Дифференциальная психология: основные понятия. Есть снижением числа степеней свободы в поведении сис- темы
есть снижением числа степеней свободы в поведении сис- темы. Ограничение диапазона индивидуальных проявлений связано с жесткостью детерминирующих закономернос- тей, ослабевающей по мере продвижения вверх по уров- ням иерархической организации индивидуальности чело- века (см. главу 10). Однако сила прогноза в этом случае обнаруживает тенденцию не к уменьшению, а, скорее, к увеличению, базируясь на оценке системы индивидуаль- ности в целом. С этой точки зрения представляется перс- пективной установка, производная от концепции интер- акционизма, включающей в качестве основных следую- щие положения (Cronbach, 1975; Magnusson & Endler, 1977;
0'Connor, 1992):
* индивидуальные различия в поведении постоянны в разнообразных ситуациях, при этом когнитивные перемен- ные рассматриваются как опосредующее звено между си- туацией и поведением субъекта;
* на основе сходства восприятия определенных ситуа- ций можно предсказать сходство поведения индивидуумов;
* перцептивно-когнитивные процессы отличаются избирательной чувствительностью к потребностям организма.
В отношении первого положения представляет интерес трансформация исследовательских установок известного психолога, профессора Колумбийского университета (New York, USA) Уолтера Мишеля, который от строго ситуа- ционистской позиции (Mishel, 1973) перешел к предпо- ложению, что личностные переменные обуславливают индивидуальные различия — обычно называемые стилями или стратегиями — на основе субъективной значимости для индивидуума внешних стимулов. В соответствии с тра- дициями интеракционистского подхода, концентрирую- щегося на анализе взаимодействия индивидуальных и си- туативных факторов, У.Мишель (Mishel, 1979; 1986) ана- лизирует это взаимодействие, опираясь не на психодина- мические концепты или черты, а на личностно-акценти- рованные (person-focused) переменные когнитивного пла- на, такие как:
* характеристики компетентности (competencies), вклю- чающие интеллект, развитие Я, социальные и личност-
общие ПРИНЦИПЫ...
ные достижения и навыки, социальную и когнитивную зрелость;
* кодирующие стратегии (encoding strategies), связан- ные с тем, как люди репрезентируют и символически ко- дируют информацию. Например, информацию: " На сле- дующей неделе будет контрольная работа", одни студен- ты воспримут как возможность продемонстрировать свои способности, а другие как повод для тревоги;
* ожидания (expectancies), проявляющиеся в трех фор- мах — последствия от выбранного нами способа поведе- ния; результат интерпретации стимула; оценка собствен- ной самодостаточности (что именно я могу выполнить ус- пешно, с чем могу справиться);
* субъективные ценности (subjective values), связанные с нашими предпочтениями и избирательностью, симпа- тиями и антипатиями;
* система саморегуляции и планирования (self-regulatory system), характеризующая способы, с помощью которых мы регулируем свое поведение в соответствии с намечен- ными целями и принятыми стандартами; а также наборы правил, которыми мы руководствуемся даже при отсут- ствии внешних ограничителей.
Отметим также, что одна из основных тенденций со- временной психологии — " индивидуальные различия vs влияние ситуации" (Zimbardo, Weber, 1997) — тесно свя- зана с проблемой психологических измерений.
|