Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ будущих целей конкурента
Выяснение будущих целей конкурента позволяет фирме уяснить ряд очень важных моментов его функционирования. В частности, можно определить то, насколько конкурент доволен текущим положением дел, насколько серьезно следует относиться к предпринимаемым им текущим действиям, в какой мере он собирается пойти на изменение своей стратегии, насколько он будет готов пойти на изменения в случае, если поменяется поведение его конкурентов, по каким направлениям он будет усиливать конкуренцию, а по каким ослаблять. Предлагаемый М. Портером подход к анализу будущих целей конкурента предполагает изучение следующих характеристик (Porter, р. 51—53): • финансовые цели; • отношение к риску; • ценности и нормы, существующие в организации; • структура организации; • системы контроля и стимулирования; • система бухгалтерского учета; • типы руководителей, в особенности высших руководителей; • сложившиеся представления о будущих направлениях развития фирмы; • состав совета директоров; • контрактные обязательства, которые могут лимитировать альтернативы поведения; • регуляционные ограничения со стороны государства. Если конкурентом выступает организация, являющаяся частью более крупного образования, то в этом случае важно также провести анализ б у д у щ и х ц е л е й г о л о в н о й о р г а н и з а ц и и. Изучение в данном случае ведется по следующим направлениям (Porter, р. 53—56): • текущие результаты деятельности головной фирмы (рост продаж, норма прибыли и т.п.); • общие цели головной организации; • степень важности изучаемой конкурентной организации для головной организации; • причины вхождения головной организации в данный конкретный бизнес (излишние мощности, необходимость вертикальной интеграции, желание использовать сети распределения и т.п.); • экономические связи между организациями, находящимися под управлением головной организации (степень вертикальной интеграции, проведение общих НИОКР и т.п.); • ценности и принципы высшего руководства; • общие стратегии, реализуемые головной организацией; • степень зависимости организации от функционирования других подразделений, находящихся под управлением головной организации (цели по объему продаж, нормативы по прибыльности, ограничения на используемый капитал); • планы диверсификации; • организационная структура головной организации с четкой фиксацией позиции и статуса каждой организационной единицы; • контроль и оплата работы дивизиональных руководителей; • тип обычно награждаемых руководителей (это поддерживает определенный тип стратегического поведения); • стратегия найма; • уязвимость для антимонопольного и других типов регулирования; § личное отношение высшего руководства к организации. Кроме этого, также важно проанализировать стратегию портфеля бизнесов (продукции) головной организации и посмотреть, в какой мере конкурирующая организация вписывается в эту стратегию (подробнее об анализе портфеля см. п. 2). Для этого необходимо ответить на следующие вопросы (Porter, р. 56—57): • по каким критериям головной организацией проведена классификация бизнесов; • какие бизнесы занесены в разряд «дойных коров»; • какие бизнесы, возможно, будут сокращаться и прекращаться; • каким бизнесам отводится роль стабилизаторов на случай возникновения отклонений в портфеле; • каким бизнесам отводится роль предохранителей главных бизнесов; • в какие бизнесы головная организация хотела бы вкладывать деньги и добиваться расширения их доли на рынке; • какие бизнесы дают самый большой вклад в рост продаж, поступление денег, прибыль и т.п. Проведя весь этот анализ, фирма сможет определить для себя, в какой мере она способна вести конкуренцию данным продуктом с данными конкретными конкурентами и попытаться найти лучшую позицию на рынке, которая облегчит ей конкурентную борьбу.
|