Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зайцева ( Салова) Ольга Максимовна. 6 страница
Школа–интернат VIII вида действует в Онеге с 23 сентября 1985 года. Первым директором школы была Изабелла Ефимовна Слепинина. Её энтузиазм, умение привлечь и сплотить вокруг себя единомышленников принесли свои плоды. Изабелла Ефимовна организовала работу школы, подняла на современный уровень учебно–воспитательную работу. Работала с сентября 1985. по 10 января 1991 год. С января 1991 года эстафету руководства приняла Татьяна Ивановна Трапездникова, опытный руководитель, болеющий за коллектив, умело направляющий деятельность педагогов и работников школы. В школе обучается 88 учащихся. В коллективе школы–интерната 22 учителя, 9 воспитателей, 25 технических и 4 медицинских работников. Это образованные, хорошо владеющие специальными методиками специалисты. Повышается квалификационный уровень педагогического коллектива - 5 человек имеют высшую квалификационную категорию, 12 человек - первую категорию, 11 - вторую квалификационную категорию. С высшим образованием работают 14 педагогов, 14 - имеют среднее специальное образование, 1 - повышает уровень квалификации в высшем учебном заведении. Важно научить ребят трудиться, подготовить их к будущей жизни, социально адаптировать, привить необходимые трудовые навыки. В школе обучаются дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты, из приёмных семей, городские и из района. Все имеют свои особенности, уровень социальной адаптации, но всех их объединяет общая проблема - реализация проявлений личности с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Задача воспитателей в интернате создать условия для полноценного нравственного развития, донести до воспитанников образ здоровой жизни, сформировать нравственные понятия. С детьми работают педагог–психолог Н.Ф. Русинова, учитель–логопед Е.В Савина, социальный педагог Г.А. Калинина, врач–педиатр А.Е. Петровская, врач–невропатолог В.А. Бегоулев, медсестра Л.И. Павлова. В школьной столовой вкусно и питательно кормят повара В.П. Луковкина, О.А. Толщихина, О.С. Новожилова, Л.Н. Юркова, В.А. Микшина. Обеспечивает продуктами питания заведующая складом Е.В. Прилучная. В школе весело проходят праздники и мероприятия под руководством педагога-организатора В.И. Панфиловой. Школа – активный участник городских, районных и областных конкурсов. С 2009 года школу возглавляет директор Андрей Анатольевич Лукин.
Источник. Сведения Управления образования и брошюра ГОУ АО «Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат».
А.И. Ульянов. Июль Кожеозерский Никодим 3 (к 380–летию памяти Никодиму Кожеозерскому) Пятница Преподобный Никодим, пустынножитель Хозъюгский, наравне с Нифонтом и Серапионом считается основателем Кожеозерского монастыря. В миру звался Никитой, происходил из зажиточной крестьянской семьи. Родился в селе Ивановка близ города Ростова Ярославской губернии, приблизительно 1545-1550 годы. Воспитанный в духе христианского благочестия, Никита, подрастая, стал заниматься со своим отцом полевыми работами, пас стадо. Житие сообщает, что будучи двенадцати лет от роду, Никита слышал в поле таинственный голос: «Никодим! Никодим!». Никита рано осиротел, в юном возрасте покинул родную деревню, отправился в Ярославль, где научился и стал ковалем гвозди. Позже перебрался в Москву. Занимался тем же ремеслом, жил вместе с товарищем по ремеслу. В это время отличался набожностью. Жена его приятеля была женщина злая и коварная, ненавидела мужа. Однажды сварила кисель, угостив своего мужа и Никиту (в кисель был подмешан яд). Муж умер, Никита выжил, но чувствовал постоянные боли в желудке. В Покровском соборе святой Василий Блаженный вылечил Никиту. После этого Никита посвятил свою жизнь служению Богу. В Чудовском монастыре Никита постригся в иноки и архимандрит Пафнутий нарёк его в честь преподобного Никодима (31.10.1595.). Одиннадцать лет провел Никодим в Чудове под учительством Пафнутия, нёс обязанности «кандиловозжигателя». В 1606 году Пафнутий стал митрополитом Сарским и Подонским, переехал на Крутицы, взял с собой и Никодима, который прожил у него год келейником и стал проситься отойти в пустынь. Никодим отправился бродить по святым местам России, в 1607 году пришел в Кожозеро и, как сообщает житие, «был с любовью принят игуменом Авраамием и строителем Серапионом». Прожил в обители полтора года, трудясь в просвирне, уподобляясь Киево-чечерскому просвирнику, чье имя носил. Летом 1609 года. Никодим удалился в пустынь на речку Хозьюгу в 14-ти верстах от обители, в «место неутешно и блатно». Здесь срубил себе келью и повел строгую жизнь северного пустынножителя. Отказался от молока, а рыбу вкушал не прежде, чем она начинала разлагаться. Спал сидя или стоя, молился со слезами и постоянно пребывал в трудах. В этой полной тишине, в дали от мира, Никодим жил уединенно 35 лет. Питался овощами, которые выращивал на своём огороде, кореньями и ягодами, речной рыбой, которую сам ловил в Хозъюге на удочку. Излишки рыбы, овощей вносил как свой вклад в процветание Кожеозерской святой обители, а также и драгоценным металлом (Никодим знал золотоносную жилу в горах Ветреного Пояса). Как всякий пустынник, Никодим подвергался искушениям. За весь период проживания в одиночестве искушений было пять - представлялась пленительная женщина, не оставляли в покое бесы, было искушение «огнём и водой», бесы преподобного обокрали… Но злые силы были посрамлены и оставили святого навсегда. На преподобного снизошла сила Божия. Он сподобился дара прозрения и исцеления недугов. Называл впервые пришедших к нему людей по имени. Ветхая мантия его источала исцеления. Бог наградил его благодатной прозорливостью и силой исцеления болезней. Житие описывает случаи прижизненных чудес–исцелений, чудесного спасения двух мирян от потопления на Белом море, которым преподобный явился. К подвижнику приходили толпы народа, больные получали исцеление, измученные духом - утешение и наставления. В последние годы жития был он «в телеси ангел», дикие звери не боялись его, олени мирно паслись рядом, когда он молился у креста возле келии. Слава о хозъюгском пустыннике далеко распространилась и дошла до царствующего града Москвы. Патриарх Иоасаф Первый в 1639 году прислал ему песцовую шубу со своего плеча. Преподобный будто бы кротко сказал: «Моей худости довольно и рубища». Житие гласит, за 40 дней до своего представления, будучи извещён об этом Свыше, преподобный Никодим покинул келию, вернулся в Кожеозерский монастырь и скончался у Богоявленского храма. Именем пустынника река Хозъюга переименована в Никодимка. По сведениям А.Кононова, к лику святых преподобный Никодим причтен в 1662 году. Иконы Никодима Кожеозерского появились во второй половине XVII века. Одна хранится в Каргопольском краеведческом музее. Память преподобного Никодима отмечается с 3 июля (по новому стилю 16 июля) 1640 года. Мощи его положены под спудом в Богоявленском храме Кожеозерской обители. После смерти Никодима, от его могилы, а также от его иноческой мантии и посоха стали совершаться исцеления больных. Никодима почитали не только в Архангельской губернии, но и по всей России.
Источник. Сборник «Онежская старина» Вып.1-й город.Онега 1995. с 19-27. Ульянов А.И. «Монастыри Онеги» город.Онега 2002. с.26 -33. Ульянов А.И. «Памятные даты Онеги 2010 год» город.Онега 2010. с.33-34. Киселев В.В. «С любовью к Богу и к людям» газ. «Онега» 2004 год. 5 августа. Кононов А. «Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни» город.С-Петербург 1894.с. 24-37. Пащенко «Архангельский патерик» город. Архангельск 2000. с 97-101. Геннадий Русский «Клейма к иконам северорусских святых» город.Казань 2002. с 134-146. «Сказание о святых подвижниках Архангельской земли» город.Архангельск 2002. с 204 -210. Реметников Н.И. «Святые и святыни северорусских земель» город.Каргополь 2002. с.40-43.
А.И. Ульянов.
Июль Село Вонгуда 4 (к 330–летию со дня образования) Суббота
Вонгуда - старинное село. Основатели избрали место жительства очень удачное. Впервые волостка на реке Вонгуде упоминается в книге «Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда 1556 году, в ней деревни тяглые: Букоборовские, Труфановская, Зиновевьской, Кишкинские, деревни Савелевской, Савинской. Всего 4 деревни без трети деревень. 17 дворов и 24 человека. Вонгуда в переводе на русский «омутная». По церковной летописи деревня получила своё административное значение в 1685 году, до этого село Вонгуда было приписано к Порожскому приходу. Село Вонгуда - имя собирательное и состоит из шести деревень: Букоборская–Конец, Зиновьевская–Митрова Гора, Кишкинская–Заручей, Савельвская - Дальняя Гора, Нижнее Заполье, Савинское - Дальняя Гора, Верхнее Заполье, село Вонгуда, Труфановская - Средний Двор. По другим сведениям Вонгуда состоит из деревень Заручей, Дальняя Гора, Митрова Гора, Конец, Средний Двор, Верхнее Заполье. В документах Кожеозерского монастыря Вонгудский приход упоминается с 1569 года, входивший в состав Турчасовского стана. В 1685 году Вонгудские крестьяне построили пятиглавый собор в честь пресвятой Богородицы с папертью и колокольней о пяти колоколах, освящена - 4 июля 1685 года. Кроме Богородицкой церкви построена шатровая холодная церковь в честь Вознесения Господня (время постройки храма неизвестно). 7 мая 1815 случилось великое несчастье в Вонгудском приходе. В воскресный день, после Божественной литургии, около полудня загорелась Вознесенская шатровая церковь, за ней колокольня, затем церковь собора Богоматери. Во время пожара священник успел вынести Евангелию, одну ризу, две Приходно–расходные книги, прихожане спустили колокола и вынесли иконы из церкви. В том же 1815 году жители обратились к своему односельчанину, настоятелю Сийского монастыря архимандриту Вениамину (уроженец села Вонгуды, где жили его мать и брат Григорий Ларионов) с просьбой, чтобы о ходатайстве перед Москвой о строительстве нового каменного храма. На что тот с радостью согласился, вложив в будущее строительство 2000 рублей, добился разрешения на право кружечного сбора с населения и 6050 рублей из казны Святейшего Синода. На пожертвованные деньги вонгудские крестьяне выстроили два каменных храма, в одних связях. Церковь во имя собора Богоматери была построена в 1817., освящена в 1819 архимандритом Вениамином. Придельный храм во имя трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящена в 1820г. протоиереем Онежского собора Иоанном Тамицким. Храм Вознесения Господня (холодный Вознесенский) освящен в 1824 года. игуменом Николаевского монастыря Иовом, родным братом Вениамина. Бесстолпная церковь с трапезной и колокольней сложена из кирпича 25х16х6, 5. Толщина стен около метра, фундамент каменный. В 1887. деревянная крыша на церквях заменена железною на средства крестьянина Вонгудского прихода Григория Алексеева Егорова. В 1889. на средства Г.А. Егорова сделан новый иконостас в храме Вознесения Господня, в 1895. на средства сына его Константина Григорьевича Егорова восстановлен иконостас в церкви собора Богоматери. В конце XIX века священником в Вонгудском приходе был Петр Сафронов Попов, затем он - иеромонах Крестного монастыря. 17 сентября 1889. в Вонгудском приходе открыта церковно–приходская школа, где с 1895. по 1896 год. обучалось 25 мальчиков и 15 девочек. Учительница - Каллисфения Флерова, жалованье в год ей - 120 рублей. Закон божий преподавал местный священник. Крестьяне бесплатно обрабатывали у попа 5 десятин 500 сажен пахотной земли и 9 десятин сенокоса. В пользу церкви шли доходы от арендуемых крестьянами сенокосов..Всё это обеспечивало 294 рубля жалованья священнику в год. К 1896 году в Вонгуде было 847 жителей, в том числе мужчин - 407 и женщин - 440. В 1920 году было 219 дворов и 857 жителей. С 1785. по 1831 организована Вонгудская волость, с 1831. вошла в состав Чижиковской волости. В 1903. Вонгудо–Андозерское сельское общество вошло в Кокоринскую волость. С 15 июля 1929 года. организован Вонгудский сельсовет. 17 июня 1954 года. Вонгудский сельсовет вошел в состав Кокоринский с/с. В 1930 организован колхоз «Правда», в 1953. присоединен к колхозу «Коммунар» (Порог), в 1958. вошел в состав совхоза «Онежский», в декабре 1992. - в ТОО «Онежское». На 1 января 2000 года в Вонгуде было 74 хозяйств, проживало 180 жителей (в 2002г. - 177). 14 марта 2002 года. создано КФХ «Восход», в 2013 году - прекратило существование. Село Вонгуда издавна славилась гончарным производством, и вонгудские горшки, миски, роговики, кринки пользовались большим спросом. Последними представителями гончаров были братья Кашины Никита и Александр Андреевичи.
Источник. Ульянов А.И. «Зодчество Онеги» город. Онега 2004. с 45-46.
А.И. Ульянов.
Июль Памятник В.И. Ленину 5 (к 95–летию со дня установки) Воскресенье
С установлением Советской власти почти в каждом большом селении был установлен памятник В.И. Ленину. После смерти вождя в Москву пошли тысячи писем и телеграмм с просьбой установить памятники Ильичу со всех городов России. Под охраной государства в советский период на территории нашего города и района находилось два памятника, пять бюстов, один барельеф В.И. Ленина. Архангельск. Губисполком. «Просим ходатайства во ВЦИК о разрешении на постройку памятника первому председателю СНК, основателю и вождю РКП(б) В.И. Ленину в городе.Онеге, в центре города, на месте братских могил товарищей, убитых англоамериканскими десантами». В 1925 году руководство Онежского Укома РКП(б) и уездного исполкома приняли решение воздвигнуть в г.Онеге памятник В.И. Ленину. Уком Ларионов Александр Михайлович, Упрофбюро Курицын Григорий Васильевич договорились со старым членом партии большевиков, бывшим питерским рабочим Дмитрием Бахматовым, который имел специальность каменотеса. Для постамента Д. Бахматов облюбовал серый гранит на острове Кий. Дмитрий Бахматов подобрал на острове нужные камни, тут же обтесал их. Когда они были готовы, их привезли на Онежскую пристань, а оттуда по деревянным каткам доставили на центральную площадь (улица Гоголя, рядом с обелиском на братской могиле). Бюст состоял из двух аршин, пять вершков, бронзовый, работа художественной академии, автор М.Я. Харламов. Фундамент кирпичный. 4 июля 1925 памятник В.И. Ленину комиссией был принят, открыт 5 июля 1925 года в торжественной обстановке на многолюдном митинге.
Источник. Ульянов А.И. «Зодчество Онеги» город.Онега 2004. с.22-23.
А.И. Ульянов.
Июль Онежская комсомольская организация 11 (к 95–летию со дня образования) Суббота
Первая комсомольская ячейка в городе.Онеге была организована 29 октября 1918 года на лесозаводе «Дальний» (лесозавод № 32). Организация следующих комсомольских ячеек в городе.Онеге проходила в период упорных боев против иностранных интервентов и белогвардейцев. 25 мая 1919года. в деревня.Большая Шаркова по инициативе Григория Орлова создана комсомольская ячейка «Северное сияние». В сентябре 1919 года. организована комсомольская ячейка в деревня.Нермуша. Первые ячейки просуществовали недолго, комсомольцы уходили в ряды Красной Армии, в партизанские отряды. Вновь комсомольские ячейки стали создаваться после освобождения Онежского уезда и города Онеги от интервентов. 22 марта 1920. в городе.Онеге создана городская организация, в которую записалось 32 человека. Среди них Леонид Воробьев, Михаил Герасимов, Федор Михеев, Николай Сотков, Ольга Спирова, Мария Афанасьева, Пелагея Ларионова, Николай Завьялов и др. В бюро ячейки избраны А.П. Волгин, Кренев, Н.Манаков, Воробьев, М.И. Герасимов. В течении 1920 года в Онежском уезде создаются комсомольские ячейки (Ворзогоры, Порог, Малошуйка, Кянда, Мондино, Нижняя Мудьюга, Поньга). К июню 1920 года. создано 20 ячеек, членов – 350 человек. 28 марта в городе.Онеге организован первый комсомольский субботник, в нём приняло участие 400 человек. 12 апреля 1920. комсомольцы города открыли свой клуб в доме Мутовкина. 13 апреля на общем собрании городской ячейки РКСМ постановили: «Впередь именовать комитет городской ячейки уездгоркомом и возложить на него руководство ячейками РКСМ в волостях уезда». 