Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка к Причастию
Как уже говорилось, таинство Причащения не действует на человека безусловно, в силу совершённых священником священнодействий. Человек, принявший за литургией частицу Святых Даров, дар Святого Духа в такой мере, в которой его душа способна его принять. Бог не может насильно войти в сердце человека и поэтому необходимо готовить себя к Таинству. Для правильного причастия необходимы: искренняя вера, покаяние, чистая совесть, решимость бороться со своими недостатками и грехами, прощение и примирение с ближними, исповедь, душевный пост, телесный пост, особое молитвенное правило. Вера. Мы должны не просто верить в Бога и во Христа. “Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут” - пишет в своем послании Святой апостол Иаков (гл. 2, ст. 19). Вера есть особое состояние духа человеческого, ищущего правды Божией в своей жизни, а не просто умственное признание бытия Божия (на такую “веру” способны, оказывается, даже бесы). Настоящая вера обязательно проявляет себя в жизни человека. Как человек верует, так и живет. Если кто-то говорит, что верует во Христа, а живет нечестиво - то этим обличается слабость и поверхностность его веры. Кроме того, необходимо верить и в само таинство Причастия, а для этого необходимо стараться больше узнать о нем. Покаяние. Многие считают покаяние каким-то внешним актом, ограничавая его исповедью. О исповеди речь уже шла. Покаяние же, как и вера, - состояние духа человеческого. Человек может пребывать в вере и покаянии, а может пребывать в неверии и жестосердии21. Покаяние - необходимое условие правильной духовной жизни. Оно основано на реальном в и дении человеком своего бедственного духовного состояния. Все мы не видим на самом деле той погибели, в которой находится каждый человек и от которой пришел избавить людей Христос. Чем серьезнее человек начинает жить духовной жизнью, чем больше он усиливается исполнять заповеди Господни, чем больше трудится над очищением своего сердца, тем больше ему открывается пропасть душевной немощи, в которую ниспало человечество, отпав от Бога в лице праотца Адама. Величайшие святые, проводившие строгую аскетическую жизнь, достигавшие святости и получавшие от Бога высочайшие духовные дарования, при всем этом получали наиболее полное в и дение поврежденности человеческой природы. Они называли себя первыми грешниками на земле, но не потому, что действительно грешили, а потому, что лучше других видели, насколько сильно действует грех в душе каждого человека. Покаяние есть в и дение своей греховности, соединенное со смиренным признанием своей немощи и неспособности преодолеть ее собственными силами. Кающийся непрестанно обращается к Богу с прошением о помощи и спасении. Отсутствие покаяния познается по невидению своих грехов, нежеланию признать себя виноватым в своих недостатках, оправданию себя во всех ситуациях жизни и по осуждению окружающих. Чистая совесть приобретается покаянием и искренней исповедью. Когда человек делает все возможное, чтобы не грешить, а в невольных согрешениях раскаивается в душе перед Богом и чистосердечно исповедуется в таинстве Исповеди в присутствии священника, тогда он постепенно приобретает чистую совесть. О совести Господь учил в одной Своей притче: “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье...”. (Евангелие от Матфея гл.5; ст.25) Это означает по толкованию Святых отцов Церкви: “Имей мир со своей совестью на пути своей земной жизни, иначе она осудит тебя на Страшном Суде Божием”. Приступать к причастию можно только очистив совесть на исповеди от всех осознанных грехов. Тот, кто причащается утаивая грехи - причащается во осуждение. Решимость бороться с грехом - признак истинного покаяния. Если человек кается в грехах, не положив в своем сердце твердого намерения всеми силами бороться с ними (а если были грехи смертные, то обязательно не допускать их в будущем), то это значит, что покаяние его неискреннее. В свою очередь Бог не даст сил бороться с грехом тому, кто на это не решился. Мир со всеми - необходимое условие для приступающих к причастию. Это заповедь Самого Господа: “...если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Евангелие от Матфея гл.5, ст.23-24). Господь сказал, что Он прощает нас в той мере, в какой мы прощаем ближних, и осуждает в той мере, в какой мы их осуждаем: “...каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Евангелие от Матфея гл. 7, ст.2). Душевный пост состоит в воздержании души от всяческого суетного и страстного времяпровождения в период подготовки к Причастию. Необходимо тщательно хранить органы чувств от греховных и пустых впечатлений. Воздержаться от просмотра телевизора, различных игр, излишних разговоров, увеселений, бесцельного посещения магазинов, знакомых и т.д. Спокойный труд, чтение душеполезных книг и молитва - лучшие занятия накануне Причастия. Телесный пост нужен, как и душевный, для приведения духа человеческого в мирное, спокойное состояние. Сам по себе пост, не подчиненный этой цели, превращается в диету, утрачивает свой духовный смысл. Душа и тело тесно связаны друг с другом, они влияют друг на друга. Современный пост представляет собой воздержание от скоромной (мясной и молочной) пищи в течение трех дней перед Причастием. Для больных, беременных женщин и детей (до 7 лет) он не обязателен. Вообще вопрос поста должен решаться в индивидуальном порядке священником, как и многие другие вопросы. К телесному посту относится воздержание супругов от совместной жизни в течении трех дней перед причастием и дня после. Причастники должны приходить в храм строго натощак (ничего не есть и не пить с полуночи до самого Причастия) за исключением детей до трех лет включительно.
|