Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Мотив и мотивация.
1. Диспозиционная и ситуационная детерминация поведения. 2. Основные проблемы мотивациоиного объяснения поведения. 3. Понятия мотивации и диспозиции. 4. Главные диспозиционные переменные: мотив, потребность, цель. 5. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека. 6. Представление о сознательной и бессознательной мотивации. Т е м а2. Психологические теории мотивации. 1. История теоретических исследований мотивации: 2. Развитие теорий мотивации до второй половины XIX в. 3. Теория инстинктов у человека. 4. Теория потребностей. 5. Направления исследования мотивации в первой половине XX в. 6. Когнитивные теории мотивации. Т е м а3. Мотивация и деятельность. 1. Понятие и теория каузальной атрибуции. 2. Мотивация достижения успехов и избегания неудач. 3. Индивидуальные различия в деятельности людей, ориентированных на успех и неудачу. 4. Поведение людей с различной самооценкой способностей в случаях успехов и неудач. 5. Мотивация достижения и тревожность. 6. Мотивационное объяснение беспомощности. Т е м а 4. Мотивация и личность. 1. Самооценка и уровень притязаний как факторы мотивации. 2. Потребность в общении (аффилиация).
3. Мотивация власти. 4. Поведение людей с разными мотивами в различных социальных ситуациях. 5. Альтруизм, эмпатия и просоциалъное поведение. 6. Мотивация агрессивности и фрустрация. Темы для рефератов 1. Основные понятия из области психологических исследований мотивации. 2. Теории мотивации. 3. Психологические исследования мотивации достижения успехов. 4. Личностные корреляты мотивации. Темы для самостоятельной исследовательской работы 1. Классификация человеческих потребностей. 2. Современные когнитивные теории мотивации. 3. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов. 4. Мотивация агрессивного и просоциального поведения. ЛИТЕРАТУРА I Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990. (Понятие мотивации: 11 — 45. Механизмы развития мотивации человека: 46—82. Мотивация и эмоции: 82—216. Мотивация и личность: 217—284.) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Мотивы, эмоции и личность: 189—206.) Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1982. (Мотивация и стресс: 52—83.) Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. — М., 1987. (Опыт классификации потребностей человека: 43—60.) Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М., 1981. (Потребности как основа и движущая сила человеческого поведения: 143—160.) Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. V. — М., 1975. (Мотивация: 15—110.) Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. — Т. I. (Состояние исследований мотивации: 12 — 55. Основные направления исследований мотивации: 56—93. Мотивация и личность: 94— 122. Ситуационные детерминанты поведения; 123—178. Когнитивная теория мотивации: 179 — 242. Тревожность и мотив дости- жения: 243—288. Социальные мотивы — аффилиация и власть: 289 — 337. Просоциальные и антисоциальные мотивы. Мотивация помощи и агрессия; 338—405.) II Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976. (Мотивация: 6—39. Формирование личности и мотивации: 39—75, 135—143. Воспитание и мотивация: 144—155.) Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. — М., 1986. (Понятие уровня притязаний: 3—11. Уровень притязаний и личность: 31—40.) Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М., 1977. (Мотивация: 5—21.) Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. — М., 1986. (Мотивационные процессы в системе психического отражения: 3—16. Нужды и потребности: 48—78, 94— ПО. Мотивация и эмоции: 78—94. Инстинкты: 110—143.) Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Эмоции и потребности: 18—22.) Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М., 1990. (Тренинг мотивации: 122—179.) Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Мотивация: 73—81.) Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1964. (Мотивация поведения, Значимость, намерения и выполнение планов: 75—90. Инстинкты: 91—99.) Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л., 1983. (Ло-кус контроля личности: 43—89.) Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. (О потребностях как отношениях человека: 200—208. Проблема отношений человека и ее место в психологии: 209—230.) Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. (Мотивационная теория эмоций: 138—151.) Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. III. - М., 1970. (Потребности: 147 - 196.) Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. — Т. II. (Мотивация достижения: 5—59. Атрибуция каузальная: 60—187. Развитие мотивации и изменение мотивов: 270—339.) Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986. (Познавательная потребность: 32—41.)
Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. — 2-е изд. — М., 1974. (Фрейдизм и категория мотивации: 219—252.) III Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. — М., 1986. (Мотивация. Целеполагание: 11—31.) Брунер Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Мотивация и восприятие: 13-130.) Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984. (Понятие и процесс переживания: 16—30, 49—77. Фрустрация: 36—42. Конфликт: 42— 45. Кризис: 45—49.) Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981. (Мотивация учения: 5—26.) Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. — 2-е изд., доп. — М., 1989. (Противоборство мотиваций: 163—171. Управление поведением: 172—187.) Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. (Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241.) Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся. — Киев, 1984. (Строение мотивации учения и способы ее изучения: 17—29.) Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Мотивационная основа когнитивных процессов. Психофизиология: 112—126.) Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. — М., 1970. (Вопросы активации и мотивации: 116—138.) Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1964. (Двигательные умения и навыки: 100—115.) Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М, 1988. (Психосемантический подход к исследованию мотивации: 86—101.) Способности и склонности: Комплексные исследования. — М., 1989. (Дифференциальный подход к способностям и склонностям: 7—21.) Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. — Киев, 1987. (Понятие психологической защиты и ее функции: 12—47.) Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Глава 20. ОБЩЕНИЕ Краткое содержание Понятие и виды общения. Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Общность и рааличия содержания, целей и средств общения у человека и животных. Виды общения у человека и животных, их дифференциация по содержанию, целям и средствам. Непосредственное и опосредствованное общение. Биологическое, материальное, когнитивное и кондиционное общение. Деловое и личностное общение. Инструментальное и целевое общение. Вербальное и невербальное общение. Общение и деятельность как интеллектуально и личностно развивающие человека формы социальной активности, взаимно дополняющие друг друга. Роль общения в психическом развитии человека. Необходимость для человека повседневного общения с другими людьми для интеллектуального и нравственного развития. Особая роль раннего онтогенетического общения для последующего психического развития индивида. Значение различных видов общения: делового и личностного, материального и когнитивного, кондиционного и целевого, биологического и социального, непосредственного и опосредствованного, вербального и невербального — для разностороннего интеллектуального и личностного развития человека. Техника и приемы общения. Определение техники и приемов общения. Техника и приемы общения на начальном его этапе (преднастройка к общению, создание необходимого состояния у собеседника). Техника и приемы общения, применяемые в его процессе. Понятие обратной связи и механизмы ее действия. Коммуникативные способности. Возрастные особенности техники и приемов общения. Профессиональные особенности техники и приемов общения людей. Развитие общения. Филогенетические и онтогенетические аспекты развития общения. Эволюционное преобразование содержания, целей и средств общения, происходящее у животных. Появление невербальных средств общения, близких к человеку, у антропоидов. Начальный этап развития общения у человека. Становление и использование речи как средства общения. Совершенствование содержания, целей и средств общения по мере интеллектуального и личностного роста человека.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью, и он уже был рассмотрен в гл. 6. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы. У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому. Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио-и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля. 17. Р. С. Немов, книга 1
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете — оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности. По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных
живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.). Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях). Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми. Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. 17*
Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение — видом активности, главным образом формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение — в его интеллектуальном развитии. И деятельность, и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности. Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.
|