Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решение задач 30 – 44.






 

Прежде чем приступить к решению задач данного типа, слушателю рекомендуется повторить по учебнику «Противопожарное водоснабжение» (авторы: А.А.Качалов, Ю.П.Воротынцев, А.В.Власов – М.: Стройиздат, 1985.) параграфы 33-34, 36-37.

Гидравлические расчеты насосно-рукавных систем сводятся к определению:

- напора у насоса;

- расхода воды из стволов;

- предельной длины рукавной линии.

 

Напор, развиваемый насосом (Нн) при заданном расходе можно выразить уравнением:

Нн = a – bQ2н (18)

где a – напор, развиваем насосом при нулевой подаче, м;

b - коэффициент, учитывающий конструктивные особенности насоса;

Qн - подача насоса, л/с.

Значения параметров a и b, входящих в характеристики некоторых типов насосов, установленных на пожарных автомобилях, приведены в приложении 4.

 

В насосно-рукавной системе различают три способа соединения рукавных линий:

- последовательное соединение;

- параллельное соединение;

- смешанное соединение.

При последовательном соединении напор на насосе рассчитывается по формуле: Нн = hр + Нст + zст (19)

где hр – линейные потери в рукавной линии, м

hр = nSpq2ст (20)

 

где n – количество рукавов в рукавной линии;

Sp – сопротивление одного стандартного рукава длиной 20 м (значения сопротивлений приведены в приложении 2);

qст – расход ствола, л/с;

Hст – свободный напор у ствола, м

 

Нст = Sнqст (21)

 

где Sн – сопротивление насадка (значения приведены в приложении 3);

zст – высота подъема ствола (разность геометрических отметок между насосом и стволом), м.

 

При смешанном соединении (наиболее часто встречающимся при тушении пожаров) напор на насосе можно определить как

Нн = hмл + Hp + zp (22)

 

где hмл – линейные потери в магистральной рукавной линии, м

hмл = nмлSpQ2мл (23)

 

где nмл – количество рукавов в магистральной линии;

Sp – сопротивление рукава длиной 20 м;

Qмл – количество воды, проходящей по магистральной линии, л/с;

Hp – напор на разветвлении, м

 

Нр = hрб + Нст + zст (24)

 

hрб – линейные потери в рабочей линии, м

hрб = nрбSpq2ст (25)

 

nрб – количество рукавов в рабочей линии;

Sp – сопротивление рукава длиной 20 м;

qcт – расход ствола, л/с;

Hст – свободный напор у ствола, м, определяется по формуле (16);

zст – высота подъема ствола (разность геометрических отметок между разветвлением и стволом), м;

zp – высота подъема разветвления (разность геометрических отметок между насосом и разветвлением), м.

 

В практических расчетах расходы из пожарных стволов определяются по формуле:

Qст = рÖ Нст (26)

 

где р – проводимость насадка;

Нст – напор на стволе, м.

Значения напора и расхода жидкости на пожарных стволах в зависимости от радиуса компактной части струи приведены в приложении 5.

Предельное расстояние по подаче огнетушащих веществ на тушение пожара от пожарного автомобиля lпр находится по формуле:

 

 

lпр = Нн – (Нст + zp + zст) × 20 (27)

SрQ2

где Нн – напор на насосе, м (если известна марка насоса мотопомпы или автомобиля напор на насосе определяется по формуле (18), в противном случае напор на насосе принимается равным Нн = 90 м).

 

Перекачка воды осуществляется тогда, когда фактическое расстояние от водоисточника превышает предельно возможное расстояние для данного автомобиля по подаче огнетушащих веществ lф > lпр.

 

Различают три способа перекачки:

- из насоса в насос;

- из насоса в бак автоцистерны;

- из насоса в промежуточную емкость.

 

Для обеспечения надежной работы системы необходимо в конце ступени перекачки иметь избыточный подпор в рукавной линии (hпод) равный: при первом способе – 10 м; при втором и третьем – не менее 2 м с учетом высоты расположения горловины бака автоцистерны или промежуточной емкости.

Число автонасосов NА (с учетом головного) при перекачке по одной рукавной линии определяется по формуле:

 

NА = h1рл + zм + 1 (28)

Нн - hпод

Число автонасосов NА (с учетом головного) при перекачке по двум параллельным рукавным линиям определяется по формуле:

 

NА = 0, 25h1рл + zм + 1 (29)

Нн - hпод

где h1рл – потери в рукавной линии от водоисточника до головного насоса, м;

hпод – подпор в рукавной лини в конце ступени перекачки, м;

zм – высота подъема местности (разность геометрических отметок между автомобилями, стоящими на водоисточнике и головным).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал