![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тайна рун 1 страница
ПОСВЯЩЕНИЕ
С огромным удовольствием прочитал я Ваше письмо! То, что стало предметом Ваших исследований, то, что удалось Вам вывести на свет — крайне интересно, — сколь бы упорно ни утверждала «официальная наука», что все это не имеет никакого значения. Как говорит д-р Альфред Руссел-Валанс, наука всегда выступает против открытия новой Истины, и каждый раз ошибается! — Настоящий ученый подтвердит, что это так!
Brunn: 4 November 1902 Friedrich Wannieck MP
Уважаемому герру Фридриху Баннику! Многоуважаемый сэр, друг мой!
Многоуважаемый сэр и друг, ранее, в ноябре 1902 года, я уже писал Вам, что несколько месяцев не мог работать, так как глаза были в бинтах после операции, мне прооперировали катаракту на обоих глазах. Потому я не мог начать обдумывать свой труд, посвященный разгадке тайны рун. Но именно тогда открылись мне еще непознанные Законы Зарождения и Развития, принадлежащие народу ариев; я постиг их чувства, их мудрость, язык и письменность. Когда я известил об этом Вас известил, Вы были столь добры, что поздравили меня с моим открытием. Я осмелился привести в своей книге выдержку из этого Вашего письма, она вынесена в посвящение к моей книги, которая выходит как введение к целой серии работ, содержащих отчеты о моих дальнейших исследованиях и открытиях. Прежде всего прочего, я хотел бы поблагодарить Вас, уважаемый сэр и дорогой друг, за Ваш интерес к моим исследованиям, который поддерживал и поощрял меня, за Ваш интерес, который помог мне решиться всецело отдаться исследованию этих почти безграничных областей. Прошу Вас, позвольте мне посвятить первую мою работу в этой серии Вам, уважаемый сэр и дорогой друг, как одно из предвиденных Вами исследований, достигшее, наконец, зрелости и завершенности. С бесконечной признательностью. Ваш постоянный поклонник Гвидо фон Лист.
Слишком мало внимания уделялось до сих пор письменным знакам наших германских предков — рунам. Так происходит потому, что исследователи опираются на ложное и совершенно необоснованное предположение, будто германские народы не имели никакой собственной письменности, а их письменные знаки — руны — представляют собой лишь искаженный вариант латинского унциального алфавита. Это предположение до сих пор является превалирующим, несмотря даже на то, что Юлий Цезарь совершенно ясно и однозначно говорил о книгах «Helfetsen» (а не «Helvertier») и примененном в них письме, которое, как тогда полагали, было сопоставимо с письменностью греческой. Не пытаясь доказать здесь древность самих рун, которые находили на бронзовых предметах и осколках гончарных изделий, необходимо все же упомянуть, что Футарк[5] в древние времена состоял из шестнадцати[6] символов. Б Эдде, в «Перечислении рун Одином»[7], указывается, что он состоял из восемнадцати знаков. С помощью этих символов невозможно было что-либо записать, поскольку тевтоны[8] не знали ни «v» или «w» или «х», ни «z», ни «qu». Также не знали они ни «с», «d», ни «р». «V» передавалось с помощью «f»; «v» и «w» произошли от «u», «uu», «uo» или «оu»; «х» — от «ks» или «gs»; «z», возможно, и произносилось, но записывалось с помощью «s». «Qu» произошло от «kui» или «gui», " С» от «ts», «d» от «th». «P» произошло от «Ь», и позднее получило собственную руну, как и другие звуки, которые постепенно получали свои собственные, особые руны, так что спустя некоторое время общее число рун превысило тридцать. Если вы собираетесь проследить основы слов и их происхождение до корневых слов германского праязыка, а затем проследовать еще дальше к истокам — семенным и первичным словам древнего арийского языка, — то вам следует всегда записывать основы слов рунами — или, по меньшей мере, иметь это средство письменности перед глазами. Это поможет вам найти правильный корень, даже имя руны само по себе уже окажет вам существенную помощь. Каждая руна имела, подобно буквам греческого алфавита, собственное имя, которое, будучи словом однослоговым, являлось одновременно носителем как корневого слова, так и росткового и первичного слов. Исключениями из этого правила, да и то только кажущимся, оказываются руны Hagal, Gibor и Othil. Так как каждая руна имеет свое собственное имя и имена эти — однослоговые, вполне очевидно, что в далеком прошлом руны исполняли функции слогового письма, фактически, иероглифической системы[9].- Ведь и сам древний арийский язык, как и любой другой первобытный язык, был однослоговым и только в более поздние времена был сведен до алфавитного письма. Это произошло, когда структура языка стала такой, что использование иероглифических или слоговых знаков стало слишком громоздким и обременительным. В наши дни, когда руны уже признаны словами-символами доисторического времени, перед нами встает следующий важный вопрос — и вопрос этот состоит в том, как относиться к другим словам-символам, которые не содержатся в руническом Футарке. Даже если набор символических слов-знаков и был крайне скуден, — чего нельзя сказать об арийской письменности, — все равно требовалось бы использовать гораздо больше тридцати знаков. На самом деле, арийская письменность содержала много сотен символов; и еще больше число знаков, на которых была основана сложная, чудесно систематизированная и взаимосвязанная иероглифическая структура, которая в наше время еще даже и не обсуждалась. Как бы невероятно это ни звучало, но эти древние иероглифы, корни которых уходят далеко в дохристианскую эпоху, во времена тевтонов и ариев, расцвели в нашу эпоху пышным цветом. Ими занимаются отдельная наука, которая практикуется и в наши дни, отдельное искусство, причем наука и искусство эти имеют не только свои собственные законы, но и свои собственные стилистические традиции. На этой системе базируется богатейшее литературное наследие, но у нее нет — и это один из трагикомических моментов — попечителей и хранителей, которые бы имели хотя бы малейшее представление о том, что именно они сохраняют и развивают! Поскольку в древние времена, да и до сих пор, существует много сотен рунических знаков-символов, их точное число не может быть окончательно определено. Однако только около тридцати из этого множества знаков вошло в употребление в качестве букв, т.е. в качестве знаков алфавитного письма. Таким образом к нашему времени из древних символов-знаков произошли две основных группы: «руны-буквы» и «руны-иероглифы», каждая из которых развивалась своим собственным путем после того, как было полностью завершено деление на две эти группы. В свое время все эти символы были рунами, но теперь только «руны-буквы» сохранили свое название и предназначение, в то время как «руны-иероглифы» после формирования алфавитного письма не осознавались уже как знаки письменности. Посему далее я буду называть их «священными» или «иероглифическими знаками». Можно отметить, что само слово «иероглиф» уже существовало в раннем арийском языке как «hiroglif» и имело уникальное значение уже тогда, когда греческого языка еще и не существовало[10]. «Руны-буквы», которые из соображений краткости я буду называть в дальнейшем просто «рунами», остановились в своем развитии и сохранили не только простые линейные формы, но и однослоговые имена. «Священные знаки», напротив, постоянно развивались, и в конечном итоге их древняя линейная форма приняла вид изысканного и сложного орнамента. Кроме того, они подвергались и множеству изменений по мере того, как понятия, которые они символизировали — да символизируют еще и в наши дни — развивались и совершенствовались вместе с самим языком. В эддическом «Перечислении рун Одином» восемнадцать рун используются в роли «письменных знаков», хотя и сохраняют отчасти значение «священных знаков» — в том же смысле, что и поздние «волшебные знаки». В данной книге предлагается толкование этой магической песни, на основе которого может быть далее разгадана основная загадка рун. Ни одна из песней Эдды не дает столь же ясного, как «Перечисление рун Одином», понимания того аспекта арийской философии, который связан со взаимоотношениями между телом и душой, между Богом и Всем[11], наконец, между Всем и человеком. Бесконечно эволюционирующая личность остается сама собой, остается неизменной, проходя через циклы рождения, бытия и смерти для нового рождения. В этом смысле «Речи Высокого» — песнь, содержащая «Перечисление рун Одином», — рисует его как некое таинство, как зеркальное отражение Всего и личности. Один[12] воплощается в человеческом теле, чтобы погибнуть; он «посвящает себя себе самому» и уходит, чтобы возродиться вновь[13]. И чем ближе он подходит к грани перехода к новому возрождению — т.е. к своей смерти, — тем яснее ощущает в себе знание того, что таинство жизни заключается в вечном круговороте «рождения» и «умирания», в вечном возвращении — жизни, состоящей из постоянных рождений и смертей. Он полностью осознает это в момент заката жизни, когда погружается в Ur[14], из которого возродится вновь. В момент окончания жизни Один отдает в залог один свой глаз в обмен на высшее знание; однако, глаз этот остается его собственностью: Один вновь обретает его после возвращения из Ur, в момент возрождения, ибо этот глаз — фактически его «тело», тогда как другой глаз, который он сохранил, — это его «дух». «Физический глаз» (т.е. физическое тело), от которого он только временно отказывается, но которое все же остается его тело, воссоединяется в момент возвращения из Ur — т.е. в момент возрождения — с другим, «духовным», глазом (его духом).
Однако знание его не теряется в смерти, при погружении в Источник Мимира[15], но остается с ним; это его достояние, достояние Всего; это опыт, накопленный тысячами перерождений, знания, которые сохраняются и передаются. Знание Одина приходит с глотком из предначального Колодца Мимира, а также от Вёльвы Смерти[16] и от Головы Мимира. Это лишь кажется, что он покинул физический мир — на самом же деле он продолжает ему принадлежать, ибо он — неделимая диада, состоящая из духовного и физического начал, неделимое двуединство. Невозможно отделить «день жизни» от «ночи жизни», т.е. от смерти. Но из «ночи жизни» — из кажущегося небытия — Один выносит знания о вечной жизни, и эти знания ведут его в вечных изменениях, в переходах от рождения через бытие к умиранию для нового рождения Всего. Получив сокровенные знания, Один становится мудрым, обретает знание судьбы мира, объяснение загадки мира, которую «он, извечный, никогда не откроет ни женщине, ни деве».
Итак, он и Один, и — одновременно — Всё; и точно так же каждая личность, каждое эго есть одновременно и не-эго, но Всё. Таким образом, каждое отдельное эго, каждый человек, проходит через те же превращения, через те же ступени понимания, что и Один; и осознание и освобождение каждого человека определяется его духовным богатством, а не мертвой памятью, не мертвой суммой познанного. Человек не теряет этого богатства даже в смерти, оно остается с ним, когда личность возвращается в мир людей в следующем воплощении[17]. Каждый человек имеет свое собственное понимание духовного значения идеи, которая стоит за этими терминами, — в соответствии с его «духовным богатством». Потому-то среди миллионов живущих в этом мире людей не найти и двух, чьи понятия о божественном были бы в точности похожи — несмотря на все догматические учения и веры. Так же верно и то, что не найти двух людей, которые бы имели одинаковое умозрительное понимание духовной сущности языка и его слов — и в деталях, и в совокупности. И если можно так сказать о современном мире, то как это должно быть верно в отношении далекого прошлого, когда словарный запас языка был еще так мал и неполон. Как верно это было в то время, когда пророки и мудрецы должны были рождать понятия для доступного и ясного выражения своих идей, используя все еще крайне скудный язык. Они были вынуждены сопровождать свою речь движениями — позже получившими название «магических жестов» — таким образом придавая ей выразительность определенными символическими знаками, о которых говорили, как о «шепоте», и которые были названы рунами[18].
* * *
О тайне рунического знания Одина говорится в эддической песни «Речи Высокого», где описывается его жертвенная смерть, напоминающая нам о таинстве Голгофы. Первая часть песни сложена от лица самого Одина; далее скальд[19], исполняющий песнь, говорит уже от собственного лица. Но начинается песнь так[20]:
Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых. Никто не питал, никто не кормил меня взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял — и с дерева рухнул [21].
