![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4. Психологическое обеспечение спортивной деятельности
Содержание психологического обеспечения спортивной деятельности Термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности» отражает наиболее прикладную сторону современной психологии спорта. Как и любая другая, спортивная деятельность требует соответствующего обеспечения: материального, технического, медицинского, психологического и т.п. Если исходить их строения и функций организма, то спортивный результат определяется подготовкой исполняющих движений органов, функциональной тренированностью и совершенством нервно-психических механизмов регуляции движений, переживаний, поведения. Результат деятельности падает при ослаблении любой из этих трех «несущих опор». Развитие и совершенствование нервно-психических механизмов регуляции и составляет суть психологического обеспечения спортивной деятельности. Таким образом, психологическое обеспечение спортивной деятельности – это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования. 1. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности: особенности протекания психических процессов, психических состояний (актуальных и доминирующих), свойств личности, социально-психологических особенностей деятельности. Психодиагностика осуществляется в процессе отбора, в тренировочном процессе и в соревнованиях. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации и спланировать более эффективную систему воздействия на спортсменов. 2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут быть направлены тренеру, спортсмену, руководителям, родителям, товарищам и т. п. – всем, кто вступает в контакт со спортсменом и может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации имеют отношение к отбору учеников для занятий определенным видом спорта, к определенному тренировочному занятию или циклу, к соревнованиям вообще или конкретному соревнованию, к спортивному режиму. 3. Психологическая подготовка делится на психологическую подготовку тренера и психологическую подготовку спортсмена. В свою очередь, в психологической подготовке спортсмена выделяют 4 раздела, которые связаны между собой: психологическую подготовку к продолжительному тренировочному процессу; общую психологическую подготовку к соревнованиям; коррекцию психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям; специальную психологическую подготовку к конкретному соревнованию. 4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена необходимо при недостатках в психологической подготовке, когда требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена. Управление может осуществляться за день или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных упражнений, после занятий либо в определенным тренировочном цикле. Само по себе понятие «психологическая обеспечение» предусматривает широкий круг научно-исследовательских, научно-практических и организационных вопросов, где переплетаются задачи психологии, педагогики и смежных дисциплин. Решение этих вопросов невозможно без соответствующих знаний о конкретных особенностях и условиях спортивной деятельности, о спортсмене, тренере, их взаимоотношениях и т.п. Знания эти накапливаются в процессе систематического изучения соответствующих объектов и областей спортивной деятельности.
|