Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Огонек - анализ дня






День, не завершившийся " огоньком", можно выбрасывать на свалку!

Педагогический смысл " огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

" Огонек" - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На " огоньке" идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

" Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Для вечернего " огонька" существуют правила:

1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к " огоньку".

2) Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3) Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):

" Когда говорит один - все молчат"

" Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"

" Закон свободного микрофона"

" Все сказанное на " огоньке" не должно " выноситься" за его пределы"

" Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют"

" Через центр круга переходить нельзя".

" Огонек" проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни.

Основной, самый главный элемент " огонька" - анализ прожитого дня. Рассмотрим наиболее распространенную форму " огонька" -анализа

 

quot; Огонек" - анализ дня

 

После того как к костру (свече) в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).

Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:

· Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?

· Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

· Что было не очень хорошо и даже плохо?

· Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.

Дети делятся на " разговорившихся" и " неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго " огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний " огонек" песней из серии " День закончен, спать пора" и " сонной" речёвкой.

Хороший " огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо.

Очень важно помнить, что " огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении " огоньков".

1) Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить " кирпичи" из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

2) Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

3) Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.

4) " Шляпа". Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.

5) " Ромашка", " Листочки". Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.

6) " Ниточки". Перед началом " огонька" детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

7) " Дерево".

- В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего " огонька" на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.

- Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня.

8) " Конверт откровений". На предложенных листочках бумаги до начала " огонька" дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.

Уже отмечалось, что анализ прожитого дня - один из основных элементов вечернего " огонька", но вечерний " огонек" - это не только анализ. Рассмотрим еще несколько возможных форм проведения вечерних " огоньков".

 

“Расскажи мне о себе”

 

Это форма традиционного " огонька" -знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д.

При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на " огоньке" используется некий символ, “эстафетная палочка”, которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете – “эстафетной палочке” – почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш – все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на " огоньке" продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает " огонек" более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход " огонька".

В большинстве своем классический вариант " огонька" -знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:

- дети не адаптированы к новой ситуации;

- дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, рассказать о себе всему отряду, да еще так, чтобы это было интересно;

- внимание рассеяно, т.к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня дети слишком устают и морально и физически для восприятия еще одного блока достаточно серьезной информации.

Чтобы избежать сухости и формализма на этом первом и самом важном отрядном деле, знакомство лучше всего проводить в течение всего дня. Ведь мы знакомимся не только между собой, но и знакомимся с лагерем, с его территорией, традициями, с его персоналом, вожатыми, с тем, чем мы будем заниматься в течение всей смены. Это знакомство не стоит проводить в виде лекции. Лучше использовать различные формы, например: экскурсия-знакомство с лагерем, пресс-конференция с вожатыми, игра-знакомство " Разведай, выясни, сообщи" и т.д.

Такое знакомство способствует реализации основной потребности ребенка в первые дни - информационному поиску. Чем больше вопросов детей найдут ответы, тем скорее пройдет адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Таким образом, познакомив детей в течение дня, на " огоньке" знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой - отрядными вожатыми, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно внести в ход огонька романтическую нотку, которая позволит положить начало развитию чутких, доброжелательных межличностных отношений в отряде.

Очень хорошо, если вожатый, анализируя первый прожитый отрядом день, заведет разговор о зарождающемся отряде, о том, что первый день показал насколько все собравшиеся - интересные личности, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены.

Не надо забывать, что, конечно же, в вашем отряде есть ребята, готовые к разговору с первого дня. Выберите момент и предоставьте им слово. Сделайте это тактично, не задевая чувств других членов отряда.

Не забывайте о том, что " огонек" - это не монолог вожатых. Обеспечьте включенность каждого, помня о том, что есть позиция не только активного участника, но и активного наблюдателя и слушателя. Возможно в рамках " огонька" проведение какой-нибудь игры или тренинга на общение.

Очень хорошо, если на " огоньке" знакомства вы найдете место хорошей песне.

 

" Расскажи мне обо мне"

 

Это традиционная форма последнего, прощального " огонька" в отряде. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать " свободный микрофон". Тот, у кого находится " свободный микрофон", называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе.

В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде (или другому символу), на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.

Этот " огонек" должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот " огонек" превратился в перечисление всевозможных обид. На нем должны быть сказаны все самые теплые, самые ВАЖНЫЕ и НУЖНЫЕ слова. Так же недопустимо, чтобы этот " огонек" стал массовой истерией, предвещающей отъезд, расставание и т.д. Пусть на этом " огоньке" будет не только обнажение душ. Напомните ребятам все самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом. Вспомните лучшие номера, самые любимые песни. Заготовьте ребятам памятные сувениры от вожатых. Не сомневайтесь, это будет самым приятным подарком для них. Дайте ребятам время, чтобы они написали вам " прощальные письма". Это неплохая диагностика, хоть и основана она на эмоциях, а не на логике. Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации. Пусть сюрпризная группа подготовит внутри отрядное награждение по номинациям, придумает каждому на память стихи-посвящения. Если вы живете в корпусе несколькими отрядами, сходите к ним в гости. Пусть для ребят это будет неожиданностью. Но такой поход надо подготовить. Это дело вожатых. Договоритесь, как будет проходить встреча, что вы будете на ней делать. Пусть этот " огонек" продлится дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог, и отвечаете за жизнь и здоровье детей).

Тематический " огонек"

Проведение такого " огонька" необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех. На таких " огоньках" можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь.

Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический " огонек" крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно.

Не забудьте, что слова, сказанные на таком " огоньке", не должны остаться только словами - у " огонька" должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своем мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал