![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Московская школа логопедии
Московская школа логопедии начала развиваться на стыке двух дисциплин: медицины и психиатрии. Основоположником является Кащенко. Частная школа-санаторий для дефективных детей доктора Кащенко. Создана в 1908 г. Большое значение на уроках отводилось лечебным мероприятиям.
Из школы-санатория образовались: - музей дефективности (создавалась база данных) в 1918 г.; - медико-педагогическая станция (санаторий); - медико-педагогическая клиника (врачебная помощь).
В 1920 г. в Москве Кащенко и Фельдман создают курсы для помощи дефективным детям. Они также являются организаторами 1 съезда по борьбе с детской дефективностью. Они создают годичные курсы, а затем высшие 3-х годичные дефектологические курсы под руководством Кащенко. Для обучения на эти курсы принимались студенты не моложе 20 лет, имеющие стаж работы не менее 3 лет (аля требуется девушка 20 лет с опытом работы не менее 3 лет, не замужем и без детей) Существовали эти курсы до 1923-24 гг. В 1924 году был последний выпуск из 24 студентов. В 1924 году идёт структурное изменение и организовывается Педагогический институт детской дефективности. И к 1925 г. готовится структурное объединение и вводят их в Московский Государственный Университет как структурное подразделение педагогики и логопедии (Азбукин, Рау).
Одним из первых выпускников второго Государственного Университета является С.С. Ляпидевский. В 1926 г. во 2 МГУ открывается аспирантура по подготовке научных педагогических кадров. В 1929 г. создаётся экспериментальный дефектологический институт (НИИТ). В 1990 г стал Институтом коррекционной педагогики.
В институте экспериментальной дефектологии работали: Рау, Кащенко, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Шиф, Боскис, Р.Е. Левина, Т.А. Власова, Лубовский, Спирова Л.Ф. («Программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи»). Чевелёва Н.А. (проблемы заикания) Чиркина Г.В. «Дети с нарушениями артикуляционного аппарата» (дизартрия, ринолалия). Сегодня возглавляет лабораторию по обучению детей с нарушениями речи. Выпустила «Методики логопедического обследования» под своим руководством. Т.Б. Филичева в 2000 г. защитила докторскую диссертацию, где выделила 4 уровень нарушений речевого развития детей с ОНР.
О.Е. Громова продолжила работы Е.Ф. Архиповой. Вятлова Ю.Е. – изучение эмоциональной лексики. Лаготина А. – проблема изучения чтению детей 3-5 лет. Факультет дефектологический Кафедру психопатологии и логопедии возглавлял Ляпидевский С.С. (врач-невропатолог и дефектолог). На кафедре работали врачи и логопеды. Работали Гуровец Г.в., Мартынова Р.И. – авторы учебника невропатологии.
В 1939 г. было создано логопедическое отделение в Институте уха, горла, носа, который возглавлял Ляпидевский С.С. Алмазова, Шаховская ну наши родненькие Преподавали курс медицинских дисциплин. Обучение велось по методу практического.
1 группа – медики. 2 группа – педагоги (О.В. Правдина – ученица Ю.А. Флоренской). В.И. Селивёрстов изучал заикание у подростков: оказание помощи заикающимся в условиях детского санатория. Селивёрстов в настоящее время является редактором издательства ВЛАДОС. 80 ЛЕТ! МОЯ МАМА УЧИЛАСЬ ПО НЕМУ Воронцова Т.Н. – ринолалия, специальная методика по русскому языку. Воронцова разрабатывала проблемы реабилитации у взрослых риноалаликов. С.И. Маевская – сенсорная алалия. Занимались проблемой афазии Брокка и Вернике. Предложили локалистическую теорию афазии. А.Р. Лурия (1902 – 1977 г.) не застали(
Ахутина, Визель Т.Г. Шкловский возглавил центр патологии речи и нейрореабилитации. В данный момент в этом центре работает 300 логопедов.
В 1924 г Фрёшельс организовал ассоциацию логопедов и фониаторов. Союзы руководствовались общими принципами и положениями. Ассоциации позволяли обмениваться опытом. 1988 г. ортофонисты (логопеды, работающие во Франции) решили создать комитет по логопедии при ЕЭС. Всего входило в эту организацию 9 стран. Решали следующие проблемы: - каковы основные требования, предъявляемые к специальности; - каков стандарт подготовки этих специалистов; - обеспечение дефектологическими кадрами стран для принятия в ЕЭС. Комитет при ЕЭС своей главной задачей ставил решение проблемы подготовки кадров и определение области компетенции специалистов. CPLO – языковой и речевой логопед. Отличается от логопеда. Это неравнозначные понятия: разный уровень подготовки специалистов. Логопедом может быть человек с высшим образованием и прошедших специальные курсы. Специалисты занимаются в широком смысле проблемами коммуникации, лечением нарушений речи, голоса, устной и письменной речи, не зависимо от этиологии у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Основными задачами является предупреждение, лечение, научное изучение человеческой коммуникации и её связи с различными болезнями. Коммуникация включает в себя все процессы экспрессивной и импрессивной устной и письменной речи, а также невербальную коммуникацию. Единственное упоминание в отечественной логопедии о коммуникации – учебник Беккера – Совака. В учебнике указывается, что логопедия занимается проблемами коммуникации.
|