После нескольких строф песнь дает описание восемнадцати рун с мистическим их толкованием. Если рассматривать эти строки, имея под рукой имена рун, то текст песни проливает свет на сами руны и дает нам разгадку и объяснение их тайны. Следующие строки предшествуют описанию рун:
Заклинанья я знаю — не знает никто их, даже конунгов жены...
Помощь — такое первому имя — помогает в печалях, в заботах и горестях. (Речи Высокого, 147)
Корневое слово «fa», которое в данной руне есть отображение «примордиального слова»[22], —понятийная основа таких слов, как появление, бытие, делание, действие, управление, а также—переход к новому рождению, — и потому оно символизирует мимолетность существования всего живого и стабильность эго в постоянных его трансформациях. Посему, эта руна скрывает утешение скальдов; она гласит, что настоящие мудрецы живут для развития будущего, и только дураки горюют над высказыванием: «Сотвори себе счастье, и будешь счастлив»!
Знаю второе, — оно врачеванью пользу приносит. (Речи Высокого, 147) Основа всех проявлений — Ur, Предначальное. Тому, кто осознал первопричину события, само оно уже не кажется неразрешимой загадкой, ставящей в тупик головоломкой, — неважно, было ли это событие удачным или неудачным, — и потому он не только может отогнать несчастья и беды или добиться успеха, он может еще и осознать и обманчивое зло, и фальшивую удачу. И потому: «Познай себя, и ты познаешь все». thorn thurs, thorn — Top[23] (гром, молния); торн, шип, колючка (нем. Dorn).
Знаю и третье, — оно защитит в битве с врагами, клинки их туплю, их мечи и дубины в бою бесполезны. (Речи Высокого, 148)
Эта руна символизирует «Шип смерти» — тот, которым Один погрузил в сон-смерть Брюнхильд, непокорную валькирию, (сравн. со сказками о Спящей Красавице), но вместе с тем — и «Шип жизни» (фаллос), посредством которого возрождение побеждает смерть. Этот угрожающий знак надежно притупляет оружие противника, желающего чужой гибели, он же побеждает силы смерти вечным возвращением жизни. Потому: «Берегите свое Я».
Четвертое знаю, — коль свяжут мне члены оковами крепкими, так я спою, что мигом спадут узы с запястий и с ног кандалы. (Речи Высокого, 149)
Уста, могущество Слова! Духовная сила, несомая Словом, рвет физические оковы и дарует свободу; пред ней склонятся все завоеватели, привыкшие побеждать одной лишь физической силой; она разрушит все тирании[25]. Потому: «Сила твоего духа делает тебя свободным».
И пятое знаю, — коль пустит стрелу враг мой в сраженье, взгляну — и стрела не долетит, взору покорная, (Речи Высокого, 150)
Трижды священная Rita, солнечное колесо, Urfyr (изначальный огонь, Бог)! Возвышенным интроспективным сознанием (Innerlichkeitsgefuehl) или субъективностью ариев было их осознание собственных богов, ибо «внутреннее»[27] как раз и есть «жизнь с самим собой», а быть с самим собой значит быть и с богом. Пока народ сохраняет ненарушенным свое первородное «внутреннее», «внутреннее» естественного народа[28], у него нет причин поклоняться внешней божественности, ибо внешнее богослужение, ограниченное обрядами и церемониями, становится нужным лишь тогда, когда человек не может найти Бога в своем сокровенном бытии, в своей жизни, и начинает искать его вне своего «эго» и вне мира — «наверху, в звездном небе». Чем поверхностнее человек, чем менее знает он свои сокровенные черты, тем более вовне направлена его жизнь. И чем дальше заходит процесс потери «внутреннего» у народа, тем более напыщенными, официальными и формальными становятся внешние проявления его жизни — формы правления, законы и культ (и эти проявления становятся совершенно обособленными понятиями, никак не связанными между собой). Но они должны сохранить хотя бы остатки вечности в знании: «Я верю в то, что я знаю, и потому я могу жить». Поэтому арийское божественное «внутреннее» — ко всему прочему еще и основа гордого пренебрежения ариев к смерти, основа их безграничной веры во Всевышнего и в самих себя, которая так чудесно выражается словом «Rita» (космический порядок, закон), символически изображаемым пятой руной, пятым словом-знаком. И потому эта руна гласит: «Я — мое rod[29], это rod неразрушимо, потому что я сам — мое rod».
