Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сердечный огонёк

Нежные слова

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы всё рже вспоминаем

Светлые и нежные слова.

Словно в эру плазмы и нейтронов,

В гордый век космических высот

Нежные слова, как граммофоны,

Отжили и списаны в расход.

Только мы здесь, видимо, слукавили

Или что-то около того:

Вот слова же бранные оставили

Сберегли ведь все до одного!

Что для нас лимон без аромата?

Витамин, не более того.

Что такое небо без заката?

Что без песен птица?! Ничего!

Пусть слова сверкают золотинками,

И не год, не два, а целый век!

Человек не может жить инстинктами,

Человек на то и человек!

И уж, коль действительно хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите

Самые хорошие слова!

 

В конце огонька каждому ребёнку на спину крепится лист бумаги с именем ребёнка, выдаётся авторучка. В течение 15-20 минут под красивую, лёгкую музыку все пишут слова благодарности на листах, прикреплённых к спинам. Листы можно снять и прочитать только после окончания огонька.

Эти листы можно увести с собой домой на память о смене, о ребятах.

Главное, настроить ребят на позитивное настроение, даже если отряд и смена получились не «идеальными», всегда можно придумать, за что хочется сказать «спасибо».

 

Спасибо:

1. За отзывчивость

2. За понимание

3. За доброту

4. За хорошее настроение

5. За заботу

6. За активность

7. За умение красиво петь

8. За потрясающее чувство юмора

9. За хорошие советы

10. За искренность

11. За то, что ты угостила меня сладкой шоколадкой

12. За то, что ты такой, какой есть

13. За откровенную и красивую улыбку

14. За то, что ты умеешь веселиться и веселить других

15. За то, что ты самый классный спортсмен

16. За то, что благодаря тебе наш отряд побеждал в соревнованиях и мероприятиях

17. За то, что ты была рядом, когда мне было грустно и одиноко

18. За то, что ты был в нашем лагере и в нашем отряде.


Сердечный огонёк

 

Задача: Сказать каждому ребёнку тёплые слова благодарности, подарить друг другу частичку своего сердца.

 

Предлагаемый период смены: основной, заключительный

Необходимый реквизит: свечка, символ огонька, сердечки, авторучки.

Вожатый заранее готовит сердечки по количеству человек в отряде. Каждому ребёнку на огоньке выдаёт сердечко и ручку. Просит написать на сердечке несколько слов – пожеланий. А затем каждый ребёнок по кругу вручает сердечко кому-нибудь, и говорит, за что он вручил сердечко.

Необходимо сделать так, чтобы сердечко было вручено каждому ребёнку. Для этого можно придумать условие: сердечко вручается только тому человеку, которому еще не было вручено. Это не обязательно делать по кругу, можно передавать в хаотичном порядке.

Другой вариант: дети вручают сердечки по желанию, а тем, кто остался без сердечка, их дарит вожатый, для этого вожатому необходимо заранее подготовить сердечки с универсальным текстом. Пример:

· «Я хочу подарить частичку своего сердца, а точнее вот это сердечко, с надписью «Сердечному другу» человеку, который стал для меня на этой смене настоящим другом, я искренне надеюсь на то, что мы обязательно встретимся еще не раз».

· «Своё сердечко я хочу вручить человеку с богатым внутренним миром, кто радовал меня своим присутствием на смене и с надеждой на то, что мы будем переписываться, созваниваться, общаться».

· «Тепло своей души и своего сердца я с удовольствием вручаю человеку, с прекрасным именем, с добрым сердцем и великолепным внутренним миром».

· «Я хочу, чтобы моё сердечко увёз с собой домой, помнил обо мне, о смене, о каждом присутствующем здесь …….»

· «Есть очень красивые слова из песни «Сердце как хорошо, что ты такое, спасибо, сердце, что ты умеешь так любить» моё сердце покорил человек, с добрыми глазами, очаровательной улыбкой…»

В конце огонька можно определить «сердцееда» - человека, которому было подарено наибольшее количество сердечек.

 


Огонёк «Фотоаппарат»

Задача: Предложить каждому ребёнку проанализировать прожитые дни и зафиксировать в памяти наиболее приятные моменты, события смены.

Предлагаемый период смены: основной период, заключительный период смены.

 

Необходимый реквизит: свечка, фотоаппарат, интересные фотографии.

Вожатый: «У меня в руках фотоаппарат, я путешествую с ним уже несколько лет. Я фотографирую красивые места, пейзажи, природу, красивые здания, любимых и дорогих для меня людей, друзей. Вообще, фотоаппарат, такая удивительная вещь, которая может зафиксировать доли секунды определенного жизненного этапа: приятного, радостного, романтического, грустного, печального, необычного, счастливого, жизненно важного и много других моментов.

Далее можно показать небольшое количество интересных фотографий, рассказать, где и при каких обстоятельствах были сделаны эти снимки. Если есть возможность хорошо было бы показать фотографии со смены, сделанные какое-то время назад или фотографии с прошлых смен.

Далее вожатый просит представить, что у каждого ребёнка есть возможность вернуться в любой момент сегодняшнего дня, либо в любой момент смены и сфотографировать то мгновение, которое было наиболее интересное, приятное. И, наоборот, «засветить» те кадры на плёнке, которые не хочется вспоминать, хочется побыстрее забыть, вычеркнуть из памяти.

Ребята по кругу передают фотоаппарат и говорят, какие бы кадры прожитого дня они хотели сфотографировать, а какие засветить и почему. Вожатому необходимо корректировать разговор таким образом, чтобы дети не просто называли моменты, но и поясняли.

В конце огонька необходимо подвести итог и сделать вывод о том, что необходимо ценить каждое мгновение в своей жизни и постараться сделать так, чтобы в жизни было как можно меньше «засвеченных», «негативных» кадров, чтобы фотографии вашей жизни были яркими, красочными, разнообразными и неповторимыми.

 

 


Огонёк «Фильм»

Задача: П роанализировать прожитый день, либо прожитые дни смены или определённый период своей жизни, поделиться об этом с друзьями.

Предлагаемый период смены: основной, заключительный период смены.

 

Необходимый реквизит: свечка, символ огонька, листочки «с ролями», авторучки.

Форма проведения данного огонька напоминает огонёк «Фотоаппарат». Она наиболее интересна, если в отряде собрались дети и подростки, которые любят разговаривать, рассуждать, делиться чем-то сокровенным.

В начале огонька интересно посмотреть видеозапись (видеофильм) прожитой смены, либо фрагмент интересного фильма, что задаст определённый настрой на разговор.

Детям предлагается представить себя режиссёрами – монтажёрами. Прожитый день (либо прожитая смена) это кинолента. Ребёнок может какие-либо кусочки дня вырезать, т.е. то, что ему не понравилось, какие-то моменты повторить и т.д. и всё, что получилось мысленно, попробовать произнести вслух. Можно пофантазировать на тему, чтобы хотел изменить в фильме, какие события добавить.

Ребятам предлагается пофантазировать на тему 2-й серии, а точнее, представить, что хотели бы увидеть через год, и самое главное, кого из главных героев (ребят из отряда) непременно бы пригласили сняться в этой серии и почему. Можно подумать и распределить так называемые роли, причем вожатый предлагает свои списки на роли, но и не отвергает предложения детей.

Список ролей 2-й серии «Встретимся через год»:

1. Душа отряда_________________________

2. Юмор отряда_________________________

3. Мозг отряда__________________________

4. Совесть отряда _______________________

5. Улыбка отряда _______________________

6. Активист отряда ______________________

7. Обаяние отряда _______________________

8. Неординарность отряда ________________

9. Сила отряда __________________________

10. Оригинальность отряда ________________

Огонёк «комплиментов»

Задача: Заметить и отметить положительные качества каждого члена отряда, суметь самому похвалить себя.

Предлагаемый период смены: основной, заключительный период смены.

 

Необходимый реквизит: свечка, символ огонька

.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это всё любви счастливые моменты.

Б.Окуджава

Вожатый начинает огонёк, обращая внимание на то, что каждый человек в отряде уникален и неповторим. Каждого из присутствующих есть за что похвалить, за что отметить. Нельзя скупиться на тёплые, добрые слова. Как говорится «Доброе слово и кошке приятно», а тем более человеку, с которым ты находишься в одном отряде.

Но всё дело в том, что всегда легче и проще хвалить кого-то. Себя принято критиковать, ругать, не стыдиться своих отрицательных качеств, обещая бороться с ними. Между тем себя нужно любить. Говорят «Если ты будешь любить себя, то и другие тоже будут тебя любить и уважать». Вожатый на огоньке комплиментов не призывает всех стать самовлюблёнными эгоистами, вожатый предлагает назвать положительные качества свои и соседа. Огонёк проходит в форме игры и начинает эту игру один вожатый, заканчивает другой. Все сидят по кругу и по очереди обращаются друг к другу:

Нина: Маша, я знаю, что ты очень красивая и остроумная девушка.

Маша: Да, я знаю, что я очень красивая и остроумная девушка, а еще я умная и начитанная.

Маша: Витя, я знаю, что ты сильный и надёжный человек.

Витя: Да, я знаю, что я очень сильный и надёжный человек, а еще я очень добрый и порядочный.

Витя: Сергей, я знаю, что ты настоящий друг и здорово играешь на гитаре…

Задача вожатого внимательно следить за ходом игры, помогать говорить комплименты, поддерживать ребят добрым словом.

Огонёк «Я никогда не…»

 

Задача: Предложить детям подумать на тему «Чего ты никогда не делал (пробовал, бывал, ел) в жизни, но хотел бы этого.

 

Предлагаемый период смены: Организационный, основной, заключительный период смены.

 

Необходимый реквизит: свечка, символ огонька.

Как правило, знакомясь друг с другом, что-то рассказывая о себе, мы говорим, чем занимаемся, где бывали, что любим. Форма предложенного огонька, на первый взгляд, прямо противоположная, потому что каждый человек, у которого в руках символ огонька, начинает говорить с фразы «Я никогда не…», далее продолжает то, что он никогда не делал. Например, «Я никогда не был за границей». Ведущий – вожатый, спрашивает, кто в отличие от высказавшегося человека был за границей. Те, кто были за границей, поднимают руку. Человек, у которого в руках символ огонька (тот, кто никогда не был за границей) передаёт символ любому поднявшему руку. Для того, чтобы «поделиться опытом, впечатлениями».

Таким образом, мы узнаём не только то, чего кто-то не делал, а и то, что кто-то в отличие от первого делал.

Далее высказываться начинает человек, кто сидит рядом с первым высказавшемся.

Если дети затрудняются и не знают, что сказать, вожатый может помочь, натолкнуть на какую-либо мысль.

Главное, ребятам называть то, что никогда не делали, но очень хотели бы. Например:

- Я никогда не водила машину.

- Я никогда не был на море.

- Я никогда не летал на самолёте.

- Я никогда не прыгал с парашютом.

- Я никогда не ел лягушек.

- Я никогда не выступал на сцене.

- Я никогда не встречал новый год в тёплых странах.

- Я никогда не ссорился с родителями.

Задача вожатого с заинтересованностью и вниманием отнестись к тому, что ребёнок никогда не делал, а так же особенное внимание к тем, кто напротив, это делал.

Эта интересная, необычная форма знакомства, или узнавания чего-то нового о человеке, может пригодиться как повод для разговора, общения и в другое время.

Огонёк «Футболка»

 

Задача: Проанализировать своё настроение, комфортность нахождения в коллективе, сравнивая себя с футболкой.

Предлагаемый период смены: основной, заключительный периоды смены.

 

Необходимый реквизит: свечка, символ огонька, футболка, маркеры, фломастеры.

Футболка – это самый популярный вид летней одежды. Наверное, в гардеробе каждого ребёнка есть футболка. Недаром, самый популярный вид летней формы – футболка с логотипом. Выбор одежды (футболки) на день зависит от настроения. Футболки бывают разные: по расцветке (цветные, однотонные, с логотипом, с рисунком), по фасону (обтягивающие, свободные, короткие, удлиненные). Каждая футболка (как и каждая вещь) имеет свою «историю», чем-то дорога, с чем-то связана. На огонёк каждому ребёнку предлагается надеть на себя свою любимую футболку (если есть такая возможность), вожатые приходят в форменной футболке.

На огоньке каждый ребёнок это – футболка. Необходимо подумать, сравнив себя с футболкой и описать (цвет, состояние футболки), объяснить почему. Если это сделать сложно, вожатый задаёт вопросы: какого цвета твоя футболка и почему? Твоя футболка большого размера для того, чтобы тебе скрыть какие-то недостатки, неудобства? Твоя футболка яркого цвета для того, чтобы на тебя обратили внимание? Твоя футболка помятая, потому что ты устал?

Далее можно применить форму, с которой многие поспорят. В последнее время, дети любят расписывать фломастерами, маркерами на память о смене шарфики, банданы, галстуки. С одной стороны, жалко одежду, купленную на деньги родителей, с другой стороны, это необычно, данная вещь будет существовать в единственном экземпляре, остаётся на память. Во время этого огонька вожатый может предложить ребятам расписать специально подготовленную футболку белого цвета (ни в коем случае не форму).

На футболке можно написать свои адреса, отзывы о смене, пожелания. Далее эту футболку можно повесить на стене, в отрядном месте. Внизу повесить листок для того, чтобы сами дети писали фамилию и имя самого популярного человека дня (так называемый «рейтинг популярности»). В конце смены эту футболку можно подарить самому популярному человеку на смене.


Огонёк «Хворост»

Задача: уяснить для себя то, что какими бы разными и индивидуальными мы не были, главное на смене, в любом деле – команда, коллектив единомышленников, в котором «Один за всех и все за одного».

Предлагаемый период смены: организационный, основной, заключительный периоды смены.

 

Необходимый реквизит: свечка, веточки (хворост) по количеству детей в отряде.

Каждому ребёнку в начале огонька вожатый выдаёт веточку. Выдаёт не просто так, а что-либо рассказывает о человеке (то, что успел заметить о ребёнке, какие-то индивидуальное особенности характера).

Вожатый просит каждого ребёнка по кругу высказаться по дню, или рассказать историю своего имени, или просто, рассказать о себе, сравнивая себя с этой веточкой (задаёт любую тему, здесь самое интересное в форме проведения огонька). Высказавшись по дню или рассказав историю своего имени, ребёнок передаёт свою веточку следующему человеку, сидящему по левую сторону, тот высказывается и уже две веточки передаёт следующему и т.д. Последний ребёнок все веточки передаёт вожатому.

Вожатый высказывает мысль о том, что все мы разные, как эти веточки. У всех есть название – человек, веточка, хворост, но все имеют особенности, отличия, свою индивидуальность. Это, конечно, здорово, индивидуальность – это отлично, но это не так сильно, как команда, сплоченность.

Вожатый говорит, что одну веточку сломать очень легко (демонстрирует), а целую стопку очень сложно (демонстрирует). Давайте держаться все вместе, чтобы нас никто не «сломал». Давайте быть одной сильной командой, в которой много индивидуальностей, разных интересных личностей, но главное, чтобы один за всех и все за одного.

Не менее важно, чтобы в этой команде «никто не потерялся». Чтобы всем и каждому в этой команде было уютно и комфортно, именно от этого зависит «успех» смены, понравится, или не понравится ребёнку в лагере зависит так же от коллектива, в котором он живёт.

Таким образом, задача каждого ребёнка сделать так, чтобы люди, живущие рядом, не чувствовали себя лишними, одинокими.

Огонёк «Чёрный и золотой стул»

Задача: выслушать о себе мнения других (положительные либо отрицательные качества), в доброжелательной форме самому высказать мнение о других людях.

 

Предлагаемый период смены: основной, заключительный периоды смены.

 

Необходимый реквизит: свечка.

Данная форма огонька может быть использована по необходимости, по предложению вожатого и по желанию детей. Главный принцип огонька – добровольность и доброжелательность.

Вожатый предлагает каждому ребёнку по очереди мысленно сесть, но вслух объяснить на какой стул он хочет сесть. Если ребёнок хочет сесть на «золотой стул», то все дети говорят положительные качества этого человека. Если ребёнок «садится» на чёрный стул, то все дети говорят отрицательные качества ребёнка.

Не страшно, если на стул «сядет» не каждый человек. Этому есть несколько причин. 1. Не хватка времени. 2. Не желание ребёнка.

Нельзя настаивать и уговаривать ребёнка «сесть на стул», вожатый, как пример, может сам пройти «эту процедуру». Даже на «золотой стул» не каждый ребёнок захочет сесть, так как не захочет быть в центре внимания. Задача вожатого следить за доброжелательностью высказываний.

«Золотой стул». Вожатому необходимо быть готовым к тому, что на «золотой стул» сядет человек, которому другие дети не захотят говорить (или не смогут найти) положительные качества характера. В этом случае, инициативу на себя берёт вожатый. В каждом ребёнке можно найти что-то хорошее, за что-то его похвалить. Даже, если ребёнок «отъявленный хулиган». У него может быть доброе сердце, умные красивые глаза, необычность суждения, креативность и т.д. Наверняка, дети, которые садятся на «золотой стул», не очень уверены в себе, им не хватает внимания и добрых слов.

«Чёрный стул». На этот стул садятся дети, которые не боятся критики, достаточно уверены в себе. Задача вожатого: следить за доброжелательностью. Фразы должны быть построены примерно таким образом: «Костя, ты замечательный, но если бы ты был чуточку внимательнее к другим людям, тебе бы цены не было».

Данную форму огонька можно провести несколько раз за смену по необходимости и по желанию детей.

Огонёк «Паутинка»

Задача: Проследить взаимосвязь, общение друг с другом, убедиться, что отношения в коллективе переплетены, как паутинка.

Предлагаемый период смены: основной, заключительный период смены.

 

Необходимый реквизит: свечка, клубок шерстяных ниток.

Ребята садятся по кругу. У вожатого в руках клубок шерстяных ниток. Этот клубок он отдаёт любому человеку, фиксируя конец клубочка у себя в руках. Клубок передаётся не просто так, а с определёнными словами благодарности этому человеку. Чем человек стал дорог тому, кто его передаёт. Например, «Светлана, я хочу передать тебе этот клубочек, потому что ты сегодня (или на протяжении всей смены) была очень внимательна ко мне, приветлива и доброжелательна. Спасибо тебе за слова поддержки, я рада, что познакомилась с тобой, надеюсь, что мы будем переписываться и обязательно еще встретимся».

Далее, человек, у которого в руках клубок, фиксирует у себя нитку и передаёт его дальше так же со словами благодарности.

Таким образом, необходимо, чтобы клубок ниток побывал в руках у каждого человека из отряда. В конце получается самая настоящая паутинка. В конце огонька итог подводит вожатый, говоря тёплые, приятные слова благодарности всему отряду. «Ребята, вы у меня самый замечательный отряд, вы все разные, уникальные, неповторимые, дружные, активные. Я счастлив, что именно вы попали в этот отряд. Я очень надеюсь на то, что мы обязательно встретимся в этом удивительном лагере всем отрядом».

Дальше необходимо обратить внимание на «паутинку», которая наглядно показывает, насколько близко ребята общались друг с другом, насколько все были необходимы друг другу, насколько связи переплетены. На прощание можно отрезать кусочек нитки и завязать его на руке. Но, главное, чтобы ниточку завязал человек себе не сам, а попросил того, кто передавал ему клубок, а во-вторых, когда ниточку завязывают, нужно загадать желание, которое обязательно исполнится тогда, когда ниточка порвётся (специально рвать ниточку ни в коем случае нельзя).

Если огонёк проходит в середине смены, вожатому нужно сказать, чтобы дети больше общались друг с другом и получали удовольствие от этого общения.

Письмо домой

Задача: Проанализировать прожитые дни на смене, «оформить» мысли о смене в устном письме, адресованном конкретному человеку.

Предлагаемый период смены: основной, заключительный периоды смены.

Необходимый реквизит: свечка, ватман, маркеры.

Каждому ребёнку предлагается написать вслух письмо домой. Но, прежде всего, необходимо определиться, кому это письмо адресовано (другу, маме, брату и т.д.). В зависимости от адресата будет разное содержание. Как правило, в письмах мамам дети называют только положительные моменты, не желая расстраивать близкого человека, в крайнем случае, могут написать, что соскучились, в письмах к друзьям «пишут» секреты, советуют приехать отдыхать в этот лагерь.

Прежде чем «написать» письмо можно поговорить с ребятами о том, с кем и о чём они привыкли делиться. Почему друзьям доверяют одну информацию, а родителям другую. А может быть есть ребята, для которых родители, как друзья.

Вожатому в этой форме огонька можно выступать в роли «внутреннего голоса», задавая наводящие вопросы, для того чтобы ребёнку было легче «писать» письмо.

После того, как все желающие дети «написали» свои письма, своё письмо «пишет» вожатый.

Ни в коем случае нельзя смеяться над ребёнком. Если вожатый понимает, что ребёнок не прав, он может общими, без относительными фразами посоветовать не расстраивать родителей, которые находятся далеко от него, а в дальнейшем обратить внимание на этого ребёнка.

В конце огонька вожатый предлагает написать коллективное письмо тем ребятам, которые приедут на следующую смену. В письме можно дать какие-либо советы, пожелания, посоветовать сделать то, что сами ребята не успели или у них не получилось. Затем это письмо может быть красиво упаковано и передано на хранение руководителю смены или вожатому для того, чтобы они передали письмо следующей смене.

Так же можно написать письмо самим себе и договориться через определённое количество лет (либо на следующий год) встретиться и прочитать письмо.

Огонёк «Карты»

Задача: каждому ребёнку задуматься над тем, что нравится и что не нравится в лагере, что изменить, что сделать для того, чтобы было еще лучше.

Предлагаемый период смены: основной, заключительный период смены.

Необходимый реквизит: свечка, колода карт.

Каждому ребёнку выдаётся по 1 карте. Карт по количеству детей в отряде, четырёх мастей. Масть означает ответ на определенный вопрос, а точнее продолжение предложения:

 

Крести – в лагере (отряде) мне больше всего мешает…

Пики – если бы я был вожатым…

Черви – за что я уже полюбил свой отряд (лагерь, своего вожатого)…

Буби – на смене (или после смены) я обещаю....

 

В карты можно играть, раскладывать пасьянсы, гадать, а в нашем случае карты необходимы для того, чтобы всех детей разделить условно на 4 группы, у каждой группы свои вопросы, на которые необходимо ответить, а точнее предложения, которые необходимо продолжить.

Для удобства можно наглядно на ватмане написать фразы -предложения, для того, чтобы ребята в течение нескольких минут могли обдумать то, что им необходимо продолжить.

В какой последовательности ребята будут высказываться решать вожатому. Можно привести несколько вариантов:

 

1. Высказываемся по кругу.

2. Высказываются все сначала одной масти, затем другой, третьей, четвёртой.

3. Высказывается первый человек, затем тот, у кого карта такого же достоинства, но обязательно другой масти и т.д.

 

Сами вожатые могут так же выбрать для себя карту, а могут в конце продолжить все 4 предложения.

 

Огонёк «Три пальца»

 

Задача: выразить своё отношение друг к другу, поблагодарить друг друга.

 

Предлагаемый период смены: основной, заключительный период смены.

 

Необходимый реквизит: свечка,

Это необычная форма проведения огонька со свечкой и с высказываниями. Она наиболее эмоционально насыщенна. Главное, чтобы отряд не мешал другим отрядам. Здорово, если будет звучать лёгкая ненавязчивая музыка.

Необходимо настроить ребят на искреннее отношение друг к другу, а если в паре произойдёт неравное отношение друг к другу, это лишь повод задуматься о том, почему человек относиться к тебе не так, как хотелось бы.

Дети становятся в два круга: внутренний и внешний. По команде ведущего (вожатого) дети показывают один, два или три пальца. 1 палец – дети жмут друг другу руки, 2 пальца – дети обнимаются, 3 пальца – обнимаются и целуются. Если в паре дети показали разное количество пальцев, то действие выполняется то, которое соответствует наименьшему числу пальцев. После этого в течение одной минуты ребятам предлагается успеть сказать друг другу то, что хочется.

Далее, внутренний круг стоит на месте, а внешний переходит на одного человека в сторону по часовой стрелке. Действие повторяется до тех пор, пока не пройдёт полный круг.

В самом конце или в середине можно сделать так, чтобы круги перемешались или какую-либо другую форму с тем, чтобы своё отношение друг к другу смогли высказать и те ребята, которые находились в одном кругу.

Изначально это могут быть не круги, а свободное перемещение детей по комнате с красивыми словами о том, что вот так в жизни мы ходим, торопимся, не замечаем друг друга. Но в один прекрасный момент наш взгляд «ловит» взгляд другого человека, хочется остановиться, сказать что-нибудь. В этот момент с помощью обозначения музыки дети останавливаются и пальцами выражают отношение друг к другу. Далее идёт другой текст примерно с тем же содержанием. Главное, дать понять, что необходимо остановиться именно в этот момент, рядом с тем человеком, с которым свела судьба здесь и в эту минуту.

Огонёк «Любимая игрушка»

Задача: Выразить своё настроение с помощью игрушки, сравнив себя с этой игрушкой.

Предлагаемый период смены: организационные, основной, заключительный периоды.

Необходимый реквизит: свечка, игрушки: весёлый зайчик, грустный медведь, злой (сердитый) тигр.

Первый вариант проведения огонька: для детей младшего школьного возраста. Все садятся в круг, в центре круга находятся три игрушки, с разным выражением лица (например, весёлый зайчик, грустный медведь, злой тигр). Каждому ребёнку по порядку предлагается выбрать ту игрушку, которая соответствует его настроению. Выбрав игрушку, ребёнку предлагается объяснить, почему он выбрал именно эту игрушку, что общего у его настроения и выражения лица у игрушки. Можно вспомнить о том, какая любимая игрушка у этого ребёнка.

Для того чтобы дети точно понимали, что какая игрушка обозначает, можно придумать небольшую историю о каждой игрушке. Например, зайчик весёлый потому, что сегодня он встретил своего лучшего друга, с которым замечательно провёл время, угостился вкусной морковкой, сходил в гости и т.д. Медведь грустный потому, что с ним никто не хочет дружить, он давно не ел своего любимого лакомства – мёда и малины. Тигр злой оттого, что у него болит зуб, его никто не слушает и т.д.

Главное, чтобы дети выбирали игрушку не потому, что она понравилась, а потому что она соответствует настроению ребёнка. Вожатому необходимо сделать соответствующие выводы.

Второй вариант огонька для старших детей. Ребятам предлагается вспомнить свою любимую игрушку и рассказать о ней (что или кто это; кто подарил; при каких обстоятельствах и т.д.). Сколько лет самой первой игрушке или самой старой игрушке, которая находится у человека дома. Может быть, есть игрушки родителей, бабушек или дедушек. Какие игрушки или игру ребята предпочитают сейчас.

Можно сделать акцент на том, что человек растёт и его игрушки меняются. Ведь игрушками можно назвать и компьютер, и сотовый телефон, и плеер. Главное отношение к этой игрушке, чтобы она не мешала жить, не отвлекала от главного в жизни: от учёбы, общения с друзьями, родными.

Огонёк «Чемоданчик в дорогу»

Задача: Проанализировать смену, выделить для себя то, что понравилось больше всего, то, что останется в памяти светлым воспоминанием.

Предлагаемый период смены: заключительный период смены.

Необходимый реквизит: свечка, маленькие сувениры для каждого ребёнка на память, детские сувениры.

Вожатый предлагает каждому ребёнку представить волшебный чемодан, у каждого свой. Что бы мы туда не положили, оно никогда не изменится. Предлагает каждому ребёнку взять с собой из лагеря то, что хочет увезти навсегда в неменяющемся состоянии.

Вожатый не ограничивает фантазию детей. Это могут быть: люди, природа, настроение, атмосфера, интересные дела и события, еда в столовой. Это своеобразный анализ того, что больше всего понравилось детям, что они хотят оставить неизменным, потому что это было замечательно.

Здесь самое ценное то, что идёт комментарием к тому что ребёнок положит к себе в чемоданчик.

Дальше можно пофантазировать на тему что бы вы оставили себе, а чем поделились с друзьями, близкими и почему.

Можно предложить ребятам помочь каждому человеку положить качества, которыми он обладает (например, Марина я положу в твой чемоданчик твоё обаяние, пусть оно всегда будет таким, как на нашей смене).

После того, как все высказались, можно начать дарить свои сувениры на память друг другу. Процедура проходит в свободном режиме, главное, что подарок человеку дарится 1 раз, желательно с комментарием, пожеланием. Если не делать акцент на том, что 1 человеку только 1 подарок, то нужно быть готовым к тому, что кто-то останется без подарка, обязательно отметить своим подарком этого человека.

В конце огонька вожатые дарят свои сувениры, произнося для каждого ребёнка приятные, добрые слова. (Например, брелок с морской тематикой: Маша, я хочу подарить тебе этот брелок, чтобы ты вспоминала наш лагерь, чтобы в жизни у тебя было всё хорошо и замечательно, а через несколько лет на этом брелоке появились ключи от квартиры, машины, дачи, или ключики от сердец близких и дорогих людей).

Огонёк «Часы»

Задача: Задуматься о своём течение времени.

Предлагаемый период смены: организационный, основной, заключительный периоды смены.

Необходимый реквизит: свечка, часы.

«Жизнь невозможно повернуть назад

И время не на миг не остановишь…»

«Время – деньги», «Счастливые часов не наблюдают», «Делу время, потехе час» множество пословиц и поговорок придумано на тему времени. Время измеряется секундами, минутами, часами, сутками, месяцами, годами, столетиями». Когда чего-то ждёшь, 5 минут тянутся бесконечно долго, когда оглядываешься назад, думаешь о том, что целый год пролетел незаметно. У каждого своё ощущение времени. Главное помнить, что время быстротечно, нельзя терять ни минуты, нужно жить так, чтобы прожитое время было ярким, интересным, неповторимым.

Для начала можно провести игру. Вожатый предупреждает о том, что он засечёт 1 минуту и каждый по своим ощущениям поднимет руку тогда, когда, по его мнению, эта минута закончится. Результат всех удивит, потому что кто-то поднимет руку слишком рано, а кто-то поздно. Всё это говорит о том, что у каждого свое восприятие течения времени.

Дальше вожатый предлагает каждому выбрать часы, в чем измеряется его время (песочные часы, наручные, спешащие, точные как Куранты) и объяснить почему. Например, «я сравниваю себя с часами Курантами, потому что люблю всегда и везде приходить во время, никого не подводить. Мне кажется, что от моего опоздания зависит отношение людей ко мне». «Я хочу сравнить себя с наручными часами, потому что я без них как без рук. Я иногда намеренно передвигаю стрелки часов вперёд, чтобы всегда и везде быть вовремя».

Есть такая категория людей, которая постоянно опаздывает, возможно, из присутствующих тоже есть такие люди. Можно уточнить, почему у них так получается. Можно поговорить на тему, почему отряд опаздывает на мероприятия, из-за чего и из-за кого это происходит.

Говорят, что человек, который приходит раньше назначенного времени не ценит своё время, человек, который опаздывает, не ценит чужое время, человек, который приходит во время ценит и своё время и время других.

Огонёк «Любимый предмет»

Задача: Рассказать присутствующим о себе «от лица» любимого предмета.

Предлагаемый период смены: организационный, основной, заключительный периоды смены.

Необходимый реквизит: свечка, любимые предметы всех участников огонька, символ отряда.

Сколько бы люди не знали друг друга, всегда интересно узнавать что-то новое и обязательно приятное. Может быть не просто рассказывать о себе незнакомым людям, еще сложнее рассказать о себе такое, чего не знают люди, с которыми ты знаком уже не первый день.

Вожатый предлагает прийти на огонёк с любимой или самой необходимой вещью (предметом). И построить свой рассказ на огоньке от имени этого предмета. Рассказ может проходить по порядку, по кругу. К примеру:

Организационный период. «Добрый вечер, я сотовый телефон Иванова Ивана. Мой хозяин очень общительный человек и поэтому я никогда надолго не остаюсь без дела. С моей помощью мой хозяин звонит, пишет сообщения. Мой хозяин очень внимательный человек, он не забывает поздравлять с праздниками своих друзей, он следит, чтобы у меня всегда были деньги на балансе. Иван очень пунктуальный человек, он использует меня не только как телефон, но и как часы, будильник…».

Основной период. «Я авторучка Петровой Ольги. Она уже успела полюбить всех присутствующих и написать об этом мной в своём дневнике. Так же она очень романтичный человек и по секрету вам скажу, любит сочинять стихи, сегодня она прочтёт стихотворение, которое придумала на этой смене и записала мной…»

Заключительный период. «Я зеркало Жилиной Ирины. Вам кажется, что вы её знаете, но хочу вам рассказать что – то новое о своей хозяйке, к примеру, она не всегда уверена в своей привлекательности, поэтому постоянно пользуется мной, а еще моя хозяйка…».

В конце огонька вожатый может рассказать не только о себе от «лица» своего любимого предмета, но и об отряде от «лица» отрядного символа. Особенно это актуально в конце смены, когда есть о чём рассказать.

Огонёк «Вкус смены»

Задача: Проанализировать смену, сравнивая её на вкус соль – сахар.

 

Предлагаемый период смены: заключительный период смены.

 

Необходимый реквизит: свечка, стакан с водой, соль, сахар.

Передаваемый предмет по кругу – стакан с водой. Вожатый предлагает детям проанализировать смену, подумать и ответить на вопрос «Чего на смене было больше сладкого (приятных, добрых, положительных моментов) или солёного (отрицательных, грустных, неприятных моментов)». В зависимости от ответа положить в стакан щепотку соли или сахара.

Когда стакан пройдёт по кругу, вожатый берёт его в руки, перемешивает ложкой воду с содержимым, сам вспоминает и анализирует при этом смену, перечисляя интересные события, факты, истории (при этом вожатый должен быть объективен).

В конце огонька вожатый предлагает попробовать смену «на вкус» немного отпив из стакана, но только желающим или может сделать это сам и сказать ребятам результат того, что получилось в стакане и, соответственно, какая получилась смена.

 

 


Огонёк желаний

Задача: проанализировать, задуматься и сообщить то, чего больше всего хотелось бы на смене или в жизни.

Предлагаемый период смены: организационный, основной, заключительный.

Необходимый реквизит: свечка, листы бумаги, ручки или карандаши.

Каждому присутствующему предлагается задуматься о своём желании и написать его на листе бумаги (под красивую лирическую музыку).

Вожатый говорит о том, чтобы мы не задумали, о чём бы мы не мечтали, главное верить, и прилагать усилия для исполнения этого желания. Далее каждый ребёнок рассказывает о своём желании или о своей мечте на смене и крепит свой листочек на специально отведённом месте в отрядном уголке или складывает в красивую шкатулку или бутылку.

Если желания крепились на стене, то периодически в течение смены вожатый может обращаться к ним, призывая ребят каким-то образом способствовать исполнению этих желаний. Если желания складываются в шкатулку, её можно спрятать до конца смены, а на прощальном огоньке открыть её, достать желания, раздать их ребятам и ответить на вопрос исполнились эти желания. Если желания складываются в бутылку, её можно закапать всем отрядом и раскопать в конце смены также анализируя, исполнилось желание или нет.

Если огонёк проводится в конце смены, то желания загадываются на будущее. Вожатый вспоминает и раскрывает тему: «Если хочешь быть счастливым, будь им»; «Ребята надо верить в чудеса»; «Всё в твоих руках» и т.д.

 

 


Огонёк «Водоём»

Задача: Сравнить себя с водоёмом и объяснить почему.

Предлагаемый период смены: организационный, основной, заключительный.

Необходимый реквизит: свечка.

Водоёмы бывают разные: горная бурлящая река, море то тихое, то с волнами, гладкое как зеркало, тихое спокойное озеро. Вожатый предлагает каждому ребёнку сравнить себя с водоёмом (озеро, река, море, океан), рассказав почему. Если огонёк проводится в начале смены, то человек анализирует своё поведение и сравнивает себя с водоёмом по жизни, какой он, каким хотел бы быть в лагере на смене, если состояние в жизни и желание быть на смене не совпадают, то желательно выяснить почему, что хочется изменить в себе, своей жизненной позиции.

Если огонёк проводится в конце смены, акценты немного меняются. Сначала необходимо выяснить каким ребёнок был на смене, понравилось ли ему это состояние и совпадает ли оно с тем, которое обычно бывает в жизни. Изменится ли его жизненная позиция после лагерной смены и почему.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Основной постулат метрологии
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.043 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал