Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключи глазного доступа






Принятая в НЛП модель понимания и изменения поведения использует репрезентативные системы в качестве основных строительных блоков в здании субъективности. Эти системы описывают процесс, посредством которого мы понимаем мир, создаем его репрезентацию и оперируем им. Весь человеческий опыт является результатом внешнего и внутреннего восприятия сенсорных данных. Чтобы использовать это понимание, мы должны развить у себя способ­ность узнавать репрезентативные системы, использу­емые конкретным человеком. Удивительно, но мы можем делать это безошибочно! Мы опираемся на ключи, указывающие на происходящую репрезен­тативную деятельность. Затем мы можем просто привести в соответствие предикаты и достигнуть раппорта.

Кроме слов-предикатов мы можем использовать другие индикаторы текущей репрезентации. Мы мо­жем обратить внимание на ключи глазного доступа. Движения глаз указывают нам на репрезентативную систему, к которой человек получает доступ в данный момент. Бэндлер и Гриндер сделали это открытие на раннем этапе развития НЛП. Они обратили внима­ние на то, что когда они задают определенные во­просы в аудитории, люди, перед тем как ответить, смотрят в одном и том же направлении. На основе этих предварительных наблюдений Джон и Ричард разработали НЛП.

Как позднее отметил Вудсмолл (Woodsmall, 1990), они обнаружили, что «...осуществляемые людьми внутренние и внешние процессы коррелирования и с движениями глаз, и с предикатами». В книге «Структура магии, том I и II» (Bandler & Grinder, 1975/1976) Бэндлер и Гриндер описали теорию ре­презентативных систем, которая сейчас является основой НЛП. Однако первое описание паттернов глазного доступа появилось в их классической рабо­те «Из лягушек - в принцы* (Bandler & Grinder, 1979), публикация которой положила начало нынеш­ней популярности НЛП. Так как движения глаз пре­доставляют нам нужную информацию, мы можем ис­пользовать их для установления раппорта.

Ключи глазного доступа - движения глаз в определенных направлениях, указывающие на визуальное, аудиальное или кинестетическое мышление (обработку информации).

Переживаемые людьми внутренние и внеш­ние процессы коррелируют и с движениями глаз, и со словами-предикатами.

Вспомните, приходилось ли вам обращать внима­ние на движения глаз человека, когда он говорил или слушал. Эти движения глаз не случайны. Каждое движение глаз указывает на определенные процессы в нервной системе. Когда большинство правшей смотрят вверх и влево, они вспоминают увиденное ранее (визуальная обработка данных из памяти). Когда они смотрят вверх и вправо, они конструиру­ют образ, собирая вместе его части, которые они мог­ли никогда до этого не видеть.

Джон и Ричард обнаружили, что мы можем следить за латеральными движениями глаз человека и, таким образом, узнавать, когда человек передает визуальную, аудиальную и кинестетическую репрезентацию информации.

Движение глаз влево указывает на воспроизведе­ние по памяти слов. Движение глаз вправо указыва­ет на конструирование предложений. Если человек смотрит вниз и влево, он ведет внутренний диалог -обычно о важных ценностях и принципах. В данном случае наблюдается синестезия (комбинация, слия­ние) двух чувств человека: он говорит себе обозна­чающие чувства слова, касающиеся какого-то важно­го для него предмета. Когда человек смотрит вниз и вправо, он получает доступ к кинестетическим дан­ным (ощущения) и эмоциям. Взгляд перед собой ча­сто указывает на то, что человек создает картины; однако многие люди при этом ведут внутренний диалог.

Синестезия – «одновременное пережива­ние» сенсорного опыта в двух или более модаль­ностях, автоматическая связь одной репрезен­тативной системы с другой; например, синес­тезия V-К может предполагать восприятие слов или звуков как окрашенных в определенные цвета.

Движения глаз и направление взгляда не приво­дят к возникновению внутреннего опыта, а отражают обработку информации в нервной системе – ука­зывают на нее. Однако из-за того, что мозг и нервная система интерактивно функционируют как целост­ная система, сознательное управление латеральными движениями глаз может помочь стимулировать со­ответствующую репрезентативную систему. Таким образом, когда я смотрю вверх и влево, я стимули­рую ту часть мозга, которая хранит картины моего прошлого. Попросите члена вашей семьи вспомнить его первый велосипед и посмотрите за движением его глаз.

Вудсмолл (Woodsmall, 1990) написал следующее о научном обосновании ключей глазного доступа:

«Ученые обнаружили фундаментальный древ­ний механизм в глубинах мозга, который физио­логически связывает движения глаз и сенсорные воспоминания. Называемое " ретикулярной формацией", это плотное скопление нейронов явля­ется сенсорным фильтром мозга, оно принима­ет решение о том, какие сообщения являются достаточно важными для того, чтобы послать их в сознание для внимательного изучения.

Нервы, контролирующие движения глаза (глазодвигательный, блоковый и отводящий), кото­рые мы будем называть просто глазодвигательными нервами, берут начало в ретикулярной формации. Считается, что когда глаз инстинктив­но или преднамеренно движется к конкретному положению, ретикулярная формация активирует­ся и посылает в мозг импульс, стимулирующий конкретное сенсомоторное воспоминание».

На следующей схеме (рис. 1.2) показаны значения движений и положений глаз у большинства правшей. Как вы видите, на рисунке человек изображен лицом к вам, то есть с вашей точки зрения. Стрелки пока­зывают то, что вы видите, если смотрите прямо на него. На рис. 1.3 приведена та же информация в со­поставлении с лингвистическими ключами для каж­дой из репрезентативных систем.

Схема не относится ко всем без исключения людям. У левшей и людей с зеркальной лока­лизацией функций мозга могут наблюдаться обратные паттерны.

Верна ли схема для каждого человека? У левшей и людей с зеркальной локализацией функций при воспроизведении и конструировании будут наблю­даться обратные паттерны. У них визуальное и аудиальное воспроизведение происходит при взгляде вправо. Визуальное и аудиальное конструирование происходит при взгляде влево. Однако некоторые из них могут все же получать доступ к аудиально-дигитальной и кинестетической системам в соответствии со схемой, хотя и эти закономерности могут быть обратными.

Более того, у некоторых людей паттерны движе­ния глаз выражены не так сильно, как нарисовано на схеме. У них отмечаются более тонкие движения. В данном случае для того, чтобы заметить изменение положения глаз, нужно наблюдать гораздо внима­тельнее. Когда вы смотрите за глазами, внимательно слушайте слова-предикаты. Они дадут вам дополни­тельную информацию об обработке/репрезентации данного человека. Когда вы «составите карту» глазодвигательных паттернов какого-нибудь человека,

Его правая сторона

Рис. 1.2. Схема положений глаз (Young, 1999)

вы обнаружите, что он имеет склонность к их регу­лярному и последовательному использованию.

Какое отношение это имеет к раппорту? Непо­средственное. Когда глаза человека движутся вверх, вы можете с большой долей вероятности предполо­жить, что он рассматривает внутренние картины. Та­ким образом, если вы обратитесь к нему при помо­щи визуальных слов, вы окажетесь настроенным на него. В своих наблюдениях обратите внимание на то, что многие люди перед тем, как начать говорить, по­мещают глаза на «исходную позицию». При этом даже до того, как они начнут говорить, вы получите очень хороший шанс узнать репрезентативную сис­тему, которую они будут использовать!

Недавно я (Б. Б.) пытался установить раппорт с клиенткой. Ее глаза и лицо были направлены вниз и влево. Поэтому я спросил: «Раз уж вы думаете о том, о чем мы говорили, можно поинтересоваться, к како­му выводу вы склоняетесь? * Это высказывание так сильно соответствовало ее внутреннему состоянию, что позволило мне достичь продолжительного рап­порта и помогло ей осознать свой внутренний диалог.

Позаботьтесь о том, чтобы использовать этот ме­тод осмотрительно. Избегайте пристальных взгля­дов. Большинству людей не понравится, если вы нач­нете таращиться на них. Пока что для развития на­выка используйте телевизионные ток-шоу. Так как «глаза - зеркало души», мы теперь можем творчес­ки использовать эту идею для развития наших коммуникативных навыков.

Знание ключей глазного доступа может оказать нам еще большую помощь при установлении и под­держании раппорта, если мы будем использовать их с целью определить, когда можно говорить, а когда

Рис. 1.3. Лингвистические ключи доступа Янг (Young, 1999).

следует помолчать. Так как предикаты информиру­ют нас о том, какую систему использует и осознает человек, мы называем ее «ведущей системой».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал