Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 27. Нотариат
Тест 1. Согласно Конституции РФ нотариат находится в ведении: а) Российской Федерации; б) совместном ведении Российской Федерации и её субъектов; в) субъектов РФ; г) в Конституции РФ четко не определяется принадлежность нотариата к ведению Российской Федерации или её субъектов; д) Конституции РФ вообще не упоминается о нотариате. 2. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершаются: а) юридическими консультациями; б) должностными лицами органов исполнительной власти; в) уполномоченными лицами, назначаемыми, Министерством юстиции РФ; г) коллегией адвокатов; д) всеми вышеуказанными лицами. 3. Верным является утверждение, что: а) нотариус является индивидуальным предпринимателем; б) реестр контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции РФ; в) нотариальная палата не может осуществлять предпринимательскую деятельность, т.к. нотариальная деятельность не преследует цели извлечения прибыли; г) нотариусы, могут занимающиеся предпринимательской деятельностью; д) все утверждения верны. ЗАДАЧИ 1. Диденко обратилась в нотариальную контору с заявлением об отказе от причитающейся ей доли наследства в пользу сестры. Через несколько дней, поссорившись с сестрой, она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии причитающейся ей доли наследства. Как должен поступить нотариус в таком случае? 2. В 2000 г. Гордеев составил нотариально удостоверенное завещание, согласно которому после его смерти дом, принадлежащий ему на праве собственности, переходит его дочери. В 2003 г. он составил второе завещание, по которому половина дома после его смерти должна перейти его сыну. Через два месяца Гордеев подал заявление в нотариальную контору, в котором отменил завещание, составленное в 2003 г. Действительно ли завещание, составленное в 2000 г.?
Методические рекомендации преподавателям и студентам при изучении курса «Гражданского процессуального права» Гражданское процессуальное право относится к числу фундаментальных областей правовых знаний и является одной из профилирующих учебных дисциплин юридических высших учебных заведений. Предметом познания данного учебного курса являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие при отправлении правосудия по гражданским делам в судах общей юрисдикции, определяющие порядок защиты субъективных прав граждан и организаций, а также правовые категории, научные взгляды и концепции, характерные для науки гражданского процессуального права. Наука гражданского процессуального права разрабатывает проблемы защиты интересов граждан в сфере гражданско-правовых отношений. В современном обществе, когда идут процессы развития российской государственности, признание приоритета прав человека и гражданина, становление гражданского общества. В повседневной практике реализуется принцип разделения властей, идет формирование самостоятельной и независимой судебной власти, в экономике усиливаются рыночные отношения, что ведет к изменениям в общественном сознании и переоценка прежних представлений и ценностей, что вызывает в сою очередь необходимость научного осмысления проблем гражданского процесса и его детального изучения с целью его практического применения на современном этапе развития общества. Основное место в гражданском процессуальном праве занимает судебная форма защиты субъективных и усвоение студентами судебной и иных форм зашиты субъективных прав - необходимое условие формирования будущих судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов, нотариусов. Основой для лучшего уяснения многих вопросов курса является знание положений общей теории права: понятия права и отрасли права, сущности и принципов права, системы права, реализации норм права, правоотношения и основания их возникновения. Изучение гражданского процессуального права невозможно без знания таких дисциплин, как конституционное, административное, гражданское, семейное, трудовое, земельное, финансовое право, природоохранительное, авторское, право собственности, страховое и банковское право, а также знаний законодательства субъектов Российской Федерации. В рамках перечисленных дисциплин изучаются принципы организации правосудия и прокурорского надзора, их система, система органов государственного управления, формы защиты субъективных прав, содержание соответствующих правоотношений и их субъекты, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений либо признания их недействительными, порядок обжалования действий должностных лиц и т.п. Цель изучения курса «Гражданского процессуального права» состоит в том, чтобы студенты уяснили значение норм права, регулирующих различные формы защиты субъективных прав и процессуальный порядок судопроизводства. Задачей изучения данного курса является: ознакомление с необходимыми источниками права; усвоение важнейших нормативных актов, умение работать с ними, знание принципов права и умение использовать их содержание при решении конкретных вопросов. Квалификационные требования, предъявляемые к студенту, определяют степень усвоения им изученного материала. Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале. Минимально приемлемая оценка знаний – «удовлетворительно». Для того, чтобы осуществить самооценку своих знаний таким образом и ожидать, что именно так их оценит преподаватель необходимо показать достаточное владение материалом лекции. Знания оцениваемые «хорошо», предполагают владение основными понятиями и определениями гражданского процессуального права, а также умение проиллюстрировать их примерами, взятыми, как из судебной практики так и из учебной литературы, что обуславливает самостоятельный поиск и изучение её студентами, особенно источников, которые специально называются преподавателем. Знания, оцениваемые на «отлично», предполагают не только владение основными понятиями и определениями курса, а так же и умения проиллюстрировать их примерами, но и усвоение методов толкования и применения законов и других нормативных актов. Студенты должны уметь: 1. Применять теоретические положения в практике; 2. Приобрести навыки составления процессуальных документов по гражданским делам; 3. Иметь четкое представление о роли, правах, обязанностях в конкретной деятельности различных субъектов процесса, о предъявляемых к ним требованиях как правовых, так и нравственных; 4. Студент, изучивший курс «Гражданский процесс», должен уметь выполнять любую работу, связанную с рассмотрением и разрешением гражданских дел на основе применения норм гражданского, семейного, трудового, колхозного, административного и других отраслей права, строжайше соблюдать законность. Для студентов обязательно выполнение письменных работ, решение тестов и задач к практическим занятиям (семинарам) в соответствии с учебным планом вуза. Для эффективности семинарских занятий по гражданскому процессуальному праву требуется особо тщательная, кропотливая и творческая подготовка преподавателя к его проведению с тем, чтобы пробудить интерес к научной дисциплине у студентов. Хорошо продуманными и правильно заданными вопросами на практическом занятии необходимо заставить работать самих студентов. Следует исходить из того положения, что многие из участников семинара уже в той или иной форме встречались с элементами гражданского процесса. Поэтому постановкой вопросов следует выяснить представления студентов о суде, правосудии, судебной реформе, гражданских делах, причинах гражданско-правовых споров, о формах защиты права и т.д. Интересным методом работы на семинарском занятии является ознакомление студентов с конкретными гражданскими делами. Другим приемом, способствующим активизации студентов при проведении семинарских занятий, является использование и составление в ходе занятия графических схем по рассматриваемой теме или отдельному вопросу. Составление графических схем по каждой из тем курса и по отдельным изучаемым вопросам, призвано разнообразить учебный процесс и ввести в него тренирующие, инновационные ориентации на углубленное изучение предмета. Данный методический прием укладывается и в систему непрерывного контроля и самоконтроля за знаниями. Он призван - активизировать творческих потенциал обучаемого; n способствовать познанию собственных способностей обучаемого; n предоставить обучаемому новые познания и навыки. При использовании данного метода возрастает нагрузка на преподавателя. Он должен стимулировать учебу слушателя, через формирование новых заданий и вопросов, хорошо представлять, что нужно отразить в графической схеме и при необходимости быть готовым к появлению неожиданного вопроса или возникновению дискуссии. План проведения семинара с рассмотрение графической схемы выглядит следующим образом: 1. Опрос в начале занятия по теме семинара. 2. Представление и защита графической схемы одним из студентов. 3. Обсуждение предложенной схемы членами группы. 4. Выступление оппонента с оценкой схемы. 5. Вывод преподавателя. Задание на составление схемы может, как даваться заранее, так и в оде семинарского занятия и при этом перед студентами ставится задача, как можно полнее отразить в схеме заданную тему, а также составить план её защиты перед членами группы. Задача на подготовку и обсуждение предложенной схемы имеет своей целью - развить вкус к самостоятельному изучению и рассуждению на предложенную тему, сформировать интерес к самостоятельному творчеству. В процессе обсуждения у членов учебной группы развиваются внимание к предлагаемой теме для обсуждения, навыки анализа и оценки выступающего, а также умение участвовать в дискуссии. Составление графических схем возможно, как по отдельным вопросам семинарского занятия, так и по теме в целом, например: «Доказательства в судебном разбирательства», «Лица в гражданском процессе», «Участие представителя в гражданском судопроизводстве» и т.п. В ходе подготовки графической схемы и комментария к ней студент должен ознакомится с научной и учебной литературой по данному вопросу, и изучить нормативные документы. В процессе подготовки у студентов должно сложится цельное представление об изучаемом вопросе, так и о её части, которую он должен представить в виде схемы. При подготовке к составлению графической схемы студент должен использовать следующие навыки: по поиску материала, его обобщению и выделению частного из общего. Проведение семинара с использованием графической схемы можно представить в следующем виде:
Преподаватель - выступает, Студент - экспертом оценивающим собирает информацию, информацию и ведущим ———- применяет свои навыки и дискуссии. использует ранее полученные знания в конкретной ситуации.
Использование данной методики дает возможность активизировать работу на семинаре, способствует познанию студентами своих творческих возможностей и предоставляет преподавателю дополнительный инструмент для контроля за их знаниями. Существенно возрастает значение преподавателя, который получает в этом случае «обратную связь» и может корректировать уровень и объем учебных заданий для различных по уровню подготовки слушателей. Преподаватель через работу со схемой дает слушателям инструмент для оценки, анализа и практического применения собственных знаний в области гражданского процессуального права. С целью активизации студентов при подготовке к семинарским занятиям и выработки самостоятельных навыков работы предлагается использовать поисково-аналитические задания по гражданскому процессуальному праву. Целью выполнения творческих заданий является: - ориентация студентов на самостоятельное изучение гражданского процессуального права; - выработка навыков самостоятельной поисковой и аналитической работы с процессуальными документами и нормативными актами; - закрепление специальных юридических понятий и терминов по гражданскому процессуальному праву; - развитие навыков работы с судебными актами и монографической литературой по гражданскому процессуальному праву; - мотивация студентов на поиск, постановку и решение проблемных задач гражданского процесса; - отход от догматического изучения и автоматического заучивания предмета; - развитие аналитических способностей студентов. Студентам предлагается выполнение одного из семи предложенных творческих заданий. Творческое задание выполняется в течение одного месяца и предоставляется преподавателю в письменном виде. По итогам выполнения творческого задания рекомендуется проводить их обзор на семинарских занятиях.
|