11-13 июля 1920 года. состоялась Первая Онежская уездная комсомольская конференция РКСМ. В обращении конференции говорилось: «Мы, молодёжь, стоящая на защите Октябрьской революции, не допустим, чтобы разруха победила нас… Мы призываем молодёжь взяться за плуг, топор, пилу и лопату, организовать на месте субботники и воскресники, помочь бедноте и семьям красноармейцев в обработке земли». Онежская молодёжь поддержала комсомольцев. С мая 1920 по февраль 1921 проведено 278 субботников, поставлено 350 спектаклей, прочитано до 340 лекций и докладов. Уком РКСМ Онеги возглавил А.П.Волгин. Основные этапы деятельности комсомола в Онеге: в 1920-е годы создание культурно–просветительных кружков, клубов, изб-читален, проведение субботников, лекций, докладов, ликвидация неграмотности, в 1930-е годы участие в развитии промышленности и сельского хозяйства города и района, стахановское движение, физкультуры и спорта, художественной самодеятельности. В годы первых пятилеток комсомол принял активное участие в строительстве лесозавода № 33. Райком комсомола и ячейки направляли туда лучших комсомольцев. В городе.Онеге не было кинотеатра, на строительство не было средств, тогда уездисполком отдал под него винный склад, комсомольцы мобилизовали молодёжь и построили кинотеатр «Рекорд» (позже кинотеатр «Октябрь»). С первых дней войны более тысячи комсомольцев города.Онеги и Онежского района с оружием в руках ушли защищать свою Родину, в боях проявили мужество и героизм. Комсомольцы поддержали призыв партии: «Всё для фронта, всё для Победы». Многие комсомольцы добровольцами уходили на фронт. В тылу заменяли своих отцов и братьев у станков, организовывали фронтовые бригады, собирали для фронтовиков тёплые вещи, работали на полях, устраивали для раненых бойцов концерты, участвовали в отрядах самообороны… После войны комсомольцы лесозавода создали две бригады по сбору аварийной древесины для освобожденных областей, вырабатывали и отгружали пиломатериалы. Пять девушек были направлены на восстановление г.Сталинграда. Сельские комсомольцы для освобожденных областей собирали семена картофеля, зерновых культур, отправляли крупный рогатый скот. Многие комсомольцы выехали в те районы на работу. В 1950-1960-е годы комсомольцы города.Онеги осваивали новые лесные массивы, строили лесные поселки, вели борьбу за сверхплановую древесину, организовывали соцсоревнование молодёжных бригад. В период подготовки к 50-летию ВЛКСМ за 9 месяцев в фонд экономики внесено 306 тыс.рублей. На 18-ти массовых субботниках под девизом «Комсомол – сельской школе» заработано 11 тыс.рублей. Комсомольцы 1980-х годов продолжали успешно трудится на выполнении планов X - XI пятилеток. На X-м областном слёте участников Всесоюзного похода городская комсомольская организация заняла III место и была награждена Почётной грамотой обкома комсомола. В конце 1980-х годов была потеряна инициатива, новизна мероприятий, комитеты комсомола стали отрываться от масс, копировать партийные организации, что привело к формализму и застою. Молодёжь стала меньше участвовать в мероприятиях, проводимых комитетами ВЛКСМ. Значительно сократилось количество членов в ячейках, в комитетах и горкоме ВЛКСМ. В 1992 году состоялась XVI городская комсомольская конференция, на учёте состояло 2800 членов, в этом же году комсомольская организация самораспустилась в связи августовских событий 1991 года в городе.Москве.
Источник. ГАОПДФ АО ф.683 оп.1 д.1-16. А.Волгин «Онега в огне» город.Архангельск 1963 год. Ульянов А.И. «Комсомольская летопись» газ. «Онега» 2008 год. 28 октября.
А.И. Ульянов.
Июль Среда Онежский Свято - Троицкий собор
Ещё при существовании ветхих деревянных храмов на Погосте и на кладбище, было начато строительство каменного двухэтажного Свято –Троицкого собора. Из «Описи Ученения согласно реестра» от 1834 года известно, что «Каменная двухэтажная церковь построена на всемилостивейшее пожалованные ея императорским Величеством Императрицею Екатериною Второй 8000 рублей сумму, и приобретённые на оную процентные деньги, и присовокуплением от разных лиц пожертвований и приношений с ревностным усердием граждан к достижению воздвигнутия храма его доставлением к постройке потребных икон и разных материалов, которая строением начата 1796 года мая 29 дня, а окончена 1800 году кроме внутренней отделки. Прежде построения сего храма на вновь пред избранием места имелись в то время в нижнем конце города древние деревянные церкви: соборная во имя Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, Честнаго и Главнаго ея Успения с двумя сторонами приделами: от юга Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, а от севера Пророка Божия Ильи. Вторая во имя Святителя и Чудотворца Николая тёплая и приделом на оною Святого Пророка Предтечи Крестителя. Третья во имя Воскресения Святого Праведного Лазаря друга Христова». Купцы жертвовали более чем по тысяче рублей каждый. Значительную сумму пожертвовал народ города Онеги. Собор имел купол очень большого диаметра, на нём стоял восьмигранный барабан с восьмью окошками, а уже на нём красовалась вытянутая глава на короткой шейке. По была связана колокольня, которая имела купол, увенчанный высоким шпилем. Строительство продолжалось долго. Лишь в середине июля 1800 года архимандрит Крестного монастыря Никон освятил нижний, теплый храм Архангела Михаила, в второй этаж- холодный Свято _Троицкий храм был освящен только 17 мая 1814 года архимандритом Крестного монастыря Кириллом. И. наконец, придел Николая Чудотворца в трапезе нижнего храма был освящён 2 июля 1837 года протоиереем Иоанном Тамицким. 28 ноября 1848 года во время литургии в нижнем храме каменного собора случился пожар. Имущество и иконостасы нижнего этажа удалось спасти, а на втором этаже и в колокольне сгорело всё, что могло гореть. Возобновление верхнего храма было медленное, вторично он был освящён в 1860 году архимандритом Крестного монастыря Анастасием совместно с Иоанном Тамицким. В 1876. и 1877. храм был ремонтирован снаружи. В 1877. рядом с собором на месте старой деревянной сторожки построили новую, каменную. В 1878 -1879 годах территорию вокруг собора обнесли каменной оградой. На ремонты и другие работы по устройству храма жертвовал народ. От всех купцов исходили крупные тысячные пожертвования. Купец П.А. Пурыгин пожертвовал - 3 750 рублей, И.И.Платунов – 2 200 рублей, Лыткин Михаил -1000 рублей, Иванов Иван -1000 рублей, жертвовали и другие купцы, протоиерей Иоанн Ильич Сергеев пожертвовавший на исправление собора 1200 рублей. В 1889 году при соборе открыли церковно –приходскую школу. На неё жертвовали купцы Корчажинский и Воробьёв. Престарелые и больные жители города получали от церкви содержание. Благодаря благотворительности зажиточных онежан до революции нищие по городу не ходили. При церкви была открыта богадельня для одиноких престарелых и больных людей, содержавшаяся на пожертвования не бедных горожан. Из священников, служивших со времени образования города Онеги, известны: Георгий Щипунов; Иоанн Тамицкий с 1803 до 1812., Герасим Кононов с 1812 – 1832.; Пётр Павловский до 1837 года.; Василий Фирсов 1837 -1838; Герасим Фёдоров 1838-1839; Александр Кононов до 1865.; Михаил Ильин Тамицкий с 1861-1865. Иосиф Васильевич Нечаев с 1865 -1870.; Григорий Канорский с 1870 -1878.; Василий Александрович Ивановский в 1891 года. вышел в отставку.; протоирей Фёдор Дмитриев Кононов с 1 апреля 1891. и др. После революции и Гражданской войны здание Свято –Троицкого собора подверглось варварскому разграблению и разрушению. Церковная утварь и иконы вынесли в сторожку, потом она исчезла. Были сняты колокола, сломаны кресты и шпиль. Долгое время здание собора стояло бесхозным, потом был приспособлен под клуб, потом здесь был Дом пионеров. С 1989 года. работал городской музей. В родительскую субботу в феврале 1998 года. в городе Онеге провел первую службу новый настоятель Свято –Лазаревской церкви – отец Александр (в миру Коптев Александр Геннадьевич, протоирей с 2004 года.) С этого времени новый батюшка активно взялся по преобразованию Свято –Троицкого собора в городе.Онеге, строительству и ремонту церквей и часовен в районе. В 2004 здание Свято –Троицкого собора было официально передано к епархии, и был начат ремонт, в ходе которого заново перепланированы помещения, выровнены стены церкви, выстланы новые полы. В 2004. начато строительство каменной колокольни при Свято –Троицком соборе. При возведении колокольни большую помощь оказывали онежане: Николай Шужмов и Александр Варакин. 17 августа 2004 года. в колокольне была забетонирована капсула с именами всех пожертвователей. В пасху в апреле 2005 года. прихожане г. Онеги впервые в ХХ1 веке услышали первый звон колоколов на новой колокольне Свято-Троицкого собора. Звонить в колокола доверено прихожанам Андрею Манакову и Валентине Лелековой. Ныне постоянно далеко разносится красивый и мелодичный звон над городом и за левобережье реки Онеги. 15 августа 2005 года. в Свято –Троицком соборе состоялось освящение одного из двух крестов, которые позже были установлены на Свято –Троицком соборе. Освящение провел настоятель отец Александр. 6 августа 2008г. на Свято –Троицком соборе бригада строителей ООО»Стройимпекс» приступила к сборке каркаса главного купола собора. Монтажники: Дмитрий Сергеевич Никитин, Александр Павлович Лешуков. Бригадир Владимир Григорьевич Шалгуев. При сборке каркаса занимались онежане Николай Давыдов и Александр Фомин. 22 июня 2009 года. после молебна Свято-Троицком храме в алтарной части первого этажа был установлен крест –мощевик, который содержит более 80-ти мощевиков с частичками мощей святых православных. Кресту более 300 лет. 22 июля 2009.на Свято –Троицком соборе был вооружен на храм готовый каркас будущего главного шатрового купола. 20 октября 2009. ночью Свято-Троицкого собора была похищена старинная икона «Святых апостолов Петра и Павла». 5 ноября этого года при помощи крана на купол была поднята и установлена позолоченная главка, а 10 ноября 2009. на Свято –Троицком храме после специального молебна на неё водружён крест. В конце ХХ века при Свято –Лазаревской церкви была создана воскресная школа. В воскресной школе преподаётся не только закон Божий. Педагоги учат детей музыке, рисованию, лепке. В школе создана большая библиотека. Старшие ребята воплощают в жизнь свою идею с помощью компьютера. Основы православной культуры проводит отец Александр., он же обучает ребят боевым методам борьбы. Сергей Иванович Щербина тренирует ребят по карате. В 2006. в школе создан хор, в котором поют прихожане. Руководит хором музыкант и педагог Михаил Адольфович Попов. При воскресной школе открыты хоровые классы, где дети смогут не только научиться петь, но получить серьёзное музыкальное образование. Обучают педагоги Ирина Александровна Постникова и Марина Юрьевна Негодяева. С самыми юными певцами занимается Анна Ивановна Ермилова. Сейчас богослужения проходят в верхнем ярусе храма, где располагается престол в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Первый ярус храма приспособлен под нужды самого прихода. Там находятся классы для воскресной школы, оранжерея, библиотека, помещения для занятий музыкой. Паломники - прихожане Свято –Троцкого собора постоянно посещают святые места Онежского района и России. В 2010 года. при Свято –Троицком соборе создана иконописная мастерская, в ней приходят только с благословения настоятеля храма – отца Александра. Приходские художники под руководством Александра и Галины Карлиных пишут иконы для самого нижнего ряда иконостаса. Под руководством настоятеля, отца Александра Свято- Троицкий собор постоянно благоустраивается, вокруг собора созданы аллеи из деревьев и кустарников. Источник. Газеты «Онега» с 2001 по 2011 год. «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» город.Архангельск 1896 год. Сборник «Онежская старина» 2-й выпуск город. Онега 2002. с. 11-17. Дерягин Г.Б, Харлин Л.А.» Старая Онега» город.Онега 1993 с 25-29. Дерягин Г.Б., Харлин Л.А. «Старая Онега» город.Онега 2012. с.35 -41. А.И.Ульянов
Июль Четверг
|