Знаю шестое, — коль недруг корнями вздумал вредить мне, — немедля врага, разбудившего гнев мой, несчастье постигнет. (Речи Высокого, 151)
Древо Мира, Иггдрасиль[30], в узком смысле — родовое древо ариев, рядом с которым родовые деревья других народов рассматриваются как «чужие». Понятие, которое символически изображает руна kaun, kunna (дева, как, например, в женском имени Адельгюнда), описывает принцип женственности как источник Всего (в половом отношении). Племя должно хранить свою чистоту; племя не должно «зарастать» корнями чужого древа. Если же это и произойдет, то не принесет «чужим деревьям» никакой пользы, ибо «побег от чужого корня» вырастет, чтобы стать яростным и сильным врагом чужого древа. Потому: «Твоя кровь — высшее из того, что ты имеешь». hagal — ограда Всего, град; разрушение; приветствие.
Знаю седьмое, — колъ дом. загорится с людьми на скамьях, тотчас я пламя могу погасить, запев заклинанье [31]. (Речи Высокого, 152)
Hagal! — самоуглубленное осознание, решимость ощущать Бога внутри себя, —дает уверенность в силе собственного духа; эта уверенность дарует человеку магическую силу, которая живет во всех людях; силу, подчиняясь которой сильный дух может отбросить сомнения и поверить в самого себя. Христос, который — как и Один — был одной из таких редких личностей, сказал: «...Истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что он ни скажет»[32]. Избранный, наделенный этим осознанием, без сомнений, контролирует и духовную, и физическую составляющие жизни и чувствует себя всемогущим. Потому: «Вмести в себя Bсё, тогда Всё подчинится твоему контролю». nauth, noth — необходимость (нем. not); Норна[33]; принуждение судьбы.
Знаю восьмое, — это бы всем, помнить полезно: где ссора начнется средь воинов смелых, могу помирить их. (Речи Высокого, 153) «Руна Нужды цветет на ногте Норны!» Это не «нужда» в современном значении слова (нищета), но — необходимость, неизбежность судьбы, назначенной Норной согласно первичным законам. Именно так должна пониматься причинная связь всех явлений. Только тот, кто сумел осознать первопричины явления, только тот, кто достиг пониманияосновных законов эволюции и того, что из этих законов следует, —только тот может оценить и последствия событий, как только они начнут проявляться. Так он и располагает знанием будущего и пониманием, как уладить раздор посредством «следования ясно осознанному пути судьбы». Потому: «Используй свою судьбу, а не борись с ней».
Знаю девятое, — если ладья борется с бурей, вихрям улечься и волнам утихнуть пошлю повеленье. (Речи Высокого, 154) «Не признающее сомнений осознание личной духовной силы» связывает волны — «замораживает» — они становятся твердыми, как лед. Не только волны, но и вся жизнь покорна принуждению воли[34]. Бесчисленные примеры «Ag-is-shield» Одина, такие как Голова Горгоны афинян, «Ag-is-helm», все обычаи, восходящие к охотничьим знаниям и практике «замораживания»[35] зверей, и современный гипноз — все основаны на способной «замораживать» силе твердой вопи духа, которую символически изображает эта девятая руна[36]. Потому: «Добейся власти над собой, тогда все, что противостоит тебе в духовном и физическом мире, будет в твоей власти».
Знаю десятое, — если замечу, что ведьмы взлетели, сделаю так, что не вернуть им душ своих старых, обличий оставленных. (Речи Высокого, 155) Ar, Urfyr (изначальный огонь, бог). Солнце, свет разрушат как физическую, так и духовную тьму, сомнения и неуверенность. В знаке Аг арии —дети солнца — заложили основу своих законов, основной закон, иероглиф которого — орел (Ааг). Он приносит себя в жертву, он предает себя смерти в пламени, чтобы возродиться вновь. Поэтому он и был назван «Fanisk», а позже — Феникс[37]. Поэтому же, когда в погребальный костер прославленного героя кладут орла, это понимается как символ того, что умерший герой в смерти своей готовит себя к возрождению, стремясь к еще более славной жизни в образе человека, несмотря на все препятствия, создаваемые силами тьмы, — несмотря на все то, что склоняет голову перед Аг: «Чтите изначальный огонь?»
Одиннадцатым друзей оберечь в битве берусь я, в щит я пою, — побеждают они, в боях невредимы, из битв невредимы прибудут с победой. (Речи Высокого, 156) «Sal и sig!» — Спасение и победа! (нем. Heil und Sieg)[39]. Это древнейшее арийское приветствие и боевой клич можно найти и в иной форме—в виде широко распространенного воодушевляющего призыва: «alaf sal fena!»[40]. Это стало символически изображаться одиннадцатым знаком Футарка, руной Победы: «Творческий дух должен победить!»
Двенадцатым я, увидев на дереве в петле повисшего, так руны вырежу, так их окрашу, что он оживет и беседовать будет. (Речи Высокого, 157)
Возрожденный Один, спустившийся с Древа Мира, на котором он принес самого себя в жертву, так же, как и возрожденный из пепла Феникс, олицетворяется Тюром, юным богом Солнца и войны. Согласно мистическому закону, каждое магическое верование должно иметь параллель в мифологии; и эта мифологическая модель выбирается по аналогии с ходом событий в земном мире людей. Эзотеризм осознает мистического Одного в мистических Многих, и потому видит судьбу каждого человека подобной судьбе Одина — в вечных переходах от смерти к возрождению. Как Один возродился в обновленном теле после принесения себя в жертву, — которую нужно понимать скорее не как его смерть, но как целую жизнь, — точно так же и каждый человек возвращается после каждой прожитой жизни в человеческий образ посредством возрождения — которое в равной степени и есть принесение себя в жертву. Поэтому «Таr-» и означает и «порождать», и «жить», и «умирать»; поэтому Тюр — возрожденное молодое Солнце. Так что и двенадцатая руна также является руной Победы, и потому она вырезается на лезвиях мечей и наконечниках копий как символ, способный даровать победу. Должно быть сказано: «Не бойся смерти — она не может убить тебя».
Тринадцатым я водою младенца могу освятить, — не коснутся мечи его, и невредимым в битвах он будет. (Речи Высокого, 158) В руне Песни воплощается духовная жизнь Всего, вечная жизнь, в которой человеческая жизнь между рождением и смертью — всего лишь день. Эта вечная жизнь рассматривается здесь по контрасту с жизнью человека, который идет от bar (как рождения) по bar (как песни жизни) к bar (как смерти и похоронным дрогам), — жизнью, которая освящена и очарована «водой жизни» при крещении. Этот день в жизни Всего ограничен рождением и смертью; и даже если судьба ребенка и не указывает на насильственную смерть — он все-таки подвержен и этой, и множеству других опасностей. Ибо, несмотря на определенность и приговор судьбы, огромную роль в жизни играют темные случайности[43]; именно против пагубной власти таких случайностей и направлено действие священного благословения. Германцы не признают «слепой судьбы». Они верят в предопределение человека в самом высоком смысле этого слова, но интуитивно понимают, что на пути реализации предопределения есть множество препятствий (которые назовут случайными происшествиями!), как понимают они и то, что эти препятствия призваны закалить личную силу человека. Без воздействия подобных случайностей, к примеру, каждая сосна была бы строго симметрична; одно дерево ничем не отличалось бы от другого, тогда как на самом деле в мире не найти двух вещей, в точности похожих друг на друга, и то же самое можно сказать и о людях; без вмешательства подобных случайностей все было бы однообразным, лишенным малейших различий.
|