Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнения для закрепления 7 страница
________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ل ِ ن َ ك ْ ت ُ ب ْ ر ِ س َ ا ل َ ة ً إ ل َ ى ح َ س َ ن ٍ! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ل ِ ي َ د ْ ر ُ س ْ ح َ ا م ِ د ٌ ا ل ل غ َ ة َ ا ل ْ ع َ ر َ ب ِ ي ّ َ ة َ! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ل َ م ّ َ ا أ َ ق ْ ر َ أ ْ ه َ ذ َ ا ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ل َ م ّ َ ا أ ُ س َ ا ف ِ ر ْ إ ِ ل َ ى ل ُ ب ْ ن َ ا ن َ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Введите частицу ل َ م ْ в следующие предложения и произведите нужное изменение: ي َ د ْ ر ُ س ُ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ ا ل ل ُ غ َ ة َ ا ل ر ّ ُ و س ِ ي ّ َ ة ُ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ي َ ض ْ ر ِ ب ُ أ َ ب ِ ي ك َ ل ْ ب ً ا ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ي َ ج ْ ل ِ س ُ ز َ ي ْ د ٌ ع َ ل َ ى ا ل ْ ك ُ ر ْ س ِ ى ّ ِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Выразите запрет, как указано в примере, и переведите: ت َ ج ْ ل ِ س ُ ل ا ت َ ج ْ ل ِ س ْ! ن َ س ْ ك ُ ن ُ __________ ت َ ض ْ ر ِ ب ُ ___________ ي َ ق ْ ط َ ع ُ ___________
4) Образуйте повелительное наклонение, как указано в примере: ت َ ك ْ ت ُ ب ُ ل ِ ت َ ك ْ ت ُ ب ْ ت َ ق ْ ر َ أ ُ ___________
ن َ ح ْ ف َ ظ ُ ___________ ي ُ د َ خ ّ ِ ن ُ ___________
§ 17. Обстоятельство места и времени действия ا ل م َ ف ْ ع ُ و ل ُ ف ِ ي ه ِ
Обстоятельство места и времени действия – это имя винительного падежа, поясняющее место или время совершения действия. Например:
ق َ ر َ أ َ ز َ ي ْ د ٌ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ ص َ ب َ ا ح ا ً Зейд читал книгу утром (когда?) ق َ ر َ أ َ ز َ ي ْ د ٌ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ أ َ م َ ا م َ ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ Зейд читал книгу перед школой (где?)
Время, на которое указывает ا ل م َ ف ْ ع ُ و ل ُ ف ِ ي ه ِ может быть как определённым, так и неопределённым промежутком. Например:
ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ س َ ا ع َ ة ً Я читал книгу один час ل ا ي َ ف ْ ع َ ل ُ ذ َ ل ِ ك َ أ ب َ د ا ً Он никогда не сделает этого Что касается места, на которое указывает ا ل م َ ف ْ ع ُ و ل ُ ف ِ ي ه, то оно не должно быть местом определённой площади. Поэтому нельзя сказать:
ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ ا ل ب َ ي ْ ت َ, а нужно говорить: ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ ف ي ا ل ب َ ي ْ ت ِ Я читал книгу дома
Упражнения для закрепления
1) Найдите при помощи словаря обстоятельство места или времени действия в следующих предложениях:
خ َ ر َ ج َ أ َ ح ْ م َ د ُ م ِ ن ْ ب َ ي ْ ت ِ ه ِ ل َ ي ْ ل ا ً ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ا ل ط ّ َ ي ْ ر ُ ف َ و ْ ق َ ا ل ْ غ ُ ص ْ ن ِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ س َ ا ف َ ر ْ ت ُ إ ِ ل َ ى م ُ و س ْ ك ُ و ن َ ه َ ا ر ً ا ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ج َ ل َ س ْ ت ُ خ َ ل ْ ف َ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ل َ ع ِ ب َ ا ل ْ أ َ ط ْ ف َ ا ل ُ و َ ر َ ا ء َ ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن َ ض ُ ح ً ى ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ا ل ْ ج َ ر ِ ي د َ ة ُ ت َ ح ْ ت َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب ِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ج َ ا ء َ ي ُ و س ُ ف ُ م ِ ن ْ ب َ غ ْ د َ ا د َ ا ل ْ ي َ و ْ م َ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Дополните следующие предложения обстоятельствами места или времени действия: ج َ ل َ س َ ز َ ي ْ د ٌ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ و َ ض َ ع ْ ت ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ك َ ت َ ب َ أ َ ب ِ ي ر ِ س َ ا ل َ ة ً ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ل َ ع ِ ب َ ا ل ْ و َ ل َ د ُ ب ِ ا ل ْ ك ُ ر َ ة ِ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ح َ ف ِ ظ َ ت ْ ف َ ا ط ِ م َ ة ُ س ُ و ر َ ة َ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ا ن ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Переведите следующие предложения на арабский язык:
Школа за мечетью ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Карандаш под стулом ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мухаммад читал Коран утром ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Инженер уехал в Багдад ночью ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Я написал письмо днём ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4) Выучите хадис: ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ُ ت َ ح ْ ت َ أ َ ق ْ د َ ا م ِ ا ل ْ أ ُ م ّ َ ه َ ا ت ِ «Рай под ногами матерей»
ا ل ج ُ م ْ ل َ ة ُ ا ل ا ِ س ْ ت ِ ف ْ ه ا َ م ِ ي ّ َ ة ُ
Вопросительное предложение в арабском языке образуется при помощи вопросительных частиц, местоимений и наречий, которые ставятся в начале предложения.
Имеются две вопросительные частицы – ه َ ل ْ и أ َ:
ه َ ل ْ أ َ ن ْ ت َ ط َ ا ل ِ ب ٌ ؟ Ты студент? ه َ ل ْ ت َ ت َ ك َ ل ّ َ م ُ ب ِ ا ل ْ ع َ ر َ ب ِ ي ّ َ ة ِ ؟ Ты говоришь по-арабски?
أ ف َ ع َ ل ْ ت َ ه َ ذ َ ا ؟ Ты это сделал? أ ل َ م ْ ت َ ك ْ ت ُ ب ْ ر ِ س َ ا ل َ ة ً إ ِ ل َ ى ز َ ي ْ د ٍ ؟ Ты не написал письмо Зейду?
Примечание. Как видно из примеров, вопросительная частица أ َ может входить как в утвердительное, так и отрицательное предложение, тогда какه َ ل ْ используется только в утвердительных предложениях. Поэтому нельзя сказать:
а нужно говорить: أ َ ل َ م ْ ت َ ق ْ ر َ أ ْ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ؟ Ты не читал книгу?
Вопросительные местоимения:
م َ ن ْ ك َ ت َ ب َ ه َ ذ َ ا ؟ Кто написал это? م َ ا ذ َ ا ق َ ا ل َ ل َ ك َ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ ؟ Что сказал тебе Мухаммад? ل ِ م َ ن ْ ا ِ ش ْ ت َ ر َ ي ْ ت َ ه َ ذ َ ا ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ؟ Кому ты купил эту книгу? ل ِ م َ ا ذ َ ا ل ا َ ي َ ق ْ ر َ أ ُ ز َ ي ْ د ٌ ؟ Почему Зейд не читает? أ َ ي ّ ُ ق َ ل َ م ٍ ؟ Какой карандаш?
Примечание: Вопросительное местоимение أ ي ّ ٌ присоединяется к поясняемому слову в качестве первого члена идафы (см. гл. I, § 7) и изменяется по падежам:
أ َ ي ّ ُ ق َ ل َ م ٍ أ َ ح ْ س َ ن ُ ؟ (ا ل ر ّ َ ف ْ ع ُ) Какой карандаш лучше? أ ي ّ َ ق َ ل َ م ٍ أ َ خ َ ذ ْ ت َ ؟ (ا ل ن ّ َ ص ْ ب ُ) Какой карандаш ты взял? ب ِ أ َ ي ّ ِ ق َ ل َ م ٍ ك َ ت َ ب ْ ت َ ؟ (ا ل ج َ ر ّ ُ) Каким карандашом ты написал?
Если поясняемое слово является именем женского рода, тоأ َ ي ّ ٌ может принимать ة «та марбуту»: أ َ ي ّ ُ م َ د ْ ر َ س َ ة ٍ ؟ или أ َ ي ّ َ ة ُ م َ د ْ ر َ س َ ة ٍ ؟ Какая школа? Поясняемое слово при أ ي ّ ٌ должно стоять в неопределённом состоянии.
Вопросительные наречия: أ ي ْ ن َ ا ل ْ م ُ د َ ر ّ ِ س ُ ؟ Где учитель? إ ِ ل َ ى أ َ ي ْ ن َ ت َ ذ ْ ه َ ب ُ ؟ Куда ты идешь? م ِ ن ْ أ َ ي ْ ن َ ج َ ا ء َ أ َ ح ْ م َ د ُ ؟ Откуда пришёл Ахмад? م َ ت َ ى ا ِ م ْ ت ِ ح َ ا ن ُ ك َ ؟ Когда твой экзамен? ك َ ي ْ ف َ د َ خ َ ل ْ ت َ ه َ ذ ِ ه ِ ا ل ْ غ ُ ر ْ ف َ ة َ ؟ Как ты вошёл в эту комнату? ك َ م ْ ك ِ ت َ ا ب ا ً ق َ ر َ أ ْ ت َ ؟ Сколько книг ты прочитал? Примечание: Поясняемое слово при вопросительном наречии ك َ م ْ должно стоять в единственном числе винительного падежа неопределенного состояния: ك َ م ْ ط َ ا ل ِ ب ا ً Сколько студентов?
Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие предложения, используя одну из вопросительных частиц:
Ты инженер? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Он студент? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Она студентка? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мухаммад твой брат? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зейд из России? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ты не ходил в школу? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ты не пишешь? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ты не студент? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зейд не инженер? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Омар не из России? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Переведите следующие предложения, используя вопросительные местоимения:
Кто побил эту собаку? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что ты написал в этом письме? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кому ты сказал об этом? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему ты молчишь? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какая книга? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Переведите следующие предложения, используя вопросительные наречия:
Где твоя книга? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Куда идёт этот студент? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Откуда пришёл Зейд? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Когда праздник? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как ты написал? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сколько тетрадей на этом столе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ا ل ْ م َ ص ْ د َ ر ُ ا ل م ُ ط ْ ل َ ق ُ
Абсолютный масдар – это имя в винительном падеже неопределённого состояния, которое следует за глаголом и выполняет одну из следующих функций:
1) Усиливает смысл глагола. Например: ض َ ر َ ب َ ض َ ر ْ ب ا ً Он бил битьём Абсолютный масдар, усиливающий смысл глагола, имеет широкое использование в арабском языке. Его эквивалентом в русском языке является обстоятельство образа действия в выражениях типа: «пить запоем», «ходить ходуном», «сидеть сидмя» и т.д.
2) Поясняет, каким образом было совершено действие: ن َ ا م َ ن َ و ْ م ا ً ع َ م ِ ي ق ا ً Он спал крепким сном
3) Уточняет, сколько раз было совершено действие. ض َ ر َ ب َ ه ُ ض َ ر ْ ب َ ت َ ي ْ ن ِ Он ударил его два раза ض َ ر َ ب َ ه ُ ض َ ر َ ب َ ا ت ٍ Он ударил его несколько раз
Абсолютный масдар в большинстве случаев бывает однокоренным с тем глаголом, к которому он относится. Но иногда он заменяется своим синонимом:
ج َ ل َ س َ ج ُ ل ُ و س ً ا Он сидел сидмя ج َ ل َ س َ ق ُ ع ُ و د ا ً Он сидел сидмя (ج ُ ل ُ و س ٌ = ق ُ ع ُ و د ٌ сидение)
Абсолютный масдар может иметь при себе имя прилагательное или имя в родительном падеже, присоединённое к нему в качестве второго члена идафы:
ض َ ر َ ب َ ه ُ ض َ ر ْ ب ا ً ش َ د ِ ي د ا ً Он бил его сильным битьём ض َ ر َ ب َ ه ُ ض َ ر ْ ب َ ا ل ج َ ل ا ّ َ د ِ Он бил его битьём палача Часто абсолютный масдар опускается и заменяется следующими именами:
1) своим прилагательным. Например: ي َ ت َ ط َ و ّ َ ر ُ ب َ ل َ د ُ ن َ ا س َ ر ِ ي ع ا ً Наша страна развивается быстро (В основе: ي َ ت َ ط َ و ّ َ ر ُ ب َ ل َ د ُ ن َ ا ت َ ط َ و ّ ُ ر ا ً س َ ر ِ ي ع ا ً Наша страна развивается быстрым развитием) При этом абсолютный масдар может быть присоединен к своему прилагательному в качестве второго члена идафы: ي َ ت َ ط َ و ّ َ ر ُ ب َ ل َ د ُ ن َ ا س َ ر ِ ي ع َ ا ل ت َ ط َ و ّ ُ ر ِ Наша страна развивается быстро
2) именем числительным. Например: ض َ ر َ ب ْ ت ُ ه ُ خ َ م ْ س ا ً Я ударил его пять раз При этом имя абсолютного масдара может быть присоединено к имени числительному в качестве второго члена идафы: ض َ ر َ ب ْ ت ُ ه ُ خ َ م ْ س َ ض َ ر َ ب َ ا ت ٍ Я ударил его пять раз
3) слитным местоимением. Например: أ َ ح ْ ـ ب َ ـ ب ْ ـ ت ُ ـ ه ُ ح ُ ـ ب ّ ً ا ل َ م ْ أ ُ ح ِ ـ ب ّ َ ـ ه ُ أ َ ح َ د ا ً م ِ ن ْ ق َ ب ْ ل ُ Я полюбил его так, как не любил никого раньше (или: я полюбил его такой любовью, какой никого не любил раньше)
4) словом ب َ ع ْ ض ٌ «некоторый; несколько». При этом имя абсолютного масдара присоединяется к нему в качестве второго члена идафы: ي َ ـ خ َ ـ ا ف ُ ـ ه ُ ب َ ـ ع ْ ـ ض َ خ َ ـ و ْ ف ٍ Он несколько (чуть - чуть) боится его
5) словом ك ُ ل ّ ٌ «все, всё». При этом абсолютный масдар присоединяется к нему в качестве второго члена идафы: ي َ ـ خ َ ـ ا ف ُ ـ ه ُ ك ُ ـ ل ّ َ خ َ و ْ ف ٍ Он боится его всей боязнью Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие предложения и найдите в них абсолютный масдар:
ض َ ر َ ب َ أ ب ِ ي ا ل ْ ك َ ل ْ ب َ ض َ ر ْ ب ً ا ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ق َ ت َ ل َ ز َ ي ْ د ٌ ا ل ث ّ ُ ع ْ ب َ ا ن َ ق َ ت ْ ل ا ً ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ج َ ل َ س َ ت ْ ع َ ا ئ ِ ش َ ة ُ ج ُ ل ُ و س ً ا ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|