Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы модели ВСО 8 страница






Значимость половой принадлежности взрослых потребителей массовой инфор­мации как фактора, определяющего реакции на устрашающую медиапродукцию, уже обсуждалась в разделе, посвященном феномену притягательности страха, по­этому в настоящем разделе сосредоточимся на роли возрастных и половых различий у детей. Важнейшим фактором, определяющим реакцию страха у детей, выступает возраст, что объясняется значительной разницей в уровне развития, особенно в том, что касается умения отличать вымысел от реальности. Влияние тендерных различий удетей менее ярко выражены, несмотря на стереотипные образы, согласно которым, например, девочки легче поддаются испугу, чем мальчики (Birnbaum & Croll, 1984), а т а к ж е более э м о ц и о н а л ь н ы (Fabes & Martin, 1991; Grossman & Wood, 1993).

Дж. Кантор и ее коллеги выявила различные виды раздражителей, вызывающих испуг у детей разного возраста, а также описала методы, позволяющие снизить ин­тенсивность реакции страха у детей. Чудовища, привидения, сверхъестественные существа, темнота, животные, создания странного вида и быстродвижущиеся суще­ства, как правило, вызывают испуг у детей в возрасте от трех до восьми лет. Дети по­старше (от девяти до двенадцати лет) больше боятся увечий или смерти, которая гро­зит им или их близким. Дети старше 12 также боятся грозящих им лично опасностей, однако, кроме того, они испытывают социальное давление вообще и давление со стороны своих сверстников в частности, что сопровождается определенными разно­видностями страха, а также испытывают беспокойство по поводу таких глобальных тем, как политика, экономика или окружающая среда {Cantor, 1994, р. 231; Cantor, Wilson & Hoffner, 1986).

Различие между страхами очень маленьких детей и детей постарше можно выра­зить довольно просто. Младшие дети пугаются раздражителя как такового незави­симо от того, насколько он реален или нереален. Старшие дети больше боятся не


248 Часть III. Основные направления исследований

столько самого по себе опасного объекта или явления, сколько того, что с ними м о -жет случиться. Также старшие дети боятся более абстрактных явлений и проблем, которые могут причинить им не только физический, но и психологический вред. (Об испуге у детей разных возрастных категорий см. врезку " Что пугает детей? ")

Что пугает детей

В разном возрасте дети по-разному реагируют на медиапродукцию. Причина заключается в том, что они находятся на разных уровнях когнитивного развития. Маленькие дети, как правило, боятся раздражителей как таковых независимо от того, насколько они нереальны или фантастичны. Дети постарше больше боятся того, что может произойти с ними, а не опасного предмета или явления самого по себе. Также дети старшего возраста боятся б о л е е абстрактных явлений, которые могут причинить психологический вред помимо или в м е с т о физического.

Возраст: от 3 до 8 лет

Беспокоящие образы на экране, такие как чудовища, привидения, сверхъестественные существа, темнота, животные, существа необычного вида и быстро двигающиеся существа, вызывают страх у маленьких детей.

Возраст: от 9 до 12 лет

Угроза телесных повреждений или смерть, своя собственная или близких, больше в с е г о пугает детей данной возрастной категории."

Возраст: старше 12 лет

Подростки также боятся телесных повреждений, кроме того, они испытывают социальное давление вообще и давление со стороны сверстников в частности, что сопровождается оп­ределенными разновидностями страха, а также испытывают беспокойство по поводу т а к и х глобальных тем, как политика, экономика или окружающая среда.

Источник. Cantor, J. (1994). Fright reactions to mass media. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Media effects: Advances in theory and research. Hillsdale, NY: Erlbaum, p. 231. Cantor, J., Wilson, B.J. & Hoflher, С (1986). Emotional responses to a televised nuclear holocaust film. Communication Research, 13, 257—277.

Источником таких различий выступает когнитивное развитие детей. Приблизи­тельно до семилетнего возраста дети запоминают и категоризируют объекты, ориен­тируясь по их явно выраженным качествам, которые можно воспринять. После семи лет такой тип когнитивной организации заменяется другим, основанным на поняти­ях или функциях объектов, а не исключительно на их физических характеристиках (Birch & Bortner, 1966; Melkman, Tversky & Baratz, 1981). Поэтому по мере взросления ребенка он все больше начинает реагировать на реалистичную медиапродукцию, ч е м на явно вымышленную или нереальную (Flavell, 1963; Kelly, 1981; Morison & Gardner, 1978; Cantor & Sparks, 1984).

Хорошим примером различий в когнитивном развитии и реакциях страна удетей может послужить экспериментальное исследование, где использовалась телепереда­ча Incredible Hulk (" Невероятный Халк"). Г. Спаркс и Дж. Кантор (Sparks & Cantor, 1986) обнаружили, что дошкольники испытывали сильный страх каждый раз, когда персонаж, выглядевший вполне заурядным человеком, превращался в Халка, зеле­ного великана. Дети постарше не боялись этого превращения, так как сознавали, что огромное существо борется со злом.


Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией 2 4 9

Другим прекрасным примером может быть опрос, проведенный в 1980-х годах, после телевизионной премьеры фильма-катастрофы Day After (" На следующий день"). В фильме показан город в Канзасе, оказавшийся в эпицентре ядерного взры­ва, со всеми вытекающими отсюда последствиями, хотя увечья и раны людей, по сравнению с другими фильмами этого жанра, были изображены достаточно сдер­жанно. Дж. Кантор, Б. Уилсон и К. Хоффнер опрашивали зрителей по телефону ве­чером того же дня, когда показывали фильм. Ученые выяснили, что меньше всего фильм воздействовал на маленьких детей, в то время как дети старше 12 лет, так же как и их родители (что объясняется соответствующим уровнем когнитивного разви­тия), испытывали сильную тревогу. Кантор и ее коллеги пришли к следующему за­ключению: " Такой факт объясняется тем, что эмоциональное воздействие фильма является результатом размышлений о возможной гибели Земли в том виде, в кото­ром мы привыкли ее воспринимать — идея, которую маленький ребенок не в со-с т о я н и и постигнуть" {Cantor, Wilson & Hoffner, 1986, p. 234).

Копинг-стратегии в отношении страха

Как и следовало ожидать, те самые различия в уровне развития и половой при­надлежности, которые обуславливают различия в реакции страха у детей, определя­ют также и выбор копинг-стратегий (способов совладания. — Прим. ред.) в отноше­нии страха, хотя половая принадлежность при этом играет менее существенную роль (Cantor, 2001). Различные копинг-стратегии выявили свою эффективность на разных этапах развития, давая возможность редукции страха, вызванного соответствующим медиасодержанием, или даже предотвращая его.

Копинг-стратегии в отношении страха можно разделить на две категории: неког­нитивные и когнитивные (Cantor, 1994). Некогнитивные стратегии, не требующие от зрителя обработки вербальной информации, оказались эффективными примени­тельно к дошкольникам. Когнитивные стратегам, требующие активации когнитив-н ы х процессов (например, обсуждение страха), действенны, как правило, примени­тельно к учащимся младших классов и старше, хотя некогнитивные стратегии при этом также успешно применяются. Исследования показали, что девочки-подростки, по их словам, в отличие от мальчиков, предпочитают некогнитивные стратегии, од­нако различия, обусловленные половой принадлежностью, не могут определяться только предпочтением тех или иных копинг-стратегий (Hoffner, 1995; Valkenburg, Cantor & Peeters, 2000).

Виды некогнитивных стратегий

Для того, чтобы помочь детям справиться со страхом, вызванным воздействием ме-диапродукции, используются следующие виды некогнитивных копинг-стратегий. Ви­зуальная десенсибилизация позволяет постепенно подготовить детей к восприятию уст­рашающей медиапродукции. В одном из исследований детям показывали резинового тарантула, чтобы они не испугались при просмотре эпизода, в котором фигурировали настоящие большие пауки (Wilson, 1987). Просмотр снятой на видео сцены гримиро­вания актера, играющего Халка, также служил целям визуальной десенсибилизации.


250 Часть III. Основные направления исследований

Физические действия — еще одна разновидность некогнитивных копинг-стратегий. Некоторые дети боятся меньше, если во время просмотра устрашающих сцен прижимают к себе любимую игрушку. Еда и питье во время просмотра тревож­ных фильмов и передач, как показали эксперименты, также снижают страх, однако некоторые ученые утверждают, что таким образом дети просто отвлекаются от не­приятного содержания передачи {Manis, Keating & Morison, 1980). Некоторые дети за­крывают глаза руками (Wilson, 1989), однако исследования показали, что только ма­ленькие дети использовали этот прием с целью редукции страха; дети более стар­шего возраста при этом испытывали еще более сильный страх.

Виды когнитивных стратегий

Как упоминалось выше, использование когнитивных стратегий преимуществен­но присуще детям старшего возраста, что объясняется уровнем их развития. Когда детей просят учитывать, что показанные на экране события не имеют ничего общего с действительностью, вероятность испуга уменьшается. Если в СМИ изображается дысокореалистичная угроза, одной из самых эффективных когнитивных копинг-с гратегий будет предоставление обнадеживающей информации о том, что упомяну­тая угроза представляет минимальную опасность.

Исследования показали, что когнитивные стратегии могут быть модифицирова­ны для использования маленькими детьми, чтобы повысить их эффективность в ре­дукции страха, вызванного продукцией СМИ. Детям можно предоставлять как вер­бальную, так и визуальную информацию (Cantor, Sparks & Hoffner, 1988), также мож­но их успокоить простыми ободряющими словами (Уилсон, 1987).

Резюме

Реакция страха на медиапродукцию у взрослых и особенно у детей была и остается предметом одного из направлений в области исследований медиавоздействия. Эффек­тивными при проведении исследований по данной проблеме оказались такие методы, как самоотчет и измерение физиологических реакций.

Научный поиск помог выявить несколько важных фактов. Как правило, страх, вызванный медиапродукцией, быстро проходит, однако иногда реакция страха мо­жет быть более продолжительной. Реакция страха оказывает парализующее действие на психику только в немногих случаях. Родители обычно не осознают степени стра­ха, переживаемого своими детьми, который вызван воздействием СМИ. Наконец, исследования показали, что до определенной степени детям нравится испытывать страх, вызванный фильмами и другой медиапродукцией.

В 1930-х и 1940-х годах некоторые ученые под эгидой Фонда Пейна и в рамках исследований феномена массовой паники, вызванной трансляцией радиопостанов­ки романа Г. Уэллса " Война миров", изучали реакцию страха у кинозрителе^ л ра­диослушателей. В 1950-х и 1960-х годах исследователи сосредоточились на содержа­нии кинофильмов и телепередач и их пролонгированном воздействии на зрителей. Исследования, проведенные в 1970-х и 1980-х годах, помогли выявить широкую распространенность реакции детского страха, вызванного СМИ. Современные ис-


Глава 13. Страх и тревога, вызванныемедиапродукцией 251

следования направлены на разработку методов редукции или даже предотвращения реакции страха у детей.

Притягательность устрашающей медиапродукции можно объяснить с помощью механизма переноса возбуждения. Под этим подразумевается процесс перенесения физиологического возбуждения, что позволяет зрителям испытывать большее удо­вольствие от просмотра пугающих сцен.

Зрители испытывают страх, несмотря на осознание того, что им не угрожает опасность. Согласно учению об условных рефлексах, определенные раздражители вызывают соответствующие реакции, а сходные с ними раздражители вызывают по­добные, хотя и не столь сильные реакции.

В реальной жизни страх вызывается тремя категориями раздражителей, которые находят отражение и в СМИ: 1) разного рода опасности и увечья; 2) искажение есте­ственных форм; 3) восприятие опасности и страха через опыт других людей.

