Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трансцендентальный перспективизм
Написать это назвaние без ошибки мне удалось не сразу, а спеллеру моему такие слова неведомы. Как мы помним, именно Аристотелевым бюстом был крепко бит по голове главный герой пелевинского бестселлера " Чапаев и Пустота". Материалистическая в своей сущности философия Аристотеля, поставившая во главу мироздания разум и провозгласившая наличие некой " объективной" реальности, не зависящей от сознания субъекта, надолго обрекла европейскую цивилизацию двигаться многотрудной дорогой научно-технического прогресса, позабыв о существовании иных путей и тропинок. Одной из попыток преодоления навязанных в свое время западному разуму границ объективизма (" границ своего Я" в конечном счете) служит теория, предложенная профессором философии и религии Вернером Кригштейном, которая и получила волей своего автора мудреное название - трансцендентальный перспективизм. Сам автор характеризует свою теорию как " шаманизм, ставший философией" или " философия глобальной деревни". За этими туманными формулировками кроется идея сочетания западного рационализма как метода рассудочного познания и восточного спиритуализма, как способа сосуществования понятий, несовместимых в обычном представлении. Нельзя сказать, чтобы подобные попытки не делались в прошлом, но задача универсального описания структуры нашего мира так и не была решена. Не отрицая важности эмпирического познания, Кригштейн исходит из мысли, что " ответы на вопросы вначале должны быть воображены". Было бы слишком опрометчиво, с моей стороны, пытаться пересказать в двух словах теорию, о которой автор написал несколько больших статей и книгу. Владея английским, вы сможете прочесть все сами на сервере Кригштейна. Может быть, теория Кригштейна, пытающаяся объединить заведомые противоположности, примирить материализм и идеализм и убрать противоречия духа и разума, покажется столь же наивной, как попытка изобретения вечного двигателя, решения задачи квадратуры круга или преодоления светового барьера. Но может статься, что задачи эти не имеют решения лишь в системе координат, нами (?) выбранной. Заключение ...И насколько живее жизнь человека, не верящего, но знающего, что соседний лес населен ведьмами и гномами, а на чердаке его дома живет привидение, чем жизнь обитателя пластмассового мира, уверенного, что за бетонной стеной его непомерно вздорожавшего жилища непрерывным потоком текут металлические жуки, вдыхающие чистый кислород, а выдыхающие свинцовые пары вперемешку с угарным газом. Чудовищ рождает не сон разума, а сон духа. И не рождает даже, а попросту позволяет им прийти. И всех нас слопать. Александр Шерман
|