Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бесчело­вечности, жестокости. Ю. Яковлев «Он убил мою собаку».






Герой рассказа подобрал бро­шенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать соба­ку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал довер­чивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.

 

Подлости, бесчестия. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Швабрин Алексей Иванович —дворянин, но он бесчестен: по­сватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гри­невым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представ­лений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

 

Вседозво­ленности. А.С. Пушкин «Сказка о ры­баке и рыбке». Как только жадная Старуха до­билась от рыбки власти столбо­вой дворянки, а затем и царицы, она в муже стала видеть холопа, которого можно безнаказанно бить, заставлять делать самую черную работу, выставлять на всеобщее посмешище.

Чинопочи­тания. А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Рассказ Чехова «Толстый и тонкий», повествует нам о встречедвух старых приятелей, бывших соучеников, толстого и тонкого.Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют себя как люди:

«Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Но стоило им обменяться «анкетными данными», как тут же между ними возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается встречей двух неравных чинов. Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Ни­колаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

.

Чиновничество. Евгений Шварц «Дракон». В произведениях классиков, мы, как нельзя лучше, можем проследить историю русского чиновничества. Хотя эта история отличается от других своей однообразностью, так как все чиновники во все времена работали только на себя,

делая при этом видимость заботы о народе. В «Драконе» Евгения Шварца народ предстает перед нами покорными, послушными слугами своего повелителя. Дракон – типичный чиновник, тиран и деспот. Он собирает дань со своих подданных, ему приносят жертвы, он делает видимость заботы о народе. Люди, воспитанные на правилах и принципах подчинения своему повелителю и «защитнику», как роботы беспрекословно выполняют приказы, вплоть до того, что отказываются верить в то, что видели собственными глазами.

 

_______________
___________________


 


А.С. Грибое­дов «Горе от ума».Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии, уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, кото­рый Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями

 

Хамства. А.П. Чехов «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на прямо противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо — значительное или нет — оказывается в ней задето.

 

М.А. Булгаков " Собачье сердце". Главный герой повести М.А. Булгакова " Собачье сердце", профессор Преображенский - потомственный интеллигент ивыдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку вчеловека. Так на свет появляется Шариков с сердцембродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями иярко выраженной страстью к алкоголю. В результатепроведенной операции привязчивый, хотя и хитроватыйШарик превращается в хамоватого люмпена, способного напредательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он

нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.

 

Личность в истории. А.С. Пушкин " Медный всадник».

А.С. Пушкин писал в " Медном всаднике"

...Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно...

Эти строки были написаны про Петра первого. Он – человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Пётр развернул масштабные реформы российского государства, изменил общественный уклад: обрезал боярам рукава и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив страну с моря. Вот он, тот человек, та личность, которая совершила в своей жизни много великого и героического, творила историю.

 

Ж.П, « Свято место пусто не бывает!» - эта поговорка с обидной легкомысленностью выражает мысль о том, что незаменимых людей нет. Однако история человечества доказывает, что очень многое зависит не только от обстоятельств, но и от личных качеств человека, от его веры в свою правоту, от его приверженности своим принципам. Имя английского просветителя Р. Оуэна известно всем. Взяв в управление фабрику, он создал благоприятные условия для жизни рабочих. Построил удобные домики, нанял мусорщиков для уборки территории, открыл библиотеки, читальни, воскресную школу, ясли, сократил рабочий день с 14 до 10 часов. За несколько лет жители городка буквально переродились: они овладели грамотой, исчезло пьянство, прекратилась вражда. Казалось бы, сбылась многовековая мечта людей об идеальном обществе. У Оуэна появилось много продолжателей. Но, лишенные его пламенной веры, они не смогли успешно повторить опыт великого преобразователя.

 

 

Л.Н. Толстой «Война и мир». Л.Н. Толстой отрицал возможность активного воздействия

отдельной личности на историю, считая, что историю делают массы и её законы не могут зависеть от желания отдельного лица. Он рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из «бесчисленного количества людских произволов», то есть усилий каждого человека. Бесполезно противиться естественному ходу событий, напрасно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Эта позиция писателя нашла отражение в романе «Война и мир». На примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона, Толстой доказывает, что именно народ – творец истории. Миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы бессознательно движут общество вперед, создают великое и героическое, творят историю.

 

 


 

 


Пьянства. Л.Н. Толстой говорил: «Сказать, что вино вкусно — нельзя, потому что каждый знает, что вино и пиво, если они не подслащены, кажут­ся неприятными для тех, кто их пьет первый раз. К вину при­учаются, как и другому яду — табаку, — понемногу, и нравится вино только после того, как че­ловек привыкнет к тому опьяне­нию, которое оно производит. Сказать, что вино полезно для здоровья — тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора, занимаясь этим делом, признали что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден».

 

Вандализма. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Автор рассказывает, какое него­дование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугун­ный памятник на могиле Багра­тиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить ос­татки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бой­цы старались сохранить, не раз­рушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника куль­туры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

 

Патриотиз­ма. К.Ф. Рылеев «Иван Суса­нин».Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в не­проходимую лесную глушь. По­нимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он рус­ский человек, среди которых нет предателей, и готов с радо­стью умереть за царя и родину.

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение - наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму. Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.

Б. Екимов «Переезд». Повествователь рассуждает о том, что только на родной земле человек может быть счастлив: «Да, никакой тьме не скрыть от глаз человека ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; под­ставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвердых еще ножонках; ле­чила его мальчишеские ссади­ны — без всяких лекарей, травой своей...; кормила во всякие го­ды..., поила чистой водой и под­няла на ноги. Никакая тьма, кро­ме смертельной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовется его родиной».

Ж, П, Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

Самовос­питания. Я. Голованов «Этюды об ученых». Знаменитый русский мореплава­тель Василий Головин рано ос­тался сиротой, рано осознал от­ветственность за свое будущее. Он много работал над собой и поэто­му впоследствии стал примером для всех русских мореплавателей. Полярный исследователь Руал Амундсен с детства готовил себя к суровым путешествиям: зимой спал с открытым настежь окном, пробегал на лыжах по 50 кило­метров в день, работал матросом на зверобойной шхуне... Ученый считал, что сила воли — главное в самовоспитании.

 

Интернационализма. А. Приставкин «Ночева­ла тучка зо­лотая». Дети — русский Колька и че­ченец Алхузур — стали на­стоящими братьями вопреки тому безумию, которое творили взрослые в стране, в частности на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели его бра­та Сашки, он полон сострада­ния. Только такая знакомая братская помощь помогла Коль­ке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чечен­це врага.

В детском приемнике были соб­раны дети разных национально­стей: татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Жили армяне, казахи, евреи, молдава­не и два болгарина. Для них не существовало понятия нацио­нальной неприязни: дети дру­жили, оберегали друг друга.- Воспитательница Регина Пет­ровна утверждала: «Плохих на­родов не бывает. Бывают лишь плохие люди».

Одиннадцатилетний Колька, несмотря на пережитый ужас, не озверел, а старался понять, почему чеченцы убили его бра­та. Он размышлял как истинный интернационалист: разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, никто никого не убивал, чтобы все люди жили дружно, одной семьей.

 

 

Значимость труда. А.С. Пушкины «Евгений Онегин». Жизненная драма героя одноименного романа в стихах, написанного величайшим русским поэтом А.С. Пушкиным,

Евгения Онегина, человека умного и незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви»

В одном из выпусков журнала «Вокруг света» был описан такой случай. Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жителей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, лишенные необходимости своим трудом добывать себе пищу,

стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода.


_____________________________________________________________________________


Любви и милосердия. М. Булгаков «Мастер и Маргарита».Маргарита способна на глубо­кую, преданную, самоотвер­женную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подоб­но тому, как Иешуа остаётся че­ловеком даже находясь во вла­сти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита, попав в чудовищ­ную компанию растлителей, ви­сельников, отравителей, мер­завцев всех времён и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она стара­ется понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое — своего Мастера, но не замкну­лась в своём горе: она видит го­ре другого человека и активно сочувствует ему.

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Летчик Алексей Маресьев, ге­рой повести, только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампу­тировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадри­лью, доказав всем, что он вла­стен над своей судьбой. Интелли­гентности. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечествен­ной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важней­ших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.

 

Гуманизма. Б. Екимов «Как расска­зать...». Сварщик Григорий однажды помог тете Варе, немощной ста­рушке, вскопать огород. Она пригласила его за стол, искрен­не благодарила. Григорий потом уехал в Москву, но каждую вес­ну приезжал на Дон, чтобы по­мочь тете Варе. Он никому об этом не рассказывал, просто чувствовал, как нужна ей по­мощь. Григория, сироту, так же согрели когда-то моряк Вася, сводивший в цирк и угостивший мороженым, контролер тетя Ка­тя, кормившая вкуснейшими пирожками с капустой... Чело­веку для счастья совсем не мно­го нужно — любовь и забота.