Важнейшим фактором, обуславливающим реакцию страха у детей, выступает возраст, что объясняется значительной разницей в уровне когнитивного развития. Именно уровень развития ребенка определяет способность отличать вымысел от ре­альности. Маленькие дети (от трех до восьми лет) страшатся раздражителя как тако­вого независимо от того, насколько он реален или нереален. Дети постарше (от девя­ти до двенадцати лет) больше боятся не столько самого по себе опасного объекта или явления, сколько того, что с ними может случиться. Дети старше 12 лет боятся более абстрактных явлений и проблем, которые могут причинить им психологический вред помимо или вместо физического.

Исследователи идентифицировали различные виды раздражителей, вызывающие испуг у детей разного возраста. Чудовища, привидения, сверхъестественные сущест­ва, темнота, животные, создания странного вида и быстродвижущиеся существа, как правило, вызывают испуг у детей в возрасте от трех до восьми лет. Дети от девяти до двенадцати лет больше боятся физических повреждений или смерти, которая грозит им или их близким. Дети старше 12 также боятся грозящих им лично опасностей, однако, кроме того, они испытывают социальное давление вообще и давление со стороны своих сверстников в частности, что сопровождается определенными разно­видностями страха, а также испытывают беспокойство по поводу таких глобальных тем, как политика, экономика или окружающая среда.

Различают три важные категории факторов, обуславливающих эмоциональные реакции зрителей на устрашающие сцены: 1) реалистичность изображения; 2) мотивация зрителя; 3) другие факторы, воздействующие на эмоциональное со­стояние зрителя.

Виды копинг-стратегий в отношении страха можно разделить на две категории: некогнитивные и когнитивные. Когнитивные стратегии требуют активации когни­тивных процессов (например, обсуждение страха). Эти стратегии действенны, в ос­новном, применительно к учащимся младших классов и старше, хотя некогнитив­ные методы также успешно ими применяются. Визуальная десенсибилизация и фи­зические действия — разновидности некогнитивных методов. Как правило, они эф­фективны применительно к маленьким детям.


252 Часть III. Основные направления исследований

Библиография

Berlyne, D.E. (1967). Arousal and reinforcement. In D. Levine (Ed.), Nebraska Symposium on

Motivation (Vol. 15, pp. 1—110). Lincoln: University of Nebraska Press. Berlyne, D.E. (1971). Aesthetics andpsychobiology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. Birch, H.B. & Bortner, M. (1966). Stimulus competition and category usage in normal children.

Journal of Genetic Psychology, 1 0 9, 1 9 5 - 2 0 4. Blumer, H. (1933). Movies and conduct. New York: Macmillan. Bowlby, J. (1973). Separation: Anxiety and anger. New York: Basic Books. Buzzuto, J.C. (1975). Cinematic neurosis following The Exorcist. Journal of Nervous and Mental

Disease, 161, 43-48. Cantor, J. (1994). Fright reactions to mass media. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Media effects:

Advances in theory and research (pp. 213—245). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Cantor, J. (1998). " Mommy, I'm scared": How TV and movies frighten children and what we can do to

protect them. San Diego, CA: Harvest/Harcourt. Cantor, J. (in press). Fright reactions to mass media. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Media effects:

Advances in theory and research. Mahwah, NJ: Erlbaum. Cantor, J. & Reilly, S. (1982). Adolescents' fright reactions to television and films. Journal of

Communication, 32 (1), 87-99. Cantor, J. & Sparks, G.G. (1984), Children's fear responses to mass media: Testing some Piagetian

predictions. Journal of Communication, 34 (2), 90—103. Cantor, J., Sparks, G.G. & Hoffner, C. (1988). Calming children's television fears: Mr. Rogers vs. t h e

Incredible Hulk. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 32, 271-288. Cantor, J. & Wilson, B.J. (1984). Modifying fear responses to mass media in preschool and

elementary school children. Journal of Broadcasting, 28, 431—443. Cantor, J., Wilson, B.J. & Hoffner, С (1986). Emotional responses to a televised nuclear holocaust

film. Communication Research, 13, 257—277. Cantor, J., Ziemke, D. & Sparks, G.G. (1984). Effect of forewarning on emotional responses to

a horrorfilm. Journal of Broadcasting, 28, 21—31. Cantor, J., Zillmann, D. & Bryant, J. (1975). Enhancement of experienced sexual arousal in r e s p o n s e

to erotic stimuli through misattribution of unrelated residual excitation. Journal of Personality and

Social Psychology, 32, 69—75. Cantril, H. (1940). The invasion from Mars: A study in the psychology of panic. Princeton, N J:

Princeton University Press. Clarens, C. (1967). An illustrated history of the horror film. New York: Putnam. Deny, C. (1987). More dark dreams: Some notes on the recent horror film. In G.A. Waller (Ed.),

American horrors: Essays on the modern American horror film (pp. 162—174). Urbana: University of

Illinois Press. Door, A. (1980). When I was a child I thought as a child. In S.B.Withey & R.P.Abeles (Eds.),

Television and social behavior: Beyond violence and children (pp. 191—230). Hillsdale, N J:

Erlbaum. Door, A., Doubleday, C. & Kovaric, P. (1983). Emotions depicted on and stimulated by television

programs. In M. Meyer (Ed.), Children and the formal features of television (pp. 97—143). N e w

York: K.G. Saur. Douglas, D. (1966). Horror! New York: Macmillan. Dysinger, W.S. & Ruckmick, C.A. (1933). The emotional responses of children to the motion picture

situation. New York: Macmillan. Eisenberg, A.L. (1936). Children and radio programs. New York: Columbia University Press.


Глава 13. Страх и тревога, вызванныемедиапродукцией 253

Evan§/W. (1984). Monster movies: A sexual theory. In В.К. Grant (Ed.), Planks of reason: Essays on

the horror film (pp. 53—64). Metuchen, NJ: Scarecrow Press. Fabes, R.A. & Martin, C.L. (1991). Gender and age stereotypes of emotionality. Personality and

Social Psychology Bulletin, 17, 532-540. Falkowski, J. & Steptoe, A. (1983). Biofeedback-assisted relaxation in the control of reactions to a

challenging task and anxiety-provoking film. Behavior Research and Therapy, 21, 161—167. Feilitzen, C, von. (1975). Findings of Scandinavian research on child and television in the process of

socialization. Fernsehen und Bildung, 9, 54—84. Feshbach, N.D. (1982). Sex differences in empathy and social behavior in children. In N. Eisenberg

(Ed.) / The development of prosodal behavior(pp. 315—338). New York: Academic Press. Flavell, J. (1963). The developmental psychology of Jean Piaget. New York: Van Nostrand. Geen, R.G. (1975). The meaning of observed violence: Real vs. fictional violence and consequent

effects on aggression and emotional arousal. Journal of Research in Personality' 9, 270—281. Geen, R.G. & Rakosky, J.J. (1973). Inteptretations of observed violence and their effects on GSR.

Journal of Experimental Research in Personality, 6, 289—292. Girodo, M. & Pellegrini, W. (1976). Exercise-produced arousal, film-induced arousal and attribution

of internal state. Perceptual and Motor Skills, 42, 931-935. Grossman, M. & Wood, W. (1993). Sex differences in t h e intensity of e m o t i o n a l experience: A social

role interpretation. Journal of Personality and Social Psychology, 65, 1010—1022. Gunter, B. & Furnham, A. (1984). Perceptions of television violence: Effects of programme genre

and type of violence on viewers' judgements of violent portrayals. British Journal of Social

Psychology, 23, 155-164. Hare, R.D. & Blevings, G. (1975). Defensive responses to phobic stimuli. Biological Psychology, 3, 1-13. Harrison, K. & Cantor, J. (1999). Tales from the screen: Enduring fright reactions to scary media.

Media Psychology, 1 (2), 97-116. H e s s, R. D. & G o l d m a n, H. (1962). P a r e n t s ' views of t h e effects of television on t h e i r children. Child

Development, 33, 411—426. Himmelweit, H.T., Oppenheim, A.N. & Vince, P. (1958). Television and the child. London: Oxford

University Press. Hoekstra, S. J, Harris, R.J. & Helmick, A.L. (1999). Autobiographical memories about the

experience of seeing frightening movies in childhood. Media Psychology, 2 (2), 1 1 7 — 1 4 0. H o f f h e r, С & C a n t o r, J. (1990). Forewarning of a threat and prior knowledge of o u t c o m e: Effects on

children's emotional responses to a film sequence. Human Communication Research, 16, 323—354. Johnson, B.R. (1980). General occurrence of stressful reactions to commercial motion pictures and

elements in films subjectively identified as stressors. Psychological Reports, 47, 775—786. Kelly, H. (1981). Reasoning about realities: Children's evaluations of television and books. In

H.Kelly & H.Gardner (Eds.), Viewing children through television (pp. 59—71). San Francisco:

Jossey-Bass. King, S. (1981). Danse macabre. New York: Everest. Kluckhorn, C. (1960). Recurrent themes in myths and myth making. In H.A. Murray (Eds.), Myth

and myth making (pp. 46—59). New York: George Braziller. Koriat, A., Melkman, R., Averill, J.R. & Lazarus, R.S. (1972). The self-control of emotional

reactions to a stressful film. Journal of Personality, 40, 601—619. Lazarus, R.S., Speisman, J.C., Mordkoff, A.M. & Davidson, L.A. (1962). A laboratory study of

psychological stress produced by a motion picture film. Psychological Monographs: General and

Applied, 76 (34), 553. Leishman, K. (1981, 10 January). When is television too scary for children? TV Guide, pp. 4-5, 8. Levin, H. (1960). Some meanings of myth. In H.A. Murray (Ed.), Myth and myth making (pp. 103—

114). New York: George Braziller.


254 Часть III. Основные направления исследований

Lyle, J. & Hoffman, H.R. (1972). Children's use of television and other media. In E.A. Rubinstein,

G.A. Comstock & J.P. Murray (Eds.), Television and social behavior (Vol. 4, pp. 129—256).

Washington, DC: U.S. Government Printing Office. Lyle, J. & Hoffman, H.R. (1976). Explorations in patterns of television viewing by preschool-age

children. In R. Brown (Ed.), Children and television (pp. 45—61). Beverly Hills, CA: Sage. Mams, F.R., Keating, D.P. & Morison, R.J. (1980). Developmental differences in the allocation of

processing capacity. Journal of Experimental Child Psychology, 29, 156—169. Mathai, J. (1983). An acute anxiety state in an adolescent precipitated by viewing a horror movie.

Journal of Adolescence, 6, 197—200. Melkman, R., Tversky, B. & Baratz, D. (1981). Developmental trends in the use of perpetual and

conceptual attributes in grouping, clustering and retrieval. Journal of Experimental Child

Psychology, 31, 470-486. Morison, P. & Gardner, H. (1978). Dragons and dinosaurs: The child's capacity to differentiate

fantasy from reality. Child Development, 49, 642—648. Nomikos, M., Opton, E., Averill, J. & Lazarus, R. (1968). Surprise versus suspense in the production

of stress reaction. Journal of Personality and Social Psychology, 8, 204—208. Osborn, D.K. & Endsley, R.C. (1971). Emotional reactions of young children to TV violence. Child

Development, 42, 321-331. Owens, J., Maxim, R., McGuinn, M., Nobile, C, Msall, M. & Alario, A. (1999). Television viewing

habits and sleep disturbance in school children. Pediatrics, 104 (3), 552 (Abstract).

https://www.pediatrics.org/cgi/content/full/104/3/c27 Palmer, E.L., Hockett, A.B. & Dean, W.W. (1983). The television family and children's fright

reactions. Journal of Family Issues, 4, 279—292. Pavlov, I.P. (1927/1960). Conditioned reflexes (G.V. Anrep, Trans.). London: Oxford University Press. Peck, E.Y. (1999). Gender differences in film-induced fear as a function of type of emotion measure and

stimulus content: A meta-analysis and a laboratory study. Unpublished doctoral dissertation,

