Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Следующий этап подготовки отряда. Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день
Огоньки Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Педагогический смысл свечи - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора. Свеча - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла. Первую свечу проводят педагоги. Обращайте внимание на детей во время свечи - это ваша первая диагностика! К концу смены, если вы хорошо постараетесь, дети полюбят свечу и будут особенно тщательно готовиться к ним.
Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре. Как создать соответствующий настрой: пение песни, прослушивание песни, стих, легенда. 9) Дети и вожатые должны выполнять законы:
Подготовка к " огоньку" включает в себя: - личная подготовка вожатого; - подготовка отряда; Прежде всего, вожатый ставит перед собой вопрос: " Что я хочу от сегодняшнего " огонька"? Чему научит сегодняшний " огонек" моих ребят? Следующий этап - " Какова будет основная идея сегодняшнего " огонька"? После этого вожатый спрашивает себя: " Каково мое собственное отношение к данному делу, поступку... Чем я буду аргументировать. Только сформулировав свою собственную позицию, вожатый переходит к разработке чисто технической части " огонька" " Кому я сегодня задам вопросы"? Какие? На кого сегодня буду опираться? и т.п./ На " огоньке" вожатый может смело пользоваться дневником или записной книжкой, заглядывая туда, цитируя и т.д. Из опыта известно, что дети всегда правильно это понимают, это создает рабочий настрой, помогает вожатому избежать общих фраз и безадресных высказываний, ибо никакое глубокомыслие или остроумие не могут возместить незнание фактов. " Огонек" - это акт общения взрослого /вожатого/ и детского коллектива. Это момент, когда наиболее прямо, непосредственно и очевидно происходит передача социального опыта взрослого детям. А коль скоро передача социального опыта есть содержательная сущность воспитательного процесса вообще, то в проведении " огонька", как в зеркале, отразится мировоззрение, установки и общая направленность личности вожатого. Если у вожатого есть потребность в осмыслении жизни, если он умеет это делать, то он сумеет научить этому отряд, передать ему навык анализа, воспитать потребность в этом. Следующий этап подготовки отряда. Готовит отряд к " огоньку" вожатый весь день. В точение дня вожатый тактично, как бы невзначай, говорит, обращаясь то к одному то к другому ребенку: видишь - это новое и интересное - скажи об этом на " огоньке", ладно? А то я забуду, или еще что, а у тебя хорошо получится, договорились? Если к вожатому обращается с жалобой или предложением кто-либо, то он (если позволяет ситуация) отвечает: " Хорошо, я согласен с тобой, но давай это обсудим на " огоньке" или " Мне это тоже не нравиться, но скажи-ка, ты сегодня об этом на " огоньке", ладна? Результат не замедлит сказаться. Дети начнут видеть мир, рассуждать иногда вслух: " А. я, вот об этом скажу сегодня на " огоньке".
Виды: 1. Знакомства 2. Конфликтный 3. Тематический 4. Анализа 5. Адаптации Дальше перед описанием огонька будет пометка в какой период смены его лучше проводить 1 этап- орг.период. 2 этап- основной период, 3 этап- закл. период ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА Рассказ-эстафета жетоны Вожатый перед огоньком нарезает из цв. бумаги различные фигурки, складывает их в оформленный конверт/шапку. На огоньке ребятам предлагается вытащить по желанию какое-то кол-во жетонов. Дальше вожатый объявляет: «У кого сколько жетонов, тот столько фактов и рассказывает о себе» Пакет откровений Музей любимых вещей Этот огонек можно проводить в 2-х вариантах: А- Вожатый заранее приготавливает вещи и раскладывает их вокруг свечи, ребенок по желанию берет из общей кучи 1-3 вещи и рассказывает, почему он ассоциирует эти вещи с собой. Б- дети сами на огонек приносят свои вещи. Гороскоп Фонарщик Памятный день. ОГОНЬКИ - ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ) Предназначены для решения каких-то проблем в отряде, проводится без свечи, чтоб ребята видели выражения глаз и лица друг друга Письмо другу Письмо-2 Вожатый просит отряд заранее написать о волнующих их проблемах, но не от собственного лица, а от лица знаменитости(телеведущий, певец, политик и т.д.) Дальше вожатый собирает эти письма и редактирует. Будьте готовы к тому, что дети не напишут письма, тогда вам необходимо иметь свои заготовки, помните, что письма должны отражать реальные проблемы отряда, а не просто взятые со стороны. На огоньке ребята по желанию читают письма и высказываются по проблеме, обсуждая ее. Вожатый подводит итог Разговор в темноте Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии. Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень. ТЕМАТИЧЕСКИЕ Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например -- огонек о любви и дружбе.(не забываем использование стихов, песен и различных легенд). Возможно использование пакета откровений и т.д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации. Виды тем. огоньков: Дружба Любовь Зож(профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании) Мечта счастье Добро(Легенда об Иешуа Га Ноцри) Белая ворона огонек страшных историй, легенд ОГОНЬКИ АНАЛИЗА Подводят итоги дня, могут проходить как со свечей, так и без Огонек оргпериода Для наглядности в этом огоньке можно использовать карту(ватман делиться на несколько секторов, в каждом из которых пишется тезис: восторг, спасибо, хочу сказать, мне не понравилось, тудно было и т.д.) Ребенок кидает кубик или монетку, куда попадет, о том и рассказыает. Можно давать несколько попыток. Вожатый может по ходу вписывать наиболее интересные высказывания в карту У/О любой. Цепочка 2 этап. Таким же образом можно составить легенду о своем отряде Машина времени Отряд для меня Свечка (анализ дня) ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ Это прощальный огонек, проводится после «Закрытия». Помогает ребятам лучше пережить расставание, настроится на новую жизнь вне лагеря Живой уголек Расскажи мне о себе
|