 

Талантли­вости, при­родной ода­ренности. / Труд приносящий радость окружающим. Н.С. Лесков «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)». Косой и плохо владеющий пра­вой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не раз­личимую глазом, он верен своему делу, даже находясь в гостях в Англии он не забывает о своем деле, изучает, как они делают, хранят оружие. Под его неприметной внешностью, скрывается талантливая личность. Он своим трудом делает людей счастливее.

Поиска сча­стья в жиз­ни. Б. Екимов «Мальчик на велосипеде». Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире ма­териальных интересов, а в самой жизни на родной зем­ле:

«Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и си­деть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Ра­ботать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»

 

Переоценки ценностей в тоталитар­ном государстве. В. Шаламов «Одиночный замер». Попадая в лагерь, человек как бы теряет все, что связывает его с нормальной человеческой сре­дой обитания, с прежним опы­том, который теперь неприме­ним. Герой рассказа Дугаев почти умирает от голода: «По­следнее время он плохо спал, го­лод не давал хорошо спать. Сны снились особенно мучитель­ные — буханки хлеба, дымящие­ся жирные супы». Опыт ГУЛАГА подтвердил, что так называемая переоценка ценно­стей — не сложное психологиче­ское явление, а неминуемая участь каждого зэка. На самом деле, человеку, чтобы не умереть физически, нужна пища и сон, а до смерти духовной никому нет дела. Заключённый понял, что ради еды он способен абсолютно на всё.


_____________________________________________________


Историческая память, сохранение и обогащение культуры. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечест­венной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современно­сти: ведь в ней истоки нравст­венности, без которой немыс­лим человек.

В. Солоухин «Чёрные доски». В произведении " Чёрные доски" В. Солоухин рассказывает о

вопиющем факте - разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о " сколачивании ящиков для картошки" из старинных икон. В Ставрово в одной из церквей " устроили столярную мастерскую, а в другой расположилась машинно-тракторная станция. И в ту и в другую церковь заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки сгорючим". Однако, как замечает автор, не может " коровник, паровоз, подъёмный кран и дорожный каток" заменить " Покров на Нерли, Московский Кремль", не может дом отдыха располагаться в здании монастыря Оптина пустынь, близ которого могилы старцев, родственников Толстого, Пушкина, да и просто могилы ЛЮДЕЙ! " Ведь они там, внизу. А память о них и плиты нужны ведь не им, а нам, живым".

Д.С. Лихачев «Русская культура». Академик Д.С. Лихачев в книге " Русская культура " и в других исследованиях определил культуру как духовную основу общенационального бытия, а сохранение культуры как залог " духовной безопасности" нации. Ученый неоднократно подчеркивал, что вне культуры настоящее и будущее народа и государства лишено смысла. Культура всегда живет в диалоге: чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами, тем богаче она становится, тем выше поднимается в своем историческом развитии. Лихачевым разработана " Декларация культуры" - документ, призванный на международном уровне защитить и поддержать культуру, созданную человечеством.

 

Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, принимаются за строительство нового дома. Ничего, кроме недоумения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой «дом».


 

_____________________________________________


Добра (любви) как воскрешающей силы. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и стара­ется ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил ве­личайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, " — он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого мо­мента начинается его перерож­дение.

Добра и зла. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Зло, по Булгакову, не в имею­щих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески сла­бы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неот­вратимости разоблачения и на­казания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако окончательное добро могут вне­сти в мир лишь любовь и мило­сердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и об­щественного устройства Булга­ков.

 

В. Тендряков «Суд». Охотник Тетерин, человек му­жественный. совершает нравст­венное предательство. Он унич­тожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальни­ком Дудыревым, а не фельдше­ром Митягиным. Суд оправды­вает Митягина, но убил человека Дудырев, и единствен­но, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не ска­зал правду и приговорил себя к мукам собственной совести.


_____________________________-


Недопус­тимости вмешатель­ства в есте­ственный ход вещей. М. Булгаков «Собачье сердце». Главный герой повести - про­фессор Преображенский - задумывает своеобразное сорев­нование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: соз­дать нового человека путем пе­ресадки собаке части человече­ского мозга. В результате сложнейшей операции появля­ется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой экспери­мент, должен видеть последст­вия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.

 

Бесчеловечности и бессмысленности войны. В. Быков «Одна ночь». Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено зем­лей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказа­лось много общего: мирные профессии, тоска по семье, не­нависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались на­ружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну.


_______________________________________



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал