Психологические особенности лиц с речевыми расстройствами
1.Фиксированность на дефекте
2.Тревога, страхи и психологические защиты
3. Самооценка, уровень притязаний
4. Ценностная ориентация
Обследование лиц с речевыми нарушениями
1.Диффиренциальная диагностика психологии речи
2.Принципы психолого – педагогической диагностики
3.Общие требования к диагностической деятельности
Методы обследования лиц с нарушениями речи
1.Общая классификация методов
2.Требования к методикам
3.Методы оценки личности и эмоционально-волевых характеристик
Особенности взаимоотношений лиц с нарушениями речи с окружающими
1.Взаимотоношение в различных социальных группах
2.Взаимоотношение в семье
3. Взаимоотношение с педагогами
Ø Календарно-тематический план для студентов очной формы обучения
| №
| Название темы
| Распределение по неделям
| | Лекции
| Семинары
| СРСП
| СРС
| |
| Общие основы психологии речи
|
|
|
|
| |
| Свойства речи
|
|
|
|
| |
| Общая психологическая характеристика речи
|
|
|
|
| |
| Мышление и речь
|
|
|
|
| |
| Речь и общение
|
|
|
|
| |
| Возрастные закономерности формирования личности
|
|
|
|
| |
| Обзор речевых нарушений
|
|
|
|
| |
| Психологические особенности лиц с речевыми расстройствами
|
|
|
|
| |
| Обследование лиц с речевыми нарушениями
|
|
|
|
| |
| Методы обследования лиц с нарушениями речи
|
|
|
|
| |
| Особенности взаимоотношений лиц с нарушениями речи с окружающими
|
|
|
|
| | Итого: 135
|
|
|
|
|
Литература
- Логопсихология. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. М., 2007
- Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой М., 2002
- Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников М.: 2000.
- Логопедия [Текст]: учебник / ред.: Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, 2003.
- Логопедия [Текст]: учебник / ред.: Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, 1998.
- Логопедия. Заикание. Хрестоматия [Текст]: учебное пособие / сост.: Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, 2001.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / ред. Т. В. Волосовец, 2000.
- Поваляева, Мария Афанасьевна. Справочник логопеда [Текст]: справочное издание / М.А. Поваляева, 2002.
- Специальная педагогика: учебное пособие /под ред. Н.М. Назаровой, М.: Академия, -2001.
- Калягин В.А. Степанова Г.М. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личностных психодиагностических тестов// Дефектология. – 1996. - №3.
- Некрасова Ю.Б. Динамика психических состояний заикающихся при логотерапии // Вопросы психологии. – 1985. - №2.
- Фотекова Т., Ахутина Т. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей // Школьный психолог. – 2001. - № 37, 38.
- Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи // Дефектология.- 1976-. № 1.
- Переслени Л.И. Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности у детей с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология.- 1988.- № 1.
- Щипицина Л.М. Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-волевых качеств у младших школьников общим недоразвитием речи. Дефектология 1993. № 4.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2000.
Критерии выставления оценок.
Распределение рейтинговых баллов по видам контроля.
| №
| Форма контроля
| Виды контроля
| Баллы
| |
| Экзамен
| Текущий
|
| |
| Рубежный
|
| |
| Итоговый
|
| | всего 100
|
График контроля по дисциплине «Возрастная психология».
| Неделя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| | Вид контроля
| Т к
| Т к
| Т к
| Т к
| Т к
| Т к
| Р к
| Т к
| Т к
| Т к
| Т к
| Т к
| Т к
| Р к
| Т к
|
| | Баллы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Распределение рейтинговых баллов (текущий контроль)
|
| За занятия
|
СРС
7.5
| итого
| | Лекции
| Семинары
| СРСП
|
| | Баллы
| 7, 5
|
|
|
График и формы проведения рубежного контроля.
|
| Форма проведения
| Сроки проведения
| Максимальный балл
| Тема занятий
| итого
| | Рубежный контроль 1
| Контрольная работа 1
| 7-я неделя
|
| 1-7 учебное занятие
|
| | Собеседование 1
| 8-я неделя
|
| | Рубежный контроль 2
| Контрольная работа 2
| 14-я неделя
|
| 8-15 учебное занятие
| | Собеседование 2
| 15-я неделя
|
|
Распределение рейтинговых баллов по результатам экзамена.
| Оценка правильности ответов студентов в %
| Баллы
| Оценка
| | 90-100
| 37-40
| 5 (отлично)
| | 75-89
| 31-36
| 4 (хорошо)
| | 50-74
| 20-30
| 3 (удовлетворительно)
| | 0-49
| 0-19
| 2 (неудовлетворительно)
|
Итоговая оценка по дисциплине.
| Общий рейтинговый балл
| Оценка
| | 90-100
| 5 (отлично)
| | 75-89
| 4 (хорошо)
| | 50-74
| 3 (удовлетворительно)
| | 0-49
| 2 (неудовлетворительно)
|
Политика курса и этика академического поведения.
Данный курс является необходимым компонентом в системе подготовки будущего педагога. Посещение занятий по данному курсу строго обязательно. Углубленное освоение курса осуществляется через выполнение заданий по СРСП, СРС и семинарских занятий. Все виды самостоятельной работы сдавать в определенный преподавателем срок. Задания выдаются студентам на неделю и их выполнение строго обязательно. Не выполненное в срок задание оценивается снижением балла, та же мера может быть применена к небрежно или не полностью выполненным заданиям.
Кроме текущего контроля по заданиям в ходе изучения курса проводятся два рубежных контроля, сумма баллов которых суммируется с текущим.
- Не опаздывать па занятия.
- В случае пропуска занятий предоставить оправдательный документ.
- Все виды занятий выполнять в срок.
- Пропущенные занятия отрабатывать в определенный преподавателем срок.
- Отключать на время занятий сотовые телефоны.
- Сотрудничать, конструктивно вести диалог.
|