![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тушение пожаров на станциях метрополитена.
Метрополитен - одна из наиболее сложных в оперативно-тактическом отношении организаций. Метро имеет разветвленную сеть подземных сооружений, различные технические устройства и большой парк подвижного состава. Основные сооружения метрополитена: станции и пристанционные сооружения; тоннели и притоннельные сооружения; электродепо. Основные вопросы организации и тактики тушения пожаров в метрополитене рассматриваются в межведомственных документах региональных управлений ФПС и метрополитена. Совместная инструкция (план, рекомендации) устанавливает основные направления взаимодействия сторон. Разрабатываются обязанности
дежурному по метрополитену (старшему поездному диспетчеру), где определяются их действия по принятию мер к сообщению о пожаре и его тушению. Противопожарная служба города немедленно направляет подразделения к месту пожара согласно расписанию выездов. Руководство тушением пожара и проведением аварийно-спасательных работ осуществляет работник метрополитена до прибытия пожарных подразделений. При прибытию на пожар старший оперативный начальник УФПС, получает информацию о пожаре от должностного лица метрополитена. Руководством метрополитена создается штаб, в состав которого входят: - начальник штаба (от метрополитена); - РТП - старший оперативный начальник ФПС; - работники служб метрополитена; представители других служб города. РТП подчиняется начальнику штаба, а подразделения пожарной охраны подчиняются только РТП, который согласовывает свои действия с начальником штаба. На каждую станцию метрополитена, а при необходимости на другие подземные и наземные сооружения, пожарной охраной УФПС совместно с метрополитеном разрабатываются планы пожаротушения. Первый раздел такого плана разрабатывает метрополитен, где отражает действие своих служб до прибытия пожарной охраны ФПС. Планы отрабатываются на совместных учениях. Тушение пожаров на метрополитене связано с необходимостью проведения эвакуации и спасения людей. Сложность обстановки на пожаре в метро заключается в следующем:
- наличие большого количества пассажиров; - наличие электросетей, находящихся под высоким - возможной паники среди пассажиров; - большая скорость задымления тоннелей и помещений станции; - сложность проведения разведки; - прокладка рукавных линий на большие расстояния с учетом сложности планировки и наличия подвижного состава. Основная надежда РТП должна быть на передвижные силы и средства, т. к. внутренний пожарный водопровод в метрополитене обеспечивает расход воды 17 л/с в течение 3, 5 часов. Основные пути прокладки линий и продвижения разведки в подплат, орменные помещения станции является: наземный вестибюль станции наклонный эскалаторный тоннель, распределительный зал станции подплатформенный коридор, помещение станции (рис. 12.7). Осо, енностью развертывания сил и средств в тоннелях, тупиках и пунктах отстоя и оборота подвижного состава является то что кроме Рис. 12.7. Схема развертывания подразделений в подплатформенные помещения станции глубокого заложения: 1-наземный вестибюль; 2-эскалаторный тоннель; 3-подлатформенные помещения; 4-подплатформенный коридор. наклонных эскалаторных тоннелей, необходимо прокладывать магистральные и рабочие линии значительной протяженности по путевым тоннелям.
76 5 Рис. 12.8. Схема развертывания сил и средств в пункте отстоя и оборота подвижного состава 1- подземный переход; 2-подземный вестибюль станции; 3-эскалатор; 4-распределительный зал станции; 5-путевые тоннели; 6-камеры съездов в тупик; 7-тупик станции Часто приходится проводить развертывание через ствол вентиляционной шахты. Вентиляционные шахты оборудуют лестницами с ограждениями и площадками через 3 м по высоте лестницы. Такой маршрут может быть использован при задымлении основного пути -эскалаторного туннеля. При приближении личного состава пожарной охраны к очагу пожара через вентиляционную шахту необходимо включить вентиляцию и создать воздушный поток попутного направления, т. е. включить вентиляцию шахты “на приток” (рис.12.9), стрелками показан маршрут развертывания сил и средств. Рис. 12.9. Схема станции метрополитена и прилегающих сооружений: 1 - наземный вестибюль; 2 - эскалаторный тоннель; 3 - станция; 4 - вентиля-ционный киоск; 5 - ствол вентиляционной шахты; 6 - тоннель 2-го пути; 7 - очаг пожара; стрелками показан маршрут боевого развертывания. Общими рекомендациями по прокладке рукавных линий при пожаре в метрополитене являются: прокладка магистральной линии в эскалаторном туннеле по балюстраде или ступеням эскалатора и закрепление ее (через 3–4 рукава) рукавными задержками к поручню, для чего поручень снимают с направляющей; прокладка рукавной линии в собранном виде с наращиванием ее со стороны вестибюля, при этом личный состав, прокладывающий линию, располагается по ее длине в местах расположения сомкнутых полугаек; установка разветвления в магистральной линии при входе на эскалатор и в зоне нижней сходной площадки при длине эскалатора более 100 м, установка дополнительного разветвления в его средней части; использование рукавов повышенной прочности при тушении пожара в станции глубокого заложения, а также создание резервов рукавов и размещение этого резерва в зоне нижней сходной площадки эскалатора. Воду в рукавную линию с поверхности земли на станцию глубокого заложения подают с учетом дополнительного статического напора за счет разности уровней. Поэтому рекомендуется понижать давление на автомобиле в соответствии с разностью высот, т. е. глубины заложения станции. Однако, учитывая сложность работы насосно-рукавных систем, при подаче воды в линию достаточно поддерживать давление в пределах 0, 2–0, 3 МПа (23 атм), а снижение давления целесообразней проводить на го–зонте станции за счет установки разветвления на нижней сходной площадке эскалатора. Открывают один вентиль разветвления и сливают воду через путевой лоток железнодорожных путей, по выходу ствольщиков на позиции вентиль постепенно перекрывают, достигая определенного давления на насадках стволов. Эти особенности необходимо учитывать также при подаче в подземные сооружения раствора пенообразователя. Существенно осложняет условия работы пожарных подразделений плотное задымление помещений станции, что вызывает необходимость привлечения большого количества сил и средств, длительного использования средств связи и освещения изолирующих противогазов с повышенным сроком защитного действия. Перед началом разведки в подземных сооружениях командир звена (отделения) должен ознакомиться с маршрутом следования и получить консультации у работников метрополитена, хорошо знающих планировку подземного сооружения. Для связи необходимо использовать местную телефонную связь, громкоговорящие установки, радиоустановки подвижного состава для связи локомотивной бригады с поездным диспетчером, радиостанции работают только на прямых участках на 200–250 м.
|