Крупная моторика
| Возраст
|
Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны
| 1-4 нед.
|
Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону
| 1 мес.
|
Пытается поднимать голову, лежа на животе
| 1 мес.
|
Приподнимает голову лежа на животе на 45 градусов,
удерживает ее 10-20 сек, ноги при этом напряжены
| 1, 5 мес.
|
В положение на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами
| 2 мес.
|
Удерживает голову, находясь в вертикальном
положении (недолго)
| 2 мес.
|
Лежа может опираться на предплечья
(несколько минут)
| 2, 5 мес.
|
Ребенок чаще поднимает руки выше горизонтального
уровня
| 3 мес.
|
Появляется опора на ноги
| 4 мес.
|
Активно поднимает голову из положения на спине
| 4, 5 мес.
|
Переворачивается на бок
| 4, 5 мес.
|
Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову
| 5 мес.
|
Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой
| 5, 5 мес.
|
Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку
| 6мес.
|
Сидит при пассивно приданной позе
| 6 мес.
|
Переворачивается со спины на живот
| 6, 5 мес.
|
Переворачивается с живота на спину
| 7 мес.
|
Ползание без включения тазового пояса
| 7 мес.
|
Синхронное ползание по-пластунски
| 7, 5 мес.
|
Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок
| 7, 5 мес.
|
Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие
| 8 мес.
|
Стоит в позе на коленях (на четвереньках)
| 8 мес.
|
Садится самостоятельно из любых положении и сидит уверенно
| 8, 5 мес.
|
Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно
| 9 мес.
|
Стоит у опоры, встает самостоятельно
| 10 мес.
|
Стоит самостоятельно
| 11 мес.
|
Ходит с поддержкой
| 11, 5 мес.
|
Ходит самостоятельно
| 12 мес.
|
Ходит длительно, поворачивается
| 1г. 3 мес.
|
Перешагивает через препятствия
| 1г. 6 мес.
|
Пытается бегать
| 1г. 10 мес.
|
Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила
| 1г. 11 мес.
|
Бегает
| 2г.
|
Самостоятельно приседает и встает
| 2г.
|
Наклоняется и поднимает предметы с пола
| 2г.
|
Стоит на одной ноге без поддержки
|
|
Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)
| 2г. 6 мес.
|
Умеет ездит на трехколесном велосипеде
| 2г. 6 мес.
|
Прыгает на двух ногах
| 3г.
|
Умеет делать кувырок вперед
| 4г.
|
Прыгает на одной ноге
| 5л.
|
Выполняет одновременно два вида движений
|
|
Мелкая моторика
|
Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие атетоидные движения пальцами
| 1 нед.
|
Ребенок открывает кулачок
| 2 мес.
|
Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот
| 2, 5 мес.
|
Иногда захватывает предмет кистью руки
| 3 мес.
|
Тянется к игрушке, хватает ее
| 3, 5 мес.
|
Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит корту, бросает
| 4, 5 мес.
|
Начинает захватывать мелкие предметы
| 5 мес.
|
Перекладывает игрушку из руки в руку
| 5, 5 мес.
|
Активно манипулирует предметами
| 7 мес.
|
Для захвата использует большой палец
| 8 мес.
|
Стучит игрушкой об игрушку
| 8 мес.
|
Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2—3 колец (снимает, сбрасывает)
| 8, 5 мес.
|
Пытается ставить кубик на кубик
| 9 мес.
|
Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы
| 10 мес.
|
Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки
| 11 мес.
|
Может перелистывать страницы у картонной книжки
| 12 мес.
|
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие
| 12 мес.
|
Переворачивает одновременно 2—3 страницы
| 1г. 2 мес.
|
Рисует каракули, росчерки
| 1г. 5 мес.
|
Разрывает бумагу
| 1г. 6 мес.
|
Переворачивает по одной странице
| 1г. 8 мес.
|
Формируется предпочтение руки
| 2г.
|
По показу повторяет вертикальные и круглые линии
| 2г.
|
«Правильно» держит карандаш
| 2г. 6 мес.
|
Копирует круг
| 3г.
|
Расстегивает пуговицы
| 3г.
|
Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)
| 4г.
|
Режет ножницами бумагу
| 4г.
|
Копирует треугольник
| 5л.
|
Верно рисует квадрат
| 5л.
|
Зрительное восприятие
|
Зажмуривание век на яркий свет, при открывании глаз стремиться повернуться к источнику света
| 1нед.
|
Кратковременное сосредоточение взора на игрушке,
недолгое прослеживание игрушки
| 1 мес.
|
Прослеживание взглядом движения по горизонтали,
на 40—50 см вправо и влево от средней линии
| 1, 5 мес.
|
Длительное сосредоточение
| 2 мес.
|
Движения руки, направленные к объекту выполняются
под зрительным контролем
| 3 мес.
|
Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев
| 3 мес.
|
Ребенок тянется к игрушке
| 3, 5 мес.
|
Ребенок останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии
| 4 мес.
|
Игрушку подносит к глазам, рассматривает
| 4, 5 мес.
|
Ребенок зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах
| 5 мес.
|
Рассматривает крупные картинки
| 6 мес.
|
Активно захватывает игрушку из любых положений
| 7 мес.
|
Дифференцированное восприятие близких и знакомых
| 8 мес.
|
Ребенок ищет тором спрятанную на его глазах игрушку
| 9 мес.
|
Узнает себя и близких в зеркале
| 10 мес.
|
Показывает отдельные предметы в быту
| 1 г.
|
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии
| 1г. 2 мес.
|
Узнает несколько простых картинок
| 1г. 3 мес.
|
Дифференцирует форму и величину объемной игрушки
| 1г. 8 мес.
|
Дифференцирует количество предметов
| 1г. 8 мес.
|
Подбирает парные игрушки и картинки
| 1г. 9 мес.
|
Узнает знакомые предметы по ТВ
| 2г.
|
Знает много картинок (10—15)
| 2г.
|
Понимает смысл простых картинок с действием
| 2г. 6 мес.
|
Узнает контурные, черно-белые изображения
| 2г. 6 мес.
|
Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке
| 2г. 6 мес.
|
Зрительно дифференцирует понятия о протяженности и местоположении
| 2г. 6 мес.
|
Узнает перечеркнутые изображения
| 3г.
|
Узнает наложенные изображения
| 3г.
|
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы
| 3г. 6 мес.
|
Может сам составить рассказ по сюжетной картинке
| 4г.
|
Понимает смысл последовательных картинок
| 4г.
|
Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом
| 4г. 6 мес.
|
Слуховое восприятие
|
Вздрагивает и мигает при громком звуке
| 1 нед.
|
Слуховое сосредоточение
| 2 нед.
|
Начало локализации звуков в пространстве
| 1 мес.
|
Улыбается, когда слышит голос взрослого
| 1, 5 мес.
|
Замирает при появлении нового звука на фоне других
| 2 мес.
|
Узнает тембр голоса матери
| 2, 5 мес.
|
После звуковой стимуляции издает гласные звуки
| 3 мес.
|
Активно прислушивается к невидимому источнику
звука, поворачивает голову в сторону звука
| 4 мес.
|
Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя
| 6 мес.
|
Начало аутоэхолалии
| 6 мес.
|
Начинает понимать команды с жестовым подкреплением
| 6, 5 мес.
|
Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие
| 7 мес.
|
Плясовые движения под веселую музыку
| 8, 5 мес.
|
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого
| 1г.
|
Повторяет услышанные короткие
| 1г. 3 мес.
|
«Вставляет» слова в знакомые стихи
| 1г. 5 мес.
|
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук
| 1г. 8 мес.
|
Может отстукивать простые ритмы по образцу
| 3г.
|
Акцентированные ритмы
| 5л.
|
Но устной инструкции
| 6л.
|
Импрессивная речь
|
Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание
| 1 мес.
|
Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций
| 3 мес.
|
Больше реагирует на голос, чем на простои звук, реагирует на ласковые и строгие интонации
| 4 мес.
|
В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность
| 5 мес.
|
Реагирует на свое имя
| 6 мес.
|
Понимает речевые команды с жестовым подкреплением
| 7 мес.
|
Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого
| 7, 5 мес.
|
Дифференцирует зрительно названные знакомые предметы
| 8 мес.
|
Понимает речевые команды без жестового подкрепления
| 8, 5 мес.
|
По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте
| 9 мес.
|
Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого
| 9, 5 мес.
|
Начинает узнавать предметы на одно-предметных картинках
| 10 мес.
|
По указанию взрослых выполняет действия с игрушками
| 10, 5 мес.
|
Понимает команду «нельзя»
| 11 мес.
|
Выполняет много команд по просьбе
| 1г.
|
Показывает несколько частей тела
| 1г. 3 мес.
|
Показывает все части тела
| 1г. 6 мес.
|
Показывает все объекты в быту
| 1г. 8 мес.
|
Показывает много картинок
| 2г.
|
Понимает содержательную речь, несложные рассказы
| 2г. 5 мес.
|
Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке
| 2г. 5 мес.
|
Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия
| 2г. 5 мес.
|
Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте
| 3г. 5 мес.
|
Может ответить на отвлеченные вопросы «светит ли ночью солнце»
| 4г.
|
Появляется понимание абстрактных понятий «дружба, правда, обман, радость, страх»
| 5-6л.
|
Экспрессивная речь
|
Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним
| 1 мес.
|
Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит
| 2 мес.
|
Интонационная выразительность голосовых реакции, начальное гуление.
| 3 мес.
|
Активное гуление
| 4 мес.
|
Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков
| 5 мес.
|
Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными)
| 5, 5 мес.
|
Активный недифференцированный лепет
| 6 мес.
|
Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии
| 6, 5 мес.
|
Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»
| 7, 5 мес.
|
Подражая взрослому учит новые слоги
| 9 мес.
|
Называет людей и предметы слогами
| 10 мес.
|
Говорит около 5 слов (мама, дада)
| 1г.
|
Соотносит слоги с определенным предметом
| 1г. 2 мес.
|
Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)
| 1г. 4 мес.
|
Говорит около 10 слов (в основном названия)
| 1г. 6 мес.
|
«Телеграфная речь»: двухсловные предложения
| 1г. 8 мес.
|
Составляет предложения и 3-4 слов
| 2г.
|
Задает вопросы со словами «кто, где, куда?» (порядок слов не всегда правильный)
| 2г. 6 мес.
|
Легко повторяет фразы
| 2г. 6 мес.
|
Пытается использовать множественное число, прошедшее время
| 3г.
|
Использует отрицательные частицы «не, ни»
| 3г.
|
Использует прилагательные и местоимения
| 3г. 6 мес.
|
Задает вопросы «когда, что внутри, почему?)
| 3г. 6 мес.
|
Способен вести диалог со взрослым
| 3г. 6 мес.
|
Использует сложные предложения
| 3г. 6 мес.
|
Использует вежливые просьбы
| 4г.
|
Использует будущее время
| 4г.
|
Использует определение пространства «на, под, за»
| 4г.
|
Читает стихи
| 4г. 6 мес.
|
Появляется соединение простых предложений в сложные
| 5л.
|
Появление разделительных вопросов
| 5л.
|
Может описать свои чувства
| 5л.
|
Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье, любовь, надежда, ложь»
| 5л. 6 мес.
|
Интеллект
|
Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки
| 0-2 мес.
|
Некоторые дети начинают ожидать кормления через определенные интервалы времени
| 0-2 мес.
|
Ребенок начинает различать кто есть кто в его жизни: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей
| 3 мес.
|
Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу
| 4 мес.
|
Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, только если внимание не отвлечено более сильным раздражителем
| 4, 5 мес.
|
Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку она загремит
| 5 мес.
|
Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка
| 5 мес.
|
Следит откуда и куда падает предмет
| 5, 5 мес.
|
После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой)
| 6 мес.
|
Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет
| 6, 5 мес.
|
Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери или игры особенной для каждого члена семьи
| 7 мес.
|
Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть
| 7 мес.
|
Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки
| 7, 5 мес.
|
Поиск наполовину спрятанной игрушки
| 8 мес.
|
Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой»
| 9 мес.
|
Пользуется «указательным жестом»
| 10 мес.
|
Деятельность приобретает характер начального целенаправленного действия, предпринимая которое ребенок как бы предвидит его результат: вкладывание предмета в предмет, одевание предмета на предмет
| 11 мес.
|
Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения
| 11, 5 мес.
|
В состоянии определить высоту и края предметов
| 11, 5 мес.
|
Узнает значение слов, коротких фраз
| 1г.
|
Различает несколько предметов по названиям
| 1г.
|
Ищет спрятанную игрушку
| 1г.
|
Тянет в рот только съедобное
| 1г. 5 мес.
|
Узнает простые картинки в книге
| 1г. 6 мес.
|
Может выполнить поручение из 1 действия
| 1г. 7 мес.
|
Различает «один» и «много»
| 1г. 11 мес.
|
Различает «большой» и «маленький»
| 1г. 11 мес.
|
Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок
| 2г.
|
Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне)
| 2г. 6 мес.
|
Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры кроме треугольника
| 2г. 6 мес.
|
Подбирает цвета по образцу (синий к синему)
| 2г. 6 мес.
|
Классификация на 2 группы (по цвету, форме)
| 3г.
|
Классификация на 3-4 группы:
|
- по геометрической форме
| 3г. 6 мес.
|
- по цвету (3- 4 группы)
| 3г. 6 мес.
|
Легко заполняет доску Сегена
| 4г.
|
Выполняет простую классификацию картинок (4+5 групп):
|
- с помощью
| 4г.
|
- самост оятельно
| 4г. 6 мес.
|
Понятия больше, выше, шире, длиннее, равные, одинаковые
| 5л.
|
Вербальный интеллект:
|
Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется
| 5л.
|
Отгадывает загадки, используя накопленный опыт
| 5л.
|
Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов
|
6л.
|
Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений
| 6-7 л.
|
Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»:
|
- с помощью
| 6л.
|
- самостоятельно
| 6л. 6 мес.
|
Способен разделять объекты на классы и подклассы
| 7л.
|
Конструирование:
|
Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки
| 8, 5 мес.
|
Пытается ставить кубик на кубик
| 9 мес.
|
Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки
| 11 мес.
|
Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку
| 1г.
|
Строит простые сооружения из кубиков
| 1г. 9 мес.
|
Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок
| 2г.
|
Строит по показу поезд, башенку
| 2г.
|
Строит по показу мост
| 3г.
|
Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку
| 3г.
|
Самостоятельно рисует человека (примитивно)
| 3г. 6 мес.
|
Строит сложные сюжетные конструкции
| 3г. 6 мес.
|
Собирает кубики Линка по образцу
| 3г. 6 мес.
|
Складывает картинки из кубиков
| 4г.
|
Рисует человечка с туловищем
| 4г.
|
Рисует человека в одежде
| 5л.
|
Сюжетные рисунки
| 5л.
|
Эмоции, коммуникация
|
Реакция неудовольствия на насильственное пpoбуждeнue, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет
| 1-2 нед.
|
Через некоторое время после «заигрывания» исследователя с ребенком у последнего появляется ответная улыбка, «ротовое внимание»
| 1, 5 мес.
|
На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой
| 2 мес.
|
Смеется в голос
| 3 мес.
|
В ответ на общение с исследователем ребенок дает выраженный «комплекс оживления»
| 3 мес.
|
«Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро
| 4 мес.
|
Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого
| 4, 5 мес.
|
Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул
| 5 мес.
|
Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит
| 5 мес.
|
Различает мимику и жесты окружающих
| 5 мес.
|
Реагирует на строгие_и^лас_ковые интонации
| 5, 5 мес.
|
Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы
| 6 мес.
|
Тянет руки, чтобы взяли на руки
| 7, 5 мес.
|
Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери)
| 7 мес.
|
Ребенок дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение
| 8 мес.
|
Ребенок легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях
| 9 мес.
|
Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями
| 10 мес.
|
Ребенок машет рукой на прощание
| 11 мес.
|
По просьбе обнимает родителей
| 12 мес.
|
Появляется сопереживание, утешение
| 1г. 2 мес.
|
Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие
| 1г. 3 мес.
|
Использует «да» (слово, звук, жест)
| 1г. 4 мес.
|
Помогает в простейших работах (по инструкции
| 1г. 7 мес.
|
Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами
| 1г. 8 мес.
|
Активно пользуется жестами
| 1г. 10 мес.
|
Острая реакция на отсутствие матери
| 1г. 10 мес.
|
Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» — «мое», «ты» — «твое»
| 3г.
|
Знает свой пол
| 3г.
|
Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми
| 4г.
|
Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы
| 4г. 6 мес.
|
Обращение к взрослым на «Вы», по имени отчеству
| 5-6л.
|
Самообслуживание
|
Может есть с ложки
| 5 мес.
|
Держит бутылочку, из которой сосет
| 6 мес.
|
Пьет из чашки, которую держит взрослый
| 7 мес.
|
Помогает одевать себя (подает руку, ногу)
| 8 мес.
|
Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан)
| 9 мес.
|
Самостоятельно ест (руками), отуксывает печенье
| 1г.
|
С помощью подносит ложку ко рту
| 1г. 2 мес.
|
Пьет из чашки, не проливая
| 1г. 3 мес.
|
Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)
| 1г. 3 мес.
|
Моет руки с небольшой помощью
| 1г. 4 мес.
|
Зачерпшает пищу ложкой
| 1г. 6 мес.
|
Полностью прожевывает пищу
| 1г. 6 мес.
|
Снимает расстегнутое пальто, куртку
| 1г. 9 мес.
|
Ест и пьет самостиятельно
| 1г. 10 мес.
|
Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)
| 2г.
|
Просится на горшок в дневное время
| 2г.
|
Самостоятельно моет и вытирает руки
| 2г.
|
Застегивает и расстегивает молнию (кроме замка)
| 2г.
|
Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно)
| 2г. 6 мес.
|
Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку)
| 2г. 6 мес.
|
Наливает в чашку воду (не аккуратно)
| 3г.
|
Расстегивает пуговицы
| 3г.
|
Застегивает пуговицы, кнопки, молнию (с замком)
| 4г.
|
Одевается без посторонней помощи
| 4г.
|
Отличает перед одежды от спинки
| 4г.
|
Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках
| 5-6л.
|
Игра
|
Рассматривает вложенную в руку игрушку
| 3 мес.
|
Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка
| 3 мес.
|
Протягивает руки к игрушке, ощупывает её
| 4 мес.
|
Занятия с игрушкой — доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности
| 5 мес.
|
Подолгу играет с подвешенными игрушками
| 5 мес.
|
Щупает, царапает, тянет, пищит игрушками, гремит погремушками, стучит, бросает
| 5, 5 мес.
|
Предпочитает играть с людьми, подражая их действиям
| 9 мес.
|
Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает
| 9, 5 мес.
|
Усвоение условных действий с игрушками и предметами
| 10 мес.
|
Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь
| 11 мес.
|
Играет с мячом
| 1г.
|
Строит простые структуры из блоков
| 1г. 1 мес.
|
Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками
| 1г. 2 мес.
|
Наблюдает за игрой других детей
| 1г. 2 мес.
|
Играет самостоятельно, если рядом взрослый
| 1г. 4 мес.
|
Начало функциональной игры
| 1г. 6 мес.
|
Любит тянуть, перетаскивать игрушки
| 1г. 9 мес.
|
Толкает «поезд», сделанный и нескольких кубиков
| 1г. 9 мес.
|
Предпочитает активные игрушки (поезд, теле< рон и т.п.)
| 2г.
|
Делает куличики
| 2г.
|
Собирает закручивающиеся игрушки
| 2г.
|
Собирает пирамидку по порядку
| 2г. 6 мес
|
Усвоение ролевого поведения и отношений
|
Появляются элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину, говорит по телефону)
| 2г. 6 мес.
|
Совместная сюжетная игра с другим ребенком
| 3г.
|
Игра с воображаемой действительностью
| 3г. 6 мес.
|
Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)
| 3г. 6 мес.
|
Сопровождает игру речью (озвучивает куклу)
| 4г.
|
В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия)
| 4г. 6 мес.
|
Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей
| 4г. 6 мес.
|
«Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни
| 4г. 6 мес.
|
Усвоение способов построения сюжета
|
Главное — опора на игрушки в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.)
| 5-6л.
|
Основа в игре — правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий
| 6-7л.
|