Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что измеряетIQ?






Решение начать главу с обсуждения этого вопроса про-
диктовано самой логикой развития психологии способно-
стей, имеющей явно выраженный дифференциальный от-
тенок. В той или иной степени, еще задолго до появления
определения интеллектуального коэффициента (intelligence
quotient — IQ), понятие способностей было связано с ус-
тановлением человеческих различий. Российский мысли-
тель XVIII века А-Н.Радищев (1792/1952) в трактате " О
человеке, его смертности и бессмертии" высказывал сле-
дующую точку зрения на проблему способностей (кстати,
весьма близкую к взглядам французского писателя и ис-
следователя Дидро):

"... нет никого, кто бы не был убежден, что находится в

способностях каждого великое различие от другого. А кто об-

 


способности И ИНТЕЛЛЕКТ

ращается с детьми, тот ясно понимает, что поелику различ-
ны в людях темпераменты,... то и силы умственные должны
разнствовать в каждом человеке неминуемо" (с.65—66).

Для измерения искомой " человеческой разности" А.Би-
не и Т.Симон (Binet, Simon, 1905) создают в 1905 году
первую шкалу измерения интеллекта, баллы которой оз-
начали характерный для определенного возраста (от двух
до двенадцати лет) уровень развития одной из тридцати
отмеченных способностей (от сенсомоторной координа-
ции до конструирования предложений). Далее, в 1911 году
В.Штерн предлагает термин " психический возраст", свя-
зав эту переменную с хронологическим возрастом через
коэффициент интеллекта (Lamiell, 1996). Если шестилет-
ний ребенок успешно выполнял тесты соответствующие
его возрасту, его коэффициент был равен 7/7=1.00. Чуть
позже, в 1916 году, американский психолог Л.Термэн
{Тегтап, 1916), сотрудник Стэнфордского университета,
предлагает аббревиатуру IQ и шкалу измерения от нуля до
ста, и используемая с того времени в США версия теста
получила название Стэнфорд—Бине. Классическая форму-
ла, ставшая уже достоянием истории, приобретает свой
окончательный вид:

Психический возраст (ПВ)

IQ=

Хронологический возраст (ХВ)

Став почти мифом, концепция IQ, как представление
о некоем суммарном коэффициенте, отражающем уровень
развития общих способностей человека, прошла через всю
психологию XX века, отражая в своих интерпретациях не
только новые веяния в психологической науке, но и тен-
денции в общественно-политической жизни эпохи.

Надо отметить, что содержание используемых и по сей
день показателей IQ существенно отличается от интерпре-
таций, производных от первоначального замысла. Так, воз-
раст давно уже перестал быть основой для вычисления
суммарного коэффициента. Количество лет сменилось вы-
числением пропорции полученных экзаменующимся ре-
зультатов по сравнению с общим результатом в соответст-


 

координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


вующей группе. Структура, например, теста Стэнфорд—
Бине в четвертой редакции 1986 года базируется уже на
иерархической модели интеллекта (см. ниже). На верху пи-
рамиды, как и прежде, остается генеральный фактор ин-
теллекта g. Следующий уровень обозначается тремя основ-
ными группами тестируемых факторов, а два последую-
щих за ним уровня включают описание конкретно изме-
ряемых способностей и соответствующих тестовых зада-
ний (Thomdike, Hagen & Saltier, 1986):

1. " Выкристаллизовывающиеся" (связанные, сопряжен-
ные) способности, определяющиеся, по Р.Кэттеллу (Catfell,
1971), совокупностью знаний и интеллектуальных навыков
человека, приобретенных в ходе социализации. Сюда отно-
сятся, например, способность к вербальной логике (словар-
ный запас, понимание, соотношение значений) и к коли-
чественной (невербальной) логике — операции с числами и
сериями чисел, работа с уравнениями. Это общий интел-
лект, связанный с обучением в школе и вовлеченностью в
другие виды культурно обусловленной активности.

2. " Подвижно-аналитические" (текучие, свободные)
способности, определяющиеся (Cattell, 1971) той сторо-
ной онтогенетического развития, которая менее подвер-
жена влиянию культуры (то есть биологические, природ-
ные способности). Здесь выделяется группа заданий на аб-
страктно/визуальную логику — анализ образов, копиро-
вание и пр.

3. Характеристики кратковременной памяти — запоми-
нание предложений, изображений или названий объек-
тов, цифр, наборов букв и т.д.

Новая измеряющая уровень IQ батарея отличается не
только по структуре, но и по процедуре проведения. Осу-
ществляется многоэтапное тестирование, означающее, что
вначале экзаменатор дает пробные задания, чтобы обо-
значить тот уровень в каждом субтесте, с которого будет
проводиться тестирование данного испытуемого.

Вместе с тем многие авторы отмечают в качестве од-
ного из основных недостатков IQ то, что его измерения не
являются предикторами способности личности обучаться
навыкам, необходимым для повседневной жизни
(Baumeister, 1987; Howe, 1988).


способности И ИНТЕЛЛЕКТ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал