Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оптимистический путь
Оптимистический путь решения проблемы преодоления кризисного состояния предприятия состоит в попытке его оздоровления.
Главная задача наблюдения , которое длится не более 6 месяцев, — выбрать меры по преодолению несостоятельности предприятия. Кроме того, в ходе его обеспечивается сохранность имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела. Эти две задачи возлагаются на временного управляющего . При этом руководитель должника не отстраняется от выполнения своих обязанностей. Вместе с тем вводятся некоторые ограничительные и запретительные меры, связанные с осуществлением им деятельности. Контроль их соблюдения есть следующая задача временного управляющего.
О результатах своей деятельности временный управляющий докладывает на первом собрании кредиторов, которое на основании полученной информации определяет дальнейшую судьбу предприятия. При этом принимается одно из следующих решений:
- о введении финансового оздоровления
и обращении в этой связи в арбитражный суд; - о введении внешнего управления
и обращении в этой связи в арбитражный суд; - об обращении в арбитражный суд с иском о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства ; - о количественном составе комитета кредиторов
, избрании его членов; - утверждение кандидатуры арбитражного управляющего
и порядка его вознаграждения; - о заключении мирового соглашения
и прекращении производства по делу. Финансовое оздоровление — процедура банкротства на срок не более чем 2 года, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности .
Практика применения Закона о банкротстве 1998 г. показала необходимость наличия процедуры банкротства, в ходе которой должник под контролем кредиторов может предпринять меры по восстановлению платежеспособности и избежать перехода во внешнее управление или конкурсное производство.
Решение об обращении должно содержать сведения о предполагаемом обеспечении исполнения должником обязательств (план финансового оздоровления) в соответствии с графиком погашения задолженности, определяющим срок финансового оздоровления и срок удовлетворения требований кредиторов.
График погашения задолженности — одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные сроки. Кроме того, ограничивается исполнение должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Одновременно накладываются ограничения на действия должника: должник не вправе без согласия собрания кредиторов:
- заключать сделки, в совершении которых он заинтересован;
- сделки, связанные с приобретением и отчуждением имущества должника, выдачей займов, поручительств, гарантий, доверительного управления имуществом;
- принимать решения о своей реорганизации.
Кроме того, судебная санация состояния предприятия-должника под управлением кредиторов осуществляется с помощью процедуры внешнего управления , которая вводится на основании решения собрания кредиторов и длится не более года, а при необходимости может быть пролонгирована на срок до 6 месяцев. Она применяется в том случае, когда на определенном этапе внесудебной санации становится ясным, что руководство не в состоянии восстановить платежеспособность предприятия. Тогда руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, и все его полномочия по управлению деятельностью предприятия-банкрота переходят к внешнему управляющему , кандидатура которого предлагается арбитражному суду собранием кредиторов . Одновременно прекращаются все полномочия собственника.
Главной функцией внешнего управляющего является разработка (в течение месячного срока) и реализация плана внешнего управления, содержащего меры по восстановлению платежеспособности банкрота в установленные сроки, который рассматривается и утверждается собранием кредиторов не позднее чем через 2 месяца с момента введения внешнего управления. Если через 6 месяцев с момента введения внешнего управления план не представлен, то суд вправе изменить процедуру и открыть конкурсное производство.
Основным средством, создающим условия для восстановления платежеспособности предприятия при внешнем управлении, является мораторий на удовлетворение требований кредиторов . В период его действия приостанавливается исполнение всех судебных решений и иных исполнительных документов о взыскании с предприятия задолженности, возникшей по обязательствам, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления. Внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя до момента назначения нового руководителя должника.
На любом этапе рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение . В нем могут принимать участие третьи лица. Мировое соглашение содержит положения о размерах, порядке, сроках и способах исполнения обязательств должника. Заключение его предусматривает отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку права требования должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долга, его прощение и т. п., устанавливаемые на основе обоюдного решения сторон — решения собрания конкурсных кредиторов, принятого большинством голосов, и решения должника в лице руководителя или арбитражного управляющего. В данном случае сохраняется единственное условие для должника, обязательное к исполнению, — это погашение задолженности в полной сумме перед кредиторами первой и второй очередей. Условия для конкурсных кредиторов , не принимавших участия в голосовании о заключении мирового соглашения, не могут быть хуже, чем для кредиторов той же очереди, голосовавших за него.
Действующее законодательство о банкротстве предприятий учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения процедур банкротства. Это касается градообразующих, сельскохозяйственных предприятий, страховых организаций, банков и кредитных учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг (РЦБ) .
Выводы
Закон о несостоятельности (банкротстве ) — основной нормативный правовой акт, направленный на комплексное нормативное регулирование института несостоятельности (банкротства) в РФ. Закон 1992 г. имел явную направленность на сохранение должника — антикредиторский закон . В 1995 г. началась разработка принципиально нового закона, который вступил в силу с 1 марта 1998 г. Этот закон предоставил должнику возможность оздоровления бизнеса , а кредиторам — возмещение их требований. Это был прокредиторский закон , направленный против интересов акционерного общества , необязательно должника. В середине 2001 г. правительство инициировало разработку новой редакции закона, который и был принят в 2002 г. Он был реформирован по шести основным направлениям:
- защита прав добросовестных собственников;
- оптимизация прав и способов защиты кредиторов
; - защита добросовестных участников процедуры банкротства от недобросовестных действий каких-то иных лиц;
- совершенствование государственного регулирования процедуры банкротства;
- изменение процедуры регулирования деятельности арбитражных управляющих
; - особенности банкротства для отдельных категорий предприятий.
Разнообразие применяемых в процессе антикризисного регулирования мер позволяет их объединить в рамках той или иной политики в этой области. Очевидно, что профилактические меры применяются в ходе проведения политики предупреждения кризиса, внесудебная, или досудебная, санация — в результате реализации политики преодоления последствий кризиса в щадящем для предприятия режиме, арбитражная санация — при политике жесткого следования нормам законодательства. Первая проводится по инициативе собственников (участников, учредителей или акционеров), вторая — на основании определения арбитражного суда .
|