University of Wisconsin-Madison. Preston, M.I. (1941). Children's reactions to movie horrors and radio crime. Journal of Pediatrics, 1 9,

147-168. Razran, G. (1949). Stimulus generalization of conditioned responses. Psychological Bulletin, 46, 337—365. Rosenbaum, R. (1979, September). Gooseflesh. Harpers, pp. 86—92. Sapolsky, B.S. & Zillmann, D. (1978). Experience and empathy: Affective reactions to witnessing

childbirth. Journal of Social Psychology, 105, 131—144. Sarafino, E.P. (1986). The fears of childhood: A guide to recognizing and reducing fearful states in

children. New York: Human Sciences Press. Schachter, S. & Singer, J. (1962). Cognitive, social, and physiological determinants of emotional

state. Psychological Review, 69, 379-399. Schramm, W., Lyle, J. & Packer, E.P. (1961). Television in the lives of our children. Stanford, C A:

Stanford University Press. Selman, R.L. & Byrne, D. (1978). A structural analysis of levels of role-taking in middle childhood.

Child Development, 45, 8 0 3 - 8 0 7. Singer, J.L. (1975). Daydreaming and fantasy. London: Alien & Unwin. Singer, M.I., Slovak, K., Frierson, T. & York, P. (1998). Viewing preferences, symptoms of

psychological trauma, and violent behaviors among children who watch television. Journal of the

American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 37 (10), 1 0 4 1 — 1 0 4 8. Sparks, G. G. (1986). Developmental differences in children's reports of fear induced by the m a s s

media. Child Study Journal, 16, 55—66.


Глава 13. Страх и тревога, вызванныемедиапродукцией 255

Sparks, G.G. & Cantor, J. (1986). Developmental differences in fright responses to a television

program depicting a character transformation. Journal of Broadcasting and Electronic Media, 30,

309-323. Surbeck, E. (1975). Young children's emotional reactions to T.V. violence: The effects of children's

perceptions of reality. University of Georgia. Dissertation Abstracts International, 35, 5139-A. Tamborini, R. & Weaver, J.B., III (1996). Frightening entertainment: A historical perspective of

fictional horror. In J.B. Weaver, III & R. Tamborini (Eds.), Horror films, current research on

audience preferences and reactions (pp. 1—13). Mahwah, NJ: Erlbaum. Tannenbaum, P.H. & Gaer, E.P. (1965). Mood change as a function of stress of protagonist and

degree of identification in a film-viewing situation. Journal of Personality and Social Psychology, 2,

612-616. Thayer, J.R & Levenson, R.W. (1983). Effects of music on psychophysiological responses to a

stressful film. Psychomusicology, 3, 44—52. T u d o r, A. (1989). Monsters and mad scientists: A cultural history of the horror movie. Oxford, England:

Blackwell. Valkenburg, P.M., Cantor, J. & Peeters, A.L. (2000). Fright reactions to television: A child survey.

Communication Research, 27 (1), 82—97. Wall, W.D. & Simson, W.A. (1950). The emotional responses of adolescent groups to certain films.

British Journal of Educational Psychology, 20, 153—163. Weiss, B.W., Katkin, E.S. & Rubin, B.M. (1968). Relationship between a factor analytically derived

measure of a specific fear and performance after related fear induction. Journal of Abnormal

Psychology, 73, 461-463. Wertham, E (1953). Seduction of the innocent. New York: Rinehart. Wilson, B.J. (1987). Reducing children's emotional reactions to mass media through rehearsed

explanation and exposure to a replica of a fear object. Human Communication Research, 14, 3—26. Wilson, B.J. (1989). The effects of two control strategies on children's emotional reactions to a

frightening movie scene. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 33, 397—418. Wilson, B.J. & Cantor, J. (1985). Developmental differences in empathy with a television

protagonist's fear. Journal of Experimental Child Psychology, 39, 284—299. Wilson, B.J. & Cantor, J. (1987). Reducing children's fear reactions to mass media: Effects of visual


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал