Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ничто не дается даром.






Ведущие экологические идеи. Идея целостности природы в

Биосфере и взаимосвязи все ее компонентов.

2.1. Основные законы экологии (по Коммонеру):

• Все связано со всем.

• Все должно куда-то деваться.

• Природа знает лучше.

• Ничто не дается даром.

Все связано со всем.

На планете Земля совершает свой путь великое множество жизней. Все они взаимосвязаны, образуют единую общую систему, и значит, человечество едино с природой. И само человечество тоже едино. Не может быть хорошо ОДЕТ м людям, когда плохо другим.

Все должно куда-то деваться.

В природе нет такого понятия, как " мусор". Отходы живых организмов, останки одних служат пищей другим. В ре-результате " все возвращается на круги своя". Не надо думать, что если какая-то вещь стала ненужной и ее выбросили на помойку, то она как бы исчезла. Ничто не исчезает бесследно, оно лишь перемещается, меняя свою форму.

Природа знает лучше.

В течение нескольких миллиардов лет формировалась земная природа. Это огромный период времени. Примерно 10000 лет назад возникла человеческая цивилизация. Проходили века, и человек вообразил, что он по своему желанию может " улучшать природу", меняя ее. К сожалению, это не так. Он не учел того, что взаимосвязи живой природы невообразимо сложны.

А по тому и получилось, что вмешательство в природу приводит как правило, не к ее улучшению, а наоборот, к ухудшению. Нельзя допускать больших изменений природы, нужно обращаться с природой бережно, внимательно, осторожно.

Ничто не дается даром.

Любая природная система — это единое целое. Если начать что-то улучшать, то при этом что-то обязательно ухудшится. Выигрыш в одном связан с проигрышем в другом. Если человек берет что-то для своих нужд из природы, он должен как-то возместить, иначе возмещать придется нашим потомкам. Отсюда понятны слова японского эколога Талбата Ли " Мы не получили в наследство Землю от своих отцов. Мы ее одолжили у своих детей".

Выделяют следующие уровни организации жизни: ген-клетка — ткань — орган - организм — популяция — биоценоз биогеоценоз — биом — биосфера — ноосфера.

Современная экология изучает жизнь, интегрированную в биологические системы более высокого ранга, чем организм. Этим экология отличается от других областей биологии, которые она обогащает, но ни в коем случае не растворяется в них и не исчезает как самостоятельная наука.

Экология исследует три основных уровня организации живой материи: отдельные особи, популяции, сообщества (эко системы). Изучая особи, экология исследует, как влиянию на организмы абиотические и биотические факторы и наоборот. На уровне популяций изучаются свойства популяций (чис­ленность, плотность, возрастной и половой состав, пространственная структура, рождаемость, смертность), динамика регуляция численности популяции. Экология сообществ рассматривает состав и структуру сообществ, закономерности и функционирования, трансформацию вещества и энергии.

В конце XX века экология превратилась в одну из ведущих наук. Это обусловлено тем, что решение проблем, связанных с рациональным использованием природных ресурсов биосферы, возможно только с экологических позиций.

Экология как наука является теоретической основой охраны природы, но задачи экологии гораздо шире. Она изучает принципы и законы, определяющие типы объединения организмов, потоки вещества и энергии через трофические уровни, закономерности функционирования экосистем и биосферы в целом.

Велико разнообразие особенно, населяющих биосферу. Растителъный мир представлен около 500 тыс. видами, животный мир —около 1, 5 млн. видами.

Группировки разных видов (совокупность популяций), за имеющих определенный участок (луг. озеро, степь), образуют сообщество. Сообщество вместе с неживыми компонентами среды (спет, пола, климат и т.л.) составляет экосистему.

Экосистема, состоящая из продуцентов, консументов, редуцентов и включающая в себя обязательно почву, называется ценозомзом.

Зеленым растениям принадлежит особая космическая и земная роль. Климент Аркадьевич Тимирязев писал: " Когдато где-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплоднуую почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка... Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу...

В той или иной форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Этот луч Солнца согревает нас... быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу".

Растения освобождают воздух от углекислого газа, обогащая его кислородом, и являются продуцентами (автотрофами), т.к. только они способны образовать из неорганических веществ органические соединения, от которых зависит существование всех остальных форм жизни. Значительная часть энергии, запасенная в процессе фотосинте- ЗА необходима самому растению для поддержания жизненных процессов, построения собственного тела. Часть ее передается животным с растительным кормом. В результате все, чем питается человек, имеет растительное происхождение [42].

Мы привыкли представлять нефть, газ, торф, бурый и каменный уголь как нечто, связанное только с геологией, а между тем у них чисто растительное происхождение. Надо признать, что именно растения управляют нашими автомобилями, обогревают наши дома, участвуют в производстве промышленных товаров.

В 1696 г. во время Азовского похода донецкий уголь показали Петру I. Он бросил уголь в костер и наблюдал горение. После чего произнес фразу, ставшую исторической: " Сей ми-минерал если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет".

Однако и этим не ограничивается зависимость человека растений. История начала человеческой цивилизации — это история окультуривания растений. Каждый центр цивилизации базировался на своей собственной растительной культуре: Еги -пет и Месопотамия— на пшенице, Китай— на рисе, майя и ацтеки — на кукурузе, инки — на кукурузе и картофеле. Моне ты и гербы некоторых стран были с изображением пшеницы

Растения являются еще и окружающей средой человека источником эстетического наслаждения и психологического воздействия. Это источник технического и лекарственного сырья, стройматериалов. Многие растения стали объектами изучения бионики в целях использования особенностей их вредных примесей, черемуха, можжевельник, выделяют наиболенее количество фитонцидов, обеззараживающих воздух, убивающих возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дизентерии. Сосна, ель, дуб черешчатый, клен остролистный на расправу с микробами тратят 1, 5—3 шнуты. Фитонциды черемухи уничтожают клещей, грызунов.

Растения, как и животные, участвуют в поддержании баланса минеральных солей в почве. Они усваивают минеральные вещества и передают их животным. Например, хвощи и диатомовые водоросли накапливают кремнезем. Животные как и растения, после своей гибели возвращают почве минеральные вещества, что сохраняет ее плодородие. Например, комары и гнус - вреднейшие существа. Советский ученый Д. В. Панфилов установил, что их личинки проходят личиночную стадию в болотах и озерах, накапливая микроэлементы в своем теле: медь, цинк, марганец, бор, молибдена Летом комары улетают, осенью гибнут на суше. Так происходит миграция веществ в природе. Так растения получают щт животных через почву необходимые микроэлементы. Личинки и куколки являются кормом для рыб, рыбы получают мик­роэлементы [31].

животные - важнейший компонент в миграции химических элементов в природе. Они способны питаться только готовыми органическими веществами (гетеротрофы), которые им поставляют растения или другие животные. Животные, таким образом, зависят от растений. Однако и жизненный цикл растений часто невозможен без животных. Так, опылители насекомые, птицы, летучие мыши, лемуры) переносят пыльцу в момент пыления, поэтому и выделяют следующие типы перекрестного опыления: нтомофилия, орнитофилия, зоофилия. Соответствуют этим процессам собенности строения пыльцы (липкая, с выростами) строение самого ветка (яркий венчик, наличие не-ктара, запаха). Животные способствуют расселению растений на Земле. Зоохория — распространение плодов и семян животными. для чего растения имеют специальные приспособления в виде колючек, крючков, шипиков, клейких выделений. Орнитохория распространение плодов и семян птица-ми, поэтому растения имеют ясистый, яркий, сочный околоплодник, устойчивый к перевариванию тдокарпий. Инсектохория — насекомые расселяют растения, особенно богатые маслами (фиалка, чистотел, ежевика) [14]. Неоценимо значение животных в процессе почвообразования. За счет морских, преимущественно одноклеточных, животных образовались осадочные породы (мел, известняк), известняк Крымских гор — продукт прежней жизнедеятельности морских эрненожек. Лучевики, солнечники, чьи раковины состоят из кремнезема, образовали целые залежи этого материала, используемого для шлифовки металлов, приготовления наждачной бумаги. Специалисты считают, что за последние 200 млн. лет остается неизменным состав и количество солей в организмы погибают, останки их накапливаются на дне, со временем образуя горные породы.

Неоценим вклад животных в процессы биологической очистки морей и океанов, рек и озер. Двустворчатые моллюски способны фильтровать грязную воду, превращая ее чистую. Мидии могут встречаться у поверхности и на глуби: 15—20 метров в количестве 1000 экземпляров на 1 кв. м. Од; особь способна профильтровать в сутки 70 л воды, а од| беззубка — 30 л воды в сутки. Брюхоногие - рапаны и лит рины — ползают по камням, сваям и очищают заросшие поверхности. Моллюск кар диум (Каспийское море), имея 2 см в длину, фильтрует за сутки 15л воды. Он обволакивает нефть слизью и в такой " упаковке" выбрасывает на дно. Животные активно формируют целые ландшафты [31].

Велика ценность животных и в хозяйственной деятельно ти: они дают мясо и шерсть, яйца и молочные продукты, воск, прополис, шелк. Животные — источник сырья для промышленности.

В медицине они являются объектом научных исследований. Паук может' работать в лаборатории в качестве точного химичекого реактива, распознающего разные алкалоиды, т.к. после пр ема химических веществ они плетут совершенно иную сеть.

В Париже перед зданием Пастеровского института и в Токио возведены памятники лягушке как знак признательное за услуги в области медицины и науки об электричестве. В Ленинграде великий физиолог И. П. Павлов и его сотрудники воздвигли памятник собаке за сообразительность, терпение и п слушание при выполнении медицинских экспериментов, котрые начались более трехсот лет тому назад, со времен Вильяма Гарвея [ 161.

Экологические потребности животных и растений обусловлены факторами окружающей среды, которые делают возможным их жизнедеятельность. Выделяются абиотические и биотические природные факторы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал