![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общее описание мастерской
Мастерская технического обслуживания МТО-80 состоит из шасси автомобиля ЗИЛ-131 с лебедкой, кузова КМ-131, технологического оборудования, приборов и инструмента для технического обслуживания и войскового ремонта бронетанковой техники. ШАССИ Мастерская смонтирована на шасси трехосного, односкатного автомобиля ЗИЛ-131 с лебедкой. Для повышения проходимости шасси снабжено централизованной системой регулирования давления в шинах с внутренним подводом воздуха. При уменьшении давления в шинах уменьшается удельное давление на грунт и тем самым повышается проходимость мастерской. Управление системой регулирования давления в шинах осуществляется из кабины водителя. При изготовлении мастерской в конструкцию шасси внесены следующие изменения: на раздаточную коробку установлена коробка отбора мощности от двигателя автомобиля для привода генератора электросиловой установки мастерской; в кабине автомобиля выключатель коробки отбора мощности заменен переключателем, а также установлен фиксатор педали управления дроссельной заслонкой карбюратора; на передних концах лонжеронов рамы (перед радиатором) закреплен кронштейн для установки крана-стрелы в рабочем положении; на переднем буфере просверлено три отверстия для установки ролика вывода троса лебедки при пользовании краном-стрелой; на двигатель установлены регулятор оборотов и дополнительная проставка с дроссельной заслонкой карбюратора; изменены места крепления запасного колеса (вынесено на заднюю часть кузова) и багажных ящиков (установлены сзади под кузовом). Задний номерной знак и задние фонари размещены на кронштейнах багажных ящиков. Указанные конструктивные изменения шасси и установка кузова не отразились на проходимости и тягово-динамических показателях базового автомобиля. КУЗОВ Каркасный металлический кузов, установленный на шасси автомобиля, предназначен для размещения оборудования, приспособлений, инструмента и принадлежностей мастерской. Одновременно он является помещением для выполнения отдельных работ по техническому обслуживанию и ремонту бронетанковой техники, а также для отдыха экипажа мастерской. По конструктивному исполнению кузов мастерской МТО-80 соответствует типовому кузову-фургону КМ-131 и отличается от него размерами люка в полу кузова для привода электросиловой установки. Кузов состоит из отдельных панелей - двух боковых, двух торцовых, панели крыши и основания. Каждая панель представляет собой металлический сварной каркас из стальных гнутых профилей, обшитый снаружи листами из алюминиевого сплава толщиной 1 мм, а изнутри - древесноволокнистыми плитами толщиной 3-4 мм или другими материалами. В междуобшивочное пространство панелей укладывается теплоизоляция - плиты из пенопласта ПСБ. Общая толщина панелей 46 мм.. При сборке корпуса кузова панели устанавливаются на металлическое основание сварной конструкции и крепятся как между собой, так и к основанию болтами и заклепками по наружной обшивке. Основание кузова представляет собой сварную раму, выполненную из специальных профилей, гнутых из стального листа толщиной 2-2, 5 мм. К основанию снизу приклепан металлический настил пола из дюралюминиевых листов толщиной 1 мм, необходимый для обеспечения герметичности пола. Деревянный настил пола собирается из пяти плит и двух надколесных ниш. Каждая плита состоит из деревянной рамы и настила из досок. В свободные проемы рамы укладывается теплоизоляция - плиты из пенопласта ПСБ. Общая толщина настила пола 50 мм. Плиты и надколесные ниши крепятся к основанию кузова болтами. Листы наружной обшивки пола приклепываются по периметру к основанию, образуя вместе с листами наружной обшивки панелей замкнутый герметизированный корпус. При этом герметичность корпуса кузова достигается благодаря герметизации заклепочных швов на стыках листов и в местах прилегания к каркасу специальными мастиками. В передней части пола предусмотрены два люка, один из которых закрыт глухой крышкой и служит для доступа к коробке отбора мощности, а через другой люк, закрытый снизу кожухом, осуществляется отбор мощности для электросиловой установки. В передней части боковых панелей расположены два люка с открывающимися дверками, предназначенные для доступа к оборудованию мастерской, установленному в передней части кузова. Размер проема каждого люка 865Х865 мм. Каждая дверка в закрытом положении удерживается клиновыми запорами специального замка, имеющего стопор. Для закрывания дверки необходимо квадратный ключ вставить в гнездо замка, утопить фиксатор, нажав на ключ до отказа, и повернуть ключ сначала по ходу часовой стрелки и, нажимая на дверку рукой, повернуть его против хода часовой стрелки до полного захода клиновых запоров в прямоугольные гнезда каркаса кузова. Надежность запирания крышки люка обеспечивается заходом стопора в квадратное отверстие кулачка под действием пружины после удаления ключа. Для открывания дверки необходимо ключ вставить в гнездо замка, нажать его до упора и повернуть ключ по ходу часовой стрелки. В задней панели кузова имеется двустворчатая входная дверь с проемом 1350Х1617 мм. Обе створки двери оборудованы запорами, обеспечивающими их плотное закрывание. Левая створка постоянно закрыта и открывается лишь при монтаже оборудования. В закрытом положении она фиксируется с внутренней стороны кузова защелками рычажного типа. Правая створка двери снабжена накладным замком клинового типа, механизм которого позволяет захлопывать створку предварительно и закрывать окончательно, поджимая резиновые уплотнители. Для закрывания двери ручка замка предварительно устанавливается в горизонтальное положение, после чего под действием пружины ручка отожмется вверх под углом 10º от горизонтали, затем резким движением дверь захлопывается и поворотом ручки замка вверх до вертикального положения производится полное закрывание двери. В таком положении ручки замок может быть заперт снаружи путем поворота ключа против хода часовой стрелки, а изнутри - поворотом рукоятки фиксатора по ходу часовой стрелки. Для открывания снаружи запертой двери необходимо вставить ключ в гнездо замка и повернуть его по ходу часовой стрелки, после чего ручку замка перевести из вертикального положения в горизонтальное и открыть дверь. В открытом положении правая створка двери фиксируется с помощью кронштейна, закрепленного на створке двери, и пружинного кольцевого фиксатора, закрепленного на задней панели кузова. С каждой стороны в боковых панелях имеется по три больших, а в скосах крыши - по три малых окна. Средние окна боковых панелей открывающиеся, остальные - глухие. Одно малое окно имеется также в правой створке двери. Все окна снабжены светомаскировочными шторками. Открывающиеся окна с внутренней стороны имеют ручки, с помощью которых они фиксируются в закрытом положении. Каждое окно в открытом положении своим кронштейном стопорится в специальном гнезде фиксатора, расположенном на наружной обшивке панели под окном. Дверные и оконные проемы, а также проемы люков герметизируются с помощью специальных уплотнительных профилей из губчатой резины. В задней части кузова под полом закреплены два багажных ящика, на кронштейнах которых установлены задние фонари и номерной знак. Для удобства входа и выхода кузов оборудован навесным трапом без опоры на грунт. В транспортном положении трап крепится к задней панели кузова. Сзади кузова с левой стороны на двух кронштейнах, вваренных в основание, установлено запасное колесо с устройством для механического подъема, опускания и крепления колеса в транспортном положении. Для установки запасного колеса 6 (рис. 3) в транспортном положении необходимо с помощью шпилек и гаек закрепить его на кронштейне 7, опущенном в нижнее положение, установить баллонный ключ на шестигранный конец вала 3 подъемного механизма и, вращая ключ по ходу часовой стрелки, поднять колесо до упора кронштейна 7 в левый и правый кронштейны 11, надвинуть хомуты 10 на кронштейны 11 до упора, затянуть левые и правые болты 8 и контргайки 9. Чтобы опустить запасное колесо, необходимо ослабить правую контргайку 9, вывернуть правый болт 8 на шесть-восемь оборотов и сдвинуть хомут 10 с правого кронштейна 11. Натянуть трос 5 поворотом вала 3 по ходу часовой стрелки, ослабить левую контргайку 9, вывернуть левый болт на шесть-восемь оборотов и сдвинуть хомут 10 с левого кронштейна 11; при этом находиться в зоне опускания колеса запрещается. Поворотом вала 3 против хода часовой стрелки опустить колесо 6 до упора кронштейна 7 в ограничительные болты 1. Отвернуть гайки крепления колеса и снять колесо с кронштейна. Для обеспечения плавного опускания колеса на валу 3 смонтировано фрикционное устройство, состоящее из храповика 17 и тарельчатых пружин 16. При опускании колеса храповик упирается в собачку 13, вследствие чего происходит пробуксовка конусной поверхности вала 3 относительно конусной поверхности храповика 17. Регулировка момента трения, возникающего между конусными поверхностями, обеспечивается изменением величины сжатия тарельчатых пружин 16 между гайкой и 15 и храповиком 17. При правильной регулировке кронштейн с запасным колесом, находящимся в горизонтальном положении, должен плавно опускаться при прикладывании к верхней части колеса усилия 10-30 кгс. Регулировка производится изменением величины сжатия тарельчатых пружин 16 вращением гайки 15. От самопроизвольноro отворачивания гайка удерживается шплинтом 14. Внутри кузовa к стойкам каркаса боковых панелей прикреплены крюки, на которые навешиваются гамаки для отдыха личного состава. Приточная вентиляция кузова осуществляется вентилятором смонтированным на передней панели кузова; для освещения кузова в темное время суток установлено шесть потолочных светильников. Обогрев кузова в холодное время года осуществляется с помощью отопительной печи, работающей на твердом топливе. Для установки дымовой трубы печи в задней панели кузова имеется люк, который при снятом наружном колене трубы может герметически закрываться крышкой.
Рис. 3. Устройство крепления запасного колеса: 1 - ограничительный болт; 2 и 9 - контргайки; 3 - вал; 4 - блок; 5 - трос; 6 - запасное колесо; 7 и 11 - кронштейны; 8 - болт; 10 - хомут; 12 - ось; 13 – собачка; 14 - шплинт; 15 - гайка; 16 - тарельчатая пружина; 17 – храповик
Кузов крепится к лонжеронам шасси автомобиля с помощью шести стремянок и двух кронштейнов, приваренных к лонжеронам основания кузова. Между лонжеронами основания кузова и лонжеронами шасси установлены два продольных деревянных бруса. Установка передней стремянки регулируется с таким расчетом, чтобы обеспечивалось взаимное угловое перемещение основания кузова и рамы шасси при передвижении мастерской по неровностям.
СОСТАВ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ
В состав оборудования мастерской МТО-80 входят электросиловая и компрессорная установки, стенд и ванна для промывки и промасливания кассет воздухоочистителей, моечная машина, кран-стрела, технологическое оборудование, слесарно-монтажный инструмент общего назначения, комплект приборов, специальных ключей и приспособлений, принадлежности мастерской и запасные части. Полный состав оборудования, приспособлений, инструмента и принадлежностей, которыми укомплектовывается мастерская, с указанием мест размещения и укладки приведен в Ведомости оборудования, инструмента и принадлежностей, придаваемой к мастерской. Размещение основного оборудования мастерской в походном положении показано на схеме. В передней части кузова в нише 5 смонтирована электросиловая установка 7, а также размещены аккумуляторные батареи 8, компрессорная установкa 25, стеллаж для банок и пылесос. У правого люка ниши закреплена панель ввода и выводов для подсоединения к ней электрических кабелей. На панели ниши расположены главный щит 4, радиостанция 5 с блоком питания, блок 27 выпрямителей, трансформатор выпрямителя, блок резисторов силового генератора 26. В походном положении возле ниши устанавливается скамейка. На передней панели кузова снаружи закреплены приспособление для снятия и установки бортовых передач, фильтровентиляционная установка и монтажный комплект 2 антенного устройства. Прибор контроля изоляции, фильтр радиопомех, щит контроля фильтровентиляционной установки и вентилятор размещены на передней панели внутри кузова. На правой надколесной нише установлен стеллаж 9 для ящиков и верстак 10, на котором закреплены слесарные тиски 13, штатив 14 электросверлильной машины, гидравлический пресс 12 и шлифовальная машинка 11. В ящиках верстака размещены инструмент, запасные части и принадлежности. В правом заднем углу кузова закреплены обогревательная печь 15. Над проемом двери закреплены крючки вешалки и щит освещения. С внутренней стороны на левой створке двери крепятся шанцевый инструмент и огнетушитель 16., В левом заднем углу закреплены шкаф 18 для имущества, моечная машина 17 (под шкафом для имущества), выносной стол 19 и кронштейн крепления оружия. На левой надколесной нише установлены стенд 22 для промывки кассет воздухоочистителей, агрегат 23 и шкаф 24 для приборов. У стенда расположена ванна 21 для; нагрева масла и промасливания кассет воздухоочистителей. Под кузовом размещено основание стрелы, а на передней панели снаружи - головка стрелы. На задней панели закреплен трап. Для доступа к фильтровентиляционной установке при ее обслуживании на кабине водителя закреплена площадка, которая может быть использована также для закрепления на ней какого-либо дополнительного имущества (маскировочной сети). На крыше кузова смонтирована площадка, на которой закреплены рукава моечной машины, автомобильный комплект ДК-4К и моечные ванны.
|