного).

У детей более старшего возраста максимальное АД ориентировочно рассчитывается по формуле: 100 + n, где n - число лет, при этом допускаются

колебания ±15. Диастолическое давление составляет 2/3 — 1/2 систолического давления.


АД следует измерять не только на руках, но и на ногах. Показатели АД на нижних конечностях превышают показатели АД на верхних приблизительно на 10 мм рт.ст.

Кровообращение новорожденного

После рождения ребенка происходит перестройка кровообращения:

• прекращается плацентарное кровообращение;

• закрываются основные фетальные сосудистые коммуникации (вначале функционально, а затем облитерируются).

• в полном объеме включается в кровоток сосудистое русло малого круга кровообращения;

• из-за увеличения потребности в кислороде нарастают сердечный выброс и системное сосудистое давление.

После первых вдохов легкие расправляются, уменьшается сопротивление их сосудов, и кровь из правого желудочка в полном объеме устремляется в легкие, где обогащается кислородом, и направляется в левое предсердие, левый желудочек и аорту. С началом легочного дыхания кровоток через легкие возрастает примерно в 5 раз, через легкие проходит весь объем сердечного выброса, в то время как во внутриутробном периоде - только 10%. Ко 2-му месяцу жизни в 5-10 раз снижается сосудистое сопротивление в малом круге кровообращения.

Примерно в 3 мес происходит функциональное закрытие овального отверстия имеющимся клапаном (за счет возрастания давления в левом предсердии), а затем приращение клапана к его краям. Так формируется целостная межпредсердная перегородка. Полное закрытие овального окна происходит к концу первого года жизни.

С момента первого вдоха артериальный проток благодаря сокращению гладких мышц его стенки функционально закрывается (у здорового новорожденного к 10-15 часу жизни), позднее (примерно к 2 мес) происходит его


анатомическое закрытие. Прекращается кровоток и по венозному протоку, который постепенно облитерируется. Раздельно начинают функционировать малый и большой круги кровообращения.

Нарушение в процессе нормального закрытия фетальных путей кровотока приводит к формированию некоторых врожденных пороков сердца.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал