Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод бухгалтерского учета






1. Понятие предмета бухгалтерского учета и его объекты.

2. Классификация активов (имущества, средств) по их роли в хозяйственной деятельности.

3. Классификация источников формирования имущества (пассивов-капитала организации и обязательств).

4. Хозяйственные процессы и хозяйственные операции.

5. Метод бухгалтерского учета и его основные элементы.

Для осуществления хозяйственной деятельности организация должна располагать необходимым имуществом (активами, средствами). Хозяйственная деятельность - это постоянное движение имущества в процессе совершения многочисленных и разнообразных хозяйственных операций.

Отличительной особенностью бухгалтерского учета является обязательное использование стоимостного измерителя, позволяющего получить любую степень обобщения учетных данных в стоимостной, денежной форме.

Таким образом, предметом бухгалтерского учета является имущество (средства производства) предприятий, находящееся в их распоряжении и имеющее стоимостную оценку.

Содержание предмета бухгалтерского учета зависит от учитываемых объектов, а состав объектов — от форм собственности и особеннос­тей отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, тор­говля, транспорт).

Для того, чтобы понять систему бухгалтерского учета необходимо изучить отдельные объекты имущества, отдельные виды средств, входящие в понятие предмета бухгалтерского учета. Всю эту совокупность средств делят на определенные группы по определенному признаку, т.е. классифицируют, а затем исследуют каждую группу в отдельности.

Объектами бухгалтерского учета являются:

· активы (имущество, хозяйственные средства);

· источники формирования имущества (пассивы — обязатель­ства и капитал организации);

· хозяйственные процессы.

Одни и те же объекты, составляющие имущество предприятия можно классифицировать по различным признакам, но в основу бухгалтерского учета положены две основные классификации средств:

1. по функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности - эта классификация дает ответ на вопрос - в качестве чего используется имущество, какую роль оно играет в деятельности предприятия: орудий или предметов труда, как восстанавливается при использовании.

2. по источникам формирования, образования (по принадлежности)- эта классификация этих же объектов дает ответ на вопрос - кому они принадлежат и на какую сумму, чьи эти объекты, откуда, за счет каких источников они появились на предприятии.

 

Все средства предприятия по их роди в процессе хозяйственной деятельности делятся на:

· долгосрочного использования (сроком более 1года)- внеоборотные активы;

· краткосрочного использования (сроком до 1 года) - оборотные активы).

К внеоборотным активам относятся основные средства, в том числе долгосрочно арендуемые, доходные вложения в матери­альные ценности, нематериальные активы, оборудование к установ­ке, вложения во внеоборотные активы

1. Основные средства длительное время и многократно участвуют в хозяйственной деятельности, сохраняя при этом свою натурально-вещественную фор­му. Их стоимость переносится на создаваемый продукт частями и виде амортизационных отчислений и включается в цену реализации.

Основные средства — это совокупность различных материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда в сфере материального производства и в непроизводственной сфере.

По принадлежности основные средства делятся на собственны и арендованные (в лизинге).

К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины, оборудование, транспортные средства, вычислители ная техника, инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетни насаждения и другое имущество, служащее более года.

2. Доходные вложения в материальные ценности - это расходы организаций в виде вложений в здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму и предоставляемые организацией во временное пользование с целью получения дохода по договорам лизинга, аренды, проката.

3. К нематериальным активам относятся затраты долгосрочного пользования, не имеющие материально-вещественной формы, приносящие доход и выраженные в стоимостной оценке К ним относятся: стоимость купленного права в виде лицензий, патентов, права пользования природными ресурсами, торговыми марками, знаками, стоимость программного обеспечения.

4. Оборудование к установке — это оборудование, требующее монтажа и вводимое в действие только после сборки его частей прикрепления к фундаменту или несущим опорам.

5. Вложения во внеоборотные активы — это затраты по созданию объектов длительного пользования путем нового строительства, реконструкции, расширения действующих объектов и приобрете­ния новых.

Оборотные активы завершают свой оборот в течение одного производственного цикла и возмещаются за счет выручки от реализации произведенной продукции. Оборотные активы подразделяются на:

1. запасы и затраты;

2. дебиторская задолженность;

3. денежные средства и прочие активы

1. Запасы делятся на:

· запасы в сфере производства: сырье, запасные части, строительные материалы, топливо, комплектующие изделия, тара, семена, корма, удобрения, медикаменты, инвентарь и хозяйственные принадлежности (предметы труда, служащие менее 1 года независимо от стоимости; предметы стоимостью менее 30 базовых величин включительно за единицу (комплект) независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, а также рабочий и продуктивный скот, которые относятся к основным средствам. К такому имуществу относятся также орудия лова, бензопилы, специальные инструменты, специальная одежда и обувь;

· запасы в сфере обращения — готовая продукция, товары, товары отгруженные покупателям.

· животные на выращивании и откорме

Затраты делятся на:

· Затраты в сфере производства: незавершенное производство (расход материалов на производство готовой продукции) и затраты будущих периодов.

· Затраты в сфере обращения: расходы на реализацию продукции, (доставка, упаковка, транспортировка, хранение, реклама и др.), товаров (издержки обращения).

2. Дебиторская задолженность - задолженность покупателей (дебиторы-должники организации) за полученную, но не оплаченную продукцию, задолженность подотчетных сумм, т.е. это средства организации, временно находящиеся у других лиц или предприятий и по истечении определенного времени подлежащие возврату.

3. Денежные средства и прочие активы:

· денежные средства: наличные деньги в кассе, денежные документы, остатки денег на расчетном и валютном сче­тах, переводы в пути.

· финансовые вложения: приобретенные ценные бу­маги других организаций, предоставленные другим организациям зай­мы.

Отвлеченные активы:

Убытки – это результат неэффективного хозяйствования или уменьшение активов, участвующих в текущей деятельности.

Источниками формирования активов (имущества) являются пассивы:

· собственные источники (капитал и резервы):

1. уставный фонд (капитал) - это вклады (доли, акции по номинальной стоимости) в денежном выра­жении собственников (учредителей, участников) в имущество орга­низации,

2. резерв­ные фонды - включают резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами,

3. добавочный фонд - создается за счет прибыли, переоценки основных средств, эмиссионного дохода (разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, полученной при реализации акций по цене выше их номинальной стоимости);

4. нераспределенная прибыль. Прибыль - конечный финансовый результат хозяйственной деятельности (разница между выручкой от реализации и себестоимостью этой продукции),

5. целевое финансирование - источник, из которого организации получают дополнительные средства (бюджет, целевые бюджетные фонды, спонсоры;

6. доходы будущих периодов - полученные авансом платежи от покупателей в отчетном периоде, но относящиеся будущим отчетным периодам, т.е. погашение задолженности по ним в виде отпуска продукции или выполнения работ и услуг предполагается в будущем;

· заемные (привлеченные) источники (обязательства):

1. долгосрочные - кредиты банков и займы юридических и физических лиц на срок более 1 года;

2. краткосрочны е- кредиты банков и займы юридических и физических лиц на срок до 1 года и кредиторская задолженность (задолженность по­ставщикам за поставленные материальные ценности, бюджетом, целевыми бюджетными фондами, фон­дом социальной защиты населения, работниками по оплате труда);

3. резервы предстоящих расходов – резервы предстоящей оплаты отпусков работников; ежегодных вознаграждений; предстоящих затрат по ремонту основных средств и др.

Активы и Пассивы представляют собой объекты бухгалтерского учета, которые находятся во взаимосвязи в процессе совершения хозяйственных операций.

Хозяйственная операция — это действие или событие, которое ведет к изменению объема, состава, и использования активов или пассивов организации. Основное содержание бух­галтерского учета заключается в отражении хозяйственных операций. Хозяйственную операцию характеризуют:

· Признаки - характеризуют операции качественно и позволяют группировать их по общим чертам (время и место их совершения, порядковые номера операций, цены, нормы, расценки);

· Показатели - отражают количественную характеристику хозяйственных операций в натуральном, трудовом и де­нежном измерителях.

Все хозяйственные операции классифицируются:

• хозяйственные операции по заготовлению производственных запасов;

• хозяйственные операции по производству продукции (работ, услуг);

• хозяйственные операции по реализации продукции (работ, услуг).

Таким образом, вся хозяйственная деятельность базируется на трех процессах:

1. Заготовление (снабжение) - приобретение производственных запасов (сырье, материалы, товары, средства труда и т.д.).

2. Процесс производства - взаимодействие рабочей силы, заготовленных материальных ценностей и средств труда, направленное на изготовление нового вида продукта.

3. Процесс реализации – это операции по сбыту и продаже продукции.

Метод бухгалтерского учета - это использование приемов и способов, которые дают возможность получить информацию об отдельных сторонах изучаемого предмета, и обеспечивают его сплошное и непрерывное отражение.

Элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают проведение наблюдения за объектами, их измерение, группировку и обобщение учетных данных:

1. Документация - это способ оформления хозяйствен­ных операций с помощью документов

2. Инвентаризация - способ проверки в натуре активов (имущества и источников их формирования) путем сопоставления фактического наличия (путем пересчета, взвешивания и т.д.) с учетными данны­ми. (В хозяйственной деятельности происходят такие факты и явления, которые в момент их совершения не оформляются документами. К ним относятся естественная убыль товарно-материальных ценностей, недостачи (из­лишки) в процессе их хранения вследствие допущенных ошибок или преднамеренных действий)

3. Оценка - способ денежного измерения активов (имущества, хозяйственных средств) и источни­ком их формирования (перевод натуральных и трудовых измерителей в денежный).

4. Калькуляция - исчисление себестоимости единицы изготовлен­ной продукции (выполненных работ и услуг) (Все произведенные затраты по данному виду производимой продукции делятся на полученное ее количество).

5. Счета - способ группировки и текущего отражения изменений в составе активов и источников их формирова­ния. Все опера­ции регистрируются в специальных таблицах — счетах бухгалтерского учета. На счетах накапливается и хранится информация, они открываются для от­дельных видов активов или источников. Например, для учета наличия и дви­жения основных средств открывается счет " Основные средства".

6. Двойная запись - операции отражаются способом двойной записи, т.е. каждая операция записы­вается дважды: один раз по дебету одного счета и второй раз — по кредиту другого. (Двойственность хозяйственных операций означает, что все из­менения имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Применение двойной записи обеспечивает постоянное балансовое обобщение показателей об объектах бухгалтерского учета).

7. Баланс - способ обобщения показа­телей о состоянии активов и источниках их формирования в денежном выражении на опреде­ленную дату в виде двусторонней таблицы. На одной стороне таблицы отражаются все активы (имущество, хозяйственные средства), а на другой — источники их формирования, таким образом в балансе отражается равенства этих сторон. Бухгалтерский баланс составляется на основании данных остатков счетов бухгалтерского учета.

8. Отчетность - завершающая стадия учетного про отражение итоговых показателей, результатов деятельности организации за определенный период.

 

 

Все элементы метода бухгалтерского учета функци­онируют во взаимосвязи друг с другом. Наблюдение за объектами бухгалтерского учета регистрируется в документах. Данные документов при помощи оценки преобразовываются в единую соизмеримую информационную совокупность, которая находит отражение на счетах бухгалтерского учета при помощи двойной записи. Полученные данные на счетах бухгалтерского учета являются основой для определения себестоимости продукции (каль­куляции), а также для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности. В свою очередь, калькуляция является базой для оценки, а счета бухгалтерского учета открываются на основа­нии данных бухгалтерского баланса. Инвентаризация уточняет показатели счетов бухгалтерского учета. Таким образом, взаимосвязанное функционирование всех элементов метода бухгалтерского учета обеспечивает полное и непрерывное, объективное и системное отражение его предмета.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал