Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лабораторная работа № 2. Изучение статических и динамических характеристик системы автоматической стабилизации скорости вращения электродвигателя
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
l. ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучение статических и динамических характеристик системы автоматической стабилизации скорости вращения электродвигателя. Выявление влияния типовых обратных связей на характер переходных процессов.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. В установившемся режиме основным показателем работы системы стабилизации скорости вращения электропривода служит относительный перепад скорости при известном изменении момента статического сопротивления, т.е. жесткость или статизм статической характеристики системы. Требования к величине статизма возрастают с увеличением диапазона регулирования D=ω макс / ω -мин. Статизм замкнутой системы будет максимальным при минимальной скорости вращения: S макс = (Δ ω С/ω О макс)· D. В переходных режимах качество системы стабилизации определяется быстродействием, перерегулированием и числом колебаний при ограничениях по току, моменту или ускорению по задающему воздействию (напряжению питания якорной цепи при одно-зонном регулировании скорости) и по возмущающему воздействию (набросе и сбросе нагрузки).
To t | М Ммакс М Мс Δ М Δ Мс to tмакс t |
Рис. 1.
На рис.1 показан примерный вид кривых изменения скорости и момента двигателя при ударном приложении нагрузки. Наибольшее отклонение скорости от ее начального значения называют динамическим падением скорости (Δ ω дин), а отклонение скорости, соответствующее новому установившемуся режиму - статическим падением скорости (Δ ω с).
Отношение Δ ω дин / Δ ω с характеризует перерегулирование по скорости, отношение Δ М макс / Δ М с - перерегулирование по моменту, время t макс или t дин - быстродей-ствие системы управления электропривода.
В системах стабилизации скорости вращения двигателя постоянного тока параллельного действия, применяют жесткие обратные связи по напряжению преобразователя, току якорной цепи, скорости, гибкие обратные связи по скорости и другим переменным.
Для анализа в лабораторной работе принята система с отрицательной обратной связью по скорости и положительной (или отрицательной) связью по току нагрузки (рис.2).
Структурную схему этой системы получают с различной степенью детализации в зависимости от задачи исследований. Ниже рассмотрены основные варианты постановки задач.
~
Uз Uп Iя
Uy ОВ
М
± Uост ВА
- Uосс BR
Рис. 2.
Iяс
+Uост
Uз Uу Еп _ Uп _ ω
+ +
- Uocc
Рис. 3
2.1.Установившийся режим стабилизации скорости по цели якоря двигателя.
Структурная схема приведена на рис.3. Для получения жестких статических характеристик система применяют отрицательную обратную связь по скорости и положительную по току.
Этой схеме соответствует уравнение статической характеристики
(1)
Как следует из (1), при замыкании системы только отрицательной обратной связью по скорости (необходимо принять К т =0) жесткость статической характеристики повышается по сравнению с разомкнутой системой в (1 + К) раз, где К = Ку КпКдКс.
В системе с положительной обратной связью по току нагрузки (принять Кс=О) теоретически может, быть получена любая степень статизма привода. На практике необходимо иметь виду два явления:
- нелинейность регулировочной, характеристики преобразователя;
- нестабильность параметров электродвигателя, в частности зависимость сопротивления якорной, обмотки от температуры.
Эти явления вызывают отклонение действительных параметров настройки системы от расчетных, поэтому положительная обратная связь по току применяется как дополнительная к основной связи по скорости, когда с одной обратной связью по скорости не удается обеспечить необходимую жесткость статической характеристики.
+Uост Iяс
Uз Uу Еп _ Uп - ω
+ - +
Е
- Uocc
- Uост
Рис.4.
2.2 Динамика системы параллельного действия по задающему воздействию.
Структурная схема приведена на рис.4.
2.2.1 Система с отрицательной обратной связью по скорости.
Пусть усилитель и преобразователь являются безынерционными звеньями. Тогда передаточная функция системы по задающему воздействию:
(2)
Разделив числитель и знаменатель правой части формулы (2)
на (1 + Ку Кп Кд Кс) = (1 + К).
где К – коэффициент передачи разомкнутой системы.
получают
где - эквивалентная электромеханическая постоянная времени двигателя;
- эквивалентный коэффициент передачи преобразователя.
Из выражения (3) следует, что отрицательная обратная связь по скорости ухудшает демпфирование системы.
2.2. 2.Система с отрицательными обратными связями по скорости и току.
Для анализа данной системы методами ТАУ рекомендуется выполнить ее структурное преобразование, например так, как показано на рис. 5. где точка ввода сигнала обратной связи по току переклеена на выход преобразователя, а точка ввода сигнала внутренней обратной связи по э.д.с. - на вход усилителя.
Передаточная функция системы с двумя обратными связями по задающему воздействию:
(4)
двигателя при наличии обратных связей по скорости и току.
Из выражения (4) следует, что введение отрицательной обратной связи по току уменьшает колебательность система.
2.3.Динамика системы параллельного действия по возмущающему воздействию.
Ограничимся здесь напоминанием того, что при анализе системы по возмущающему воздействий методами ТАУ в качестве выходной переменной может рассматриваться как скорость вращения двигателя, так и движущий, момент (текущее значение тока якорной
цепи). Тогда для получения передаточной функции системы по возмущающему воздействию рекомендуется выполнить необходимые структурные преобразования.
Обозначения:
Rэ= Rп+ Rя | |||
Rэ1= Ку Кп Кт + Rэ | |||
3. ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ
Лабораторная работа проводится на универсальном стенде путем исследования модели системы стабилизации скорости вращения двигателя (рис.6).
Внимание! Звенья 7, 8, 9 стенда выполняющие роль датчиков напряжения преобразователя тока якорной цепи и скорости вращения, имеют регулируемые коэффициенты передач и от -10 до +10. Этим можно воспользоваться для формирования необходимого знака обратной связи.
4. ПРОГРАММА РАБОТЫ
4.1. Набрать на стенде схему модели двигателя (аналогичную работе № 1) и убедиться в её работоспособности, обращая внимание прежде всего на отсутствие ограничений выходных сигналов элементов. В дальнейшем параметры модели двигателя не изменять.
4.2. Добавить в схему звено 1 в режиме безынерционного звена, установить его коэффициент передачи по заданию преподавателя и снять статическую характеристику
разомкнутой системы. Отметить значение напряжения задания, при котором система переходит в нелинейный режим.
4.3. Настроить звено 8 для выполнения положительной обратной связи по току и звено 7 - отрицательной обратной связи по скорости.
4 4.Снять 2-З статические характеристики замкнутых систем при следующих видах обратных связей:
- отрицательной по скорости;
- положительной по току якоря,
изменяя и измеряя коэффициенты связей.
Внимание! При исследовании системы с положительной обратной связью по току необходимо прежде всего экспериментально подобрать такой коэффициент передачи датчика тока, при котором характеристика становится абсолютно жесткой. Две другие статические характеристики получить при меньшем и большем значений коэффициента передачи датчика.
4.5 Исследовать динамику системы по задающемуи возмущающему воздействиям при следующих видах обратных связей:
- отрицательной по скорости;
- отрицательной по скорости и положительной по току;
- отрицательных по скорости и току.
Вникание! Перестойте звено 8 для реализации отрицательной обратной связи.
4.6 Исследовать статические и динамические свойства системы с отрицательной обратной связью по скорости при пропорционально-интегральном регуляторе (звено 1).
Установить и в дальнейшем не изменять коэффициент передачи датчика скорости (звено 7). Выявить влияние коэффициента передачи и постоянной времени интегрирования ПИ – регулятора.
5. СОДЁРЖАНИЁ ОТЧЕТА
Отчет по лабораторной работе должен содержать:
- Цель работы;
- схему набора модели системы стабилизации скорости вращения;
- статические характеристики;
- графики переходных процессов;
- выводы.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
6.1. Выведите уравнения статической характеристики
- разомкнутой системы;
- замкнутой с отрицательной обратной связью по напряжению преобразователя.
Проанализируйте полученные уравнения.
6.2. В ТАУ различают понятия ошибки регулирования и сигнала ошибки регулирования по задающему и возмущающему воздействиям. Напишите уравнение связи ошибки регулирования и сигнала ошибки регулирования для системы с отрицательной обратной связью по скорости.
6.3. Каковы методы получения астатической системы стабилизации скорости?
6.4. Определите по экспериментальным данным коэффициенты передачи замкнутой системы по задающему и возмущающему воздействиям.
6.5. Как записывается в общем виде уравнение динамики системы с одним выходом и двумя входами?
6.6. Для чего в систему стабилизации скорости вводится гибкая обратная связь? В виде какого, типового звена она выполняется?
6.7. Как влияет коэффициент передачи разомкнутого контура или его составляющих на вид переходного процесса и устойчивость системы?
6.8. При каких допущениях двигатель постоянноготока имеет структурнуюсхему, приведенную на рис.3?
6.9. Как изменятся результаты экспериментов, если принять преобразователь инерционным звеном?
6.10. Как изменятся частота вращения и ток якорной цепи двигателя в статической и астатической системах стабилизации частоты вращения, если нарушена механическая связь тахогенератора с двигателем (рис.2)?
6.11. Статизм замкнутой системы стабилизации частоты вращения, определенный при номинальных значения Uз и Mс, равен 0, 04. Необходимо, чтобы статическая ошибка во всем диапазоне регулирования не превышала 15%. Выполняется ли это требование при диапазоне регулирования D=100?