![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет и метод бухгалтерского учетаСтр 1 из 3Следующая ⇒
1. Понятие предмета бухгалтерского учета и его объекты. 2. Классификация активов (имущества, средств) по их роли в хозяйственной деятельности. 3. Классификация источников формирования имущества (пассивов-капитала организации и обязательств). 4. Хозяйственные процессы и хозяйственные операции. 5. Метод бухгалтерского учета и его основные элементы. Для осуществления хозяйственной деятельности организация должна располагать необходимым имуществом (активами, средствами). Хозяйственная деятельность - это постоянное движение имущества в процессе совершения многочисленных и разнообразных хозяйственных операций. Отличительной особенностью бухгалтерского учета является обязательное использование стоимостного измерителя, позволяющего получить любую степень обобщения учетных данных в стоимостной, денежной форме. Таким образом, предметом бухгалтерского учета является имущество (средства производства) предприятий, находящееся в их распоряжении и имеющее стоимостную оценку. Содержание предмета бухгалтерского учета зависит от учитываемых объектов, а состав объектов — от форм собственности и особенностей отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт). Для того, чтобы понять систему бухгалтерского учета необходимо изучить отдельные объекты имущества, отдельные виды средств, входящие в понятие предмета бухгалтерского учета. Всю эту совокупность средств делят на определенные группы по определенному признаку, т.е. классифицируют, а затем исследуют каждую группу в отдельности. Объектами бухгалтерского учета являются: · активы (имущество, хозяйственные средства); · источники формирования имущества (пассивы — обязательства и капитал организации); · хозяйственные процессы. Одни и те же объекты, составляющие имущество предприятия можно классифицировать по различным признакам, но в основу бухгалтерского учета положены две основные классификации средств: 1. по функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности - эта классификация дает ответ на вопрос - в качестве чего используется имущество, какую роль оно играет в деятельности предприятия: орудий или предметов труда, как восстанавливается при использовании. 2. по источникам формирования, образования (по принадлежности)- эта классификация этих же объектов дает ответ на вопрос - кому они принадлежат и на какую сумму, чьи эти объекты, откуда, за счет каких источников они появились на предприятии.
Все средства предприятия по их роди в процессе хозяйственной деятельности делятся на: · долгосрочного использования (сроком более 1года)- внеоборотные активы; · краткосрочного использования (сроком до 1 года) - оборотные активы). К внеоборотным активам относятся основные средства, в том числе долгосрочно арендуемые, доходные вложения в материальные ценности, нематериальные активы, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы 1. Основные средства длительное время и многократно участвуют в хозяйственной деятельности, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму. Их стоимость переносится на создаваемый продукт частями и виде амортизационных отчислений и включается в цену реализации. Основные средства — это совокупность различных материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда в сфере материального производства и в непроизводственной сфере. По принадлежности основные средства делятся на собственны и арендованные (в лизинге). К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины, оборудование, транспортные средства, вычислители ная техника, инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетни насаждения и другое имущество, служащее более года. 2. Доходные вложения в материальные ценности - это расходы организаций в виде вложений в здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму и предоставляемые организацией во временное пользование с целью получения дохода по договорам лизинга, аренды, проката. 3. К нематериальным активам относятся затраты долгосрочного пользования, не имеющие материально-вещественной формы, приносящие доход и выраженные в стоимостной оценке К ним относятся: стоимость купленного права в виде лицензий, патентов, права пользования природными ресурсами, торговыми марками, знаками, стоимость программного обеспечения. 4. Оборудование к установке — это оборудование, требующее монтажа и вводимое в действие только после сборки его частей прикрепления к фундаменту или несущим опорам. 5. Вложения во внеоборотные активы — это затраты по созданию объектов длительного пользования путем нового строительства, реконструкции, расширения действующих объектов и приобретения новых. Оборотные активы завершают свой оборот в течение одного производственного цикла и возмещаются за счет выручки от реализации произведенной продукции. Оборотные активы подразделяются на: 1. запасы и затраты; 2. дебиторская задолженность; 3. денежные средства и прочие активы 1. Запасы делятся на: · запасы в сфере производства: сырье, запасные части, строительные материалы, топливо, комплектующие изделия, тара, семена, корма, удобрения, медикаменты, инвентарь и хозяйственные принадлежности (предметы труда, служащие менее 1 года независимо от стоимости; предметы стоимостью менее 30 базовых величин включительно за единицу (комплект) независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, а также рабочий и продуктивный скот, которые относятся к основным средствам. К такому имуществу относятся также орудия лова, бензопилы, специальные инструменты, специальная одежда и обувь; · запасы в сфере обращения — готовая продукция, товары, товары отгруженные покупателям. · животные на выращивании и откорме Затраты делятся на: · Затраты в сфере производства: незавершенное производство (расход материалов на производство готовой продукции) и затраты будущих периодов. · Затраты в сфере обращения: расходы на реализацию продукции, (доставка, упаковка, транспортировка, хранение, реклама и др.), товаров (издержки обращения). 2. Дебиторская задолженность - задолженность покупателей (дебиторы-должники организации) за полученную, но не оплаченную продукцию, задолженность подотчетных сумм, т.е. это средства организации, временно находящиеся у других лиц или предприятий и по истечении определенного времени подлежащие возврату. 3. Денежные средства и прочие активы: · денежные средства: наличные деньги в кассе, денежные документы, остатки денег на расчетном и валютном счетах, переводы в пути. · финансовые вложения: приобретенные ценные бумаги других организаций, предоставленные другим организациям займы. Отвлеченные активы: Убытки – это результат неэффективного хозяйствования или уменьшение активов, участвующих в текущей деятельности. Источниками формирования активов (имущества) являются пассивы: · собственные источники (капитал и резервы): 1. уставный фонд (капитал) - это вклады (доли, акции по номинальной стоимости) в денежном выражении собственников (учредителей, участников) в имущество организации, 2. резервные фонды - включают резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами, 3. добавочный фонд - создается за счет прибыли, переоценки основных средств, эмиссионного дохода (разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, полученной при реализации акций по цене выше их номинальной стоимости); 4. нераспределенная прибыль. Прибыль - конечный финансовый результат хозяйственной деятельности (разница между выручкой от реализации и себестоимостью этой продукции), 5. целевое финансирование - источник, из которого организации получают дополнительные средства (бюджет, целевые бюджетные фонды, спонсоры; 6. доходы будущих периодов - полученные авансом платежи от покупателей в отчетном периоде, но относящиеся будущим отчетным периодам, т.е. погашение задолженности по ним в виде отпуска продукции или выполнения работ и услуг предполагается в будущем; · заемные (привлеченные) источники (обязательства): 1. долгосрочные - кредиты банков и займы юридических и физических лиц на срок более 1 года; 2. краткосрочны е- кредиты банков и займы юридических и физических лиц на срок до 1 года и кредиторская задолженность (задолженность поставщикам за поставленные материальные ценности, бюджетом, целевыми бюджетными фондами, фондом социальной защиты населения, работниками по оплате труда); 3. резервы предстоящих расходов – резервы предстоящей оплаты отпусков работников; ежегодных вознаграждений; предстоящих затрат по ремонту основных средств и др. Активы и Пассивы представляют собой объекты бухгалтерского учета, которые находятся во взаимосвязи в процессе совершения хозяйственных операций. Хозяйственная операция — это действие или событие, которое ведет к изменению объема, состава, и использования активов или пассивов организации. Основное содержание бухгалтерского учета заключается в отражении хозяйственных операций. Хозяйственную операцию характеризуют: · Признаки - характеризуют операции качественно и позволяют группировать их по общим чертам (время и место их совершения, порядковые номера операций, цены, нормы, расценки); · Показатели - отражают количественную характеристику хозяйственных операций в натуральном, трудовом и денежном измерителях. Все хозяйственные операции классифицируются: • хозяйственные операции по заготовлению производственных запасов; • хозяйственные операции по производству продукции (работ, услуг); • хозяйственные операции по реализации продукции (работ, услуг). Таким образом, вся хозяйственная деятельность базируется на трех процессах: 1. Заготовление (снабжение) - приобретение производственных запасов (сырье, материалы, товары, средства труда и т.д.). 2. Процесс производства - взаимодействие рабочей силы, заготовленных материальных ценностей и средств труда, направленное на изготовление нового вида продукта. 3. Процесс реализации – это операции по сбыту и продаже продукции. Метод бухгалтерского учета - это использование приемов и способов, которые дают возможность получить информацию об отдельных сторонах изучаемого предмета, и обеспечивают его сплошное и непрерывное отражение. Элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают проведение наблюдения за объектами, их измерение, группировку и обобщение учетных данных: 1. Документация - это способ оформления хозяйственных операций с помощью документов 2. Инвентаризация - способ проверки в натуре активов (имущества и источников их формирования) путем сопоставления фактического наличия (путем пересчета, взвешивания и т.д.) с учетными данными. (В хозяйственной деятельности происходят такие факты и явления, которые в момент их совершения не оформляются документами. К ним относятся естественная убыль товарно-материальных ценностей, недостачи (излишки) в процессе их хранения вследствие допущенных ошибок или преднамеренных действий) 3. Оценка - способ денежного измерения активов (имущества, хозяйственных средств) и источником их формирования (перевод натуральных и трудовых измерителей в денежный). 4. Калькуляция - исчисление себестоимости единицы изготовленной продукции (выполненных работ и услуг) (Все произведенные затраты по данному виду производимой продукции делятся на полученное ее количество). 5. Счета - способ группировки и текущего отражения изменений в составе активов и источников их формирования. Все операции регистрируются в специальных таблицах — счетах бухгалтерского учета. На счетах накапливается и хранится информация, они открываются для отдельных видов активов или источников. Например, для учета наличия и движения основных средств открывается счет " Основные средства". 6. Двойная запись - операции отражаются способом двойной записи, т.е. каждая операция записывается дважды: один раз по дебету одного счета и второй раз — по кредиту другого. (Двойственность хозяйственных операций означает, что все изменения имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Применение двойной записи обеспечивает постоянное балансовое обобщение показателей об объектах бухгалтерского учета). 7. Баланс - способ обобщения показателей о состоянии активов и источниках их формирования в денежном выражении на определенную дату в виде двусторонней таблицы. На одной стороне таблицы отражаются все активы (имущество, хозяйственные средства), а на другой — источники их формирования, таким образом в балансе отражается равенства этих сторон. Бухгалтерский баланс составляется на основании данных остатков счетов бухгалтерского учета. 8. Отчетность - завершающая стадия учетного про отражение итоговых показателей, результатов деятельности организации за определенный период.
Все элементы метода бухгалтерского учета функционируют во взаимосвязи друг с другом. Наблюдение за объектами бухгалтерского учета регистрируется в документах. Данные документов при помощи оценки преобразовываются в единую соизмеримую информационную совокупность, которая находит отражение на счетах бухгалтерского учета при помощи двойной записи. Полученные данные на счетах бухгалтерского учета являются основой для определения себестоимости продукции (калькуляции), а также для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности. В свою очередь, калькуляция является базой для оценки, а счета бухгалтерского учета открываются на основании данных бухгалтерского баланса. Инвентаризация уточняет показатели счетов бухгалтерского учета. Таким образом, взаимосвязанное функционирование всех элементов метода бухгалтерского учета обеспечивает полное и непрерывное, объективное и системное отражение его предмета.
|