Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Пожарная безопасность в строительстве:рабочая программа по специальности 280104. 65 – «пожарная безопасность» / Под общей редакцией В. ССтр 1 из 8Следующая ⇒
Вагин А.В., Елькин А.С., Жуков И.В. Пожарная безопасность в строительстве: Рабочая программа по специальности 280104.65 – «Пожарная безопасность» / Под общей редакцией В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009. 36 с.
Рабочая программа учебной дисциплины «Пожарная безопасность в строительстве» предназначена для профессорско-преподавательского состава, курсантов и слушателей и студентов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. В программе сформулированы цель и задачи учебной дисциплины, приведены тематические планы, перечислены изучаемые вопросы по каждой теме, дан список рекомендованной литературы. Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета университета 27 июня 2007 г. (протокол № 10).
Ó Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Пожарная безопасность в строительстве» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 656500 – Безопасность жизнедеятельности», устанавливающего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 280104.65 – «Пожарная безопасность» и на основе рабочего учебного плана университета. Цель учебной дисциплины «Пожарная безопасность в строительстве» – изучение конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений зданий сооружений, обеспечивающих на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. Основные задачи учебной дисциплины изучить: – принципы противопожарного нормирования, используемые при проектировании зданий, сооружений, предприятий и населенных пунктов; – современные методы оценки строительных и инженерно-технических решений, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре; – противопожарную защиту зданий и сооружений; – методы оценки пожарной опасности систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха; – технические решения, обеспечивающие пожарную безопасность зданий и сооружений, систем отопления и вентиляции; – закономерности поведения строительных конструкций, зданий и сооружений в условиях пожара и принципы обеспечения их противопожарной устойчивости; – пожарную опасность веществ и материалов и методы определения их основных показателей; – законодательство, государственные и нормативные акты, приказы, уставы, наставления, регламентирующие организацию и содержание деятельности служб пожарной безопасности; – роль и место пожарной охраны в обеспечении пожарной безопасности объектов и населенных пунктов; – статистическую и аналитическую информацию о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в стране и за рубежом; – основные параметры, характеризующие меру возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей (пожарный риск), индивидуальный, а также групповой риск гибели людей при чрезвычайных ситуациях. Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские, индивидуальные и практические занятия. Часть учебного материала планируется для самостоятельного изучения обучаемыми в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями. Практические занятия проводятся двумя преподавателями с применением проектов современных зданий и выездами на объекты. При проведении практических занятий учебная группа разделяется на две подгруппы. Самостоятельная подготовка обучаемыми проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых дополнительных знаний и включает: выполнение курсового проекта (работы) и индивидуальных заданий, изучение рекомендуемой литературы, подготовку к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам, исследовательскую работу, разработку рефератов, докладов и выступлений по результатам НИР. Для получения необходимой информации о выполнении учащимися графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели и задач обучения, стимулирования самостоятельной работы проводится текущий, рубежный и итоговый контроль успеваемости и качества подготовки обучаемых. Помощь обучаемым оказывается во время консультаций и индивидуальных занятий. Структура дисциплины предполагает изучение и освоение общей методики пожарно-технической экспертизы проектов объектов строительства, с применением данной методики сначала по конкретным направлениям проектных решений (планировка зданий, эвакуация людей, генеральная планировка, системы отопления и вентиляции, противодымная и противовзрывная защита), а затем по проектам в целом (противопожарные требования к объектам различного назначения, надзор за объектами). Так как согласно п.4.5 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» при анализе пожарной опасности зданий могут быть использованы расчетные сценарии, основанные на соотношении временных параметров развития и распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей и борьбы с пожаром, то особое внимание в курсе уделяется овладению учащимися навыками инженерных расчетов. Программой учебной дисциплины предусмотрено предварительное освоение обучаемыми дисциплин: «Инженерная графика», «Прикладная механика», «Термодинамика и теплопередача», «Теоретические основы процессов горения», «Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре», а также взаимосвязь учебной дисциплины с дисциплинами: «Пожарная техника», «Пожарная тактика», «Пожарная безопасность электроустановок», «Пожарная безопасность технологических процессов и производств», «Производственная и пожарная автоматика», «Государственный пожарный надзор». В процессе прохождения учебной практики (стажировки) обучаемые углубляют приобретенные знания, умения и навыки, знакомятся с передовой практикой осуществления надзорной деятельности в органах Государственной противопожарной службы. По тематике учебной дисциплины ведется научно-исследовательская работа и дипломное проектирование. Изучение учебной дисциплины по очной форме обучения завершается сдачей зачетов (в седьмом и восьмом семестрах), защитой курсового проекта (курсовой работы) и итоговым экзаменом в девятом семестре, а по заочной форме обучения - сдачей контрольной работы, защитой курсового проекта (курсовой работы) и итоговым экзаменом. По окончании изучения учебной дисциплины обучаемые должны знать: – закономерности поведения строительных конструкций, зданий и сооружений в условиях пожара и принципы обеспечения их противопожарной устойчивости; – технические решения, обеспечивающие пожарную безопасность зданий и сооружений, систем отопления и вентиляции; – принципы противопожарного нормирования, используемые при проектировании зданий, сооружений, предприятий и населенных пунктов; – методику выявления степени соответствия того или иного технического решения требованиям пожарной безопасности; – современные методы оценки строительных и инженерно-технических решений, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре; – закономерности поведения строительных конструкций, зданий и сооружений в условиях пожара и принципы обеспечения их противопожарной устойчивости; – порядок разработки, утверждения, регистрации, введения в действие, классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности; уметь: – проводить оценку пожарной опасности и уровня противопожарной защиты зданий и сооружений, вентиляционных установок, иных технических систем; – разрабатывать рекомендации и технические решения по повышению уровня противопожарной защиты объектов и населенных пунктов; – проводить экспертизу безопасности объектов; – оценивать противопожарную устойчивость зданий и сооружений; – читать чертежи и техническую документацию, используемую в практической деятельности государственного пожарного надзора; – оценивать в соответствии с требованиями пожарной безопасности проектную документацию на строительство и реконструкцию объектов, готовить необходимые заключения по результатам оценки; – проводить проверки действующих, строящихся и реконструируемых объектов; – оценивать и прогнозировать оперативную обстановку на пожаре в зданиях и сооружениях; разрабатывать мероприятия по обеспечению мер безопасности при эвакуации людей; – прогнозировать обстановку в очаге массового поражения и разрабатывать мероприятия по повышению противопожарной устойчивости объектов и населенных пунктов; – вести служебную переписку по вопросам пожарной безопасности; – организовывать взаимодействие с государственными надзорными и другими службами при обеспечении пожарной безопасности; – анализировать существующие или вновь разрабатываемые технические решения (не исключая нормативные положения); – самостоятельно разрабатывать технические решения, отвечающие требованиям пожарной безопасности и экономики; иметь представление: – об объемно-планировочных решениях и конструктивных особенностях зданий и сооружений; – об основных направлениях государственной политики в области строительства и предупреждения пожаров строительными решениями; – о тенденциях совершенствования нормативных требований в области обеспечения пожарной безопасности в строительстве; – о разработке проектов технических условий, технических заданий, стандартов и нормативных документов; – о нормативно-правовом регулировании и осуществлении государственных мер в области пожарной безопасности; – о надзоре за выполнением в проектной документации на строящихся объектах, на действующих предприятиях и в организациях требований противопожарных норм и правил, контроле за соблюдением законодательства о пожарной безопасности; – о государственной экспертизе, контроле (надзоре) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных объектах. уметь применять: – нормативно-правовые акты, регламентирующие пожарную безопасность зданий, сооружений, предприятий и населенных пунктов, а также деятельность пожарной охраны; – методы оценки соответствия строительных материалов и конструкций, зданий, сооружений и их инженерного оборудования требованиям противопожарных норм; – методы оценки соответствия организационных и инженерно-технических решений, направленных на безопасность людей при пожаре, требованиям противопожарных норм; – методы оценки пожарной опасности систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха и технические решения по ограничению распространения пожара по системам вентиляции; – основные формы и методы пожарно-профилактической работы; – методы технико-экономического анализа элементов и систем, обеспечивающих пожарную безопасность – на практике законодательство, стандарты, нормы и правила, регулирующее отношения в сфере деятельности Государственного пожарного надзора; Планом учебного процесса изучение дисциплины «Пожарная безопасность в строительстве» предусмотрено: – для очного обучения в 1 (в рамках первоначальной профессиональной подготовки), 7, 8 и 9 семестрах; – для 4 летнего заочного обучения на 4 курсе; – для 6 летнего заочного обучения на 5 курсе; Программа учебной дисциплины рассчитана на 270 часов: для очного обучения лекции составляют 36 часов, семинарские занятия – 24 часа, индивидуальные занятия – 22 часа, практические и другие виды занятий – 92 часа, самостоятельная работа – 96 часов; для 4 летнего заочного обучения лекции составляют 12 часов, семинарские и практические занятия – 12 часов самостоятельная работа – 246 часов; для 6 летнего заочного обучения лекции составляют 26 часов, семинарские и практические занятия – 28 часов самостоятельная работа – 216 часов. Распределение часов по разделам и темам приведено в тематических планах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине «Пожарная безопасность в строительстве»
|