Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава седьмая.






Искусство передвижения войск

7.1. Искусство передвижения войск по опыту войн

Под передвижением войск понимается организованное перемещение каким-либо способом (маршем, железнодорожным, морским (речным), воздушным транспортом, комбинированным) из одного района в другой (на определенный рубеж). Опыт прошедших войн свидетельствует, что успешное передвижение войск всегда являлось одним из показателей боеспособности, мобильности войск, способствовало упреждению противника в действиях, осуществлении маневра. Та сторона, которая проявляла наибольшее искусство в их организации и осуществлении, как правило, одерживала успех. Вот некоторые из примеров по опыту войн. В июньском походе 1779 года в Италию русские войска под командованием А.В. Суворова за 12 суток покрыли расстояние 400 км со средним темпом передвижения 33-34 км в сутки. Для того времени это было пределом быстрой переброски войск на значительное расстояние[363], что во многом предрешило успех всей военной кампании. Русские войска внезапно обрушились на противника и добились его разгрома.

А вот другой пример из опыта машинных войн. В начале франко-прусской войны 1870-1871 г.г. Пруссия, используя железные дороги, сумела перебросить армию в 400 тыс. человек на 550 км за 11 дней с темпом 50 км в сутки. Это позволило пруссакам значительно опередить французскую армию в готовности главных сил к началу военных действий и нанести сильный удар в тот момент, когда та еще не успела завершить стратегическое развертывание. Это позволило прусской армии добиться крупного успеха уже в начале войны[364].

Во многом из-за ограниченных возможностей переброски войск на значительные расстояния Россия проиграла войну с Японией в 1904 – 1905 годах. К началу войны наше государство имело на Дальнем Востоке армию численностью около 100 тыс. человек. Войска были разбросаны на огромном пространстве Приморья, Приамурья и Забайкалья. Непосредственно в Маньчжурии размещалось 27 батальонов, 22 сотни кавалерии и 44 орудия[365]. Сосредоточение наличных сил к району предстоящих боевых действий осуществлять было сложно из-за ограниченного числа дорог и удаленности многих гарнизонов от единственной железной дороги на расстояния до 600 км. Выдвинуть войска из центральных районов России было еще более сложным делом. Пропускная способность одноколейной Транссибирской магистрали составляла в первые месяцы войны три пары поездов в сутки. Железнодорожные составы из европейской части России на Дальний Восток шли 6 недель. Поэтому доставка войск в Маньчжурию в первое полугодие войны не превышала 20 тыс. человек в месяц. Этим и объяснялось то обстоятельство, что Куропаткин, стремясь сохранить свои силы для генерального сражения, не ставил перед передовыми частями активных задач. Этим воспользовалось японское командование для более быстрого сосредоточения своих сил на театре военных действий.

Способность государств осуществлять массовые переброски армий на значительные расстояния напрямую влияли на быстроту их мобилизационного развертывания. Так, с началом первой мировой войны Германия и французская армия осуществили мобилизацию через пять суток, а их перевозку в район сосредоточения Германии – через 17 суток, Франции – через 19 суток. Что же касается России, то она завершила мобилизацию через 21 сутки, а перевозку войск – через два месяца. Это с самого начала войны поставило её в невыгодное положение по отношению к противникам. Аналогично и во время второй мировой войны немецко-фашистское командование на начальном этапе войны удалось захватить стратегическую инициативу и одержать успех во многом благодаря использованию мобильности сосредоточения сил на решающем направлении. Так, к началу нападения на Польшу в короткий срок было выдвинуто на ее границу 57 дивизий или 53 % из всех дивизий, имеющихся в Германии, а к началу войны в Западной Европе – 13 дивизий из 157, имевшихся к тому времени[366]. К примеру, в войне против Франции в 1940 году для нанесения первоначального удара, было сосредоточено 136 дивизий, что составляло более 90% всех сухопутных сил вермахта[367]. И здесь опять-таки важнейшую роль сыграла быстрота и скрытность передвижения войск.

В ещё больших масштабах Германия провела переброску войск при подготовке к нападению на Советский Союз. Для этого было сконцентрировано за короткий срок на границе с СССР 190 дивизий (более 83% сухопутных войск и 62% авиации)[368]. Марши совершались немцами как автомобильным транспортом, так и осуществлялись передвижения по железной дороге на расстояния 200 – 500 км. О масштабности перебросок войск Германией свидетельствует то обстоятельство, что, если в первый день войны командование вермахта ввело в действие в первом оперативном эшелоне на советско-германском фронте 117 дивизий, то спустя десять дней количество дивизий, действовавших в первой линии, увеличилось до 171. Всего же с обеих сторон в первые недели войны в сражение было вовлечено 400 дивизий, тысячи танков и самолетов, десятки тысяч орудий и миномётов и большое количество других видов боевой техники и вооружения.

Преобладающим видом передвижений воюющих армий были комбинированные: на большие расстояния войска передвигались по железной дороге, на менее короткие расстояния – автомобильным транспортом, внутриармейские передвижения осуществлялись пешим порядком.

Классическим примером скрытого передвижения войск на большое расстояние явилась перегруппировка советских войск из Европейской части страны на Дальневосточный театр военных действий накануне войны с Японией.

Весной 1945 года на Дальнем Востоке дислоцировалось до 40 дивизий. Для создания группировки сил и средств для последующего проведения Маньчжурской наступательной операции потребовалось перебросить на Дальний Восток и в Забайкалье на расстояние от 9 до 12 тыс. км по единственной Транссибирской железнодорожной магистрали огромное количество войск, боевой техники и материальных средств. Об этом свидетельствуют следующие цифры. В период сосредоточения войск на Дальнем Востоке по Транссибирской магистрали проследовало свыше 2, 5 тысяч эшелонов, из них 1666 – с войсками и свыше 1000 с боевой техникой и материальными средствами[369]. Помимо этого, производились межфронтовые перегруппировки войск до 1500 км по железной дороге, а на расстояния до 250 – 600 км – комбинированным маршем. Суточный переход в Забайкалье по раскалённой песчано-пустынной местности составлял 100 – 150 км для танковых и механизированных соединений и 40 – 50 км для стрелковых соединений. Это обеспечило успех Маньчжурской стратегической наступательной операции.

В локальных войнах и конфликтах 50х – 90х годов значительное место стали занимать переброски войск по воздуху и водным транспортом. Это обусловливалось тем, что большинство из них велись в удаленных регионах мира: в Юго-Восточной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Особенно крупные перевозки осуществлялись американским командованием накануне и в ходе войны в зоне Персидского залива (1990 – 1991 г.г.) по плану операции «Щит в пустыне». Эта операция уникальна по своей сложности и масштабности. Основная трудность её осуществления состояла в том, что крупнейшую группировку войск с их вооружением, колоссальные запасы материальных средств пришлось перебазировать по воздуху из США и Западной Европы. О размахе этой операции можно судить по тому факту, что в ней было задействовано 20% общей численности личного состава американских регулярных вооружённых сил.

Обращает на себя внимание интенсивность воздушных перевозок. Протяжённость маршрутов перелёта из США составляла 12 – 16 тыс. км, продолжительность полета 16 – 20 часов. Всего в ходе воздушных перевозок совершено 8368 самолето-рейсов. За пять с половиной месяцев переброшено 246 тыс. человек, 240 тыс. тонн грузов, 1000 самолетов. Среднесуточный темп перевозок при доставке личного состава и грузов составлял 85 рейсов, а с учетом гражданской авиации – 100 самолето-рейсов. К середине января 1991 года в районе сосредоточения были созданы материальные запасы на почти миллионную группировку из расчёта ведения боевых действий в течение 60 суток, а по отдельным видам – 120 суток.

Протяжённость морских маршрутов из США составляла 12 тыс. миль. Средняя продолжительность перехода морских транспортов достигала 21 – 27 суток. Всего с 8 августа 1990 года по 16 января 1991 года в район боевых действий было доставлено из США в Европу по воздуху и морским транспортом 320 тыс. человек, 2750 танков, 1900 орудий, пусковых установок РСЗО, минометов и 1120 боевых самолетов[370].

Как видно из краткого исторического экскурса, неотъемлемым элементом боевых действий в прошлых войнах являлись массовые передвижения войск. Без них не обходилась ни одна операция, ни один бой. Это означало, что наряду с управлением войсками непосредственно в бою, командиры и штабы должны в совершенстве овладеть искусством организации маршей, передвижений войск на большие и малые расстояния, в том числе организовывать и осуществлять перевозки железнодорожным, водным, воздушным транспортом, подготавливать подразделения к перевозке, руководить погрузкой боевой техники и имущества и их выгрузкой.

7.2. Искусство передвижения войск в современной операции и бою

В современных условиях при высокоманевренных, динамичных боевых действиях неизмеримо возрастает роль передвижений войск. Они являются органически неразрывным элементом каждой операции и боя. С передвижений, маршей начинается подготовка боевых действий и ими обычно заканчивается. В отличие от прошлого, передвижения приходится совершать теперь в более сложной обстановке, в условиях постоянной угрозы применения противником оружия массового поражения, воздействия его авиации, воздушных десантов, диверсионно-разведывательных групп, при возникновении массовых разрушений, зон заражения. Все это требует тщательной подготовки личного состава, техники и вооружения к маршу и перевозке, умелой их организации, всестороннего обеспечения, высокой маршевой выучки подразделений.

Наиболее часто общевойсковым командирам и штабам приходится руководить подготовкой и совершением марша. Марш представляет собой организованное передвижение по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж при сохранении их боевой готовности. Подразделения могут совершать марш на штатных боевых и транспортных машинах, а мотострелковые подразделения при необходимости – и пешим порядком (на лыжах) (рис.7.1.). Преимущество передвижения маршем состоит в том, что он обеспечивает постоянную организационную структуру подразделений, обеспечивает более благоприятные условия для сохранения их постоянной боевой готовности, при необходимости - быстрое развёртывание и вступление в бой, совершения маневра в целях обхода районов разрушений, пожаров и затоплений.

Марш может совершаться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл (рис.7.2.). Марш из тыла к фронту или от фронта обычно совершается при организации наступательного боя, наращивания усилий подразделений в ходе развития успеха, для замены подразделений, потерявших боеспособность или при переходе их к обороне. Вдоль фронта марш совершается в целях переноса усилий на новое направление. От фронта в тыл марш совершается при перегруппировках частей и подразделений в ходе боевых действий и при отходе.

 


Главным критерием определения способности подразделений к передвижениям являются их маршевые способности, – то есть, показатель того, с какой скоростью они могут совершать передвижения своим ходом из одного района в другой в готовности к выполнению поставленной боевой задачи. Главными факторами, влияющими на маршевые возможности войск, являются: боевые и эксплуатационные качества бронетанковой и автомобильной техники, находящейся на вооружении подразделений; степень воздействия противника; уровень подготовки механиков-водителей и водителей; состав колонн; состояние маршрутов движения; погода, время года и суток, а также организация всестороннего обеспечения марша.

Средняя скорость движения – отправной показатель для производства расчётов на марш. Нормативы здесь следующие. Средняя скорость движения смешанных и танковых колонн обычно составляет 25-30 км/ч, автомобильных – 30-40 км/ч и более. Величина суточного перехода при средней скорости движения 25-30 км/ч может составлять 200-250 км. При расчете марша надо учитывать, что в ходе суточного перехода танки необходимо дозаправить топливом. На дозаправку батальона требуется 15-20 минут при заранее развернутом заправочном пункте.

Одним из важных условий организованного совершения марша является рациональное построение походного порядка для передвижения в колоннах. Походный порядок строится так, чтобы обеспечивалась высокая скорость движения, быстрое развертывание подразделений для вступления в бой, сбережение сил личного состава и сохранение машин, устойчивое управление.

В целях обеспечения высокой организованности совершения марша для подразделений назначаются исходный пункт и пункты регулирования, и определяется время их прохождения (рис.7.3.). При совершении марша по нескольким маршрутам назначается исходный рубеж и рубежи регулирования.

Исходный рубеж (пункт) назначается для своевременного начала марша, обеспечения возможности каждому подразделению занять своё место

 
 

 

 


в походном порядке, не допустить задержки и смешивания подразделений. Время прохождения исходного рубежа (пункта) головой колонны главных сил считается началом марша. Формирование колонн, их вытягивание к исходному рубежу (пункту) проводится с таким расчетом, чтобы пройти его в установленное время.

Исходный пункт назначается на удалении, обеспечивающем вытягивание колонны и набор заданной скорости движения. В зависимости от глубины колонны и условий местности он может быть назначен на удалении 5-10 км от передней границы района расположения подразделения. Дистанции между машинами назначаются в зависимости от скорости движения, условий местности. Обычно они составляют 25-50 м.

Рубежи (пункт) регулирования назначаются для обеспечения планомерного и организованного совершения марша, с тем, чтобы регулировать скорость движения колонны и таким образом добиться своевременного прибытия подразделений в район назначения. Рубежи регулирования обычно назначаются через 3-4 часа движения.

Для отдыха личного состава, проверки состояния вооружения и техники и их технического обслуживания в ходе марша назначаются привалы продолжительностью до одного часа и один привал продолжительностью 2 часа во второй половине суточного перехода. В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ночной) отдых.

Район привалов, дневного (ночного) отдыха, а также суточного отдыха определяются старшим командиром. Они выбираются с таким расчетом, чтобы находиться в районе прикрытия средств ПВО старшего начальника. Местность должна обеспечить рассредоточенное расположение подразделений, маскировку их от воздушного и наземного противника, защиту от оружия массового поражения.

На привалах построение колонны батальона не нарушается. Все подразделения останавливаются одновременно, дистанции между ними сохраняются. Боевые и транспортные машины останавливаются у правой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой. Проверяется техническое состояние боевых и транспортных машин, устраняются выявленные недостатки. В районах привала и отдыха организуется непосредственное охранение в каждом подразделении.

Походный порядок включает, как правило, следующие элементы: походное охранение, колонну главных сил и замыкание. Батальон совершает марш одной колонной. При совершении марша в предвидении вступления в бой от полка (бригады) высылается передовой отряд в составе усиленного батальона. Его задача – упредить противника в захвате выгодного рубежа и удержать его до подхода главных сил. Походный порядок батальона, назначенного в передовой отряд, строится с расчетом быстрого развертывания в боевой порядок и вступления в бой. Он состоит из колонны главных сил и походного охранения. Танковые подразделения, приданные мотострелковому батальону, как правило, следуют в голове, а мотострелковые подразделения, приданные танковому батальону, обычно распределяются между танковыми ротами и следуют в их походных порядках за танками или назначаются в походное охранение. Артиллерийское подразделение следует за боевыми подразделениями батальона. Противотанковый взвод батальона следует за головной походной заставой или за головной ротой главных сил батальона в готовности к отражению атак танков противника. Гранатометный взвод батальона следует обычно за головной ротой главных сил батальона. Зенитные подразделения, приданные батальону, во всех случаях следуют ближе к голове колонны главных сил. Все зенитные средства находятся в готовности к немедленному отражению ударов воздушного противника.

Инженерно-саперное подразделение следует в колонне главных сил и колонне передового отряда (авангарда) для обеспечения их развертывания и вступления в бой с марша.

Приданое подразделение РХБЗ следует в колонне главных сил, как правило, за головным подразделением в готовности к выполнению возложенных на него задач.

Размещение батальонного тыла в походном порядке показано на рис.7.4., а организация заправки батальона показана на рис.7.5.

 

 

 

 


В современных условиях достаточно широкое применение при передвижениях войск своим ходом занимает перевозка техники на тяжелых автопоездах (рис.7.6.). Это обеспечивает сохранение запаса хода тяжелых гусеничных машин. Для этого используются большегрузные автоприцепы (трейлеры). Их применение позволяет обеспечить более высокую боеготовность танковых подразделений.

При перевозке танков на тяжелых автопоездах средняя скорость может достигать на шоссе 20-30 км/ч, а по грунтовым дорогам 10-15 км/ч.

При планировании перевозок танков на большие расстояния на большегрузных прицепах следует учитывать следующие габариты и вес: общая масса автопоезда с погруженным средним танком составляет около 76 т; габаритные размеры автопоезда таковы: длина 21, 3 м, ширина 3, 38 м, высота 2, 92 м, время погрузки и крепления одного танка на платформе трейлера составляет 7-10 мин.

Танковое подразделение, перевозимое на тяжелых автопоездах, как правило, составляет самостоятельную колонну. Дистанция между машинами устанавливается в пределах 50-100 м.

Самым распространенным видом перевозок на большие расстояния являются перевозки железнодорожным транспортом (рис.7.7.). Недостатком таких перевозок является то, что нарушается постоянная боевая готовность подразделения на всех этапах передвижения. Для перевозки мотострелкового (танкового) батальона обычно выделяется один эшелон.

Подразделениям при перевозке назначается район ожидания перед погрузкой, а также район погрузки и выгрузки. Если батальон до перевозки располагается на удалении 20-30 км от района погрузки, то район ожидания обычно не назначается.

Непосредственно перед погрузкой батальон и другие подразделения, следующие одним эшелоном, выходят в район ожидания, который назначается на удалении 3-5 км от места погрузки. Подразделения в районе располагаются, рассредоточено и тщательно маскируются. Для личного состава и боевой техники подготавливаются укрытия. Для погрузки и выгрузки батальону

 
 

 

 

 

 


назначается одна станция погрузки (выгрузки) и несколько запасных.

В районах ожидания завершается подготовка подразделений к посадке и погрузке. Боевая техника подготавливается к перевозке и последующему боевому применению. Производится технический осмотр и необходимый ремонт вооружения, боевых и транспортных машин. Вся неисправная техника вводится в строй до выдвижения на погрузку, полностью заправляются горючим топливные баки машин. Запасы материальных средств доводятся до войсковых норм. Командир и штаб уточняют расчеты на перевозку. Исходными данными для расчетов на перевозку являются: боевой и численный состав перевозимых подразделений, масса техники и грузов; нормы размещения людей, техники, вооружения и грузов на подвижном составе, допустимая длина и масса поезда с воинским эшелоном.

Расчеты на эшелон составляются в определенной последовательности. Прежде всего, уточняются данные о том, что подлежит перевозке: численность личного состава; количество боевых, специальных и транспортных машин (по маркам), вооружение (по видам и калибрам) и другой техники; масса и объем имущества и перевозимых грузов. Затем на основе существующих норм размещения личного состава, загрузки боевой и другой техники, имущества и грузов на железнодорожный подвижной состав определяется потребность вагонов (людских, платформ, крытых) для подразделения в целом. Личный состав перевозится в четырехосных крытых вагонах. Норма погрузки в вагон зависит от длительности перевозки.

Длина поезда рассчитывается в условных вагонах. За условный вагон принят двухосный 20-ти тонный крытый вагон длиной 8 м.

С получением приказа на перевозку командир батальона (начальник воинского эшелона) совместно с военным комендантом железнодорожного участка и станции уточняет расчет на перевозку личного состава, вооружения и техники, имущества подразделений по вагонам, платформам; составляет план погрузки воинского эшелона; устанавливает очередность погрузки (посадки) подразделений, время ее начала и окончания; определяет порядок выдвижения подразделений к месту погрузки (посадки); проводит рекогносцировку района ожидания, станции, маршрутов выдвижения к ним и местам погрузки (посадки) и ставит задачи подразделениям.

После отдачи приказа на перевозку командир батальона (начальник воинского эшелона) дает указания о порядке подготовки подвижного состава для погрузки эшелона, о способах размещения и крепления вооружения и техники на подвижном составе, об организации охраны в эшелоне (уточняет состав суточного наряда, время и порядок его смены, места постов, обязанности часовых и порядка связи с ними), о требованиях безопасности при погрузке и в ходе перевозки, о порядке действий по сигналам оповещения и управления, а также дает указания по организации боевого, технического и тылового обеспечения, защиты от зажигательного оружия, противопожарной охраны.

Начальник эшелона не позже, чем за сутки прибывает к военному коменданту железнодорожного участка (станции), где получает инструктаж, согласовывает все вопросы предстоящей погрузки и совместно с военным комендантом составляет план погрузки эшелона. Основу этого плана составляет схема состава поезда, на которой военный комендант показывает расположение вагонов, а начальник эшелона распределяет боевую технику и личный состав по подвижному составу. В плане погрузки указывается: место и сроки погрузки, порядок обеспечения материальными средствами для крепления техники, количество и состав погрузочно-выгрузочных команд и суточный наряд на первые сутки пути.

До начала выдвижения на погрузку (посадку) командир батальона проверяет знание личным составом требований безопасности, правил погрузки (посадки), размещения и крепления в вагонах и на платформах вооружения и техники; правил выгрузки (высадки) и поведения личного состава во время перевозки; готовность вооружения и техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств к перевозке, а также построение колонны батальона в соответствии с планом погрузки.

Перед погрузкой командир батальона (начальник воинского эшелона) с должностными лицами эшелона прибывает на станцию погрузки, где проверяет наличие подвижного состава, съемного воинского оборудования и подготовку подвижного состава к погрузке эшелона, при необходимости вносит дополнения (поправки) в план погрузки (посадки) и в расчет на перевозку и дает команду на выдвижение подразделений к месту погрузки (посадки).

Выдвижение из района ожидания осуществляется в порядке и сроки, установленные командиром полка. Погрузка вооружения и техники, посадка личного состава производятся в строго указанное время, скрытно, с соблюдением требований безопасности. Важно не допустить поломок вооружения, техники и транспортных средств при погрузке.

Перевозка подразделений по железной дороге может происходить в течение нескольких суток. За такой промежуток противник может обнаружить перевозку и принять меры по ее нарушению. Поэтому подразделения должны быть постоянно готовы к внезапной выгрузке и продолжению передвижения маршем или вступлению в бой.

В пути следования командир батальона (начальник воинского эшелона) со штабом размещается, как правило, в середине эшелона, имея телефонную связь с начальником караула, наблюдательными постами, а также с машинистом тепловоза (электровоза). Штаб батальона развертывает радиостанцию, работающую в общей сети оповещения. Начальнику эшелона сообщаются рубежи, по достижении которых необходимо переходить из одной сети оповещения в другую, частота радиоволн и другие необходимые данные.

Встреча воинского эшелона возлагается на офицеров штаба, проводивших рекогносцировку района выгрузки и сбора. По прибытии эшелона на станцию выгрузки военный комендант или офицер штаба информирует начальника воинского эшелона об обстановке, указывает условия, места и сроки выгрузки. Удаление района сбора от места выгрузки составляет обычно 3-5 км. Кроме основного района назначается запасный район сбора на тот случай, если по условиям обстановки выход подразделений в основной район окажется невозможным. В районе сбора подразделения получают боевую задачу, готовятся к ее выполнению.

Все более распространенным в современных условиях становится перевозка воздушным транспортом (рис.7.8.). Здесь имеется немало особенностей, которые должны знать командиры и личный состав. Для перевозки подразделений используются самолеты военно-транспортной авиации, пассажирские и грузовые самолеты, вертолеты. При перевозке назначаются аэродромы или площадки погрузки и выгрузки. В штабе части должны иметься расчеты на перевозку воздушным транспортом в полном и облегченном составах. В расчетах определяются потребное количество самолето-рейсов для перевозок каждого подразделения.

Исходными данными для расчета являются: боевой и численный состав подразделений; количество грузов (в расчетных единицах); габариты (длина, ширина, высота) и масса техники, вооружения и грузов в таре; тактико-техническая характеристика самолетов (вертолетов); варианты и нормы загрузки.

Расчеты составляются в виде таблицы, в которой указываются: наименования перевозимых подразделений; количество личного состава, вооружения (по видам), бронетанковой техники и тягачей (по видам); автомобилей (по маркам), кухонь; грузы в тоннах (по видам); общая масса подразделений, потребность в воздушном транспорте.

С получением приказа на перевозку штаб части совместно с представителем военно-транспортной авиации или отряда гражданской авиации и органов военных сообщений на воздушном транспорте определяют порядок перевозки подразделений, производят расчет на их перевозку, распределяют между подразделениями основные и запасные аэродромы (площадки) погрузки (выгрузки), согласовывают сроки погрузки (выгрузки). При составлении расчета должно учитываться, чтобы одним самолето-рейсом (вертолетом) перевозилось штатное подразделение со своей боевой техникой.

Если предстоит перевозка несколькими рейсами, то в состав первого эшелона включаются основные силы подразделения со средствами усиления и командный пункт с таким расчетом, чтобы они могли организованно вступить в бой после совершения первого рейса. Подразделения, перевозимые вторым эшелоном, используются для наращивания усилий.

 
 

 

 


Одновременно с уточнением расчетов на перевозку командир проводит рекогносцировку в целях изучения аэродромов и условий погрузки подразделений, уточнения исходного района, районов ожидания и путей подхода к ним.

Для погрузки и выгрузки части, как правило, назначается несколько основных и запасных аэродромов. Перед погрузкой подразделение, следующее одним рейсом, выходит в район ожидания. С занятием района ожидания штаб батальона организует связь со штабом авиационного подразделения, осуществляющего перевозку, а также с военными комендантами аэродромов. Командно-наблюдательный пункт батальона, как правило, располагается рядом с пунктом управления авиационной части, осуществляющей перевозку, и оттуда организует выход подразделений.

По установленному сигналу подразделения выдвигаются из исходных районов в район ожидания и на аэродромы погрузки. Погрузка осуществляется по указанию авиационных командиров.

Командир батальона следует на одном самолете (вертолете) с командиром части (отряда) военно-транспортной (гражданской) авиации. Командиры подразделений, как правило, следуют в самолетах командиров эскадрилий. Один из заместителей командира батальона с небольшой группой офицеров остается для обеспечения погрузки остальных подразделений, и вылетают последним рейсом. Связь со старшим командиром, с подразделениями, находящимися в воздухе, а также в исходном районе, осуществляется через командный пункт авиационной части.

В районе выгрузки командир батальона, прежде всего, устанавливает связь со своим старшим командиром или с командиров, в чье распоряжение он поступает. После выгрузки подразделения быстро приводятся в боевую готовность для выполнения боевых задач.

Сложным делом является перевозка войск водным (морским или речным) транспортом (рис.7.9.). Для ее осуществления выделяется необходимое количество десантных кораблей, транспортных и других средств, определяются пункты и сроки их сосредоточения, пункты погрузки и выгрузки, время

 

 


и порядок перехода морем (озером, по реке), состав сил прикрытия и конвоя. Для перевозки могут использоваться как самоходные, так и несамоходные суда, технически исправные, имеющие грузовые помещения и палубы, пригодные для размещения личного состава и боевой техники, обеспечивающие безопасность перевозки. Перевозимые подразделения формируются в эшелоны. Каждый воинский эшелон перевозится, как правило, на одном судне. На крупнотоннажных судах могут перевозиться два эшелона и более.

После получения приказа на перевозку штаб с представителем органов военных сообщений уточняет расчет на перевозку. Он заключается в уточнении наименования судов, распределении подразделений по транспортам и в формировании эшелонов. Для обеспечения боевой готовности перевозимых подразделений погрузку их на транспорты и суда следует планировать в полном составе со средствами усиления и необходимыми запасами материальных средств, то есть с учетом их готовности к самостоятельному ведению боя после выгрузки. При уточнении расчетов учитываются: последовательность погрузки, наиболее рациональное использование грузоподъемности, грузовместимости и полезных площадей судов, возможность погрузки и выгрузки тяжелой техники судовыми грузоподъемными средствами.

Потребная полезная площадь для каждой единицы войсковой техники определяется исходя из ее габаритов и с учетом коэффициента на неудобство размещения. В среднем на морских судах требуется: на одного военнослужащего с оружием 1, 6 кв.м, на танк 32 кв.м, БМП (БТР) 16-30 кв.м, орудие 14-22 кв.м, автомобиль 16-33 кв.м, ракетную установку 20-24 кв.м. Коэффициент на неудобство колеблется в пределах от 0, 8 до 1, 5.

Начальник эшелона совместно с представителем органов военных сообщений составляет план погрузки воинского эшелона на судно. В нем указываются номер эшелона, название или номер судна, место, начало и конец погрузки, время отправления судна с эшелоном, способы погрузки и выделяемые средства механизации, количество и состав погрузочно-выгрузочных команд, суточный наряд на первые сутки пути. К плану погрузки воинского эшелона на судно прилагается грузовой план (план размещения эшелона на судне).

Выдвижение подразделений из района ожидания к местам погрузки осуществляется в соответствии с планом погрузки. Подразделения выдвигаются батальонными или ротными колоннами. Посадка личного состава и погрузка вооружения и материальных средств на суда производится в возможно короткие сроки с соблюдением мер маскировки. Начальник эшелона следит за соблюдением последовательности погрузки в соответствии с грузовым планом. Особенностью погрузки (выгрузки), размещения и крепления техники на судах является совместное участие в этих работах личного состава перевозимых подразделений, работников морского транспорта под общим руководством военных комендантов водных участков и портов. Ответственность за погрузку, размещение и крепление вооружения и техники, а также за посадку личного состава возлагается на начальника воинского эшелона. Управление на судах осуществляется с использованием проводных средств связи, личным общением, связными, а также световыми и звуковыми сигналами.

По прибытии подразделения в район назначения производится разгрузка судов в порядке, обратном их погрузке: в первую очередь разгружается палуба, во вторую – твиндеки, в третью – трюмы. Выгрузка эшелона осуществляется в такой последовательности: в первую очередь высаживается личный состав, во вторую – выгружается боевая техника подразделений для обороны места выгрузки, а затем вся остальная техника и грузы. По мере выгрузки подразделения выходят в район сбора, а затем установленным порядком выдвигаются в район сосредоточения.

В некоторых случаях возможно передвижение войск комбинированным способом: одна часть группировки войск совершает комбинированный марш, другая – водным транспортом, третья – железнодорожным и четвертая – воздушным транспортом (рис.7.10). Подобного рода комбинированное передвижение имело место, например, во время войны в Персидском заливе (1990 – 1991 г.г.). Это очень сложный способ передвижения.

В заключение следует подчеркнуть, что способность войск совершать

 

 
 

 


передвижение любым способом и на любое расстояние, является непременным условием сохранения их высокой боеспособности. Для этого еще в мирное время необходимо обучать личный состав правильно и быстро грузить боевые, специальные и транспортные машины и имущество в вагоны, на платформы, суда, самолеты, вертолеты, планеры и организованно выгружать их, изучать и практически отрабатывать на учениях вопросы погрузки и посадки, правила крепления, перевозки и выгрузки с транспортных средств вооружения, боевой и другой техники, материальных средств. Командиры, штабы, все офицеры должны в совершенстве владеть искусством организации и осуществления всех видов передвижений.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал