Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Переходные и непереходные глаголы
ا ل أ َ ف ْ ع َ ا ل ُ ا ل م ُ ت َ ع َ د ّ ِ ي َ ة ُ و َ ا ل ل ا ّ َ ز ِ م َ ة ُ
В зависимости от наличия или отсутствия прямого дополнения (ا ل ْ م َ ف ْ ع ُ و ل ُ ب ِ ه ِ) глаголы в арабском языке бывают переходными и непереходными. Переходными называются такие глаголы, которые имеют при себе прямое дополнение (имя в винительном падеже, обозначающее лицо или предмет, на которое падает действие). Например:
ق َ ر َ أ ْ ت ُ ا ل ي َ و ْ م َ ا ل ك ِ ت َ ا ب َ Я сегодня читал книгу ض َ ر َ ب َ ا ل و َ ل َ د ُ ا ل ك َ ل ْ ب َ ب ِ ا ل س ّ َ و ْ ط ِ Мальчик ударил собаку плеткой ر َ أ َ ي ْ ت ُ ز َ ي ْ د ً ا ف ِ ي ا ل ْ ج َ ا م ِ ع َ ة ِ Я видел Зейда в университете
Непереходные глаголы - это глаголы, которые не имеют при себе прямых дополнений. По отношению к таким глаголам нельзя задать вопрос винительного падежа (кого? что?). Например:
ن َ ا م َ ا ل و َ ل َ د ُ ع َ ل ى ا ل س ّ َ ر ِ ي ر ِ Мальчик спал на кровати ذ َ ه َ ب ْ ت ُ إ ِ ل َ ى ا ل ْ م َ ك ْ ت َ ب َ ة ِ Я пошел в библиотеку غ َ ض ِ ب َ أ َ خ ِ ي ع َ ل َ ي ّ َ Мой брат рассердился на меня
Следует заметить, что глаголы, являющиеся переходными в русском языке, могут быть непереходными в арабском и наоборот. Например:
ت َ خ َ ر ّ َ ج َ ت ْ ز َ ي ْ ن َ ب ُ ف ى ا ل ْ ج َ ا م ِ ع َ ة ِ Зейнаб окончила университет (переходный в русском, непереходный в арабском) د َ خ َ ل َ أ َ ح ْ م َ د ُ ا ل ب َ ي ْ ت َ Ахмад вошёл в дом (непереходный в русском, переходный в арабском) ر َ ك ِ ب َ ت ْ أ ُ م ّ ِ ي ا ل س ّ َ ي ّ َ ا ر َ ة َ Моя мама села в машину (непереходный в русском, переходный в арабском)
Упражнения для закрепления
(1Введите в предложения подходящие переходные глаголы, данные внизу, и определите прямое дополнение (ا ل م َ ف ْ ع ُ و ل ُ ب ِ ه ِ):
... ا َ ل ل ّ َ ه ُ ا ل ر ّ َ س ُ و ل َ ______________________________________________________________________________________ ... ع ُ م َ ر ُ ا ل ْ أ َ س َ د َ ______________________________________________________________________________________ ... ا ل ْ ب ِ ن ْ ت ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ______________________________________________________________________________________ ... ز َ ي ْ د ٌ ا ل ْ ك َ ل ْ ب َ ______________________________________________________________________________________ ... ا َ ل ت ّ ِ ل ْ م ِ ي ذ ُ ا ل س ّ ُ و ر َ ة َ ______________________________________________________________________________________ ... ا َ ل ل ّ َ ه ُ ا ل ا ِ ن ْ س َ ا ن َ ______________________________________________________________________________________ ض َ ر َ ب َ (и) бить ق َ ت َ ل َ (у) убивать ق َ ر َ أ َ (а) читать ح َ ف ِ ظ َ (а) учить خ َ ل َ ق َ (у) создавать ب َ ع َ ث َ (а) отправлять
2) Определите переходные и непереходные глаголы в следующих предложениях и переведите их: ك َ ت َ ب َ ز َ ي ْ د ٌ ا ل ر ّ ِ س َ ا ل َ ة َ ____________________________________________________________________________________________________________ ج َ ا ء َ أ َ ح ْ م َ د ُ إ ل َ ى ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ ____________________________________________________________________________________________________________ ق َ ط َ ع َ إ ِ ر ْ ش َ ا د ٌ ا ل ْ ح َ ب ْ ل َ ____________________________________________________________________________________________________________ ج َ ل َ س َ ع ُ ث ْ م َ ا ن ُ ع َ ل َ ى ا ل ْ ك ُ ر ْ س ِ ي ّ ِ ____________________________________________________________________________________________________________ ص َ ل ّ َ ى ذ َ ك ِ ى ّ ٌ ص َ ل ا َ ة َ ا ل ْ ف َ ج ْ ر ِ ____________________________________________________________________________________________________________ خ َ ر َ ج َ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ م ِ ن َ ا ل ْ ج َ ا م ِ ع َ ة ِ ____________________________________________________________________________________________________________ ح َ ف ِ ظ َ ت ْ س َ ل ْ م َ ى س ُ و ر َ ة َ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ا ن ____________________________________________________________________________________________________________ 3) Переведите предложения на арабский язык и найдите в них прямое дополнение (ا ل ْ م َ ف ْ ع ُ و ل ُ ب ِ ه ِ): Я видел мечеть ____________________________________________________________________________________________________________ Зейнаб выучила суру ____________________________________________________________________________________________________________ Студент читал книгу ____________________________________________________________________________________________________________ Учитель написал урок ____________________________________________________________________________________________________________ Ученик вошёл в мечеть ____________________________________________________________________________________________________________ 4) Выучите арабскую пословицу: م َ ن ْ خ َ ا ف َ ذ ِ ئ ْ ب ً ا أ َ ع َ د ّ َ ل َ ه ُ ك َ ل ْ ب ً ا «Кто боится волка, тот готовит против него собаку»
§ 7. «Идафа» ا َ ل ْ إ ِ ض َ ـ ا ف َ ـ ة ُ
Термин «идафа», который означает буквально «присоединение», можно перевести на русский язык как «несогласованное определение». Иногда этот термин переводят как «изафетное сочетание» или обозначают латинским названием “status constructus”. «Идафа» – это сочетание двух слов, второе из которых всегда стоит в родительном падеже и является владельцем (или как бы владельцем) того, на что указывает первое слово. Например:
ق َ ل َ م ُ ت ِ ل ْ م ِ ي ذ ٍ Карандаш ученика د َ ف ْ ت َ ر ُ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ Тетрадь Мухаммада ك ِ ت َ ا ب ُ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ِ Книга студента ب َ ا ب ُ ا ل ْ م َ د ْ ر َ س َ ة ِ Дверь школы ح َ ا ئ ِ ط ُ ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ Стена дома
Второй член идафы (ا َ ل ْ م ُ ض َ ا ف ُ إ ِ ل َ ي ْ ه ِ) может стоять как в определённом, так и в неопределённом состоянии:
د َ ف ْ ت َ ر ُ ط َ ا ل ِ ب ٍ Тетрадь (какого-то) студента د َ ف ْ ت َ ر ُ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ِ Тетрадь (известного) студента
Первый член идафы (ا َ ل ْ م ُ ض َ ا ف ُ) не принимает ни определённого артикля ا َ ل ْ, ни танвина, то есть стоит в так называемом сопряжённом состоянии. В зависимости от местоположения в предложении он может стоять и в именительном, и в родительном, и в винительном падеже: ك ِ ت َ ا ب ُ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ِ م ُ م ْ ت ِ ع ٌ Книга студента интересная ق َ ر َ أ ْ ت ُ م ِ ن ْ ك ِ ت َ ا ب ِ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ِ Я прочитал из книги студента ر َ أ َ ي ْ ت ُ ك ِ ت َ ا ب َ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ِ Я видел книгу студента Вторым членом идафы может быть и слитное местоимение. Например:
ب َ ي ْ ت ُ ه ُ его дом (ب َ ي ْ ت ُ - первый член идафы, ه ُ - второй член идафы) ب َ ي ْ ت ُ ه ُ م ا их (м.р. и ж. р., дв.ч.) дом (ب َ ي ْ ت ُ - первый член идафы, ه ُ م ا - второй член идафы) ب َ ي ْ ت ُ ه ُ م ْ их (м.р., мн.ч.) дом (ب َ ي ْ ت ُ - первый член идафы, ه ُ م ْ - второй член идафы) ب َ ي ْ ت ُ ه َ ا её дом (ب َ ي ْ ت ُ - первый член идафы, ه َ ا - второй член идафы) ب َ ي ْ ت ُ ه ُ ن ّ َ их (ж.р., мн.ч.) дом (ب َ ي ْ ت ُ - первый член идафы, ه ُ ن ّ َ - второй член идафы) ب َ ي ْ ت ُ ك َ твой (м.р.)дом (ب َ ي ْ ت ُ - первый член идафы, ك َ - второй член идафы) ب َ ي ْ ت ُ ك ُ م َ ا ваш (м.р. и ж. р., дв.ч.) дом (ب َ ي ْ ت ُ - первый член идафы, ك ُ م َ ا - второй член идафы) ب َ ي ْ ت ُ ك ُ م ْ ваш (м.р., мн.ч.) дом (ب َ ي ْ ت ُ - первый член идафы, ك ُ م ْ - второй член идафы) ب َ ي ْ ت ُ ك ِ твой (ж.р.) дом (ب َ ي ْ ت ُ - первый член идафы, ك ِ - второй член идафы) ب َ ي ْ ت ُ ك ُ ن ّ َ ваш (ж.р., мн. ч) дом (ب َ ي ْ ت ُ - первый член идафы, ك ُ ن ّ َ - второй член идафы) ب َ ي ْ ت ِ ي мой (м.р. и ж. р.) дом (ب َ ي ْ ت ُ - первый член идафы, ي - второй член идафы) ب َ ي ْ ت ُ ن َ ا наш (м.р. и ж. р.) дом (ب َ ي ْ ت ُ - первый член идафы, ن َ ا - второй член идафы)
Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие изафетные сочетания: ب َ ا ب ُ ا ل ْ ب َ ي ْ ت ِ ___________________________________________ ك ِ ت َ ا ب ُ م ُ ح َ م ّ َ د ٍ ___________________________________________ د َ ف ْ ت َ ر ُ ط َ ا ل ِ ب ٍ ___________________________________________ ن َ ا ف ِ ذ َ ة ُ م َ س ْ ج ِ د ٍ ___________________________________________ م ُ د ِ ي ر ُ ا ل ش ّ َ ر ِ ك َ ة ِ ___________________________________________
2) Образуйте идафу из данных слов. Например: ز َ ي ْ د ٌ ك َ ل ْ ب ُ ز َ ي ْ د ٍ ك َ ل ْ ب ٌ / ر َ س ُ و ل ٌ / ا ل ل ه ُ ____________________________ ق َ ل َ م ٌ / ا ل ْ م ُ د ِ ي ر ُ ____________________________ س َ ي ْ ف ٌ / خ َ ا ل ِ د ٌ ____________________________ ن ُ و ر ٌ / ا ل إ ي م َ ا ن ُ ____________________________ ب َ ي ْ ت ٌ / ر َ ج ُ ل ٌ ____________________________ 3) Переведите следующие предложения и выделите изафетные сочетания: ب َ ي ْ ت ُ ز َ ي ْ د ٍ ج َ م ِ ي ل ٌ و َ ك َ ب ِ ي ر ٌ ___________________________________________________________________________________________________________________________ خ َ ر َ ج َ ا ل ت ّ ِ ل ْ م ِ ي ذ ُ م ِ ن ْ غ ُ ر ْ ف َ ة ِ ا ل ْ م ُ د ِ ي ر ِ ___________________________________________________________________________________________________________________________ د َ خ َ ل َ و َ ق ْ ت ُ ا ل ص ّ َ ل ا ة ِ ___________________________________________________________________________________________________________________________ ق َ ر َ أ َ ا ل ط ّ َ ا ل ِ ب ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ف ِ ي م َ ك ْ ت َ ب َ ة ِ ا ل ْ ج َ ا م ِ ع َ ة ِ ___________________________________________________________________________________________________________________________ م ُ ح َ م ّ َ د ٌ ﴿ ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م ُ ﴾ ر َ س ُ و ل ُ ا ل ل ه ِ ___________________________________________________________________________________________________________________________ ب َ ي ْ ت ُ ك َ ق َ ر ِ ي ب ٌ م ِ ن َ ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ ___________________________________________________________________________________________________________________________ خ َ ر َ ج َ م َ ح ْ م ُ و د ٌ م ِ ن ْ ب ي ْ ت ِ ه ِ ___________________________________________________________________________________________________________________________ خ ُ ذ ْ ق َ ل َ م َ ك َ ___________________________________________________________________________________________________________________________ ك َ ت َ ب ْ ت ُ ر ِ س َ ا ل َ ة ً ب ِ ق َ ل َ م ِ ك َ ___________________________________________________________________________________________________________________________
|