Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т е м а 1. Явление и определение внимания.






1. Феномен внимания, его признаки.

2. Определение внимания.

3. Основные свойства внимания.

Т е м а 2. Функции и виды внимания.

1. Функции внимания.

2. Виды внимания.

Т е м а 3. Психологические теории внимания.

1. Эмоционально-моторная теория внимания Т.Рибо.

2. Внимание и установка (концепция Д.Н.Узнадзе).


 

3. Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я.Гальперин).

Т е м а 4. Развитие внимания.

1. Низшие и высшие формы внимания.

2. Этапы развития внимания у детей.

Темыдля рефератов

1. Внимание и его психологические свойства.

2. Физиологические основы внимания.

Темыдля самостоятельной исследовательской работы

1. Психологические теории внимания.

2. Развитие внимания.

ЛИТЕРАТУРА I

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Овладение вниманием: 205—239.)

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974. (История и современное состояние психологии внимания: 5—16. Развитие внимания: 17—32, 39-87.)

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М., 1987. (Виды внимания: 30—37, 69—80.)

Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 1975. (Внимание: 4—41.)

Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. (Сознание и внимание (В.Вундт): 3—25. Внимание (Э.Б.Титченер): 26—46. Внимание (У.Джемс): 50—65. Психология внимания (Т.Рибо): 66—102. Внимание (Н.Н.Ланге): 107—144. О теории и воспитании внимания (Н.Ф.Добрынин): 243—259. Установка у человека (Д.Н.Узнадзе): 260-270.)

II

Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). — М., 1968. (Теория установки Д.Н.Узнадзе: 224—239.)

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Внимание и сознательный контроль: 151183.)


Гальперин П.Я., Кабыльницкая СЛ. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974. (Внимание как самостоятельная деятельность: 3339, 87—94.)

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. — М., 1972. (Понятие о внимании: 5—11. Виды внимания: 16—27. Свойства внимания: 27—43. Возрастные особенности внимания: 44—77. Развитие внимания: 78—108, 148—159.)

Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. — 1975. — № 2.

Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М, 1980. (Проблема управления вниманием: 7—19. Индивидуальное и коллективное внимание. 26—41. Индивидуальные особенности внимания: 53—65.)

Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Внимание: 5—30.)

Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие внимания: 79—104.)

III

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 3. — Л., 1981. (Внимание и психологическое время: 271—285.)

Восприятие. Механизмы и модели. — М., 1974. (Внимание и восприятие речи: 3 7—46.)

Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 1980. (Внимание и его роль в механизмах памяти: 60—69.)

Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. (Теория установки Д.Н.Узнадзе: 278—286.)

Нейрофизиологические механизмы внимания, — М., 1979. (Внимание, сознание, сон, бодрствование: 15—50. Интеллектуальное и эмоциональное внимание: 157—186.)

Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л., 1983. (Изменение внимания при нервно-психическом напряжении: 48-55.)

Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. — Л., 1985. (Общие принципы функционирования систем избирательного внимания: 249—261.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. III. — М., 1970. (Уровни бодрствования и внимание: 97—146.)

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990. (Методические рекомендации для развития памяти, внимания, эмоциональной экспрессии и моторики у детей 47 лет: 45—51.)


Глава 9. ПАМЯТЬ

Краткое содержание

Общее представление о памяти. Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми. Определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Виды памяти и их особенности. Основания для классификации видов памяти. Деление памяти по времени хранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредствованная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения — замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в частности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти.

Индивидуальные различия памяти у людей. Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память (пример из работы А.РЛурия — память ГЛ.). Связь эйдетической памяти с воображением, ее значение для художественно-творческой деятельности. Слуховая память и сфера ее профессионального использования. Логическая память. Нарушения памяти при различных заболеваниях. Связь этих нарушений с общими изменениями личности больного. Эффект Зейгарник и его психологическое объяснение.

Теории и законы памяти. Основные, науки, занимающиеся памятью. Теории памяти в психологии. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по З.Фрейду. Деятельностная теория памяти: концепция Выготского-Леонтьева. Информационно-кибернетическая теория памяти. Основные факты из области психологических исследований памяти человека. Законы памяти. Явление реминисценции.

Формирование и развитие памяти. Основные изменения, которые в процессе развития происходят с памятью человека. Две линии развитияГ филогенетическая и онтогенетическая. Концепция развития памяти П.П.Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С.Выготского. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания у детей по А.Н.Леонтьеву. Роль речи в управлении развитием мнемических процессов. Структурная организация запоминаемого материала. Подбор и использование эффективных стимулов-средств для запоминания и припоминания. Другие приемы улучшения памяти. Воображение и память. Мысленные ассоциации и запоминание. Отрицательная роль интерференции при воспроизведении материала.


 

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»1.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у

х Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. — С. 302.


 

животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал