![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Решение задач 30 – 44.
Прежде чем приступить к решению задач данного типа, слушателю рекомендуется повторить по учебнику «Противопожарное водоснабжение» (авторы: А.А.Качалов, Ю.П.Воротынцев, А.В.Власов – М.: Стройиздат, 1985.) параграфы 33-34, 36-37. Гидравлические расчеты насосно-рукавных систем сводятся к определению: - напора у насоса; - расхода воды из стволов; - предельной длины рукавной линии.
Напор, развиваемый насосом (Нн) при заданном расходе можно выразить уравнением: Нн = a – bQ2н (18) где a – напор, развиваем насосом при нулевой подаче, м; b - коэффициент, учитывающий конструктивные особенности насоса; Qн - подача насоса, л/с. Значения параметров a и b, входящих в характеристики некоторых типов насосов, установленных на пожарных автомобилях, приведены в приложении 4.
В насосно-рукавной системе различают три способа соединения рукавных линий: - последовательное соединение; - параллельное соединение; - смешанное соединение. При последовательном соединении напор на насосе рассчитывается по формуле: Нн = hр + Нст + zст (19) где hр – линейные потери в рукавной линии, м hр = nSpq2ст (20)
где n – количество рукавов в рукавной линии; Sp – сопротивление одного стандартного рукава длиной 20 м (значения сопротивлений приведены в приложении 2); qст – расход ствола, л/с; Hст – свободный напор у ствола, м
Нст = Sнqст (21)
где Sн – сопротивление насадка (значения приведены в приложении 3); zст – высота подъема ствола (разность геометрических отметок между насосом и стволом), м.
При смешанном соединении (наиболее часто встречающимся при тушении пожаров) напор на насосе можно определить как Нн = hмл + Hp + zp (22)
где hмл – линейные потери в магистральной рукавной линии, м hмл = nмлSpQ2мл (23)
где nмл – количество рукавов в магистральной линии; Sp – сопротивление рукава длиной 20 м; Qмл – количество воды, проходящей по магистральной линии, л/с; Hp – напор на разветвлении, м
Нр = hрб + Нст + zст (24)
hрб – линейные потери в рабочей линии, м hрб = nрбSpq2ст (25)
nрб – количество рукавов в рабочей линии; Sp – сопротивление рукава длиной 20 м; qcт – расход ствола, л/с; Hст – свободный напор у ствола, м, определяется по формуле (16); zст – высота подъема ствола (разность геометрических отметок между разветвлением и стволом), м; zp – высота подъема разветвления (разность геометрических отметок между насосом и разветвлением), м.
В практических расчетах расходы из пожарных стволов определяются по формуле: Qст = рÖ Нст (26)
где р – проводимость насадка; Нст – напор на стволе, м. Значения напора и расхода жидкости на пожарных стволах в зависимости от радиуса компактной части струи приведены в приложении 5. Предельное расстояние по подаче огнетушащих веществ на тушение пожара от пожарного автомобиля lпр находится по формуле:
lпр = Нн – (Нст + zp + zст) × 20 (27) SрQ2 где Нн – напор на насосе, м (если известна марка насоса мотопомпы или автомобиля напор на насосе определяется по формуле (18), в противном случае напор на насосе принимается равным Нн = 90 м).
Перекачка воды осуществляется тогда, когда фактическое расстояние от водоисточника превышает предельно возможное расстояние для данного автомобиля по подаче огнетушащих веществ lф > lпр.
Различают три способа перекачки: - из насоса в насос; - из насоса в бак автоцистерны; - из насоса в промежуточную емкость.
Для обеспечения надежной работы системы необходимо в конце ступени перекачки иметь избыточный подпор в рукавной линии (hпод) равный: при первом способе – 10 м; при втором и третьем – не менее 2 м с учетом высоты расположения горловины бака автоцистерны или промежуточной емкости. Число автонасосов NА (с учетом головного) при перекачке по одной рукавной линии определяется по формуле:
NА = h1рл + zм + 1 (28) Нн - hпод Число автонасосов NА (с учетом головного) при перекачке по двум параллельным рукавным линиям определяется по формуле:
NА = 0, 25h1рл + zм + 1 (29) Нн - hпод где h1рл – потери в рукавной линии от водоисточника до головного насоса, м; hпод – подпор в рукавной лини в конце ступени перекачки, м; zм – высота подъема местности (разность геометрических отметок между автомобилями, стоящими на водоисточнике и головным).
|